Скачать 220.1 Kb.
|
5 класс. Введение в вероятность (4 ч.) (разработка 4х уроков по этой теме) Учебные цели: - ввести определение случайного, достоверного и невозможного события; - вести первые представления о решении комбинаторных задач: с помощью дерева вариантов и с помощью правила умножения. Воспитательная цель: развитие мировоззрения учащихся. Развивающая цель: развитие пространственного воображения, совершенствование навыка работы с линейкой.
Достоверные, невозможные и случайные события. Первый урок Оборудование урока: игральный кубик, монета, нарды. Наша жизнь во многом состоит из случайностей. Существует такая наука «Теория вероятностей». Пользуясь ее языком, можно описать многие явления и ситуации. Еще первобытный вождь понимал, что у десятка охотников «вероятность» поразить копьем зубра больше, чем у одного. Поэтому и охотились тогда коллективно. Такие древние полководцы, как Александр Македонский или Дмитрий Донской, готовясь к сражению, уповали не только на доблесть и искусство воинов, но и на случай. Математику многие любят за вечные истины дважды два всегда четыре, сумма четных чисел четна, площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон и т. д. В любой задаче, которую вы решали, у всех получается один и тот же ответ – нужно только не делать ошибок в решении. Реальная жизнь не так проста и однозначна. Исходы многих явлений заранее предсказать невозможно. Нельзя, например, сказать наверняка, какой стороной упадет подброшенная вверх монета, когда в следующем году выпадет первый снег или сколько человек в городе в течение ближайшего часа захотят позвонить по телефону. Такие непредсказуемые явления называются случайными. Однако случай тоже имеет свои законы, которые начинают проявляться при многократном повторении случайных явлений. Если подбросить монету 1000 раз, то «орел» выпадет приблизительно в половине случаев, чего нельзя сказать о двух или даже десяти бросаниях. «Приблизительно» не означает половину. Это, как правило, может быть так, а может и не быть. Закон вообще ничего не утверждает наверняка, но дает определенную степень уверенности в том, что некоторое случайное событие произойдет. Такие закономерности изучает специальный раздел математики – Теория вероятностей. С ее помощью можно с большей степенью уверенности ( но все равно не наверняка) предсказать и дату выпадения первого снега, и количество телефонных звонков. Теория вероятностей неразрывно связана с нашей повседневной жизнью. Это дает нам замечательную возможность установить многие вероятностные законы опытным путем, многократно повторяя случайные эксперименты. Материалами для этих экспериментов чаще всего будут обыкновенная монета, игральный кубик, набор домино, нарды, рулетка или даже колода карт. Каждый из этих предметов так или иначе связан с играми. Дело в том, что случай здесь предстает в наиболее частом виде. И первые вероятностные задачи были связаны с оценкой шансов игроков на выигрыш. Современная теория вероятностей ушла от азартных игр, но их реквизит по-прежнему остается наиболее простым и надежным источником случая. Поупражнявшись с рулеткой и кубиком, вы научитесь вычислять вероятность случайных событий в реальных жизненных ситуациях, что позволит вам оценивать свои шансы на успех, проверять гипотезы, принимать оптимальные решения не только в играх и лотереях. Решая вероятностные задачи, будьте очень внимательны, старайтесь обосновывать каждый свой шаг, ибо никакая другая область математики не содержит такое количество парадоксов. Как теория вероятностей. И пожалуй главное объяснение этому - ее связь с реальным миром, в котором мы живем. Во многих играх используют кубик, у которого на каждой грани отмечено различное количество точек от 1 до 6. Играющий бросает кубик, смотрит, сколько точек выпало (на той грани, которая располагается сверху), и делает соответствующее число ходов:1,2,3,4,5, или 6. Бросание кубика можно считать опытом, экспериментом, испытанием, а полученный результат – событием. Людям обычно очень интересно угадывать наступление того или иного события, предсказывать его исход. Какие предсказания они могут сделать, когда бросают игральный кубик? Первое предсказание: выпадет одна из цифр 1,2,3,4,5, или 6.Как вы думаете, предсказанное событие наступит или нет? Конечно, обязательно наступит. Событие, которое в данном опыте обязательно наступит, называют достоверным событием. Второе предсказание: выпадет цифра 7. Как вы думаете, предсказанное событие наступит или нет? Конечно не наступит, это просто невозможно. Событие, которое в данном опыте наступить не может, называют невозможным событием. Третье предсказание: выпадет цифра 1. Как вы думаете, предсказанное событие наступи или нет? На этот вопрос мы с полной уверенностью ответить не в состоянии, поскольку предсказанное событие может наступить, а может и не наступить. Событие, которое в данном опыте может наступить, а может и не наступить, называют случайным событием. Задание: охарактеризуйте события, о которых идет речь в приведенных ниже заданиях. Как достоверные, невозможные или случайные.
№959. Петя задумал натуральное число. Событие состоит в следующем: а) задумано четное число; (случайное) б) задумано нечетное число; (случайное) в) задумано число, не являющееся ни четным, ни нечетным; (невозможное) г) задумано число, являющееся четным или нечетным. (достоверное) № 961. Петя и толя сравнивают свои дни рождения. Событие состоит в следующем: а) их дни рождения не совпадают; (случайное) б) их дни рождения совпадают; (случайное) в) Петя родился 29 февраля, а Толя – 30 февраля; (невозможное) г) дни рождения обоих приходятся на праздники – Новый год(1 января) и День независимости России(12 июня). (случайное) № 962. При игре в нарды используют два игральных кубика. Число ходов, которые делает участник игры, определяется сложением цифр на двух выпавших гранях кубика, а если выпадает «дубль» (1+1,2 + 2,3 + 3,4 + 4,5 + 5,6 + 6),то число ходов удваивается. Вы бросаете кубики и вычисляете, сколько ходов вам предстоит сделать. Событие состоит в следующем: а) вы должны сделать один ход; б) вы должны сделать 7 ходов; в) вы должны сделать 24 хода; г) вы должны сделать 13 ходов. а) – невозможное ( 1 ход можно сделать, если выпадет комбинация 1 + 0, но числа 0 на кубиках нет). б) – случайное (если выпадет 1 + 6 или 2 + 5). в) – случайное (если выпадет комбинация 6 +6). г) – невозможное (не существует комбинаций чисел от 1 до 6, сумма которых равна 13; это число не может получиться и при выпадении «дубля», т.к. оно нечетное). Проверь себя. ( математический диктант) 1)Укажите, какие из следующих событий невозможные, какие – достоверные, какие – случайные:
2)Вы купили в магазине телевизор, на который фирма – производитель дает два года гарантии. Какие из следующих событий невозможные, какие – случайные, какие – достоверные:
3)Автобусу, в котором едет 15 пассажиров, предстоит сделать 10 остановок. Какие из следующих событий невозможные, какие – случайные, какие – достоверные:
Домашнее задание: п. 53 №960, 963, 965 (придумайте сами по два достоверных, случайных и невозможных события). Второй урок.
а) Объясните, что такое достоверное, случайное и невозможное события. б) Укажите, какое из следующих событий достоверное, какое – невозможное, какое –случайное:
№ 960. Вы открыли этот учебник на любой странице и выбрали первое попавшееся существительное. Событие состоит в следующем: а) в написании выбранного слова есть гласная буква. ((достоверное) б) в написании выбранного слова есть буква «о». (случайное ) в) в написании выбранного слова нет гласных букв. (невозможное) г) в написании выбранного слова есть мягкий знак. (случайное ) № 963. Вы снова играете в нарды. Охарактеризуйте следующее событие: а) игрок должен сделать не более двух ходов. (невозможное – при комбинации наименьших чисел 1 + 1 игрок делает 4 хода; комбинация 1 + 2 дает 3 хода; все остальные комбинации дают более 3 ходов) б) игрок должен сделать более двух ходов. (достоверное – любая комбинация дает 3 или более ходов) в) игрок должен сделать не более 24 ходов. (достоверное – комбинация наибольших чисел 6 + 6 дает 24 хода, а все остальные – менее 24 ходов) г) игрок должен сделать двузначное число ходов. (случайное –например, комбинация 2 + 3 дает однозначное число ходов: 5, а выпадение двух четверок – двузначное число ходов) 2. Решение задач. № 964. В мешке лежит 10 шаров: 3 синих, 3 белых и 4 красных. Охарактеризуйте следующее событие: а) из мешка вынули 4 шара, и все они синие; (невозможное) б) из мешка вынули 4 шара, и все они красные; (случайное) в) из мешка вынули 4 шара, и все они оказались разного цвета; (невозможное) г) из мешка вынули 4 шара, и среди них не оказалось шара черного цвета. (достоверное) Задача 1 . В коробке лежит 10 красных, 1 зеленая и 2 синих ручки. Из коробки наугад вынимают два предмета. Какие из следующих событий невозможные, какие – случайные, какие –достоверные: а) вынуты две красные ручки (случайное) б) вынуты две зеленые ручки; (невозможное) в) вынуты две синие ручки; (случайное) г) вынуты ручки двух разных цветов; (случайное) д) вынуты две ручки; (достоверное) е) вынуты два карандаша. (невозможное) Задача 2. Винни –Пух, Пятачок и все – все –все садятся за круглый стол праздновать день рождения. При каком количестве всех – всех –всех событие «Винни Пух и Пятачок будут сидеть рядом»является достоверным, а при каком – случайным? (если всех – всех –всех всего 1, то событие достоверное, если больше 1, то – случайное). Задача 3. Среди 100 билетов благотворительной лотереи 20 выигрышных Сколько билетов вам надо купить, чтобы событие «вы ничего не выиграете» было невозможным? (81 билет) Задача 4. В классе учится 10 мальчиков и 20 девочек. Какие из следующих событий являются для такого класса невозможными, какие –случайными, какие – достоверными
Задача 5. В коробке 3 красных, 3 желтых, 3 зеленых шара. Вытаскиваем наугад 4 шара. Рассмотрим событие «Среди вынутых шаров окажутся шары ровно М цветов». Для каждого М от 1 до 4 определите, какое это событие – невозможное, достоверное или случайное, и заполните таблицу:
Самостоятельная работа. I вариант
а) число дня рождения вашего друга меньше 32; б) 28 февраля будет дождь; в) завтра будет контрольная по математике; г) В следующем году первый снег в Москве выпадет в воскресенье.
а) кубик, упав, встанет на ребро; б) выпадет одно из чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6; в) выпадет число 6; г) выпадет число, кратное 7.
а) все вынутые шары одного цвета; б) все вынутые шары разных цветов; в) среди вынутых шаров есть шары разных цветов; с) среди вынутых шаров есть красный, желтый и зеленый шар. II вариант
а) свалившийся со стола бутерброд упадет на пол маслом вниз; б) в Москве в полночь выпадет снег, а через 24 ч. Будет светить солнце; в) вы выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее; г) в следующем году в мае раздастся весенний первый гром.
а) на карточке оказался нуль; б) на карточке оказалось число, кратное 5; в) на карточке оказалось число, кратное 100; г) на карточке оказалось число, большее 9 и меньшее 100.
а) вынуты две синие ручки; б) вынуты две красные ручки; в) вынуты две зеленые ручки; г) вынуты зеленая и черная ручки. Домашнее задание: 1). Придумать по два достоверных, случайных и невозможных события. 2). Задача. В коробке 3 красных, 3 желтых, 3 зеленых шара. Вытаскиваем наугад N шаров. Рассмотрим событие «среди вынутых шаров окажутся шары ровно трех цветов». Для каждого N от 1 до 9 определите, какое это событие – невозможное, достоверное или случайное, и заполните таблицу:
Комбинаторные задачи. Первый урок
а) проверяем задачи, которые придумали учащиеся. б)дополнительную задачу.
«Сначала под звуки плавного вальса числа образовали группу: 1+ 3 + 4 + 2 = 10. Потом юные фигуристы стали меняться местами, образуя все новые и новые группы: 2 + 3 + 4 + 1 = 10 3 + 1 + 2 + 4 = 10 4 + 1 + 3 + 2 = 10 1 + 4 + 2 + 3 = 10 и т. д. Так продолжалось до тех пор, пока конькобежцы не вернулись к исходному положению». - Сколько раз они поменялись местами? - Сегодня на уроке мы с вами научимся решать такие задачи. Они называются комбинаторными. 3. Изучение нового материала. Задача 1. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3? Решение: 11, 12, 13 21, 22, 23 31, 32, 33. Всего 9 чисел. При решении этой задачи мы осуществили перебор всех возможных вариантов, или, как обычно говорят в этих случаях. Всех возможных комбинаций. Поэтому подобные задачи называют комбинаторными. Просчитывать возможные (или невозможные) варианты в жизни приходится довольно часто, поэтому полезно познакомиться с комбинаторными задачами. № 967. Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде трех горизонтальных полос одинаковой ширины разных цветов – белого, синего, красного. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны – свой флаг? Решение. Предположим, что первая полоса – белая. Тогда вторая полоса может быть синей или красной, а третья полоса соответственно, красной или синей. Получилось два варианта: белая, синяя, красная или белая, красная, синяя. Пусть теперь первая полоса синего цвета, тогда опять получим два варианта: белая, красная, синяя или синяя, красная, белая. Пусть первая полоса красного цвета, тогда еще два варианта: красная, белая, синяя или красная, синяя, белая. Всего получилось 6 возможных вариантов. Такой флаг могут использовать 6 стран.
Итак, при решении этой задачи мы искали способ перебора возможных вариантов. Во многих случаях оказывается полезным прием построения картинки – схемы перебора вариантов. Это, во – первых, наглядно , во- вторых, позволяет нам все учесть, ничего не пропустить. Эту схему еще называют деревом возможных вариантов. Флаг Б К К Б С К С К БКС БСК Б К С С Б Б КСБ КБС СКБ СБК Первая полоса Вторая полоса С Третья полоса Полученная комбинация № 968. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 4, 6, 8? Решение. У интересующих нас двузначных чисел на первом месте может находиться любая из заданных цифр, кроме 0. Если на первое место мы поставим цифру 2, то на втором месте может находиться любая из заданных цифр. Получится пять двузначных чисел: 2.,22, 24, 26, 28. Точно так же будет пять двузначных чисел с первой цифрой 4, пять двузначных чисел с первой цифрой 6 и пять двузначных чисел с первой цифрой 8. Ответ: всего получится 20 чисел. Построим дерево возможных вариантов для решения этой задачи. Двузначные числа 2 8 6 4 8 0 2 6 4 6 4 2 0 8 8 6 4 2 0 4 8 6 2 0 Первая цифра Вторая цифра Полученные числа 20, 22, 24, 26, 28, 60, 62, 64, 66, 68, 40, 42, 44, 46, 48, 80, 82, 84, 86, 88. С помощью построения дерева возможных вариантов решите следующие задачи. № 971. Руководство некоторой страны решило сделать свой государственный флаг таким: на одноцветном прямоугольном фоне в одном из углов помещается круг другого цвета. Цвета решено выбрать из трех возможных: красный, желтый, зеленый. Сколько вариантов такого флага существует? На рисунке представлены некоторые из возможных вариантов. Ответ: 24 варианта. № 973. а) Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1,3, 5,? (27 чисел) б) Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1,3, 5 при условии, что цифры не должны повторяться? (6 чисел) № 979. Современные пятиборцы в течение двух дней участвуют в соревновании по пяти видам спорта: конкур, фехтование, плавание, стрельба, бег. а) Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования? (120 вариантов) б) Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если известно, что последним видом должен быть бег? (24 варианта) в) Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если известно, что последним видом должен быть бег, а первым – конкур? (6 вариантов) № 981. В двух урнах имеется по пять шаров в каждой пяти различных цветов: белого, синего, красного, желтого, зеленого. Из каждой урны одновременно вынимается по одному шару. а) сколько всего существует различных комбинаций вынутых шаров (комбинации типа «белый – красный» и «красный – белый» считаются одинаковыми)? (15 комбинаций) б) Сколько существует комбинаций, при которых вынутые шары одного цвета? (5 комбинаций) в) сколько существует комбинаций, при которых вынутые шары разных цветов? (15 – 5 = 10 комбинаций) Домашнее задание: п. 54, № 969, 972 , придумать самим комбинаторную задачу. № 969. Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде трех вертикальных полос одинаковой ширины разных цветов: зеленого, черного, желтого. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны – свой флаг? № 972. а) Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 5, 7, 9? б) Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 5, 7, 9 при условии, что цифры не должны повторяться? Второй урок
б) устно проверяем составленные задачи.
Итак, до этого мы с вами научились решать комбинаторные задачи с помощью дерева вариантов. Это хороший способ? Наверное, да, но очень громоздкий. Давайте попробуем домашнюю задачу № 972 решить по -другому. Кто догадается, как это можно сделать? а) Первую цифру можно выбрать 1 способом из пяти, вторую цифру тоже одним способом из пяти. Всего: 5 * 5 = 25 (вариантов). б) Первую цифру можно выбрать 1 способом из пяти, вторую цифру 1 способом из четырех. Всего: 5 * 4 = 20 (способов). Такое правило решения комбинаторных задач называют правилом умножения. Теперь мы попробуем следующие задачи решать по этому правилу. Задача 1. Антон, Борис и Василий купили 3 билета на футбольный матч на 1, 2, и 3-е места первого ряда. Сколькими способами они могут занять имеющиеся три места? Решение. 1 место 2 место 3 место Б В А В Б В Способы Б А В А Б В А А Б Каждое место может занять каждый из троих: 3 * 3 = 9. Но нужно вычесть тройки ААА, БББ, ВВВ. Всего получится 6 способов. № 977. В 5а классе в среду 4 урока: математика, информатика, русский язык, английский язык. Сколько можно составить вариантов расписания на среду? Решение. 1-й урок можно выбрать 4 способами, 2- й урок – тремя способами, 3 –й урок - двумя способами, 4-й урок – одним способом. Всего: 4 * 3 * 2 * 1 = 24 способа. № 978. В футбольном турнире участвуют несколько команд. Оказалось, что все они использовали для трусов и футболок два разных цвета из пяти возможных: белый, красный, синий, зеленый, желтый. Выяснилось, что были использованы все возможные варианты. Сколько команд участвовало в турнире? Ответ: на каждый из пяти цветов футболок приходится 4 цвета трусов. Всего: 4 * 5 = 20 вариантов. № 980. В урнах имеется по пять шаров в каждой пяти различных цветов: белого, синего, красного, желтого, зеленого. Из каждой урны одновременно вынимается по одному шару. Охарактеризуйте указанное ниже событие как достоверное, случайное или невозможное: а) вынутые шары разного цвета; (случайное) б) вынутые шары одного цвета; (случайное) в) вынуты черный и белый шары; (невозможное) г) вынуты два шара, причем оба оказались окрашены в один из следующих цветов: белый, синий, красный, желтый, зеленый. (достоверное) № 982. Группа туристов планирует осуществить поход по маршруту Антоново – Борисово – Власово – Грибово. Из Антоново в Борисово можно сплавиться по реке или дойти пешком. Из Борисово во Власово можно пройти пешком или доехать на велосипедах. Из Власово в Грибово можно доплыть по реке, доехать на велосипедах или пройти пешком. Сколько вариантов похода могут выбрать туристы? Сколько вариантов похода могут выбрать туристы при условии, что хотя бы на одном из участков маршрута они должны использовать велосипеды? (12 вариантов маршрута, из них 8 – с использованием велосипедов) Самостоятельная работа. 1 вариант
б) Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр: 0, 1, 3, 5, 7, при условии, что цифры не должны повторяться?
а) Сколькими способами можно вооружить мушкетеров? б) Сколько существует вариантов вооружения, если шпагой должен владеть Арамис? в) Сколько существует вариантов вооружения, если шпагой должен владеть Арамис, а пистолетом – Портос?
2 вариант
б) Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр: 0, 2, 4, 6, 8 при условии, что цифры не должны повторяться?
а) Сколько существует вариантов сочетания украшений из драгоценных камней? б) Сколько существует вариантов украшений , если серьги должны быть алмазными? в) Сколько существует вариантов украшений, если серьги должны быть алмазными, а браслет гранатовым?
Домашнее задание: № 974, 975. (составлением дерева вариантов и с помощью правила умножения) № 974.а) Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4? б) Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4 при условии, что цифры не должны повторяться? № 975. а) Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1,3, 5,7? б) Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1,3, 5,7 при условии. Что цифры не должны повторяться? Номера задач взяты из учебника «Математика-5», И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, 2004 год. |
Урок по этой теме. Завтра мы будем писать контрольный диктант. Как... Развивать речь детей, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать | Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок Разработка конспектов уроков по типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» | ||
Урок по теме из трех уроков. Цели Конспект урока русского языка в системе развивающего обучения Имя числительное, 3 класс. ( с применением икт) | Конспект урока информатики, 8 класс. Тема: «Текстовый редактор word.... Цели: -формировать умение правильно писать и употреблять в речи сложные слова; закреплять знания детей по этой теме | ||
Урок 8 класс по курсу «Введение в ландшафтную экологию». Тема: «Введение» Оборудование урока: учебник, дополнительные материала ( проекты учащихся прошлого года на дисках), материалы икт (института усовершенствования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для... | ||
Урок русского языка. 3 класс. 2012 2013 учебный год Тема: Урок развития... Цели: Формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные | Русский язык 5 класс Раздел I. Пояснительная записка Данная разработка посвящена методике организации и проведения нестандартных форм уроков, предназначена школьным учителям истории.... | ||
Урок по теме Цели: -формировать умение правильно писать и употреблять... Цели: -формировать умение правильно писать и употреблять в речи сложные слова; закреплять знания детей по этой теме | Экзаменационные вопросы по дисциплине Вероятность, свойства вероятности. Содержание ответа Численные методы. Вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез,... | ||
Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | Методическая разработка уроков по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» Знать строение кислородосодержащих органических соединений и его взаимосвязь со свойствами | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: введение и первичное закрепление грамматического материала по теме «Возвратные местоимения»; активизация лексических навыков... | Уроков по теме «Положительные и отрицательные числа» Технологические карты уроков по теме «Положительные и отрицательные числа», 6 класс | ||
Терроризм реферата За последнее время значительно увеличилось количество террористических актов. Как считают социологи, в начале 90-х годов вероятность... | Разработка урока по теме: Учебник: Л. Л. Босова «Информатика 5 класс» Цель: Создать условия для формирования системы знаний по теме: «Компьютер и его основные устройства» |