Тема: Формула разности квадратов





Скачать 86.13 Kb.
НазваниеТема: Формула разности квадратов
Дата публикации24.08.2014
Размер86.13 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Математика > План урока
7 класс

Тема: Формула разности квадратов ( из Стандарта)

Цель: выработать умение применять формулу разности квадратов для тождественных преобразований выражений (раскладывать многочлены на множители; применять формулу для вычислений).

Из Стандарта основного общего образования:

Обучающиеся должны :

Знать/понимать

  • Как используются математические формулы;

  • Примеры их применения для решения математических задач;

Уметь

  • Выполнять расчеты по формуле;

  • Выполнять разложение многочленов на множители.


Задачи урока:

  1. Организовать деятельность учащихся на самостоятельный вывод формулы разности квадратов.

  2. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

  3. Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать математическую речь обучающихся (устную и письменную); формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

  4. Способствовать выработке умению анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать.


Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

План урока

  1. Оргмомент. Настрой учащихся на урок.

  1. Актуализация знаний.

  1. Изучение нового материала:

  • постановка проблемы;

  • вывод формулы;

  • проверка формулы;

  • запись формулы справа налево;

  • первичное закрепление;

  • проверочная работа.

  1. Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание, оценка за урок.


I этап Мотивация:

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил:

«Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!».

II этап Постановка проблемы

Учитель: На доске записаны 3 примера:

79*81
102*98 
1003*997 

  • Сможете ли вы найти произведения данных чисел быстро, не используя вычисления в столбик или на калькуляторе? (пауза) Я могу сразу назвать ответы ко всем примерам. А как я это смогла сделать, и какой рациональный способ при этом применила, хотели бы узнать сегодня на уроке?

  • Как вы думаете, чем я воспользовалась, чтобы быстро так сосчитать (законы, формулы)

Формулировка темы урока «Формула разности квадратов»

Девиз урока:     

  «Не бойтесь формул!
    Учитесь владеть этим инструментом Человеческого гения!
    В формулах заключено величие и могущество разума…»
                                                                                     Марков А.А.

(Открываем тетради, записываем число 11.04, классная работа, тему урока)

III этап Постановка цели обучающимися

Учитель:

  • Кто может сказать, какую из целей мы будем достигать на уроке?

  • Как ты понял данную цель? Объясни её смысл.

  • Как будем проверять, достигли ли цели?


ИНСТРУКЦИЯ (для обучающегося)

Определение целей учения на занятие.


Познавательные цели





Учебные цели




Сегодня на уроке я хочу







Узнать…..

Ставить вопросы….

Уточнить…

Изображать…..

Понять…

Составлять….

Выяснить…

Вычислять…

Раскрыть понятия…

Находить…




Объяснять….

IV этап Актуализация

Учитель: Для достижения цели, сначала вспомним то, что уже знаем:

  • с какими выражениями вы работаете на уроках в последнее время? (предполагаемый ответ – одночлены, многочлены)

  • Какие действия вы умеете выполнять с многочленами и одночленами? (предполагаемый ответ-сложение, вычитание, возведение в степень, умножение, деление).

  • Приведите примеры одночленов;

  • Что такое многочлен?

  • Как умножить многочлен на многочлен?

  • Прокомментируйте умножение (3 – в)(х + 4)

  • Что значит возвести выражение в квадрат? 62=? ; (5в)2 =?

На доске записано задание для устной работы:

Учитель. Прочитайте выражение

  • a + b

  • x – y

  • (c – d)2

  • (m + n)2

  • k2 + c2

  • 5a2b

  • 9y+3

  • (c – d)(c + d)

  • (4m – 3n)2

  • z2 – c2

  • 12x2 – 4



Учитель: Математический диктант ( в тетради)

I Вариант II Вариант

  1. Возведите в квадрат выражения:



82 = …; 102 = …;

(3b)2 = …; (2a)2 = …;


  1. Квадрат какого выражения равен

(…)2 = 64 (…)2 = 81

(…)2 = 16x2 ; (…)2 = 49y2;

(…)2 = 0,04b6 ; (…)2 = 0,09c4

Поменяйтесь с соседом тетрадями, возьмите в руки карандаши и проверьте м.д.
Оцените: 0 ош. Оценка «5»

1 ош. Оценка «4»

2-3 ош. Оценка «3»

Более 3 ош. Оценка «2»
V этап «Открытие» новых знаний с помощью исследовательской работы.

(работа в парах)

  • Ребята, давайте проведём исследование

Цель работы: Установить, чему равно произведение разности двух выражений и их суммы.

Одни учащиеся находят значения выражений

  • Вычислите левую часть и правую часть

(6 – 4) • (6 + 4) и 62– 42,

(9 + 3) • (9 – 3) и 92 – 32,

(2 – 8) • (8 + 2) и 22 - 82.

В результате учащиеся получают, что

(6 – 4) • (6 + 4) = 62 – 42,

(9 + 3) • (9 – 3) = 92 – 32,

(2 – 8) • (8 + 2) = 22 - 82.

Другие учащиеся записывают произведение следующих многочленов и, используя правило умножения многочлена на многочлен, упрощают их

(x-y)(x+y) =
(c+b)(c-b) =
(k-p)(k+p) =


Учитель. Какую закономерность вы заметили? (вопрос к 1 группе обучающихся)

Далее ученики анализируют результаты наблюдений и выдвигают гипотезу: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.

Учитель. А что нам скажут учащиеся другой группы?

Доказательство гипотезы:

Ученики. Используя правило умножения многочлена на многочлен имеем, что

(a – b) • (a + b) = a2 – ab + ab – b2 = a2 – b2.

Итак, гипотеза доказана.

Учитель. А теперь сформулируйте полученное правило.

Ученики проговаривают соответствующее правило.

Учитель. Как вы знаете правило, записанное с помощью букв, называется формулой.

Вывод: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
Запишите новую формулу в тетрадь как с помощью переменных, так и с помощью условных знаков.
(a-b)(a+b)=a2-b2

(▲—n)(▲+n)=▲2—n2

Учитель. Оказывается, еще в древности было замечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. А вы сегодня сами сумели вывести эту формулу, которая так и называется формулой сокращенного умножения. Ну, а теперь вы сможете догадаться, какой способ я использовала при решении этих примеров?

Учитель показывает на доске решение одного из примеров с помощью учащихся:

102*98= (100+2)(100-2)=10000-4=9996.

Остальные примеры доделаете дома.

Рассмотрим пример, раскройте скобки с помощью этой формулы:

(9 – m)(9+m) = 92 – m2

(4а+1)(4а-1) = (4а)2 – 12=16а2 – 1.

Как вы думаете, важен ли порядок множителей в произведении? Почему?
Поэтому, когда мы работаем с формулой важно обращать внимание на разность выражений.
VI этап Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Учитель. А теперь в формуле сокращенного умножения поменяем местами правую и левую часть: а2 - b2=(a-b)(a+b).

Как вы думаете, для чего нам понадобится эта формула в этом виде?

Учащиеся дают варианты ответов.

Учитель. Эта формула применяется при разложении многочлена на множители и называется формулой разности квадратов.

Запишите формулу в своих тетрадях как с помощью переменных, так и с помощью условных знаков.

a2-b2=(a-b)(a+b)

2—n2=(▲—n)(▲+n)

Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 217, проверим, так ли мы сделали, правильный ли сделали вывод?

Приведите пример с применением данной формулы:

102 – 52= (10 – 5)(10+5)

x2 – y2 = (x-y)(x+y)

VII этап Первичное закрепление

  • Устно. Выполните умножение.

  1. (с – d)(c + d);

  2. (p – d)(p + d);

  3. (c – 3)(c + 3);

  4. (9 + b)(9 – b)

  • Разложите на множители.

  1. c2 – x2

  2. y2 – 9

  3. b2 – 25 a2

VIII этап Проверочная работа
Вариант 1 Вариант 2

  1. Выполните умножение:

(c+a)(c-a) (у-х)(у+х)

(х+7)(х-7) (а-5)(а+5)

  1. Разложите на множители:

y² – x² с² – в²

а2 – 64 36 –х2

  1. Разложите на множители:

64х2-36у2 2-0,49у2

0,04х22 0,09a2 - 9b2

  1. Вычисли, используя формулу разности квадратов

54² - 46² 762 - 342;
Учитель: Все постарались, кто как мог, подведём всему итог.

Чем мы занимались на уроке?
Подведение итогов.

1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось

  • Узнать...

  • Понять....

  • Вычислить...

  • Применять...

  • Объяснять...

  • Другое.

2) Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.

Вопросы в помощь:

Достигли вы поставленной цели?

Если да, то что способствовало этому? Если нет, то что мешало?

Какого рода трудности испытываете?
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»

  • Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

  • Кто возил камни? (подним. жёлтые жетоны)

  • Кто добросовестно работал? (подним.синие жетоны)

  • Кто строил храм? (подним.красные жетоны)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Формула разности квадратов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел. Сформировать умение практически их применять
Тема: Формула разности квадратов iconУрока: Образовательная
Формирование знаний и умений у учащихся применять формулы сокращенного умножения – квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов,...
Тема: Формула разности квадратов iconФормулы сокращенного умножения. Разность квадратов
Образовательная: повторить формулы квадрата суммы и квадрата разности. Познакомить с формулой сокращенного умножения и показать,...
Тема: Формула разности квадратов iconТема: «Квадрат суммы и разности двух выражений»
Цель: повторение формул сокращённого умножения: квадрата суммы и разности двух выражений, их применения при раскрытии скобок
Тема: Формула разности квадратов iconКонспект урока алгебры в 7-м классе "Квадрат суммы. Квадрат разности. Разность квадратов"
Образовательные: – отработка умений систематизировать, обобщать знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать...
Тема: Формула разности квадратов iconПлан-конспект урока возведение в квадрат суммы и разности двух выражений (Тема урока)
Цель: знакомство учащихся с алгоритмом возведения в квадрат суммы и разности двух выражений
Тема: Формула разности квадратов iconУрок в 7 классе по теме «Квадрат суммы. Квадрат разности»
Цели: -вывести формулы сокращенного умножения (квадрат суммы и квадрат разности)
Тема: Формула разности квадратов iconКонспект урока Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула...
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Тема: Формула разности квадратов iconТема: “ Системы 2-х, 3-х линейных уравнений
Г.), теории электричества и магнетизма, геодезии (разработка метода наименьших квадратов) и мн разделов астрономии
Тема: Формула разности квадратов iconУрок алгебры в 7 «В» классе по теме: «Применение формул сокращенного...
Цель урока: повторение изученного материала по теме: «Квадрат суммы и разности» и отработка навыков применения формул при решении...
Тема: Формула разности квадратов iconОтчет изложен на 15 страницах машинописного текста, содержит 8 таблиц...
Объект исследования – вода после фильтрации системой очистки воды «Золотая Формула zf-2» (ту 3697-001-96144318-2008) производства...
Тема: Формула разности квадратов iconТема урока: Умножение разности двух выражений на их сумму
Урок №1. 20 февраля 2013 г класс: 7-а предмет: алгебра. Учитель: Самусь Надежда Васильевна
Тема: Формула разности квадратов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие: ввести понятия формулы сокращенного умножения, квадрат суммы и квадрат разности; вывести формулы квадрата суммы и квадрата...
Тема: Формула разности квадратов iconУрок алгебры в 7а классе. Тема: «Разложение многочленов на множители. Разность квадратов»
Эпиграф: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь»
Тема: Формула разности квадратов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Формулы квадрата суммы и разности. 3 урок по теме «Формулы сокращенного умножения»
Тема: Формула разности квадратов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Таблицы “Формула корней квадратного уравнения”, “Формула корней приведенного квадратного уравнения”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск