Скачать 116.73 Kb.
|
Программа факультативного курса по теме «Векторы» Автор: учитель математики МОУ лицея №41 города Костромы Геннадьева Марина Владимировна
В современном мире все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связанных непосредственным применением математики. Поэтому широк круг школьников, для которых математика – профессионально значимый предмет. Данный факультативный курс призван удовлетворить потребности и запросы этих учащихся на начальном уровне. Курс также способствует развитию склонностей и способностей, интересующихся математикой. На изучение темы отводится двенадцать уроков. Успешному усвоению темы способствует тот факт, что понятие вектора и действия над ними были введены в курсе планиметрии и уже известны учащимся. Понятие вектора является одним из фундаментальных понятий современной математики. Векторный анализ, построенный как математический аппарат для изучения электричества и магнетизма, стал научной базой для развития физических теорий, что впоследствии привело к созданию тех благ цивилизации, которыми пользуется человечество сейчас. Поэтому одной из задач изучения векторов является формирование аппарата необходимого для изучения ряда вопросов физики. Цели курса:
Задачи. Предлагаемый курс должен обеспечить реализацию следующих задач:
Принципы: Общими принципами отбора содержания материала программы является:
Предполагаемые результаты обучения: Предлагаемый факультатив должен помочь учащимся усвоить понятие вектора, расширить знания о нем. Учащиеся должны научиться переводить геометрические соотношения между фигурами на векторный язык, а также, наоборот, полученные векторные соотношения истолковывать геометрически. Место курса в учебном плане для профильного класса:
Предлагаю вашему вниманию разработку некоторых уроков курса. Тема урока: «Примеры применения скалярного произведения векторов». (1 урок) Определение: углом между ненулевыми векторами и называют угол между направлениями этих векторов. Определение: Скалярным произведением ненулевых векторов и называется произведение длин этих векторов на косинус угла между ними где . Свойства скалярного произведения векторов:
Задача №1 В тетраэдре ребро перпендикулярно к ребрам и , и имеет длину , ,.Найти угол между прямыми и , вычислить величину этого угла при . Решение: Если прямые скрещивающиеся, то угол между ними всегда острый. D Найдем косинус угла между направляющими векторами прямых и . В данной задаче надо векторы и B разложить по трем некомпланарным векторам, у которых мы знаем их длины 45º и углы между ними, А если берем векторы попарно. C - базис. ; . Если , то , , . Ответ: . Задача №2 В параллелепипеде грань – квадрат со стороной ; ребро также равно и образует с ребрами и углы, равные . Найти длину диагонали и угол между прямыми и . Решение: D1 A1 Найдем длину диагонали . Разложим вектор по базисным векторам . → r B1 C1 Имеем: . → q Тогда → p A D C B Отсюда . Угол между прямыми и найдем, вычислив предварительно косинус угла между векторами и . Из определения скалярного произведения следует: . Находим: . Тогда . Угол между прямыми принадлежит промежутку , поэтому для нахождения искомого угла следует пользоваться модулем найденного результата. Ответ: / Задача №3 Даны три луча , не лежащие в одной плоскости. Известно, что . Докажите, что луч перпендикулярен биссектрисе угла . Решение: D Отложим от точки на данных лучах единичные векторы . → e3 → e2 Имеем:, → e1 . B C Из данного равенства вытекает, что . D1 A Направления вектора и биссектрисы совпадают, поэтому из последнего равенства следует, что . Домашнее задание: 1.В равнобедренном треугольнике медианы, проведенные к боковым сторонам, взаимно перпендикулярны. Найдите угол между боковыми сторонами этого треугольника. 2.а) Точка – центр окружности, описанной около треугольника , точка – его ортоцентр. Докажите, что . б) Известны стороны треугольника и радиус окружности, описанной около него. Вычислите расстояние от центра окружности до ортоцентра треугольника. Домашняя работа: 1.В равнобедренном треугольнике медианы, проведенные к боковым сторонам, взаимно перпендикулярны. Найдите угол между боковыми сторонами этого треугольника. Решение: Пусть в треугольнике . Медианы и по условию перпендикулярны, поэтому . (1) Разложим векторы и по базисным векторам и . A Имеем: , φ → p C1 B1 Согласно равенству (1): → q C B Обозначив , воспользуемся определением скалярного произведения векторов. Тогда получим:, отсюда . Ответ: . 2.а) Точка – центр окружности, описанной около треугольника , точка – его ортоцентр. Докажите, что . б) Известны стороны треугольника и радиус окружности, описанной около него. Вычислите расстояние от центра окружности до ортоцентра треугольника. а) Решение 1: Рассмотрим треугольник . Построим точку , симметричную точке относительно стороны . Тогда Затем построим точку , такую, что . Докажем, что точка и есть ортоцентр треугольника . Действительно, по построению, - серединный перпендикуляр к отрезку и . Если повторить построение, начиная с векторов и , то получим, что та же точка принадлежит высоте треугольника, проведенной из вершины . Аналогично докажем, что точка принадлежит высоте, проведенной из вершины . Значит, высоты треугольника пересекаются в одной точке , причем . Решение 2: Согласно условию задачи имеем: или , . Вычтем из первого равенства второе и получим: C . Аналогично докажем, что . H А т.к. векторы и коллинеарны, то .O . B A б). Что и требовалось доказать. Тема урока: «Примеры применения скалярного произведения векторов». (2 урок) Скалярное произведение векторов часто применяют в геометрии – для решения задач, связанных с определением величины угла между прямыми; в алгебре – для доказательства некоторых видов неравенств, решения уравнений и их систем. Изложение данного материала всегда вызывает большой интерес у учителей, его можно использовать при проведении внеклассных занятий. В общем случае скалярным произведением векторов и называется произведение их длин на косинус угла между ними. Так как , а 1, то (1). Поэтому, если даны векторы =() и , то и , и следовательно, (2). Аналогично для трёхмерного пространства: (3). Задача №1. Доказать, что если , то . Доказательство. Обозначим координаты соответствующих векторов и следующим образом: Согласно формуле (3), имеем: Встречаются неравенства, которые трудно решить традиционными методами. Применение рассматриваемого метода позволяет значительно облегчить и ускорить их решение. Задача №2. Доказать, что неравенство Выполняется при всех значениях , при которых определена его левая часть. Доказательство. Рассмотрим векторы и . Из формулы (3) следует, что . Задача №3. Докажите, что в прямоугольном треугольнике с катетами и и гипотенузой имеет место следующее неравенство: . Доказательство. Обозначим координаты соответствующих векторов и так: . Согласно формуле (2), имеем: . Задача №4. Доказать истинность неравенства . Доказательство. Рассмотрим векторы , . Получим: , . Согласно неравенству (3), имеем: . Пусть , . Применим формулу (3) к правой части данного неравенства: . Рассмотрим примеры применения скалярного произведения векторов к решению уравнений и систем уравнений. Задача №5. Решить уравнение . Решение. Перепишем данное уравнение в виде . Рассмотрим векторы: и . Длины этих векторов соответственно равны: и =. В соответствии с формулой (2): >. Мы получили, что . Ответ: уравнение не имеет решений. Задача №6. Решить систему уравнений: Решение. Рассмотрим векторы: и . Найдем длины этих векторов: Их скалярное произведение: . Получим: =. Но нам известно, что . Ответ: система решений не имеет. В работе приведены разработки уроков с №1 по №10. Список используемой литературы:
|
Программа факультативного курса «История в лицах» Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской... | Конспект факультативного занятия курса «экономика» по теме Наименование оу муниципальное дошкольное образовательное учреждение | ||
Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | Рабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы» Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд... | ||
Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | Конспект по теме «Векторы в пространстве» Определение вектора: Вектор это | ||
Программа факультативного курса «Углубление основного курса математики» Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района | Приложение 1 Дифференцированные задания для учащихся по теме «Векторы в пространстве» Педагог: Аширбекова Лариса Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики и информатики | ||
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам» Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса... | Рабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира» | ||
Учебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным... Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях... | Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» Учебно – методическое обеспечение | ||
Обществознание 11 класс Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | Тема класс Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | ||
Программа факультативного курса «Антропология» Это явление вполне закономерно: антропологические знания составляют необходимый фундамент для современного специалиста в любой сфере... | Феномен креативности в наукоискусстве Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса |