Скачать 143.8 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Комсомольский Кировской области Котельничского района Разработка урока по теме: Учебник: Л.Л. Босова «Информатика 5 класс» Автор: Лаптева Злата Анатольевна, учитель информатики 2008 г. Цель: Создать условия для формирования системы знаний по теме: «Компьютер и его основные устройства». Задачи:
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление. Ожидаемый результат: учащиеся должны уметь называть основные устройства компьютера и понимать их назначение. Оборудование: компьютеры, клавиатурный тренажер Keyboard Simulator, плакат по технике безопасности, карточки с изображением и названием устройств компьютера. План урока:
Структура урока:
Вопросы учителя:
Запись задачи на доске: «Из чего же, из чего же, из чего же сделан…» Вот видите, как много может сделать человек с помощью компьютера. Всё то, что мы с вами сейчас перечислили и многое, многое другое. Вскоре и мы с вами научимся набирать различные тексты, рисовать, выполнять математические расчёты, слушать музыку, создавать презентации и др. А для этого нам необходимо знать, как устроен компьютер.
Сегодня мы с вами познакомимся с устройствами компьютера. (показ прензентации) 1 2 Слайд № 2: Учитель: Назовите органы человека, которые принимают участие в информационных процессах: приёме, хранении, обработке и передаче информации (повторение изученного на прошлом уроке). Учащиеся: Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Храним информацию мы в памяти. В этом процессе участвует мозг. Обрабатываем информацию – значит думаем. В этом нам тоже помогает мозг. Для передачи информации человеку нужны органы речи и опорно-двигательной системы. (Анимация в слайде настроена таким образом, чтобы каждая ячейка таблицы появляется после ответа учащихся) Учитель: В состав компьютера так же входят устройства, которые производят действия с информацией: приём информации, её хранение, обработку и передачу информации. Это устройства ввода, хранения, обработки и вывода информации. Назовите, какие устройства компьютера вы уже знаете, слышали или видели. (У учителя заранее заготовлены карточки с названиями всех устройств, о которых будет идти речь на уроке. Карточки, с названием перечисленных устройств вывешиваются на доску в столбик.)
Учитель заранее готовит таблицу на доске, которую в течение показа презентации вместе с детьми заполняют карточками с названиями устройств компьютера. Для заполнения таблицы берутся и карточки, вывешенные в столбик. Детям также выдаётся карточка с таблицей, в которую они параллельно заполняют. 3 4 Слайд 3: анимация настроена последовательно. Учитель: Сначала мы рассмотрим устройства ввода информации. Как вы считаете, с помощью какого устройства можно ввести в компьютер текстовую информацию? Какое устройство помогает нам выбрать нужную информацию и запустить программу? С помощью какого устройства мы можем ввести графическую информацию в компьютер? А звуковую информацию? Учащиеся: Клавиатура, мышь, сканер, микрофон. (Если учащиеся не поднимают руки, то учитель сам даёт ответ и демонстрирует объект на слайде.) Слайд 4: скрыт и открывается при щелчке на фотографии любого из устройств компьютера. После показа всех устройств ввода учитель ещё раз произносит краткое назначение каждого устройства. 5 6 Слайд 5 анимация настроена последовательно. Учитель: Теперь мы рассмотрим устройства вывода информации. Назовите устройство, на экране которого вы можете увидеть информацию, которая находится в компьютере. С помощью какого устройства вы можете вывести информацию на бумагу? С помощью какого устройства вы можете вывести звуковую информацию, хранящуюся на компьютере? Учащиеся: Монитор, принтер, акустические колонки. (Если учащиеся не поднимают руки, то учитель сам даёт ответ и демонстрирует объект на слайде.) Слайд 6 аналогично сладу 4. После показа всех устройств вывода учитель ещё раз произносит краткое назначение каждого устройства. 7 8 Слайд 7 анимирован последовательно. Учитель: Мозг компьютера – это процессор. Это устройство предназначено для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера. Слайд 8 анимирован последовательно. Учитель: Чтобы сохранить информацию компьютеру, как и человеку нужна память. Существуют два вида памяти: оперативная и долговременная. Слайд 9 скрыт и открывается при щелчке на изображении ОЗУ. Учитель: Устройство ОЗУ – это оперативное запоминающее устройство. Все данные и программы, необходимые для работы компьютера помещаются в ОЗУ. Электрические им пульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется. Слайд 8 анимирован последовательно (возвращаются после9-го слайда) Учитель: Для того, чтобы сохранить информацию после выключения компьютера нам понадобится долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства. 9 10 Слайд 10 анимирован последовательно. Учитель: ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) - жесткий магнитный диск имеет большую ёмкость, встроен внутрь системного блока. На нём хранятся документы, рисунки, музыка, а самоё главное – все инструкции определяющие порядок работы при включении компьютера. Инструкции не удаляются даже при включении компьютера. В системном блоке также находится дисковод для гибких магнитных дисков – дискет. Дискета вставляется в дисковод через отверстие корпусе. Информацию на дискете можно переносить с одного компьютера на другой. В последнее время широкое распространение получили оптические или лазерные диски. 11 12 Слайд 11 анимирован последовательно. Учитель: есть и другие устройства, с которые встречаются реже, но также при подключении к компьютеру помогают работать с различной информацией. скрыты и открываются при щелчке на фотографии любого из устройств компьютера. Данные устройства считаются основными, но есть ещё много дополнительных устройств компьютера. Слайд 12 скрыт и открывается при щелчке на фотографии любого из устройств компьютера. После показа всех устройств вывода учитель ещё раз произносит краткое назначение каждого устройства. Слайд 13 анимирован последовательно Вывод: В состав компьютера входят устройства ввода, устройства вывода, устройства обработки, устройства хранения информации. Эти устройства составляют аппаратное обеспечение компьютера. 13
Учитель: Рассмотрим задание. В левый столбик выписаны термины в правый столбик их описания. Ваша задача прочитать описание и назвать соответствующий термин. (Работа в Р. Т. № 2 стр. 55, данное задание может быть выполнено с использованием интерактивной доски или с помощью презентации. Дети работают «цепочкой» по рядам) (Приложение 1). Учащиеся: Устройство для ввода информации путём нажатия клавиш – клавиатура. Сведения о интересующем нас предмете – информация. Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации – мышь. Используется для длительного хранения информации – жёсткий диск. Универсальное программно управляемое устройство для обработки информации – компьютер. Информация в ней находится только во время работы компьютера. Устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера – процессор. Устройство для печати информации на бумаге – принтер. Устройство для визуального отображения информации – монитор. Совокупность всех устройств компьютера – аппаратное обеспечение. Информация, предоставленная в форме, пригодной для обработки компьютером – данные.
§ 2.1, 2.2, стр. - 63-68, РТ: № 1 – стр. 54. Повторить правила техники безопасности.
Поднимите руки те, для кого сегодняшняя информация была не новой. Теперь поднимите руки те ребята, которые получили немного новой информации. А теперь поднимите руки те, для кого из вас информация , полученная на уроке, была совершенно новой. Я думаю, что каждый из вас смог узнать для себя, какую-то новую информацию, и закрепить свои знания. Спасибо за внимание. Литература:
Приложение 1 (для интерактивной доски) Каждому термину, указанному в левой колонке, поставьте в соответствие его описание, приведённое в правой колонке. Слайд 14 Слайд анимирован по колонке с описанием устройств компьютера. Соединение стрелками происходит по щелчку мыши после правильного ответа учащихся. Приложение 2 (плакат по ТБ) ВОПРОСЫ:
Приложение 3 Эта часть доски закрыта (она открывается после ответов учащихся)
Анализ урока. В нашей школе предмет информатика и ИКТ второй год ведётся с пятого класса. Для учащихся это новый предмет. Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. Образовательная и развивающая цели урока обоснованы Федеральным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям, соответствуют необходимому уровню знаний и умений учащихся. Материал подобран в соответствии со школьной программой: теоретические положения понятны как для сильных, так и для средних и слабых учеников. Воспитательная цель урока поставлена с учетом особенностей класса. Урок проводился в форме лекции с элементами беседы. При проведении урока цели его были достигнуты. Время урока распределено рационально по этапам. Этапы урока логически связаны. Проверка знаний учащихся служит основой для дальнейшего изучения темы. Изучение нового материала построено на показе презентации. Это новый вид наглядного материала для учащихся пятого класса. Презентация помогает существенно привлечь внимание учащихся. Закрепление теоретического материала способствует его лучшему усвоению. Урок проводится в компьютерном классе, компьютеры использовались. Для обеспечения экономичного использования времени на уроке учащиеся отвечали на вопросы с места. Принимали активное участие в диалоге. Перед началом урока была подготовлена доска, были записаны дата проведения и тема урока, подготовлена таблица. Урок был проведен в достаточно быстром темпе. В конце урока были подведены его итоги, активно работающим ученикам поставлены оценки; было задано домашнее задание. Все запланированное на данный урок было осуществлено. Объем нового материала оптимальный по учебной программе, базируется на уже имеющуюся в опыте учащихся, систему знаний. Изложение материала было последовательным, логически правильным. Уровень изложения материала учителем соответствует уровню понимания содержания учениками и уровню сложности изложения содержания в учебнике. В ходе урока было акцентировано внимание учащихся на основных понятиях, подчеркивая ведущую идею темы. При объяснении материала опирался на жизненные представления, потребности и интересы учащихся. На данном уроке использовались различные методические приемы, методы и средства: беседа, лекция, конспектирование, Методические приёмы соответствовали возрастным особенностям учащихся, целям, поставленным в начале урока. Видно было, что детей заинтересовала новая тема, они внимательно слушали. Записи в тетради чередовались с устными обсуждениями материала урока, что способствовало отсутствию утомляемости на уроке. На этапе первичного усвоения материала использовалась работа в тетради. Дети учились соотносить описание с названием термина, которому оно соответствует. Данное задание является кратким обобщением нового материала. Оно поможет учащимся лучше усвоить материал. А так как оно находится в рабочей тетради, то дети смогут обратиться к нему при выполнении домашнего задания. На этапе закрепления материала учащиеся вспоминали правила безопасности и организации рабочего места, с которыми были ознакомлены на прошлом уроке и расписались в журнале безопасности. Это необходимо для перехода к практической части, к работе на клавиатурном тренажёре. Закрепление непосредственно новой темы проходило в игровой форме. Учащиеся должны были написать устройства компьютера, которые запомнили в зависимости от их основного назначения. Это задание было также направлено на закрепление правильного написания. На данном уроке также было задано домашнее задание, носящее, прежде всего, закрепляющий характер. Объем домашнего задания оптимальный, охватывает необходимый минимум, предусмотренный программой, и закладывает основу для дальнейшего расширения знаний и умений. Упражнение способны выполнить все ученики, так как в ходе урока разбирались различные примеры. Важная задача данного домашнего задания — показать всем ученикам возможность полного и легкого усвоения содержания темы. Учащиеся активно и с воодушевлением работали на всех этапах урока. На вопросы учителя дети, хотя и не всегда правильно, но пытались отвечать, при использовании вспомогательных наводящих вопросов быстро исправляли свой ответ. Большинство учащихся имеют навыки самоконтроля, выражают самостоятельность суждений и глубину имеющихся знаний. В ходе урока ребята старались оказать помощь друг другу, внимательно выслушивали ответ товарища, не перебивали учителя. Содержание и организация урока способствовали общему развитию личности школьника и детского коллектива. Урок разработала и провела Лаптева Злата Анатольевна. Адрес: 612660 п.Комсомольский Котельничского района Кировской области, ул. Школьная д.2 Телефон (сот.)89123747608 Телефон (раб.) (83342) 23339 mousoschcom@mail.ru |
И номер урока в теме ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Конспект урока по информатике на тему: «Графика в Бейсике» Учебник «Информатика и икт» для 8 класса, /авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., М: бином «Лаборатория знаний», 2011 г | План-конспект урока по информатике класс: 9 А Учебник: Л. Л. Босова. «Информатика и икт» Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях – Москва, бином: Лаборатория знаний, 2012 г | ||
Тематичекое планирование курса «Информатика и икт» 6-10 класс г.... Учебник: Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009., Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь... | ||
Конспект урока создание графических изображений фио (полностью) Храмова... Учебник «Информатика и икт» для 8 класса, /авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., М: бином «Лаборатория знаний», 2011 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Информатика : учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с ил | ||
Конспект урока модуль : «Теоретическая информатика: информация вокруг... Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 | Календарно-тематическое планирование по и нформатике и икт 5 класс Учебник: Л. Л. Босова. Информатика и икт: учебник для 6 класса. — 4-е изд. — М.: Бином | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по информатике 8 класс Босова Л. Л., учебник «Информатика и икт 8», М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 (основной); Босова Л. Л., «Рабочая тетрадь по информатике... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информатика и икт: учебник для 8 класса, Босова Л. Л., Босова А. Ю. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник «Информатика и икт» для 8 класса, /авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., М: бином «Лаборатория знаний», 2011 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник «Информатика и икт» для 8 класса, /авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., М: бином «Лаборатория знаний», 2011 г | ||
Конспект урока «носители информации» (т ема урока) фио (полностью) Демченко Елена Евгеньевна Информатика и икт. Учебник для 5класса / Л. Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 | Календарно-тематическое планирование по информатике и икт 5 класс Л. Л. Босова. Информатика и икт: учебник для 5 класса. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 |