Скачать 24.74 Kb.
|
Модель урока в логике системно-деятельностного подхода В логике системно-деятельностного подхода ведущей категорией при организации образовательного процесса является учебная ситуация (игровая, трудовая, исследовательская и др. в зависимости от доминирующего вида деятельности), формирующая предметные знания и умения, а так же универсальные учебные действия. В ходе решения учебных (игровых, трудовых, исследовательских и др.) ситуаций ребенок имеет возможность осознать и четко сформулировать цель, продумать и осуществить её на практике, оценить полученный результат своей деятельности. Урок состоит из множества учебных ситуаций, имеющих свою учебную задачу. В каждой учебной ситуации происходит формирование УУД (метапредметных результатов), решаются задачи воспитания, формирования мотивации деятельности, нравственно-этического оценивания и смыслообразования (личностные результаты). Учителю необходимо обеспечить включение учащихся в процесс смыслообразования, целеполагания, использовать приемы способствующие принятию и удержанию цели в течение урока, продумать способы организации рефлексии и критериальной оценки процесса и результата деятельности. Учебные ситуации логически связаны и соответствуют ведущей цели урока. На каждом этапе урока может быть одна – две учебные ситуации. Таким образом, учебная ситуация – маленький, но целостный фрагмент урока. Учебные ситуации могут быть проблемные и нейтральные. Так, например, учебная ситуация целеполагания может быть проблемной, если постановка цели идет через анализ противоречий и выявление проблемы, и может быть нейтральной, если ученики, работая с информацией учебника, выясняют тему урока, анализируют содержание страниц учебника, определяют цель. В данной модели доминантной является одна цель, хотя спектр их может быть достаточно широк. Ведущую, доминантную цель определяет тема урока (внеурочного занятия), которая рассматривается в контексте раздела, учебного курса. В цели отражен планируемый результат, который должен быть реализован в итоге урока (внеурочного занятия). В определении требований к целеполаганию важно придерживаться точки зрения, высказанной в работах М. В. Кларина: «Цель должна отражать конечный результат, выраженный в действиях учащихся». Важным является и требование диагностичности, операциональности целей и задач, которое подробно описано в работах М.В. Кларина, М.М. Поташника. Для обеспечения логики, задачи должны формулироваться только к одной, доминантной цели урока. Это не исключает наличие других задач, формирующихся одновременно с другими задачами. Они решаются в течение всего урока, и логическую последовательность их достижения трудно описать в проекте урока. Грамотно сформулированные задачи определяют этапы урока (внеурочного занятия), его логику. В традиционном обучении формулировка задач подменялась определениями этапов урока: этап повторения, этап объяснения нового материала, этап закрепления, этап формулировки домашнего задания. (Для уроков обобщения и систематизации – свои этапы). Отсутствие строго сформулированных учебных задач в логике достижения цели препятствует осознанию учителем логической стороны обучения, выбору адекватных методов и форм обучения, затрудняет формирование учебной деятельности обучающихся. Задачи урока формулируются к ведущей цели урока, как конкретные действия обучающихся, которые необходимы для её достижения. Таким образом, последняя задача выводит нас на результат, зафиксированный в цели учебного занятия. Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся. Важно формулировать задачи через деятельность, которую должны осуществить обучающиеся. Этап урока соответствует поставленной задаче или нескольким задачам (не более 2-3 задач). |
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного... Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации... | Катаевой Ольги Юрьевны в рамках проекта «Школа Росатома» «Организация... «Организация и реализация системно-деятельностного подхода на уроке. Структура и анализ урока» (24 часа) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рмой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии... | Конспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного... План- конспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного подхода | ||
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на базовую модель Агапова И. Г., выделяющего следующие... | Применение системно – деятельностного подхода в опыте работы педагогов оу «Применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (из опыта работы педагогов оу нюксеснкского муниципального... | ||
Тема урока: подготовка к Тип урока: урок развития речи с использованием системно деятельностного подхода к обучению | Решение педсовета Педсовет: «Проектирование современного урока на основе системно деятельностного подхода» | ||
Из опыта работы директора мбоу успенской сош бакановой Т. И описание... Системно-деятельностный подход предполагает наличие на уроке любого типа следующие характерные признаки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эффективным средством реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе являются образовательные технологии... | ||
Справка о результатах районного семинара «Эффективность реализации системно-деятельностного подхода в организации урока как условие развития личности ученика» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок общеметодологической направленности( технология системно- деятельностного подхода) | ||
Конспект урока по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой... Учебник: География. Планета Земля. 5 класс. Н. Н. Петрова, Н. А. Максимова М.: Мнемозина, 2012 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода |