Технологическая карта урока Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, МОУ Лицей №41, Устиновского района города Ижевска.
Предмет: Русский язык Класс 1 Учебник (УМК): В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Русский язык, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тема урока: Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: учебник, тетрадь, конверт с заданиями, маркер. Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Предметные результаты: умеют обозначать мягкость согласного звука перед твердым согласным, мягкость звука [ л, ], мягкость согласного [ч,, щ,], обозначать звук [ й,] в позиции после согласного перед гласным, писать мягкий знак после шипящих( в словах, называющих действия и в словах, называющих предмет женского рода, единственного числа). Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий
| Учебные действия
| Планируемый уровень достижений результатов обучения
| Предметные Д
| Уметь определять в каких случаях мягкость согласного перед мягким согласным обозначается мягким знаком, а в каких случаях не обозначается мягким знаком.
|
| Метапредметные
| Познавательные УУД
| С помощью учителя открывать и структурировать знания.
|
| Регулятивные УУД
| С помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний.
|
| Коммуникативные УУД
| Сотрудничать с одноклассниками и учителем.
|
| Личностные
| Проявлять учебную и коммуникативную активность.
|
|
Этап урока,
время этапа
| Задачи этапа
| Методы, приемы
обучения
| Формы учебного взаимодействия
| Деятельность учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Деятельность ученика
| Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия
| Мотивационно - целевой этап:
| Орг.момент
1 мин.
| Организовать
самоопределение
детей к деятельности на уроке
|
| Фронтальная
| Проверяет готовность детей к уроку. Перечисляет необходимые учебные принадлежности для урока.
|
| Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность.
| Личностные УУД:
Самоорганизация.
Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
| Актуализация знаний (мотивация)
2 мин.
| Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
| Беседа по уточнению и конкретизации знаний.
| Фронтальная
| Предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала о функциях мягкого знака. Побуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания.
|
| Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя, вспоминают о трех функциях мягкого знака, приводя примеры.
| Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.
| Создание ситуации успеха
5 мин.
| Актуализировать умение записывать слова с мягким знаком, определяя его работу.
| Практическая работа
| Индивидуальная, фронтальная
| Предлагает восстановить пропорцию, установив связь между словами. Определить функцию мягкого знака в найденном слове, записать это слово в тетрадь и оценить свою работу.
| Зима = утро
Осень ? Футляр = конверт
Очки ?
Школа = ?
Обучение воспитание
| Читают предложенную пропорцию, анализируют ее, сравнивают и предлагают решение пропорции, контролируют предложенные варианты, записывают выбранное слово в тетради, фиксируя функцию мягкого знака.
Затем идет самопроверка, взаимопроверка, соотнесение с эталоном (один ученик записывает нужное слово на обратной стороне доски), обнаруживание расхождений,
коррекция и оценивание своих работ на оценочной шкале.
(См. приложение №1)
| Личностные УУД: когнитивный компонент самооценки: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном, оценка учебной деятельности (умение самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата), коррекция (обнаружение ошибок, внесение соответствующих исправлений) и оценка результата деятельности.
Познавательные УУД:
умение осуществлять поиск и сбор информации, умение выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения.
| Постановка учебной задачи
10 мин.
| Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний, определить границы знания и незнания в специально созданной учителем ситуации.
Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
| Создание проблемной ситуации
| Фронтальная
| Предлагает объединить предложенные слова по какому-либо общему признаку.
(См. приложение №2)
Просит поэтапно исключать из списка слов друг за другом по одному слову, отличающемуся от других по какому-то признаку, каждый раз оставшиеся слова объединять, указав их общий признак.
Подводит детей к постановке учебной задачи (песня, деньги)
| [МАЛ'Ч'ИК, В'Й'УГА, С'ЭР'Г'И, ПОЧ'К'И, П'ЭС'Н'А]
1.Почки (ь не пишется в буквосочетаниях ч,щ с другими согласными)
2.Вьюга (ь обозначает [й'])
3.Мальчик (ь всегда обозначает мягкость [л'])
4. Пес?н ? сер?ги Ь ? Ь
| Обдумывают информацию, высказывают предположения, аргументируют свой ответ.
Предлагают варианты, объясняют выбор, обнаруживают расхождения в мнениях и осознают неполноту своих знаний. Лишнее слово записывают в тетрадь, объясняя орфограммы.
(См. приложение №2)
Сталкиваются со словами, в которых не знают, как обозначить мягкость согласного звука и формулируют вопрос урока, фиксируя в схеме.
( В каких случаях в позиции мягкий согласный перед мягким согласным, мягкость согласного обозначается мягким знаком, а в каких не обознается?)
(См. приложение №2)
| Познавательные УУД: анализ слов с целью выявления общего признака, умение выполнять логические операции анализа, сравнения, классификации и отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и осознанное формулирование познавательной цели, умение определять границы знания и незнания.
Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, проявление интереса к чужому мнению и высказывание своего.
Личностные УУД: осознание неполноты знаний, развитие учебной активности.
| Поисково – исследовательский этап
| Создание условий для решения учебной задачи
10 мин.
| Смоделировать способ обозначения мягкости на письме перед мягким согласным в виде схемы.
| Работа в парах,
коллективно-распределительная деятельность.
| Парная, фронтальная
| Организует поисковую работу учащихся, предлагая из списка слов выделить столбики слов с позицией, в которой не могут объяснить обозначение мягкого согласного перед мягким согласным;
побуждает детей к формулированию способа обозначения мягкости согласного на письме.
Просит вернуться к поставленной учебной задаче. Используя новые знания, записать правильно слова, которые вызвали сомнение на предыдущем этапе урока (песня, деньги ). Структурирует вместе с детьми новые знания в виде схемы.
(См. приложение №3)
|
Песня
Индюк
Кузнечик
Кости
Пончик
Каменщик
| Серьги
Детьми
Восьмерка На свадьбе
Коньки
Деньги
| Нельзя
Пильщик
Мальчуган
Мельник
Пельмени
Пальчик
| Хищник
Бочки
Помощник
Удочки
Ночник
Очки
|
Ь(К,Г,Б,М) Ь (К,Г,Б,М)
| Читают столбики слов, проводят самостоятельное наблюдение, исключают те группы слов, в которых знают обозначение мягкого согласного перед мягким согласным. В оставшихся словах выявляют закономерность написания и ненаписания мягкого знака в позиции «мягкий согласный перед мягким».
Формулируют способ обозначения мягкости в этой позиции.
(Чтобы обозначить мягкость согласного перед мягким, необходимо смотреть на следующий согласный.
Мягкий знак в этой позиции пишется только перед определенными буквами К,Г,Б,М.)
Объясняют написание оставшихся слов (песня и деньги), используя новый способ обозначения мягкости согласных.
После обсуждения дети вместе с учителем фиксируют результат
рассуждений с помощью схемы.
(См. приложение №4)
| Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования.
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения классификации слов, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера, структурирование знаний. Метапредметные: познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять поиск и сбор информации, умение использовать знаково-символические средства для создания схемы.
| Практический этап
| Использование способа действия 7 мин.
| Уметь использовать новые знания на практике.
| Упражнение
| Групповая, фронтальная работа
| Организует групповую работу. Предлагает прочитать слова на изученную орфограмму. Просит дать прогностическую оценку предстоящей работы на оценочном листе.
(См. приложение №5)
Предлагает заполнить пропуски в словах (См. приложение №6), используя новый способ обозначения мягкого согласного перед мягким, зафиксированный в схеме. В ходе работы еще раз акцентирует внимание на позицию «мягкий согласный перед мягким согласным».
| Л_дина
| Рез_ба
| Воз_мет
| Птен_чик
| Хищ_ник
| Мен_ше
| Гос_ти
| Ден_ки
|
Оценочный лист
|
| Пр.
| Рез.
| [л,]
|
|
| [ч,] [щ,]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Делятся на группы. Читают слова. На оценочном листе ставят прогностическую оценку
(+ , ? , -).
(См. приложение №5)
Выполняют задание в группах на основе составленной схемы. Обсуждают, аргументируют свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога, приходят к общему решению и объясняют обозначение мягкого согласного перед мягким.
( См. приложение №6)
| Познавательные УУД: умение использовать новые знания на практике.
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственную позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
| Рефлексивно-оценочный этап
| Контроль и оценка использования способа действия
3 мин.
| Уметь контролировать и оценивать правильность выполнения задания.
| Презентация
| Фронтальная работа
| Просит вывесить листы с заданием. Организует коллективную проверку выполненного задания, фиксируя на оценочном листе результативную оценку.
( См. приложение №5)
| Оценочный лист
|
| Пр.
| Рез.
| [л,]
|
|
| [ч,] [щ,]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выполненную работу группы презентуют. Сравнивают свою работу с работами других групп, проводят рефлексивный контроль за выполнением способа действия, вносят коррективы. Фиксируют в оценочном листе результативную оценку.
| Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, Регулятивные УУД: формирование способности к самооценке и взаимооценке; контроль, коррекция и оценка результата деятельности
(результативная).
Личностные УУД: способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении.
| Рефлексия
2 мин.
| Сформулировать вывод урока.
| Беседа
| Фронтальная работа
| Акцентирует внимание на конечном результате деятельности на уроке, просит определить последовательность действий и возможные ошибки при использовании конкретного способа действия. Предлагает самостоятельно сформулировать вывод урока.
|
| Определяют последовательность действий для обозначения мягкого согласного перед мягким и возможные ошибки при использовании конкретного способа действия. Формулируют вывод урока.
(Чтобы обозначить мягкость согласного перед мягким, необходимо смотреть на следующий согласный.
Мягкий знак в новой позиции пишется только перед определенными буквами К,Г,Б,М.)
| Познавательные УУД: рефлексия, контроль и оценка результата деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД:
формирование самосознания,
осознание личностной значимости нового знания.
| Дата : Подпись учителя:
Самоанализ урока Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, МОУ Лицей №41, Устиновского района города Ижевска.
Предмет: Русский язык Класс 1 Учебник (УМК): В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Русский язык, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тема урока: Обозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: учебник, тетрадь, конверт с заданиями, маркер. Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Предметные результаты: умеют обозначать мягкость согласного звука перед твердым согласным, мягкость звука [ л, ], мягкость согласного [ч,, щ,], обозначать звук [ й, ] в позиции после согласного перед гласным, писать мягкий знак после шипящих (в словах, называющих действия и в словах, называющих предмет женского рода, единственного числа). Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий
| Учебные действия
| Планируемый уровень достижений результатов обучения
| Предметные Д
| Уметь определять в каких случаях мягкость согласного перед мягким согласным обозначается мягким знаком, а в каких случаях не обозначается мягким знаком.
|
| Метапредметные
| Познавательные УУД
| С помощью учителя открывать и структурировать знания.
|
| Регулятивные УУД
| С помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний.
|
| Коммуникативные УУД
| Сотрудничать с одноклассниками и учителем.
|
| Личностные
| Проявлять учебную и коммуникативную активность.
|
|
Этап урока
| Уровень достижения планируемого результата
( оценка)
| Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия
| Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято).
| Коррекционная работа
| Мотивационно - целевой этап:
| Орг.момент
| Организовать
самоопределение
детей к деятельности на уроке
Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.
| Личностные УУД:
Самоорганизация.
Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
|
| Напомнить на перемене о подготовке к уроку.
| Актуализация знаний (мотивация)
| Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Цели данного этапа были достигнуты, обучающиеся правильно и точно сформулировали функции мягкого знака.
| Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.
|
|
| Создание ситуации успеха
| Актуализировать умение записывать слова с мягким знаком, определяя его работу.
На этом этапе была создана ситуация успеха. Дети достаточно легко выявили характер логических связей между словами, определили недостающее слово и правильно его записали, объяснив функцию мягкого знака.
| Личностные: когнитивный компонент самооценки: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном, оценка учебной деятельности (умение самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата), коррекция (обнаружение ошибок, внесение соответствующих исправлений) и оценка результата деятельности.
Познавательные:
умение осуществлять поиск и сбор информации, умение выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения.
| Была предложена пропорция, решение которой имело несколько вариантов.
| Учитель детям напомнил о том, что слова – решения пропорций должны быть с мягким знаком.
| Постановка учебной задачи
| Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний, определить границы знания и незнания в специально созданной учителем ситуации.
Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели
Планируемые результаты были реализованы полностью.
Ученики выделили общий признак в предложенных словах и путем исключения одного слова за другим обнаружили слова, в которых они не смогли объяснить написание слов. Таким образом, они приняли учебную задачу: определили границы знания и незнания.
| Познавательные УУД: анализ слов с целью выявления общего признака, умение выполнять логические операции анализа, сравнения, классификации и отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и осознанное формулирование познавательной цели, умение определять границы знания и незнания.
Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, проявление интереса к чужому мнению и высказывание своего.
Личностные УУД: осознание неполноты знаний, развитие учебной активности.
| При исключении первого слова, детьми может быть предложено слово, написание которого они не знают.
| Учитель просит аргументировать свой выбор. Если ребенок не может объяснить по какой причине он исключает слово, то оно не является искомым.
| Поисково – исследовательский этап
| Создание условий для решения учебной задачи
| Смоделировать способ обозначения мягкости на письме перед мягким согласным в виде схемы.
Данная работа несла в себе рефлексивно-диагностический характер. Дети с помощью учителя выявили закономерность написания мягкого знака в новой позиции
и результат поиска зафиксировали с помощью схемы.
| Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования.
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения классификации слов, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера, структурирование знаний. Метапредметные: познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять поиск и сбор информации, умение использовать знаково-символические средства для создания схемы.
| При выявлении закономерности обозначения мягкости согласного звука мягким знаком, ученики не обратили внимания на влияние следующего согласного на написание слова.
| Количество слов для анализа нужно подбирать больше, поэтому учителю пришлось направлять детей на правильный ответ, проводя параллель с жизненными ситуациями, когда «соседи» влияют на события. Таким образом, учитель обращал внимание детей на следующий за мягким согласным согласный.
| Практический этап
| Использование способа действия
| Уметь использовать новые знания на практике.
Цели данного этапа урока реализованы полностью, т.к. результаты деятельности детей показали принятие нового знания. Обучающиеся проверили новый способ обозначения мягкости согласного.
| Познавательные УУД: умение использовать новые знания на практике.
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственную позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД :
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
| При объяснении орфограмм, могут быть неточности в определении позиции «мягкий согласный перед мягким» или « мягкий согласный перед твердым».
| Учитель обращает внимание на звуковую характеристику второго согласного.
| Рефлексивно-оценочный этап
| Контроль и оценка использования способа действия
| Уметь контролировать и оценивать правильность выполнения задания. Презентация работ показала высокий уровень усвоения материала. Обучающиеся не только оценили себя и своих одноклассников, но и корректировали неточные ответы, аргументируя свои доводы.
| Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные УУД: формирование способности к самооценке и взаимооценке; контроль, коррекция и оценка результата деятельности
(результативная).
Личностные УУД: способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении.
|
|
| Рефлексия
| Сформулировать вывод урока.
Дети самостоятельно сформулировали вывод урока, точно определив основные позиции нового материала, чем доказали осознание личностной значимости полученных знаний.
| Познавательные УУД: рефлексия, контроль и оценка результата деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД:
формирование самосознания,
осознание личностной значимости нового знания.
|
|
| Дата: Подпись: |