Скачать 222.94 Kb.
|
ГБОУ АО для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ЧЕРЧЕНИЯ (факультатив) Автор: КРАВЕЦ Валерий Францевич Учитель трудового обучения Категория высшая Архангельск Пояснительная записка Черчение в коррекционной школе помогает учащимся лучше усваивать и выполнять задания по программному материалу на уроках математики, содействует коррекции недостатков умственного развития детей и способствует развитию у них пространственного мышления, особенно на уроках профессионально-трудового обучения. Практические навыки, полученные учащимися на уроках труда в школьных мастерских и уроках черчения, выражаются в использовании общих приёмов работы, таких как чтение чертежей, изготовление и контроль по ним изделий, использование измерительных инструментов в процессе выполнения эскизов и чертежей. Курс «Основы черчения» в коррекционной школе рассчитан на два года обучения, факультативно и носит общеобразовательный характер. Основная цель уроков черчения в коррекционной школе заключается в развитии графической культуры учащихся, формирования у них умения читать графические изображения предметов, выполнять несложные эскизы, технические рисунки и чертежи с использованием условных изображений. Программа ставит следующие учебные задачи:
Содержание, организацию и методы преподавания черчения должны создавать, определять и осуществлять тесную связь обучения с жизнью. Знания, умения и навыки начального курса черчения необходимо дать учащимися коррекционной школы на их уровне восприятия и усвоения и в той мере, в какой они могут быть использованы учащимися в дальнейшем, особенно при продолжении обучения в профессиональных училищах и профессиональной трудовой деятельности. Изучение программного материала по черчению в коррекционной школе планируется с учетом дифференцированного подхода к учащимся, умственных, физических возможностей и индивидуальных особенностей каждого из них, а также уровня их подготовленности на уроках математики, изобразительного искусства и других предметов. Чёткая организация межпредметных связей, математика – черчение – трудовое обучение, даст возможность эффективно развивать интеллектуальные возможности учащихся. Для успешной работы на уроках черчения, экономного использования учебного времени целесообразно уроки черчения планировать спаренными. Последовательность обучения черчению осуществляется по принципу постепенного усложнения объектов и повышения требований к качеству выполняемых работ. В пределах темы учитель сам определяет дозировку времени на выполнение графических работ, придерживаясь необходимого минимума практических заданий программы. В отдельных случаях возможна замена указанных в минимуме заданий другими, равнозначными по содержанию. Виды работ на изображение геометрического орнамента также могут варьироваться учителем по своему усмотрению. При планировании уроков черчения необходимо предусматривать различные методы изучения материала. Словесные методы – это устное изложение учителем учебного материала в форме лекции-беседы или объяснение, сопровождающее пояснения на классной доске, а также самостоятельную работу учащихся с учебным пособием. Наглядные методы – это демонстрация по ходу урока учебно-наглядных пособий в виде плакатов, учебных таблиц, моделей, натуральных объектов, видеофильмов. Практические методы состоят в чтении и самостоятельном выполнении учащимися эскизов и чертежей, различных графических упражнений, способствующих прочному закреплению полученных знаний и выработке практических навыков. Учащиеся должны выполнить упражнения и практические работы обязательного минимума, предусмотренные программой. Метод моделирования плоских геометрических фигур и моделей объёмных тел из пластилина, проволоки, картона и других материалов способствует развитию пространственного представления у школьников. Все графические упражнения и практические работы выполняются учащимися карандашом. Упражнения выполняются в рабочей тетради в клетку, а чертежи - на формате чертёжной бумаги А4 (297×210) с применением чертёжных инструментов и принадлежностей. Оформление чертежей – рамка и основная надпись даётся в упрощённом виде с округлением размеров формата на 10 мм, а основная надпись 140×30 мм. Заполнять основную надпись на чертежах можно как прописными, так и строчными буквами. На уроках черчения необходимо сразу, с начала учебного года, приучать детей к чёткой и правильной организации. Заранее подготовить к работе карандаш, циркуль и другие чертежные принадлежности. Правильно располагать чертёжные инструменты и принадлежности на рабочем столе. Бережно обращаться в работе с инструментами и принадлежностями, сохранять их в исправном состоянии. Соблюдать правильную посадку во время работы. Следить за правильным положением рук, карандаша и чертёжных инструментов во время работы, не поворачивать лист бумаги, не нажимать сильно на карандаш при построении чертежа. Программа обучения по курсу «Основы черчения» рассчитана на два года обучения, 136 учебных часов. Программа по черчению составлена с учётом программы по труду и, в совокупности с ней, является средством развития мышления школьников, отработки определённых понятий, умений и навыков. Программа содержит девять основных разделов черчения:
