Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы
работы
| I. Эмоци-
онально-пси-
хологический настрой.
| - Ребята, возьмите друг друга за руки. Почувствовали, какие ручки тёплые? Если есть прохладные или холод-
ные, согрейте их своим теплом. А теперь улыбнитесь
друг другу. У вас хорошее настроение? Садитесь.
Урок математики.
| Дети берут за руки друг друга.
|
| II. Актуали-
зация знаний
| - Вы знаете, я сегодня шла к вам на урок и по дороге в
школу встретила Снеговика. Я рассказала ему, какие у меня хорошие, послушные, думающие ученики, и он захотел придти к вам на урок. Пустим его? Но пришёл Снеговик не с пустыми руками, а с заданиями. (Показываю большой конверт).
Одно из них он уже положил вам на парты. Это карточки для взаимотренажа.
Давайте устно порешаем в парах сменного состава.
Ходит II вариант. (См. Приложение 1).
Рефлексия: - Чем вы сейчас занимались?
- А зачем вы повторяли?
- Для чего вам надо знать состав чисел?
Проверка: - Поднимите руку те, кто допустил 1 ошибку,
2 ошибки, 3 и больше ошибок?
- Назовите значения сумм, какие у вас получались.
- Можно я запишу?
(Записываю на доске: 5,6,7)
|
Дети устно в парах сменного сос-
тава находят значения выражений.
- Повторяли состав чисел.
- Чтобы хорошо знать.
- Чтобы быстро и правильно находить значения выражений на сложение и вычитание.
5,6,7
- Да.
| ВТ в ПСС
(взаимотре-
наж в парах сменного состава) Фронтал.
работа
| III. Целепола-
гание
IY. Работа над новым материалом.
| - На что похоже? - А какое следующее число?
- А его состав вы знаете?
- А хотите узнать?
- Может подскажете тему нашего урока?
- А хотите сами попробовать составить число 8?
- А сможете?
- Зачем вам это надо?
- Предлагаю вам поработать в 4-х и найти все суммы со значением 8.
(Вывешиваю все листы с помощью магнитов.)
Проверка: (Начинаю с самого малого.)
- Ваше отношение?
- Как вы думаете, есть ли здесь что-то лишнее?
(Что убрать, а что оставить)
Если записаны не все суммы или суммы записаны не по порядку, то предлагаю свои.
- Я вот тоже составила суммы со значением 8. Сравните
ваши и мои.
6+2=8 - Какой порядок можно навести?
1+7=8
3+5=8 - Попробуйте.
7+1=8
2+6=8 - Что сохраняется?
4+4=8 - Какая?
5+3=8
Обобщение: - Давайте сделаем вывод:
- Что же мы сегодня «открыли»?
- Так из каких сумм можно составить число 8?
| - На отрезок натурального ряда
чисел.
- 8.
- Нет.
- Да.
- Состав числа 8.
- Да.
- Да.
- Чтобы хорошо знать. - Я согласен с…, ответы правиль-
ные, но не все суммы.
Дети называют.
Говорят, каких сумм не хватает. Составить таблицу состава числа 8.
Дети меняют местами мои кар –
точки.
- Закономерность.
- 1-ое слагаемое уменьшается на 1, 2-ое увеличивается на 1, значение суммы остаётся тем же. - Состав числа 8. Читают суммы хором по таблице.
| -/-/-/-/-/
Работа в
группах
Фронтал.
работа
| Физминутка
на формирова
ние правиль-
ной осанки
| - Устали? Давайте отдохнём.
- Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся ,
Ёжик сладко потянулся.
| Дети выполняют соответствующие движения,
ходят по классу.
|
| Y. Закрепле-
ние знания
состава числа 8.
Физминутка
для глаз
| – Вы хорошо запомнили состав числа 8?
Предлагаю поверить знание состава числа в парах
постоянного состава. Возьмите маленькие конверти-
ки (ВД) и достаньте карточки. Подиктуйте суммы друг другу, значения сумм запишите в тетрадях.
- Были ошибки?
2) Какое же ещё задание принёс Снеговик? (Беру из
конверта.)
Он просит вас сейчас быть особенно внимательными и сообразительными. Сможете?
Весёлые задачки:
а) Сколько рогов у двух коров?
- Как узнали?
б) Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
- Как узнали? - Снеговик ещё интересуется, а вы умеете составлять математические рассказы?
- Я прошу вас объединиться в группы и попробовать составить математические рассказы на сложение со значением суммы 8.
Выражения прошу записать на листах.
Проверка: (Выслушать все варианты ответов.)
- Отнеситесь.
- Посмотрите внимательно на выражения, что заметили? - Следим за снежинкой: солнышко – тучка – месяц.
Обратно.
Дополнительное задание (на оставшееся время).
(Тихо подписываю к отрезку натурального ряда чисел
9, 5, 6, 7, 8, 0)
- Ребята, а мы можем вернуться к отрезку натурального ряда чисел, который у нас получился в начале урока?
- Ой, а что это с ним стало? Что это теперь?
Наверное это Снеговик решил вас запутать.
- Что вы можете сказать об этих числах?
- Что ещё? - А есть ли здесь число, состав которого мы сегодня «открыли»?
- Значит, из этих чисел мы можем составить только этот отрезок натурального ряда чисел?
- Вы многое знаете. А вот умеете ли вы внимательно слушать, мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам записать в тетрадях:
- отрезок натурального ряда чисел, у которого первое число 3, а последнее – 8;
- на концах следующего отрезка – числа 2 и 7;
- первое число отрезка – 9, последнее – 5.
- Почему?
| Ответы детей.
Диктуют поочерёдно выражения друг другу.
- Да. - 4.
- 2+2=4
- 7.
- 5+2=7. - Да. Дети работают в группах, состав-
ляют математические рассказы и записывают выражения. +,-
- Повторили состав числа 8.
- Да.
- Числа. - Число «0» здесь лишнее, потому что оно не натуральное, а оставшиеся числа - натуральные, если переставить 9 в конец, то получится снова отрезок натурального ряда чисел. - 8. - Нет, несколько отрезков: 5, 6, 7, 8; 6, 7, 8, 9; 7, 8, 9; 8, 9; 5, 6, 7; 5, 6; 6, 7; 7, 8; 6, 7, 8.
- Нельзя записать (3). (Ловушка)
- В отрезке натурального ряда чисел каждое следующее число должно быть на 1 больше предыдущего.
| ВД в ППС
(взаимо-
диктант в парах постоянного состава)
См. Прил. 2.
Фронтал. работа
Работа в
группах
Фронтал.
Работа
-/-/-/-/-/
| YI. Рефлексия.
| - Ребята, как вы думаете, почему Снеговик вам улы-
бается?
- Что вы сегодня «открыли» для себя нового?
- А зачем вам надо его знать?
- А на следующем уроке это проверим?
- Как вы думаете, мы много сегодня работали?
- Кого мы должны поблагодарить за хорошую работу?
- У вас на партах лежат снежинки разного цвета.
Синий – «Я понял всё».
Жёлтый – «Остались сомнения».
Красный – «Я не понял».
Возьмите нужную снежинку и поместите её на доску рядом со Снеговиком.
- Что скажете?
– Спасибо за урок.
| - Хорошо поработали, «открыли»
новое.
- Состав числа 8.
- Чтобы быстро находить значения выражений на сложение
и вычитание.
- Да.
- Да. Друг друга. (Улыбаются)
Прикрепляют на скотч. Дети говорят, что увидели.
| -/-/-/-/-/
| |