Скачать 51.91 Kb.
|
Буквы Н-НН в различных частях речи (прилагательных, существительных, наречиях) Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: 1 .Познавательные: углубление знаний по разграничению написания Н и НН, усвоение образцов рассуждения на основе наблюдения и анализа. 2.Воспитательные: повышение интереса к учебному процессу, формирование активного участия в процессе обучения формирование оценочного суждения. 3.Развивающие: умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системного мышления, усиление коммуникативной направленности урока. Методы: беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач. Ход урока 1.Организационный момент (подготовка учащихся к активному восприятию материала. Сообщение целей урока). Задача: подготовить учащихся активно участвовать в анализе материала графическом описании правил, в обобщении теоретического материала (проблемное задание). Для этого будут использоваться известные условные обозначения: приставка, корень, суффикс, окончание, основа. На доске записаны слова в два столбика орлиный лимонный пчелиный утренний песчаный торжественный кожаный революционный плотно священно комариный картинный Вопросы: -Скажите, по какому признаку распределены слова в два столбика? (учащиеся устанавливают, что слова распределены по признаку наличия Н или НН). -Что мы можем написать над левым столбиком? -Что мы напишем над правым столбиком? -Что же на уроке мы должны выяснить? (учащиеся записывают тему урока, учитель записывает на доске) 2. Анализ материала, предложенного для наблюдения. наблюдение № 1 (на экране проецируются слова, учащиеся записывают их в тетрадь).3адача :на основе наблюдения сформулировать правило написания Н и НН в прилагательных существительных ) КОНЬ - КОННЫЙ - КОННИЦА ЦЕНА - ЦЕННЫЙ - ЦЕННИК СОН - СОННЫЙ -СОННИК Вопросы: -Определите, к какой части речи относятся слова второго столбика. -Определите, к какой части речи относятся слова третьего столбика. -Что общего в этих словах? (основа на -Н) -Какой вывод из этого можно сделать? (правило для существительных и прилагательных общее). ВЫВОДИМ ФОРМУЛУ ПРАВИЛА: (записываем в тетради зеленой пастой)
наблюдение № 2 утро - утренний общество — общественный солома – соломенный агитация — агитационный Вопросы: - К какой части речи относятся данные слова? -Как они образованы? (выделяем зеленой пастой). -Что общего в этих словах? -Какой вывод можно сделать ? ВЫВОДИМ ФОРМУЛУ ПРАВИЛА:
Исключения: Ветреный — 1. с ветром 2. пустой легкомысленный человек, (ветреный день; ветреный человек) наблюдение № 3 песок - песчаный глина - глиняный земля - земляной кожа - кожаный гусь - гусиный пчела - пчелиный Вопросы: От какой части речи образованы данные слова? -С помощью каких суффиксов? -На что указывают суффиксы АН -ЯН? (на материал, из которого что-то сделано) -На что указывает суффикс ИН? (на принадлежность кому-то) ВЫВОДИМ ФОРМУЛУ ПРАВИЛА :
исключения : ОЛОВЯННЫЙ запомни : ДЕРЕВЯННЫЙ ВЕТРЯНОЙ — действующий СТЕКЛЯННЫЙ силой ветра, (ветряная мельница) наблюдение № 4 торжественный - торжественно священный - священно ценный - ценно плотный - плотно Вопросы: -К какой части речи относятся слова первого столбика? -Сколько Н в прилагательных? -Сколько Н в наречиях? ВЫВОДИМ ФОРМУЛУ ПРАВИЛА : ЕСЛИ В ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ ДВЕ БУКВЫ -Н, ТО В ОБРАЗОВАННОМ ОТ НЕГО НАРЕЧИИ СОХРАНЯЕТСЯ ДВЕ БУКВЫ -Н. НН -НН Н -Н 3.Выводим обобщенное правило правописания НН -Н.
4.Закрепление темы. Задача: обучить приемам обоснования орфограммы, закрепить все виды графической фиксации умственных действий, отработать умение применять правило на практике. а). (задание выполняется по типу «объясни - потом запиши») на экране проецируются слова : тума...ый ,карма..ый, серебр...ный, хозяйстве...ый, орли...ый, клюкве...ый, тыкве..ый, шерстя..,ой, обеде...ый, отечестве...ый, водя...ой, чугу...ый, комари...ый, регистрацио...ый, костя...ой, ветр...ой(двигатель), ветр...ый (юноша) б).словарный распределительный диктант .(учитель читает слова .учащиеся распределяют га по двум столбикам). деревянный, соломенный, машинный, лунный, полынный, чугунный, лимонный, тыквенный, клюквенный, глиняный, серебряный, болезненный, куриный, гусиный, кухонный, орлиный, овсяный, костяной. (проверяется работа с помощью самопроверки ) в)Прочитайте слова в таблице .Правильно ли они внесены в неё ? н нн масля...ое пятно деревя...ый стол песча... ый берег чугу...ый рельс торфя...ое болото стекля...ый шар клюкве...ый сок соломе...ая крыша регистрацио...ый лист ветре...ый день оловя…ый солдатик комари...ый укус (учащиеся 1 варианта выписывают слова с //, учащиеся 2 варианта с НН). 5. Подведение итогов урока: -Что нового узнали на уроке? -В каких случаях мы пишем Н? -В каких случаях мы пишем НН? 6.Домашнее задание: На каждую формулу записать по пять примеров, используя упражнения учебника № 321, № 325. |
Название работы Цель: Закрепление пройденного материала по теме: «Правописание –н- и –нн- в различных частях речи» | Урока: Организационный момент Проверить знания учащихся о частях речи; умение находить изученные части речи; обосновывать правильность выбора | ||
«Понятие о частях речи» Оборудование: Учебник, тетради, ручки, карточки с заданием, сводная таблица частей речи, карточки со словами «числительное», «наречие»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение знаний учащихся о частях речи, формирование умения распознавать части речи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: сформировать представление о служебных частях речи и формирование навыков правописания и употребления их в речи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Точка или какой-либо другой знак препинания ставится внутри кавычек при окончании прямой речи. Первое слово прямой речи начинается... | ||
Тема: «Модальный глагол can, глаголы движения» Развитие умений и навыков устной речи. Ознакомление с модальным глаголом can и его первичное закрепление в речи; введение новой лексики... | Урок русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи: существительном,... Урок русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи: существительном, глаголе, прилагательном, предлоге». 4 класс | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Обобщение изученного материала о служебных частях речи; развитие у учащихся навыков употребления служебных слов в речи, закрепление... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все буквы «н» обведите в кружок, буквы «т» – в треугольник, буквы «ж» зачеркните. Работа ведется в течении 2 минут. Затем дети обмениваются... | ||
Енина Елена Александровна Познакомить учащихся с трудными случаями правописания н и нн в разных частях речи | «Понятие о частях речи и членах предложения» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Написание с прописной / строчной буквы прописные буквы в особом стилистическом употреблении С прописной буквы могут писаться некоторые нарицательные существительные в контекстах, где им приписывается особый высокий смысл:... | Русский язык имя прилагательное Цель. Отработка умения рассказывать о частях речи, приводить свои примеры, доказывать | ||
Задания по русскому языку и культуре речи Задание Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Объясните свою точку зрения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это практическое руководство для человека, который решил научиться – сам, без посторонней помощи! – грамотному оформлению своей письменной... |