Практические работы на изображение орнамента могут варьироваться учителем по своему усмотрению. Данный вид работ требует сообразительности в подборе фигур, цветового решения во время раскрашивания, способствует коррекции умственных недостатков детей, даёт возможность проверить индивидуальные способности учащихся. Раскрашивание производится красками или фломастерами. В процессе изучения каждой темы программы предусматривается выполнение конкретных заданий для самостоятельной работы с использованием моделей технических деталей, изделий, изготовленных учащимися на уроках трудового обучения, и индивидуальных карточек, содержащих несколько вариантов заданий. Для успешного усвоения учениками программы черчения необходимо широко использовать различные учебные наглядные пособия и дидактические материалы: таблицы с чертежами и эскизами, модели и детали изделий, индивидуальные карточки-задания и т.п. ПРОГРАММА Первый год обучения. Вводное занятие. Ознакомление со способами изображения – рисунками и чертежами. Значение черчения в практической деятельности человека. Краткие сведения об истории развития чертежа. Цели и задачи изучения черчения в коррекционной школе. Демонстрация чертежей и изделий, выполненных учащимися школы. Связь черчения с общеобразовательными предметами, трудовой и профессиональной подготовкой. Правила ведения тетради по черчению для выполнения эскизов, практических заданий и записей. Практическая работа. Подписать тетради по черчению. Записать, какие чертёжные инструменты и принадлежности необходимо иметь для работы на уроках черчения. Основные чертёжные инструменты и принадлежности. Теоретические сведения. Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для занятий. Их назначение. Карандаши (2М, М, ТМ, Т, 2Т), выбор их по твёрдости графита. Резинка (ластик). Линейка с делениями (300 – 400 мм). Чертёжные угольники с углами 45º, 45º, 90º и 30º, 60º, 90º, их назначение для проведения перпендикулярных и наклонных линий. Циркуль, его устройство и назначение. Правила безопасной работы циркулем. Бумага для черчения и рисования. Качество бумаги. Правила организации рабочего места чертёжника. Приёмы работы. Правильная посадка во время работы с чертежами. Расположение чертёжных инструментов и принадлежностей на рабочем столе. Правила и рациональные приёмы работы чертёжными инструментами. Практическая работа. Заточка карандашей. Расположения чертёжных инструментов на рабочем столе. Порядок подготовки к чертёжным работам. Линии чертежа. Прикладные геометрические построения. Теоретические сведения. Линии чертежа: сплошная толстая – линия видимого контура, основная; сплошная тонкая – размерные и выносные линии, линии предварительного построения чертежа; штриховая – линия невидимого контура; штрихпунктирная – осевая линия. Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертежах. Обозначение радиуса - R и диаметра - Ø на чертежах. Свойства геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, окружность. Дуга – часть окружности. Разница между окружностью и кругом. Осевые линии. Приёмы работы. Проведение отрезков произвольных размеров с помощью линейки через две точки. Проведение параллельных прямых с помощью линейки и чертёжного угольника, приложенного к линейке. Измерение расстояния с помощью линейки по прямой линии. Измерение циркулем одинаковых отрезков. Правильное положение пальцев рук при работе циркулем. Выполнение чертежей плоских геометрических фигур с помощью линейки и чертёжного угольника. Проведение дуги и окружности с помощью циркуля. Практические работы и упражнения.
Изображение чертежа плоских предметов. Теоретические сведения. Виды углов (прямой, тупой, острый) и типы треугольников, в зависимости от угла и стороны. Правила оформления чертежа. Рамка и основная надпись чертежа. Назначение рамки и основной надписи. Заполнение основной надписи чертежа. Ознакомление с чертёжным шрифтом. Снятие размеров с плоских деталей несложной формы. Правила нанесения размеров на чертеже. Понятие о разметке плоской детали. Приёмы работы. Выполнение чертежей фигур и деталей прямоугольной формы (различных шаблонов и прокладок с отверстиями и без них) по заданным размерам путём измерения по двум взаимно перпендикулярным направлениям. Предварительное построение чертежей тонкими линиями. Обводка контура сплошной толстой – основной линией. Применение карандашей разной степени твёрдости. Выполнение рамки с помощью линейки и чертёжного угольника, заполнение основной надписи. Чтение размеров на чертежах плоских деталей. Самостоятельное снятие размеров с плоских деталей прямоугольной формы с прямоугольными и круглыми отверстиями. Некоторые сведения о правилах нанесения размеров на чертежах плоских деталей прямоугольной и круглой формы (выносная и размерная линии, стрелка, указание толщины детали надписью, цифры и знаки). Практические работы и упражнения.
Деление окружности на равные части. Теоретические сведения. Концентрические окружности. Деление отрезка произвольной длины на равные части с помощью чертёжных инструментов. Необходимость в практике деление окружности на равные части. Правила и последовательность деления окружности на равные части с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности на 4, 8, 3, 6, 12 равных частей. Приёмы работы. Отмеривание одинаковых отрезков циркулем. Построение дуг и засечек с помощью циркуля. Вписывание правильных многоугольников в окружность с помощью линейки, чертёжного угольника и циркуля. Практические работы и упражнения.
Сопряжения. Теоретические сведения. Понятие о сопряжениях. Применения сопряжений в технике. Различные виды сопряжений: пересекающихся прямых дугой заданного радиуса; параллельных прямых с дугой окружности; сопряжение дугой заданного радиуса окружности и прямой линии; округление прямого, тупого и острого углов. Ознакомление с внешним и внутренним сопряжением двух окружностей дугой заданного радиуса. Точки сопряжения, дуга сопряжения, центр дуги сопряжения. Лекала. Назначение и правила пользования. Приёмы работы. Выполнение чертежей прямого, тупого и острого углов, одна из сторон которых лежит на горизонтальной или вертикальной линии. Округление данных углов с помощью циркуля и линейки заданным радиусом. Пользование лекалами: для округления углов, для проведения криволинейных линий по заданным точкам, для закругления элементов деталей на чертежах. Выполнение несложных чертежей плоских технических деталей с использованием сопряжений. Практические работы и упражнения.
Понятие о масштабах. Теоретические сведения. Значение масштабов в техническом черчении. Масштабы увеличения и уменьшения. Условные обозначения масштабов на чертеже. Практическое применение, выполненных в определённом масштабе чертежей, на производстве. Приёмы работы. Демонстрация чертежей плоской технической детали, выполненных в масштабе 1׃1, 1׃2, 2׃1. Выполнение данных чертежей в указанных масштабах. Практические работы и упражнения.
Объём знаний, умений и навыков. Учащиеся коррекционной школы к концу первого года обучения должны:
Второй год обучения. Вводное занятие. Организационные вопросы. Повторение материала, пройденного в первом году обучения. Практическая работа на повторение.
Изображение геометрического орнамента. Теоретические сведения. Геометрический орнамент. Применение и способы изображения геометрического орнамента. Виды и элементы геометрического орнамента. Приёмы работы. Правила и последовательность построения рисунка геометрического орнамента с помощью чертёжных инструментов. Изображение геометрического орнамента в полосе, квадрате, прямоугольнике, окружности. Цветовая подача геометрического орнамента. Практические работы и упражнения.
Эскиз. Теоретические сведения. Определение эскизов. Назначение и применение эскизов в проектировании изделий и сооружений. Отличие эскиза от чертежа. Оформление эскиза. Подготовка к выполнению, последовательность выполнения эскиза. Измерительные инструменты для снятия размеров деталей при выполнении эскизов с натуры: штангенциркуль, кронциркуль, линейка. Последовательность выполнение эскизов различных деталей с натуры. Приёмы работы. Подготовка листов бумаги в клетку по размеру формата А4. Оформление листа рамкой и основной надписью. Выбор и подготовка карандашей для эскизирования. Приёмы выполнения эскизов. Использование штангенциркуля и кронциркуля в работе при снятии размеров с натуры. Рациональное расположение видов (проекций) на формате с учётом места для нанесения размеров. Практические работы и упражнения.
Прямоугольное проецирование. Теоретические сведения. Проецирование предмета на плоскость. Плоскости проекций. Оси проекции. Прямоугольные проекции. Расположение видов (проекций) на чертеже и их названия: вид спереди (главный вид), вид сверху, вид слева. Выбор главного вида. Линии невидимого контура. Осевые линии. Прямоугольное проецирование куба. Прямоугольное проецирование параллелепипеда. Изображение предметов на одной, двух, трёх взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Приёмы работы. Последовательность построения изображений куба и параллелепипеда в прямоугольных проекциях. Использование модели куба с цветными гранями. Практические работы и упражнения.
Технический рисунок. Теоретические сведения. Способы изображения предметов: чертёж, фотоснимок, технический рисунок. Их отличие. Преимущество чертежа. Наглядность технического рисунка. Отличие технического рисунка от обычного, перспективного. Выполнение технических рисунков деталей с образцов и с натуры. Последовательность выполнения технического рисунка. Способы выявления объёма предмета с помощью штриховки. Чтение чертежей и технических рисунков. Приёмы работы. Последовательность выполнения технических рисунков предметов и деталей от руки, без помощи чертёжных инструментов, с приблизительным сохранением направления осей и пропорциональности между отдельными частями детали. Снятие размеров с натуры с помощью циркуля-измерителя и линейки с делениями. Выполнение штриховки отдельных частей деталей с помощью угольника, приложенного к линейке. Практические работы и упражнения.
Выполнение и чтение чертежей, составление эскизов и технических рисунков деталей. Теоретические сведения. Обобщение и расширение сведений о геометрических телах. Знакомство с новыми геометрическими телами: призма, пирамида, цилиндр, конус, шар. Выполнение чертежей объёмных деталей, имеющих различные поверхности (многогранные, конические, сферические и их сочетания). Анализ графического состава изображений и определение необходимого и достаточного количества видов на чертежах. Анализ геометрической формы. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела. Выполнение чертежей, эскизов и наглядных изображений (технических рисунков) одной и той же детали с использованием геометрических построений. Применение масштабов. Чтение и выполнение несложных по форме чертежей деталей в масштабе по изучаемой в школе специальности «Столярное дело» для последующего изготовления по ним изделий в школьной мастерской. Приёмы работы. Повторение пройденного материала по чертежам, эскизам, техническим рисункам учащихся в рабочих тетрадях по черчению. Обобщение сведений о выполнении чертежей, эскизов, наглядных изображений деталей комбинированной формы. Выполнение эскизов, наглядных изображений и чертежей геометрических тел, использование необходимых геометрических построений (в том числе сопряжений) в ходе выполнения чертежей. Образование шаровой, конической, цилиндрической поверхности путём вращения вокруг оси плоских геометрических фигур. Выполнение чертежей шара, конуса, цилиндра, призмы, пирамиды. Снятие размеров с различных технических деталей с помощью штангенциркуля, кронциркуля и линейки; выполнение эскизов и наглядных изображений. Построение недостающего вида по заданным проекциям. Практические работы и упражнения.
Понятие о сечениях и разрезах. Теоретические сведения. Определение сечения. Назначение и применение сечений. Правила выполнения несложных сечений; наложенные и вынесенные сечения. Условные обозначения сечений; нанесение размеров на сечения. Определение разрезов. Назначение и применение разрезов. Различие между разрезом и сечением. Правила выполнения разрезов. Виды разрезов: фронтальные, профильные, горизонтальные, местные разрезы. Обозначение разрезов. Соединение вида и разреза. Графическое обозначение некоторых материалов на сечениях и разрезах. Приёмы работы. Выполнение эскизов и чертежей прямоугольных деталей с применением сечений и разрезов. Выполнение штриховки и применение условных обозначений на чертежах сечений и разрезов для изображения материала. Практические работы и упражнения.
Объём знаний, умений и навыков. Учащиеся коррекционной школы к концу второго года обучения должны:
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для уроков черчения.
Литература.
|
Коннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | Урока Тема урока «свойства горных пород» Автор: Усик Инна Владимировна /учитель географии моу сош №6, высшая квалификационная категория | ||
Рабочая программа по мхк. 5 класс Пояснительная записка Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д. И (высшая квалификационная категория) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Блинова Любовь Гильфановна, воспитатель прогимназии №18, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы 37... | ||
Конспект урока-игры по истории России для 7 класса ... | Рабочая программа Морозовой Тамары Владимировны Учитель по физической... Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2010... | ||
Рабочая программа по дисциплине «ритмика» Автор-составитель: Аминова А. Г., преподаватель бу спо хмао-югры «Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского», высшая квалификационная... | Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, моу лицей №41, Устиновского... | ||
Анализ работы шмо учителей естественных дисциплин Щаповской сош за 2010 11 учебный год В шмо учителей естественных дисциплин входят три учителя: Фирсанова Л. С.(высшая категория, педагогический стаж 27 года), Колесникова... | Сыртланов Юрий Наилович, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая... Данные об учителе: Сыртланов Юрий Наилович, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, моу сош №50, Устиновского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, моу лицей №41, Устиновского... | Рабочая программа по литературе для 5-9 классов Составители Жаравина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория | ||
Конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина... План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) Данная статья освещает пути и способы социализации учащихся коррекционной школы VIII вида посредством уроков трудового обучения | ||
Молостова Лилия Федоровна Приложение №7 Автор: Молостова Лилия Федоровна, учитель географии, высшая квалификационная категория | Урок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии... План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория |