Скачать 109.13 Kb.
|
Учебно-методический центр «Школа 2000…» Лаборатория «Реализация дидактической системы деятельностного метода в курсе математики начальной школы» Руководитель: д.п.н. Л.Г. ПетерсонСценарии уроков по учебнику «Математика, 4 класс», часть 2 Урок 17.Тип урока: ОНЗ. Тема: «Шкалы». Автор: Санина А.А. (г. Зеленоград, школа № 1702.) Основные цели:
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, обобщение. Демонстрационный материал: 1) карточки с высказываниями: 2) иллюстрации приборов для измерения величин: 3) карточки для фиксации вариантов индивидуального задания: Нет ответа - ….чел. Не совпал ответ - …..чел. Ответ совпал - ..чел. Не можем выполнить Не можем доказать
Ц.д.= (2 - 0) : 2 = 1 км Ц.д.=(60-0): 4=15 км Ц.д.= (24-0): 3=8 км Раздаточный материал: 1). Карточки для работы на этапе актуализации: 2) карточка для индивидуального задания: 3) экраны и маркеры. 4) шаги алгоритма для 4 групп: Ход урока: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: 1) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности через анализ высказываний; 2) мотивация учащихся к учебной деятельности через положительные результаты прошлых уроков; Организация учебного процесса на этапе 1: На доске карточки с высказываниями: - Прочитайте высказывания и сделайте вывод о математике, как о науке. (Изучать математику нужно, она основа всех наук и помогает правильно мыслить и развивать умственные способности. Если старательно изучать математику – это поможет при изучении многих других наук.) - В изучении, каких последних тем мы добились успеха? (Дроби.) - Почему эта тема вам стала наиболее интересной и понятной? (Мы активно работали, внимательно слушали, нам было интересно и т.д.) - Как на уроке мы будем продвигаться вперёд? (Будем узнавать новое.) - Как вы будете узнавать новое? (Стараться узнавать новое самостоятельно.) - Какую роль на уроке буду выполнять я? (Помогать, направлять…) - Я вижу по вашим ответам, что вы хотите продвинуться вперёд в изучении математики. Желаю вам удачи! 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать знания о приборах для измерения величин, о числовом луче и единичном отрезке; 2) актуализация мыслительных операций: анализ, обобщение; 3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению Организация учебного процесса на этапе 2: 1) Актуализация знаний о величинах и приборах для их измерения. - С чего предлагаете начать работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.) - Что такое величина? (То, что можно измерить.) - Назовите изученные нами величины.(Длина, масса, время, скорость, расстояние, температура, площадь, объём.) - Какие из перечисленных вами величин измеряют с помощью специальных приборов? - Назовите их.(Длина – линейка, масса – весы, время – часы, скорость – спидометр, температура - термометр.) На доске вывешены изображения приборов для измерения величин. - Что общего у всех данных приборов? (У них есть деления и числа, с помощью которых определяют значения.) - Кто знает, как в математике называется этот элемент с делениями, имеющийся в данных приборах? Если дети не дадут ответа, учитель знакомит их с термином «шкала». 2) Актуализация знаний об изображении чисел с помощью точек на числовом луче и движении по координатному лучу. Данные задания выполняются одним учеником у доски, у остальных листочки с подобными заданиями. 1. – Посмотрите на числовой луч. - Определите, чему равен единичный отрезок на луче? () - Как определили? (Единица разделена на 6 равных частей, одна из которых равна .) Расположите данные числа на числовом луче. 0 1 2 3 - Как расположены числа? (В порядке возрастания.) - Как изменяется каждое последующее число? (Увеличивается на .) 25 - Назовите следующее число. ( 6 ) 3 - Удобно ли на этом луче изобразить дробь 7? (Нет, т.к. единица разделена на 6 равных частей.) 2. Лыжная трасса изображена в виде луча, на который нанесена шкала (деления и соответствующие им числа). - Определите по рисунку, с какой скоростью едет лыжник. (12 км/ч) ? км/ч 0 12 - Покажите дугами движение лыжника. 0 12 24 36 - Сколько км он проедет за 1 час, 2 часа, 3 часа? (12 км, 24 км, 36 км.) - Через сколько часов он проедет 48 км? (Через 4 часа.) - Чему равен единичный отрезок? (12 км) - Что мы с вами только что повторили? (Расположение чисел на числовом луче, движение по лучу…) - Я вижу, вы хорошо помните пройденный материал, какое задание я вам теперь предложу? (Задание, в котором мы встретимся с чем-то новым.) 3) Индивидуальное задание. - На шкале некоторые числа, соответствующие штрихам, стёрлись. Определите, какие числа соответствуют каждому делению шкалы. - Что нового в данном задании? (Нет луча, начало отсчёта на луче не равно 0, на данной шкале не показан единичный отрезок.) - Поставьте цель сегодняшнего урока. (Научиться определять по шкале значения величин, когда не у каждого деления поставлены числа.) - Сформулируйте тему урока. (Шкалы или работа со шкалами.) На доске: Тема урока «Шкалы». - А теперь, попробуйте выполнить задание самостоятельно. (2 минуты.) На доске вывешены карточки: 1 – задание, данное учащимся, 2 – ход выполнения задания, 3 ответ. Вторая и третья карточки перевёрнуты. - Проверим результаты. - Поднимите руки, у кого нет ответа. Дети поднимают руки, учитель считает и делает запись на доске. Учитель переворачивает 3 лист с ответами. - У кого получились другие числа? - Кто получил такие же результаты? В Нет ответа - ….чел. Не совпал ответ - …..чел. Ответ совпал - ..чел. итоге получается запись: - не смогли выполнить - не можем доказать - Те, у кого нет ответа или получили другой ответ, о чём это говорит? (Не смогли выполнить, не знаем, как выполнять задание.) - Те, у кого ответ совпал, можете доказать? (Нет.) - Что же делать? (Надо попробовать разобраться в задании самим.) 3. Выявление места и причины затруднения. Цель: 1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию места, где возникло затруднение; 2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом и организовать выявление и причины затруднения; Организация учебного процесса на этапе 3: - Итак, какое задание вам нужно было выполнить? (Определить какие числа соответствуют делениям шкалы.) - Где затруднение у тех ребят, которые не смогли выполнить задание или получили неверные ответы? (если бы это было известно, вы бы смогли определить значения величин на шкале). (Не могут расставить числа на шкале.) - Почему вы это не можете сделать? (Нам не известен способ нахождения единичного отрезка.) - Если вы узнаете, чему равен единичный отрезок, как будете находить последующие числа? (Присчитыванием.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) организовать построение проекта будущих учебных действий; Организация учебного процесса на этапе 4: - Итак, какова цель нашей дальнейшей работы? (Будем пробовать разобраться в задании и узнавать, как найти единичный отрезок, чтобы расставить числа.) - Каким способом? (Опираясь на уже имеющиеся знания: числовой луч.) - Что нам поможет? (Единичный отрезок.) - Ребята, в математике единичный отрезок называют ценой деления шкалы. Н а доске карточка: Цена деления шкалы - После того, как мы узнаем способ решения, что дальше? (Попробуем вывести правило или составить алгоритм. ) - Составьте план наших дальнейших действий. Дети составляют план, учитель кратко записывает его на крыле доски. План:
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать взаимодействие с целью реализации построенного проекта; 2)организовать фиксацию построенного способа действий в речи и с помощью алгоритма; Организация учебного процесса на этапе 5: - Кто может предложить способ нахождения цены деления шкалы? (Выслушиваются мнения, и выполняется пробное действие). Подводящий диалог: - Расстояние, между какими числами нам дано? (40 и 200) – Чему оно равно? (160 т.к. 200-40 =160) - Чему равно количество делений между этими числами? (10) - Каким действием можем найти цену деления? (Делением. 160 : 10 = 16, значит цена деления шкалы равна 16 .) Учитель открывает карточку с решением индивидуального задания. - Покажите дугой цену деления шкалы. Как определите оставшиеся значения величин на шкале? (Способом присчитывания.) Групповая работа. Учащиеся, сидящие тройками, образуют группы-шестёрки. - Какой шаг нашего плана остался? (Составить алгоритм) - Обсудить, каким будет алгоритм, я предлагаю вам в группах. Перед вами лежат шаги алгоритма рассуждений для определения цены деления. Ваша задача, обсудить последовательность рассуждений и расставить номера шагов алгоритма. Время работы – 3-4 минуты, обсуждение полученных алгоритмов – 2-3 минуты. После обсуждений, представитель одной группы (выбор группы можно выбрать по разным критериям: первыми выполнили задание, тише всех работали и т.д.) представляет алгоритм, остальные группы вносят изменения или соглашаются с предложенным. После обсуждения алгоритма, учитель просит одного представителя группы сделать устный вывод о нахождении цены деления шкалы. Вывод: - Чтобы найти цену деления шкалы, нужно посчитать количество делений между двумя числами и разделить расстояние между числами на количество делений. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: 1) зафиксировать новый способ действий с проговариванием во внешней речи при решении типовых заданий; Организация учебного процесса на этапе 6: - Чем теперь вы предлагаете заняться на уроке? (Потренироваться в нахождении цены деления шкалы.) - Выполним задание № 2 с.54 а) выполняется, фронтально комментируя шаги алгоритма. - Нахожу на шкале 2 деления - 0 и 100. - Нахожу количество делений между ними – 2 - Вычитаю 100 – 0= 100 - Делю разность на количество делений – 100 : 2 = 50 - Цена деления шкалы равна 50. б) и в) учащиеся выполняют в мини-группах (3 чел.). Проверка - комментирование одной из групп, выполнившей первой. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение задания на новый способ действий; 2) тренировать способность к самопроверке и самоконтролю; Организация учебного процесса на этапе 7: - Вы поработали вместе, а теперь выполните задание самостоятельно. № 4 с.54 - Проверьте свою работу по эталону для самопроверки (Д-3). Ц.д.= (2 – 0) : 2 = 1 км Ц.д.=(60-0): 4=15 км Ц.д.= (24-0): 3=8 км - У кого ответы совпадают, поставьте знак «+». Молодцы! - У кого другие ответы – поставьте «!». – Найдите по шагам место, где допущена ошибка. Обратите внимание на это место. - Почему вы в этом месте допустили ошибку? - Вы молодцы потому, что сумели найти место и поняли причину, допущенной ошибки. Поставьте рядом «+». 8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) организовать выявление границ применения нового знания; 2) повторить решение задач со смешанными числами; Организация учебного процесса на этапе 8: - Пригодится ли вам в дальнейшем умение работать со шкалами, как вы думаете? (Да, например, в повседневной жизни (весы, часы); при изучении задач на движение, в старших классах при построении графиков.) - Вы хорошо поработали с новой темой, а теперь я вам предлагаю выполнить задание на повторение. Задача № 9 с.55 (один ученик решает у доски с комментированием) 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения, как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 9: - Чему учились на уроке? (Узнавали, как находить цену деления на шкале.) - Достигли цели урока?(…) - Как вы достигали цели? (Сами.) - Сегодня мы с вами продвинулись ещё на один шаг вперёд в своём обучении. - Что вам помогло в этом? (Наши знания, старание, желание узнавать …) - Как бы вы отметили работу всего класса? (Высказываются 1-2 ученика.) - В чём ещё есть затруднения? - Оцените лично свою работу на уроке. (На лесенке успеха.) - На следующем уроке нам непременно пригодятся знания, полученные сегодня. Домашнее задание: Стр. 53 № 3(б), № 10 с. 55 № 5, 6, 7 с. 54-55 |
Урок 8 Тип урока: онз. Тема: «Порядок действий в выражениях» Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия | Урок математики в 6 классе Тип урока : онз тема: «Сложение рациональных чисел» Чтобы сложить рациональные числа с одинаковыми знаками, надо сложить их модули и в результате поставить общий знак | ||
Конспект урока математики на тему Тип урока: онз (урок формирования первоначальных предметных навыков и ууд, овладения новыми предметными умениями) (технология деятельностного... | Конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов | ||
Урок математики в 4 классе 05. 2012 г.) Тема Тема урока: «Деление отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки без шкалы» | Урок 149 Тип урока : онз тема: «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т д.» При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т д запятая переносится на 1, 2, 3 и т д разряда вправо, а при делении – соответственно... | ||
Тема Группа Вирясова Л. Н. Умк «Школа России» Предмет: Русский язык.... Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей./ Пер с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005. – 880с | Урок по данной теме Тип урока: онз цель Цель: формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы | ||
Урока: онз. Тема: «Области и границы» Урок математики в 1-м классе по образовательной программе «Школа 2000 …» (автор Петерсон Л. Г.) | Конспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По... Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя | ||
План урока №17 ... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе... Прежде чем мы начнем наш урок, проведем тест «Настроение» у вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов, на которых... | ||
Тема урока : Цели урока Схема конспекта урока открытия новых знаний (онз)в соответствии с требованиями фгос ноо | Урок 20 Тема урока ... | ||
Урок по теме «Тип Хордовые» Тема урока по учебно тематическому плану: Контрольно- обобщающий урок по теме «Тип Хордовые» | Урок – пара Тип урока Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний |