Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным





Скачать 189.71 Kb.
НазваниеОбозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным
Дата публикации30.06.2014
Размер189.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, МОУ Лицей №41, Устиновского района города Ижевска.

Предмет: Русский язык Класс 1 Учебник (УМК): В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Русский язык, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Тема урока: Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным. Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, конверт с заданиями, маркер.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Предметные результаты: умеют обозначать мягкость согласного звука перед твердым согласным, мягкость звука [ л, ], мягкость согласного [ч,, щ,], обозначать звук [ й,] в позиции после согласного перед гласным, писать мягкий знак после шипящих( в словах, называющих действия и в словах, называющих предмет женского рода, единственного числа).
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

Уметь определять в каких случаях мягкость согласного перед мягким согласным обозначается мягким знаком, а в каких случаях не обозначается мягким знаком.




Метапредметные

Познавательные УУД

С помощью учителя открывать и структурировать знания.





Регулятивные УУД

С помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний.




Коммуникативные УУД

Сотрудничать с одноклассниками и учителем.





Личностные

Проявлять учебную и коммуникативную активность.







Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Мотивационно - целевой этап:

Орг.момент

1 мин.

Организовать

самоопределение

детей к деятельности на уроке





Фронтальная

Проверяет готовность детей к уроку. Перечисляет необходимые учебные принадлежности для урока.




Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность.

Личностные УУД:

Самоорганизация.

Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний (мотивация)

2 мин.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Беседа по уточнению и конкретизации знаний.

Фронтальная

Предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала о функциях мягкого знака. Побуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания.



Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя, вспоминают о трех функциях мягкого знака, приводя примеры.


Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.

Создание ситуации успеха

5 мин.

Актуализировать умение записывать слова с мягким знаком, определяя его работу.

Практическая работа

Индивидуальная, фронтальная

Предлагает восстановить пропорцию, установив связь между словами. Определить функцию мягкого знака в найденном слове, записать это слово в тетрадь и оценить свою работу.

Зима = утро

Осень ?
Футляр = конверт

Очки ?

Школа = ?

Обучение воспитание

Читают предложенную пропорцию, анализируют ее, сравнивают и предлагают решение пропорции, контролируют предложенные варианты, записывают выбранное слово в тетради, фиксируя функцию мягкого знака.

Затем идет самопроверка, взаимопроверка, соотнесение с эталоном (один ученик записывает нужное слово на обратной стороне доски), обнаруживание расхождений,

коррекция и оценивание своих работ на оценочной шкале.

(См. приложение №1)


Личностные УУД: когнитивный компонент самооценки: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном, оценка учебной деятельности (умение самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата), коррекция (обнаружение ошибок, внесение соответствующих исправлений) и оценка результата деятельности.

Познавательные УУД:

умение осуществлять поиск и сбор информации, умение выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения.

Постановка учебной задачи

10 мин.

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний, определить границы знания и незнания в специально созданной учителем ситуации.

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

Создание проблемной ситуации

Фронтальная

Предлагает объединить предложенные слова по какому-либо общему признаку.

(См. приложение №2)

Просит поэтапно исключать из списка слов друг за другом по одному слову, отличающемуся от других по какому-то признаку, каждый раз оставшиеся слова объединять, указав их общий признак.

Подводит детей к постановке учебной задачи (песня, деньги)


[МАЛ'Ч'ИК, В'Й'УГА, С'ЭР'Г'И, ПОЧ'К'И, П'ЭС'Н'А]

1.Почки (ь не пишется в буквосочетаниях ч,щ с другими согласными)

2.Вьюга (ь обозначает [й'])

3.Мальчик (ь всегда обозначает мягкость [л'])

4. Пес?н ? сер?ги
Ь ? Ь

Обдумывают информацию, высказывают предположения, аргументируют свой ответ.

Предлагают варианты, объясняют выбор, обнаруживают расхождения в мнениях и осознают неполноту своих знаний. Лишнее слово записывают в тетрадь, объясняя орфограммы.

(См. приложение №2)

Сталкиваются со словами, в которых не знают, как обозначить мягкость согласного звука и формулируют вопрос урока, фиксируя в схеме.

( В каких случаях в позиции мягкий согласный перед мягким согласным, мягкость согласного обозначается мягким знаком, а в каких не обознается?)

(См. приложение №2)



Познавательные УУД: анализ слов с целью выявления общего признака, умение выполнять логические операции анализа, сравнения, классификации и отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и осознанное формулирование познавательной цели, умение определять границы знания и незнания.

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, проявление интереса к чужому мнению и высказывание своего.

Личностные УУД: осознание неполноты знаний, развитие учебной активности.


Поисково – исследовательский этап

Создание условий для решения учебной задачи

10 мин.

Смоделировать способ обозначения мягкости на письме перед мягким согласным в виде схемы.


Работа в парах,

коллективно-распределительная деятельность.

Парная, фронтальная

Организует поисковую работу учащихся, предлагая из списка слов выделить столбики слов с позицией, в которой не могут объяснить обозначение мягкого согласного перед мягким согласным;

побуждает детей к формулированию способа обозначения мягкости согласного на письме.

Просит вернуться к поставленной учебной задаче. Используя новые знания, записать правильно слова, которые вызвали сомнение на предыдущем этапе урока (песня, деньги ). Структурирует вместе с детьми новые знания в виде схемы.

(См. приложение №3)



Песня

Индюк

Кузнечик

Кости

Пончик

Каменщик


Серьги

Детьми

Восьмерка На свадьбе

Коньки

Деньги


Нельзя

Пильщик

Мальчуган

Мельник

Пельмени

Пальчик


Хищник

Бочки

Помощник

Удочки

Ночник

Очки



Ь(К,Г,Б,М) Ь (К,Г,Б,М)

Читают столбики слов, проводят самостоятельное наблюдение, исключают те группы слов, в которых знают обозначение мягкого согласного перед мягким согласным. В оставшихся словах выявляют закономерность написания и ненаписания мягкого знака в позиции «мягкий согласный перед мягким».

Формулируют способ обозначения мягкости в этой позиции.

(Чтобы обозначить мягкость согласного перед мягким, необходимо смотреть на следующий согласный.

Мягкий знак в этой позиции пишется только перед определенными буквами К,Г,Б,М.)

Объясняют написание оставшихся слов (песня и деньги), используя новый способ обозначения мягкости согласных.

После обсуждения дети вместе с учителем фиксируют результат

рассуждений с помощью схемы.

(См. приложение №4)

Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения классификации слов, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера, структурирование знаний. Метапредметные: познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять поиск и сбор информации, умение использовать знаково-символические средства для создания схемы.


Практический этап

Использование способа действия
7 мин.


Уметь использовать новые знания на практике.

Упражнение


Групповая, фронтальная работа

Организует групповую работу. Предлагает прочитать слова на изученную орфограмму. Просит дать прогностическую оценку предстоящей работы на оценочном листе.

(См. приложение №5)

Предлагает заполнить пропуски в словах (См. приложение №6), используя новый способ обозначения мягкого согласного перед мягким, зафиксированный в схеме. В ходе работы еще раз акцентирует внимание на позицию «мягкий согласный перед мягким согласным».


Л_дина

Рез_ба

Воз_мет

Птен_чик

Хищ_ник

Мен_ше

Гос_ти

Ден_ки




Оценочный лист




Пр.

Рез.

,]








,] [щ,]



























Делятся на группы. Читают слова. На оценочном листе ставят прогностическую оценку

(+ , ? , -).

(См. приложение №5)


Выполняют задание в группах на основе составленной схемы. Обсуждают, аргументируют свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога, приходят к общему решению и объясняют обозначение мягкого согласного перед мягким.

( См. приложение №6)


Познавательные УУД: умение использовать новые знания на практике.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственную позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Рефлексивно-оценочный этап

Контроль и оценка использования способа действия

3 мин.

Уметь контролировать и оценивать правильность выполнения задания.

Презентация

Фронтальная работа

Просит вывесить листы с заданием. Организует коллективную проверку выполненного задания, фиксируя на оценочном листе результативную оценку.

( См. приложение №5)

Оценочный лист




Пр.

Рез.

,]








,] [щ,]




























Выполненную работу группы презентуют. Сравнивают свою работу с работами других групп, проводят рефлексивный контроль за выполнением способа действия, вносят коррективы. Фиксируют в оценочном листе результативную оценку.


Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, Регулятивные УУД: формирование способности к самооценке и взаимооценке; контроль, коррекция и оценка результата деятельности

(результативная).

Личностные УУД: способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении.

Рефлексия

2 мин.

Сформулировать вывод урока.


Беседа

Фронтальная работа

Акцентирует внимание на конечном результате деятельности на уроке, просит определить последовательность действий и возможные ошибки при использовании конкретного способа действия. Предлагает самостоятельно сформулировать вывод урока.




Определяют последовательность действий для обозначения мягкого согласного перед мягким и возможные ошибки при использовании конкретного способа действия. Формулируют вывод урока.

(Чтобы обозначить мягкость согласного перед мягким, необходимо смотреть на следующий согласный.

Мягкий знак в новой позиции пишется только перед определенными буквами К,Г,Б,М.)


Познавательные УУД: рефлексия, контроль и оценка результата деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

формирование самосознания,

осознание личностной значимости нового знания.

Дата : Подпись учителя:


Самоанализ урока
Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, МОУ Лицей №41, Устиновского района города Ижевска.

Предмет: Русский язык Класс 1 Учебник (УМК): В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Русский язык, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Тема урока: Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным. Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, конверт с заданиями, маркер.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Предметные результаты: умеют обозначать мягкость согласного звука перед твердым согласным, мягкость звука [ л, ], мягкость согласного [ч,, щ,], обозначать звук [ й, ] в позиции после согласного перед гласным, писать мягкий знак после шипящих (в словах, называющих действия и в словах, называющих предмет женского рода, единственного числа).
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

Уметь определять в каких случаях мягкость согласного перед мягким согласным обозначается мягким знаком, а в каких случаях не обозначается мягким знаком.




Метапредметные

Познавательные УУД

С помощью учителя открывать и структурировать знания.





Регулятивные УУД

С помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний.




Коммуникативные УУД

Сотрудничать с одноклассниками и учителем.





Личностные

Проявлять учебную и коммуникативную активность.







Этап урока

Уровень достижения планируемого результата

( оценка)

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято).

Коррекционная работа

Мотивационно - целевой этап:

Орг.момент

Организовать

самоопределение

детей к деятельности на уроке

Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.

Личностные УУД:

Самоорганизация.

Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке




Напомнить на перемене о подготовке к уроку.

Актуализация знаний (мотивация)

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Цели данного этапа были достигнуты, обучающиеся правильно и точно сформулировали функции мягкого знака.

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.







Создание ситуации успеха

Актуализировать умение записывать слова с мягким знаком, определяя его работу.

На этом этапе была создана ситуация успеха. Дети достаточно легко выявили характер логических связей между словами, определили недостающее слово и правильно его записали, объяснив функцию мягкого знака.

Личностные: когнитивный компонент самооценки: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном, оценка учебной деятельности (умение самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата), коррекция (обнаружение ошибок, внесение соответствующих исправлений) и оценка результата деятельности.

Познавательные:

умение осуществлять поиск и сбор информации, умение выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения.

Была предложена пропорция, решение которой имело несколько вариантов.

Учитель детям напомнил о том, что слова – решения пропорций должны быть с мягким знаком.

Постановка учебной задачи

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний, определить границы знания и незнания в специально созданной учителем ситуации.

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Планируемые результаты были реализованы полностью.

Ученики выделили общий признак в предложенных словах и путем исключения одного слова за другим обнаружили слова, в которых они не смогли объяснить написание слов. Таким образом, они приняли учебную задачу: определили границы знания и незнания.

Познавательные УУД: анализ слов с целью выявления общего признака, умение выполнять логические операции анализа, сравнения, классификации и отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и осознанное формулирование познавательной цели, умение определять границы знания и незнания.

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, проявление интереса к чужому мнению и высказывание своего.

Личностные УУД: осознание неполноты знаний, развитие учебной активности.


При исключении первого слова, детьми может быть предложено слово, написание которого они не знают.

Учитель просит аргументировать свой выбор. Если ребенок не может объяснить по какой причине он исключает слово, то оно не является искомым.

Поисково – исследовательский этап

Создание условий для решения учебной задачи

Смоделировать способ обозначения мягкости на письме перед мягким согласным в виде схемы.

Данная работа несла в себе рефлексивно-диагностический характер. Дети с помощью учителя выявили закономерность написания мягкого знака в новой позиции

и результат поиска зафиксировали с помощью схемы.

Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения классификации слов, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера, структурирование знаний. Метапредметные: познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять поиск и сбор информации, умение использовать знаково-символические средства для создания схемы.


При выявлении закономерности обозначения мягкости согласного звука мягким знаком, ученики не обратили внимания на влияние следующего согласного на написание слова.

Количество слов для анализа нужно подбирать больше, поэтому учителю пришлось направлять детей на правильный ответ, проводя параллель с жизненными ситуациями, когда «соседи» влияют на события. Таким образом, учитель обращал внимание детей на следующий за мягким согласным согласный.

Практический этап

Использование способа действия


Уметь использовать новые знания на практике.

Цели данного этапа урока реализованы полностью, т.к. результаты деятельности детей показали принятие нового знания. Обучающиеся проверили новый способ обозначения мягкости согласного.

Познавательные УУД: умение использовать новые знания на практике.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственную позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД :

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.


При объяснении орфограмм, могут быть неточности в определении позиции «мягкий согласный перед мягким» или « мягкий согласный перед твердым».

Учитель обращает внимание на звуковую характеристику второго согласного.

Рефлексивно-оценочный этап


Контроль и оценка использования способа действия

Уметь контролировать и оценивать правильность выполнения задания. Презентация работ показала высокий уровень усвоения материала. Обучающиеся не только оценили себя и своих одноклассников, но и корректировали неточные ответы, аргументируя свои доводы.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: формирование способности к самооценке и взаимооценке; контроль, коррекция и оценка результата деятельности

(результативная).

Личностные УУД: способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении.







Рефлексия

Сформулировать вывод урока.

Дети самостоятельно сформулировали вывод урока, точно определив основные позиции нового материала, чем доказали осознание личностной значимости полученных знаний.

Познавательные УУД: рефлексия, контроль и оценка результата деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

формирование самосознания,

осознание личностной значимости нового знания.







Дата: Подпись:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconУрок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель...
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconУрок обучения грамоте в 1 а классе по умк «Школа 2100» Тема: Буква...
Цель урока: Познакомить с буквой Ь, рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце и в середине...
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconУрок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука»
Создание условий для формирования умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце слова
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconНашего урока: мягкий знак на конце слова. На уроке будем учиться...
Цель: развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце слова мягким знаком
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. Со звуками [с] – согласным, твёрдым, глухим и [c?] – согласным, мягким, глухим. С
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconУрок №21. Тема урока: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Выпишите слова, в которых ь знак выполняет функцию – обозначение мягкости предыдущего согласного
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературного чтения в 1 в классе "Буква е – показатель мягкости согласного звука"
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование знаний детей о букве как показателе мягкости согласного звука
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconПравописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными
Способствовать ознакомлению учащихся с мягким знаком, его свойством обозначать мягкость согласного
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Личностные: учебно-познавательный интерес к мягкому знаку, как к показателю мягкости предшествующего согласного звука
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить о гласной букве е, обозначающей два звука в начале слова и после гласного. Познакомить с гласной букве е, обозначающей...
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков,...
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconУрок русского языка на тему: "Правописание слов с разделительным...

Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие цели: повторить известные критерии определения глагола как части речи, закрепить написание глаголов с мягким знаком на...
Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным iconКонспект урока (обучение грамоте) по теме: ь знак показатель мягкости согласного звука
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск