Феномен креативности в наукоискусстве





Скачать 162.34 Kb.
НазваниеФеномен креативности в наукоискусстве
Дата публикации03.07.2013
Размер162.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ФЕНОМЕН КРЕАТИВНОСТИ в НАУКОИСКУССТВЕ

Анохина Надежда Константиновна – Сибирский государственный индустриальный университет, кафедра социологии, политологии и права;

Бабицкая Ольга Петровна – Сибирский государственный индустриальный университет, кафедра иностранных языков.
Наука как важнейший фактор культурного развития оказывает сильное влияние на искусство, да и сама она все чаще находит точки соприкосновения с художественным творчеством. Такой "союз" способствовал возникновению термина "наукоискусство".

Современное искусство находится в постоянном поиске актуальных контекстов и новых форм репрезентации. Художники и арт-деятели стремятся использовать любые возможности для проникновения в смежные области культуры, эстетизировать всё, что поддаётся визуальной перекодировке, и экстраполировать законы искусства на, казалось бы, совершенно не художественные сферы человеческой жизни. Искусство, именно в науке, обнаруживает равноценного партнёра, поскольку она в не меньшей степени заинтересована в расширении границ и совершенствовании своего инструментария. Такой симбиоз выгоден обеим сторонам, и, вероятно, «наукоискусство» окажется тем самым порталом, через который наука и искусство выйдут на новую стадию развития. Хотя, пока еще традиционное искусство и наука в её классическом понимании не проявляют явных признаков стагнации.

Наука и искусство, ориентированные на получение новой информации, нового видения мира, постижение истины, но разными способами, креативны по своей сути.

В данной статье анализируется феномен креативности в наукоискусстве с учетом внешних (социальной среды) и внутренних (субъективных характеристик творца) факторов его проявления, теоретических разработок в культуре и новейших научных достижений в области изучения мозга и сознания человека, как его психической деятельности, с целью выяснения механизма взаимодействия и взаимовлияния науки и искусства. Феномен креативности в наукоискусстве рассматривается как сложное многоуровневое и многоаспектное явление.

Наукоискусство – это эксперимент, основанный на креативности, результаты которого невозможно предсказать и предвидеть. Вероятно, это не просто какое-то явление на периферии искусства, а полноценное направление – со своими законами, теориями, классиками, выставочными залами и фестивалями. Это – естественное развитие искусства, представители которого используют новейшие технологии, исследовательские методики для создания художественных произведений и теоретические конструкции для их анализа.

Заметим, что наукоискусство – это перекресток множества интересов и творческих подходов. С одной стороны, ученые заинтересованы в визуализации своих теоретических разработок. С другой – представители научных фондов и университетов хотели бы видеть эдакий художественно оформленный научпоп. Здесь все начинает зависеть от позиции конкретного художника, его таланта, внутренних убеждений и т.д. [1, C. 58]. В данной статье понятие "наукоискусство" мы понимаем достаточно широко. Здесь наука также влияет на искусство, тем более, что ее культурный смысл заключается в "творении человека". Наука как феномен культуры содержит элементы авторского креатива, которые проявляются в самом процессе научной деятельности, а не в результатах (законах).

В основу науки, кроме научной картины мира, философских оснований, входят идеалы и нормы, а также методологические установки, включающие в себя этические и эстетические взгляды ученого, его личностные качества и мировоззренческий аспект. Как видим, в науке и искусстве изначально заложены индивидуальные характеристики творца, законы красоты и гармонии.

Принято считать, что увидеть и воспринять искусство проще, чем науку, поскольку искусство более открыто, оно подразумевает контакт и стремится к нему. Для приобщения к искусству надо приложить меньше усилий, здесь не требуются специфические навыки. Тем не менее, достижения науки и технологии также очевидны, визуальны и эффектны. С древних времен наука и искусство были просто Знанием, единой сферой опыта, эксперимента и творчества. Поэтому их стремление к взаимному сближению представляется совершенно естественным, а кажущиеся «трудности перевода» – лишь следствие спровоцированной самой культурой некомпетентности участников процесса. В реальной жизни, как мы увидим ниже, связь науки и искусства проявляется на более глубоком иррациональном, генетическом, информационном уровнях.

Если посмотреть на внешнюю сторону обсуждаемого вопроса, то увидим следующее.

В современном искусстве, как и в науке, появились новые направления (различные виды электронного художественного творчества, компьютерное искусство и их всевозможные соединения, междисциплинарные исследования). Хорошо известны био- и генно-инженерные технологии в искусстве, когда модификация организма, внешнего вида животных организмов или растений рассматривается как «художественное действие» при свободных манипуляциях с базовыми кодами, определяющими развитие всего живого на Земле.

Некоторые художники поп-искусства пытаются установить в своих работах энерго - информационную связь со Вселенной. Заметим, что этими вопросами занимается, в основном, наука. Немецкий художник Й. Бойс (1921-1986) пытался сконцентрировать витальную энергию (природную энергию жизни) в своих проектах. В инсталляциях и перформансах он использует предметы, материалы как технической цивилизации, так и продукты порождения природы, например, дохлых зайцев, твердый жир, фетр и пр. [2, С. 378].

Возможно, это своеобразное представление художником «биосферы-ноосферы» на образном языке, где связаны в единое целое артефакты (следствие трудовой деятельности человека, направляемой его разумом) и живое и неживое в природе.

На протяжении веков наука как таковая ассоциировалась, прежде всего, с физическими науками – астрономией, физикой и химией. Исследователи размышляли над сутью универсума, задаваясь вопросами происхождения мира, его возможного конца, поисками места Земли в системе вещей, исследуя природу причинно-следственных связей. Сейчас в этих областях изучение проблем ведётся уже на том уровне, на котором человек не способен участвовать в нём напрямую, непосредственно – это внутриатомные и межгалактические исследования. Сложность методов исследования, обработки их результатов и даже выдвигаемых концептов несколько уменьшило число сторонников науки. Хотя те же художники исторически, глубоко связаны с физическим миром. Они только с других позиций, исследуют небо, землю и моря, природные стихии и их изменчивость. Были эпохи, когда художники активно вовлекались в научные и прикладные исследования. Начиная от древних творцов, способствовавших астрономическим открытиям, египетских архитекторов, которые создали беспрецедентные строительные технологии, или проникших практически во все области умозрительного и практического знания художников эпохи Возрождения и вплоть до модернистов начала XX века. Последние, одни из первых, уловили и осмыслили революционные возможности и перспективы теории относительности и квантовой механики. Сегодня художественный мир уже не так, как раньше, заинтересован в мире физическом. Даже технологически ориентированные художники сосредотачиваются на производстве образов и коммуникационных технологиях, помогающих им погрузиться в проблемы виртуальной реальности и репрезентации. Это интересует и увлекает их больше, чем исследование физического мира. Художники скорее заинтересованы в изучении и применении в своих работах современных научных технологий, а не в участии в фундаментальных исследованиях [3, С. 39-40]. Из последнего утверждения следует, что современных художников больше увлекает внешняя сторона дела, форма, а не содержание произведения. Однако это не совсем так, суть художественного творчества намного глубже, чем это осознает даже сам автор. Субстанциональность его творчества сакральна и сугубо индивидуальна, основана на интуиции, которая признается многими выдающимися людьми -- высшим уровнем познания. И этому свидетельствует множество примеров.

Заметим, что знакомство с высокохудожественным произведением искусства нередко приводит к более глубокому пониманию устройства мира, к решению научной проблемы, к открытию. Возможно, эмоциональное состояние человека при просмотре такого произведения делает его чувство, а следовательно, и мысль более сильной и высокой, а творческую идею – менее субъективной. В.И.Вернадский писал: «Я не отделяю от науки искусства. Искусство является важным средством познания мира и наряду с наукой ведет к одной цели – к познанию истины…» [4, C. 125]. Поскольку искусство – это интегративный способ познания мира, то посредством формы линий, цвета, игры теней, пространственной перспективы, сюжета и пр. идет воздействие на архетипы, область бессознательного зрителя, например, рассматривающего живописное полотно. Следовательно, сфера креативности касается интуиции, "покоится" в области бессознательного.

Как ученые, так и художники утверждают, что процесс их сближения – двустороннее движение, интерес взаимный. С художником всё понятно – он получает новые возможности репрезентации, но почему учёному может быть интересно наблюдать за наукохудожником или даже провести совместный эксперимент? Наверное, потому, что художник ведёт себя не как исследователь. Если учёный стремится к объективности, то художник, напротив, – к субъективности. Ирония, сатира, комментарий мало знакомы исследователю, но именно такой нестандартный взгляд со стороны или «абстрагирование» могут предложить иной, неожиданный подход к научной проблеме и, возможно, найти неординарное решение. Искусство помогает ученому мыслить более широко, более творчески, т.е. налицо феномен креативности.

Художники и учёные в равной степени зависят от фундаментальных мировоззренческих идей. Эти общие теории восприятия окружающей действительности пронизывают творческую и исследовательскую деятельность, воплощаясь в научных экспериментах и произведениях искусства [5, С. 46]. Заметим, что «фактор сближения» представляется не только закономерным, но и неизбежным, обоснованным логикой развития системы человеческого мышления.

Доступ человека в свой внутренний, субъективный мир, в бессознательное идет через медитацию, сны, образы. В данном случае,- через художественные образы. Человек как бы «отключает» сознание и «уходит» в мир искусства, в мир интуиции, в мир образов. Вероятно, некоторые мысли и к ученым приходят во время их «духовной» работы посредством действия того же механизма, когда рациональное и интуиция «находят контакт». А эмоциональное «прочтение» гениального художественного произведения ученым, наоборот ведет его к более объективному способу мышления, "взламывает" большой культурный пласт и направляет полученную информацию на решение поставленной проблемы.

В данной статье авторы предлагают рассмотреть феномен креативности в художественном творчестве на конкретном примере выдающегося представителя «art-brut» – французского художника Жана Дюбюффе (1901-1985). Значимость фигуры Дюбюффе для искусства и культуры видна из его творческого наследия, о чем говорится ниже.

Креативность, как специфическая особенность талантливой личности, коренится во врожденной одаренности человека, но реализация этой способности и одаренности все-таки зависит от развития личности в целом. Заметим, что творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением. Разносторонние способности, высокий уровень критичности, большая сила воображения и воли позволяют преодолевать все препятствия на пути реализации его творческих амбиций.

В XX веке не найти такого экспериментального творчества, такого богатого находками как у Дюбюффе. Его смело можно назвать наукохудожником, а его творчество – наукоискусством. Жан очень рано посвящает себя живописи. В 17 лет переезжает в Париж, чтобы учиться в академии Жюлиана. Он общается с пионерами авангарда Раулем Дюфи, Андре Массоном, Максом Джакобом, Тристаном Тцара, Фернаном Леже, Жюлианом Гри [6, С. 84]. Социальная среда и творческий климат очень сильно влияют на интересы и интеллектуальное развитие личности Дюбюффе.

В Париже, который становится столицей абстрактного искусства, Дюбюффе стремится к народной культуре «простого человека». Он начинает изготовлять марионетки, маски, увлекается аккордеоном.

В 41 год Дюбюффе, наконец, решает окончательно посвятить себя только живописи. Он пишет один, не доверяя группам и «коллективным одобрениям» под эгидой всех стилей и всех школ. Он объясняет: «Я ожидаю от живописи – чтобы она сделала «чистой доской» все критерии, на которых основаны до настоящего времени все эстетические понятия». Боясь, что ему нужно успеть сделать многое, он «пашет», как раб, от зари до зари. Наконец, Дюбюффе находит то, что ищет: «То, что не похоже ни на что». Ни на предметы природы, ни на то, что восхвалялось «удушающей культурой». Его единственные проводники: рисунки детей, сумасшедших и маргиналов, которыми он восхищается и коллекционирует под названием «сырое искусство» («art-brut») [6, С. 84]. "Сырое искусство", по аналогии с наукой – это новые объекты исследования, ведущие к новой методологии и новому мировоззрению. Этот путь отслеживается в творчестве Дюбюффе.

Большинство современников не понимало искусства Ж. Дюбюффе, и это не удивляло художника. (В науке гениев также не признавали сотни лет до тех пор, пока их открытия не подтверждались практикой и признавались обществом). И если во Франции его работы считались невостребованными, то в Америке они пробуждали интерес самых крупных коллекционеров.

Дюбюффе, как любой великий ученый считается интеллектуалом, он много пишет и читает. Что касается живописи Дюбюффе, то он с большим желанием старается творить не как другие, создает технику «hautes pates» («поднявшегося теста») и становится самым великим «кулинаром» искусства. Заменяя традиционные краски на маслянистую массу как майонез, смешанную с такими ингредиентами как: гипс, веревка, шлак, старые газеты, смятые бумажные деньги, остатки губки и пр., Дюбюффе придает поверхности картины вид магмы, затем взбивает этот плотный материал расческой, скребком или пальцами, чтобы «разместить» проселочные дороги, деревья и прохожих.

Вокруг своего имения он выращивает пырей – так Дюбюффе прославляет «кожу мира». Свидетель тому, серия «Материалогия» и «Текстурология». Картины тяжелые, мрачные, шероховатые. Все эти сложные, раскритикованные материалы имеют вид земли или породы.

С поиском материала, Дюбюффе изобретает варварскую, «взъерошенную» живопись, над которой насмехается весь Париж. Чтобы убежать от насмешек, он с женой переезжает в Венс. Растительность и каменистые земли региона дают ему новые сюжеты. Он постоянно ищет что-то новое, необычное. (Вечный поиск истины, метода, сопровождает и жизнь ученого). Дюбюффе бродит по деревне с сачком для бабочек, творит картины, комбинируя одно с другим (крылья чешуекрылых бабочек), т.е. постоянно экспериментирует.

В то время, как его творчество проходит от скандала к признанию, этот сумасброд старается, в самом деле, открыть новый стиль. Это – «Париж – цирк». Появляется новый Дюбюффе! Из его детского воображения на картинах присутствует законченный весельчак, окрашенный городской жизнью.

И вот – снова резкое изменение манеры в 1962 году. Так появляется непереводимый неологизм «hourloupe». На его полотнах, на фоне скупых цветов, кружатся грубо изображенные персонажи. Дюбюффе изобрел новый язык, технику спонтанно – бессознательного рисования, где перемешиваются фигуративное и абстрактное искусство. В 1966 году он «открывает» пенополистирол. Из этой новой «глины», с помощью подогретых инструментов он смело ваяет монументальные формы, чтобы сделать плоскую манеру «hourloupe» объемной [6, С. 85]. Его оригинальным идеям нет конца. Даже в свои 65 лет он собирается перестроить мир по своим собственным канонам! А это уже несколько выходит за рамки художественного творчества. Напомним, что целью технической науки является именно преобразование мира. Дюбюффе ставит задачи и цели, совпадающие не столько с деятельностью художника, сколько – ученого. В его художественном творчестве явно выражены элементы научного творчества.

На примере жизнедеятельности Дюбюффе можно явно выделить личностные характеристики креативной личности. К ним следует отнести: упорство, независимость взглядов, внутреннюю свободу, веру в себя и волю, разносторонность интересов, увлеченность делом, стремление к новым высотам, к постижению истины как чего-то вечного, терпение, большую работоспособность.

Полиморфное наследие Ж. Дюбюффе включает в себя, примерно, 10 тыс. произведений, занесенных в каталоги. На выставке в Центре им. Ж. Помпиду в 2001 году к столетнему юбилею этого великого «нигилиста» были представлены 400 работ художника (живопись, скульптура, ранее не выставлявшиеся рисунки и гуашь, инсталляции из разных материалов, декорации и костюмы), которые составляют лишь 4% творчества Ж. Дюбюффе. Однако они дают наглядное представление о непростом творческом пути этого ниспровергателя авторитетов и о его креативности в наукоискусстве. Но этих успехов он добился благодаря своим ценностным детерминациям, устремленным к высшим идеалам, к постижению всего нового.

Следует отметить, что регулятивная функция ценностной ориентации личности охватывает все уровни побудительной активности гармоничной сущности человека. Такие ценности, как справедливость, добро, любовь, духовная свобода, предначертанная самореализация, гармония, определяют активную направленность личности и, по-видимому, его креативность. Система ценностей гармоничного человека становится связанной с развитием и восхождением человека в обществе. Воплощение ценностей осуществляется через ценностную детерминацию, ориентацию, регулирование, а также контроль и оценку на их основе. Этапы воплощения системы ценностей соответствуют общей периодизации индивидуального развития. Движение в сторону предначертанной самореализации осуществляется в согласии с предрасположением человека в процессе поиска им своего места в обществе. Профессиональная деятельность становится зависимой от ценностной ориентации, так как ценности указывают направление деятельности, придавая духовный смысл профессиональным действиям. Все это прослеживается на примере творческой личности Дюбюффе.

В качестве примера можно привести еще одну творческую личность современности – американца Джо Дэвиса (род. в 1950 г.), который также является и художником и исследователем. В своей практике он использует вполне традиционные художественные средства и новейшие технологии. Оптические телекоммуникации, микроскопия, электронно-лучевое конструирование – эти и многие другие приемы из арсенала фундаментальной науки помогают Дэвису не только создавать эффектные артефакты, но и совершать важные открытия. По его мнению, в симбиозе науки и искусства, художнику принадлежит роль « креативщика».

Что же касается научной деятельности, один из ее недостатков заключается в том, что наука всегда сосредотачивается на построении работоспособных моделей. Это происходит из внутреннего убеждения учёных в том, что человека и окружающий мир можно и должно «исчерпать» только логическими закономерностями. В основе такого подхода лежит так называемая «идея разума»: любое событие якобы вытекает из некоего плана, проекта или программы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается – упомянутой идее разума соответствует нечто совершенно противоположное, а именно, понимание того, что все вещи меняются во времени и никогда не функционируют по заранее намеченному плану… Здесь в права вступает искусство, которое в своих исследованиях не столько поддерживает существующие версии современности, в том числе и научно-технологические, сколько очерчивает границы их применимости [1, С. 57]. Конечно, наука автономизирует себя в культуре логической, рациональной границей, но тем не менее сегодня уже признается наличие разных реальностей с их идеалами научности, принципы детерминизма и индетерминизма, где случайность и необходимость воспринимаются как две стороны фундаментальной закономерности. Все эти мировоззренческие аспекты ведут к формированию нового нелинейного стиля мышления, что также относится к креатосфере.

Креативным считается мышление, если у человека активно работают левое и правое полушария головного мозга. Лауреат Нобелевской премии, профессор Р. Сперри обнаружил, что в подавляющем большинстве случаев левое полушарие коры головного мозга – это источник логического, аналитического мышления, в то время как правое полушарие – это источник мышления образного и картинного. Ярким представителем креативного мышления является Ж. Дюбюффе.

Непревзойденными достоинствами «целостного» мыслителя слывет Леонардо да Винчи, который достиг высшей гармонии в мыслительной деятельности.

Искусствовед Кеннет Кларк настойчиво подчеркивает органическую взаимозависимость обеих сфер знания: «Существует обычай отдельно рассматривать Леонардо-ученого и Леонардо-живописца. И это, вне всякого сомнения, весьма благоразумный подход, учитывая те трудности, которые неизбежно встают перед искусствоведом, пытающимся повторить в своем воображении весь путь его механических изобретений и научных изысканий. Однако этот подход не может нас полностью удовлетворить, поскольку, в конечном итоге, нельзя должным образом понять историю искусства, избежав всяких ссылок на историю науки. И здесь, и там мы имеем дело с символами, посредством которых человек постулирует свою психическую сущность, и эти символы, будь то рисунок или математический знак, басня или научная формула, отражают те же психологические изменения» [7, С. 2].

Леонардовское определение живописи как науки вознесло ее на недосягаемую высоту, поскольку «знание, как видеть» занимало первую строчку в ряду свободных искусств.

Представляет интерес в рамках исследования креатосферы познакомиться с новейшими достижениями в области изучения мозга и сознания человека с целью выяснения механизма взаимовлияния науки и искусства.

Научно доказано, что разрыв связей между левым и правым полушарием головного мозга, их «разделение» практически никак не влияет на умственные и функциональные способности человека. В связи с этим, возникает иной взгляд на творческие способности человека, получается, что они формируются как результат двух различных личностей – правого и левого полушария. Эти личности имеют собственные мечты, воспоминания, знания и эмоции. Следовательно, целостное функционирование человеческого мозга складывается из двух отдельных равноправных «миров» – то есть так, как, возможно, происходит и во Вселенной. Геометрическое пространство Минковского-Эйнштейна и информационное – Н. Козырева. Это открытие нейрофизиологов подтвердило гипотезу, которую недавно высказали некоторые физики, математики и астрономы, строившие собственные модели Вселенной. Стало ясно, что в мозге существует, как минимум, два параллельных мира. Нейрофизиолог Поль Маклин подтверждает идею о существовании независимых областей в человеческом мозгу, живущих по своим собственным "часам", но имеющих точки пересечения.

Подтвержден и тот факт, что человек помнит все, что когда-либо видел, слышал или ощущал, но все это хранится вдалеке от сознания, эти события как бы заблокированы в сфере бессознательного. Принимая во внимание широко известную неклассическую холотропную модель сознания С. Грофа, следует считать область сознания и бессознательного человека как бы "подключеной" к информационному банку Вселенной (Всемирному Разуму или ноосфере), и данные этого великого целого (всеобщей голограммы) могут быть извлечены из отдельного сознания. Эта идея С. Грофа опирается на законы нравственности и коррелирует с ценностными детерминациями. Такая точка зрения вместе с антропным принципом указывают на неразрывную связь человека с Космосом, со Вселенной (ноосферой) всей своей сущностью. Если допустить, что эта гипотеза верна, то креативность как в науке, так и в искусстве будет зависеть еще от способности считывать информацию и управлять ею. А для этого от творца требуется спектр качеств креативной личности, перечисленных выше.

Креатосфера непрерывно "наполняется" информацией, вырабатываемой человеком (новые понятия, идеи, концепции, теории, материалы, технологии), что приводит к переосмыслению культурного наследия и инновациям как в области науки, так и искусства.

В заключении, на основе выше изложенного следует, что наука и искусство исторически и генетически связаны между собой. Как в науке, так и в искусстве, формируется адекватное геометрическое, психическое, метафизическое, информационное представление о строении Вселенной.

Поскольку художники, в целом, обладают сильной интуицией, то можно предположить, что в диалоге между искусством и наукой, художники являются ведущими. А креативная личность формируется не только высоким уровнем интеллекта, способностями, но и особой жизненной позицией человека, его отношением к миру и к себе, к смыслу жизни и осуществляемой деятельности, т.е. определяется его ценностными детерминациями.
Библиографический список

  1. Булатов Д. Наука – последнее табу в современном искусстве // Искусство. – М., 2009. – № 4-5. – С. 54-61.

  2. Бычков В.В. К историософии современного искусства (Дескриптивно - лексикографический срез // Пространства жизни. К 85-летию акад. Б.В. Раушенбаха / Сост.Т.Б. Князевская, Э.В. Сайко / В.В.Бычков. – М.: Наука, 1999. – С. 353-383.

  3. Дернер Л., Барышникова Д. Граница искусства // Искусство. – М. 2009. – № 4-5. – С. 38-45.

  4. Вернадский В.И. Фотоальбом / Сост. В.С. Неаполитанская. Авторы текста: Г.П.Аксенов, В.С. Неаполитанская. – М.: Планета, 1988.—236 с.

  5. Пацюков В. Наука и искусство: мифология перекрестков // Искусство. – М. 2009. – № 4-5. – С. 46-53.

  6. Beaudoin A.C. Dubuffet préférait le pain au gâteaux, le vin de pays au Château-Lafite, l'accordéon au piano et les pensées du coiffeur à celles du docteur …: Paris Match. – P: 2001. №2533. – P. 76-85.

  7. Искусство как наука и наука как искусство [электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.superidea.ru/intel/razv/leoiskus.htm.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Феномен креативности в наукоискусстве iconТематический план элективного курса «Феномен Смутного времени» 10...
Введение, цели и задачи курса. Определение понятия Смутного времени. В чем его феномен?
Феномен креативности в наукоискусстве iconРазработка урока «Мир в зеркале искусства»
Развивающая: способствовать развитию познавательной деятельности и креативности учащихся
Феномен креативности в наукоискусстве icon«Развитие креативности клиентов социальных служб»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Феномен креативности в наукоискусстве iconГюнай Видади кызы образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен:...
Как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты
Феномен креативности в наукоискусстве icon11. феномен группового давления (порядка 20 страниц но можно менее)
Мой реферат на тему 11. Феномен группового давления (порядка 20 страниц но можно менее)
Феномен креативности в наукоискусстве iconТест вербальной креативности (rat) С. Медика
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №3» левокумского муниципального района ставропольского...
Феномен креативности в наукоискусстве iconТест креативности Торранса
Фгос спо по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...
Феномен креативности в наукоискусстве iconОсобенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов
...
Феномен креативности в наукоискусстве iconУчебно-методический комплекс Немецкий язык 020400 «Биология»
Ок 1, 2 – способен к творчеству (креативности и системному мышлению), способен к инновационной деятельности
Феномен креативности в наукоискусстве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Феномен креативности в наукоискусстве iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Психолого-педагогические условия развития креативности обучающихся в контексте реализации фгос основного общего образования
Феномен креативности в наукоискусстве iconФормирование креативности школьников на основе традиционно бытовой...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального...
Феномен креативности в наукоискусстве iconПроектная работа в области изучения иностранного языка как средство...
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют...
Феномен креативности в наукоискусстве iconФеномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты

Феномен креативности в наукоискусстве iconЮродство как феномен общественной жизни: подвижничество и подвиг
Введение 3-5
Феномен креативности в наукоискусстве iconГ. Братск
«брошенный вперед», т е прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т п., наиболее распространенный вид интеллектуальной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск