Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы»





Скачать 109.13 Kb.
НазваниеУрок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы»
Дата публикации30.09.2014
Размер109.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Учебно-методический центр «Школа 2000…»

Лаборатория «Реализация дидактической системы деятельностного метода

в курсе математики начальной школы»

Руководитель: д.п.н. Л.Г. Петерсон



Сценарии уроков по учебнику «Математика, 4 класс», часть 2

Урок 17.


Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Шкалы».

Автор: Санина А.А. (г. Зеленоград, школа № 1702.)

Основные цели:

  1. Уточнить представление о шкале, сформировать представление о цене деления шкалы;

  2. сформировать способность к определению по шкале значений величин;

  3. тренировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) карточки с высказываниями:





2) иллюстрации приборов для измерения величин:











3) карточки для фиксации вариантов индивидуального задания:




Нет ответа - ….чел.

Не совпал ответ - …..чел.

Ответ совпал - ..чел.

Не можем выполнить

Не можем доказать



  1. эталон для самопроверки самостоятельной работы:




Ц.д.= (2 - 0) : 2 = 1 км
Ц.д.=(60-0): 4=15 км
Ц.д.= (24-0): 3=8 км

Раздаточный материал:

1). Карточки для работы на этапе актуализации:



2) карточка для индивидуального задания:



3) экраны и маркеры.

4) шаги алгоритма для 4 групп:







Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

1) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности через анализ высказываний;

2) мотивация учащихся к учебной деятельности через положительные результаты прошлых уроков;
Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске карточки с высказываниями:


- Прочитайте высказывания и сделайте вывод о математике, как о науке. (Изучать математику нужно, она основа всех наук и помогает правильно мыслить и развивать умственные способности. Если старательно изучать математику – это поможет при изучении многих других наук.)

- В изучении, каких последних тем мы добились успеха? (Дроби.)

- Почему эта тема вам стала наиболее интересной и понятной? (Мы активно работали, внимательно слушали, нам было интересно и т.д.)

- Как на уроке мы будем продвигаться вперёд? (Будем узнавать новое.)

- Как вы будете узнавать новое? (Стараться узнавать новое самостоятельно.)

- Какую роль на уроке буду выполнять я? (Помогать, направлять…)

- Я вижу по вашим ответам, что вы хотите продвинуться вперёд в изучении математики. Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания о приборах для измерения величин, о числовом луче и единичном отрезке;

2) актуализация мыслительных операций: анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению
Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация знаний о величинах и приборах для их измерения.

- С чего предлагаете начать работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

- Что такое величина? (То, что можно измерить.)

- Назовите изученные нами величины.(Длина, масса, время, скорость, расстояние, температура, площадь, объём.)

- Какие из перечисленных вами величин измеряют с помощью специальных приборов?

- Назовите их.(Длина – линейка, масса – весы, время – часы, скорость – спидометр, температура - термометр.)

На доске вывешены изображения приборов для измерения величин.

- Что общего у всех данных приборов? (У них есть деления и числа, с помощью которых определяют значения.)

- Кто знает, как в математике называется этот элемент с делениями, имеющийся в данных приборах?

Если дети не дадут ответа, учитель знакомит их с термином «шкала».











2) Актуализация знаний об изображении чисел с помощью точек на числовом луче и движении по координатному лучу.

Данные задания выполняются одним учеником у доски, у остальных листочки с подобными заданиями.

1. – Посмотрите на числовой луч.

- Определите, чему равен единичный отрезок на луче? ()

- Как определили? (Единица разделена на 6 равных частей, одна из которых равна .)

Расположите данные числа на числовом луче.





0 1 2 3

- Как расположены числа? (В порядке возрастания.)

- Как изменяется каждое последующее число? (Увеличивается на .)

25

- Назовите следующее число. ( 6 ) 3

- Удобно ли на этом луче изобразить дробь 7? (Нет, т.к. единица разделена на 6 равных частей.)

2. Лыжная трасса изображена в виде луча, на который нанесена шкала (деления и соответствующие им числа).

- Определите по рисунку, с какой скоростью едет лыжник. (12 км/ч)

? км/ч

0 12

- Покажите дугами движение лыжника.



0 12 24 36

- Сколько км он проедет за 1 час, 2 часа, 3 часа? (12 км, 24 км, 36 км.)

- Через сколько часов он проедет 48 км? (Через 4 часа.)

- Чему равен единичный отрезок? (12 км)

- Что мы с вами только что повторили? (Расположение чисел на числовом луче, движение по лучу…)

- Я вижу, вы хорошо помните пройденный материал, какое задание я вам теперь предложу? (Задание, в котором мы встретимся с чем-то новым.)
3) Индивидуальное задание.


- На шкале некоторые числа, соответствующие штрихам, стёрлись. Определите, какие числа соответствуют каждому делению шкалы.
- Что нового в данном задании? (Нет луча, начало отсчёта на луче не равно 0, на данной шкале не показан единичный отрезок.)

- Поставьте цель сегодняшнего урока. (Научиться определять по шкале значения величин, когда не у каждого деления поставлены числа.)

- Сформулируйте тему урока. (Шкалы или работа со шкалами.)

На доске: Тема урока «Шкалы».

- А теперь, попробуйте выполнить задание самостоятельно. (2 минуты.)

На доске вывешены карточки: 1 – задание, данное учащимся, 2 – ход выполнения задания, 3 ответ.




Вторая и третья карточки перевёрнуты.

- Проверим результаты.

- Поднимите руки, у кого нет ответа.

Дети поднимают руки, учитель считает и делает запись на доске.

Учитель переворачивает 3 лист с ответами.

- У кого получились другие числа?

- Кто получил такие же результаты?

В
Нет ответа - ….чел.

Не совпал ответ - …..чел.

Ответ совпал - ..чел.
итоге получается запись:




- не смогли выполнить

- не можем доказать
- Те, у кого нет ответа или получили другой ответ, о чём это говорит? (Не смогли выполнить, не знаем, как выполнять задание.)

- Те, у кого ответ совпал, можете доказать? (Нет.)

- Что же делать? (Надо попробовать разобраться в задании самим.)
3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию места, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом и организовать выявление и причины затруднения;
Организация учебного процесса на этапе 3:

- Итак, какое задание вам нужно было выполнить? (Определить какие числа соответствуют делениям шкалы.)

- Где затруднение у тех ребят, которые не смогли выполнить задание или получили неверные ответы? (если бы это было известно, вы бы смогли определить значения величин на шкале). (Не могут расставить числа на шкале.)

- Почему вы это не можете сделать? (Нам не известен способ нахождения единичного отрезка.)

- Если вы узнаете, чему равен единичный отрезок, как будете находить последующие числа? (Присчитыванием.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать построение проекта будущих учебных действий;
Организация учебного процесса на этапе 4:

- Итак, какова цель нашей дальнейшей работы? (Будем пробовать разобраться в задании и узнавать, как найти единичный отрезок, чтобы расставить числа.)

- Каким способом? (Опираясь на уже имеющиеся знания: числовой луч.)

- Что нам поможет? (Единичный отрезок.)

- Ребята, в математике единичный отрезок называют ценой деления шкалы.

Н


а доске карточка: Цена деления шкалы
- После того, как мы узнаем способ решения, что дальше? (Попробуем вывести правило или составить алгоритм. )

- Составьте план наших дальнейших действий.

Дети составляют план, учитель кратко записывает его на крыле доски.

План:

  1. Проанализировать условие.

  2. Определить способ нахождения цены деления.

  3. Составить алгоритм наших действий.


5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать взаимодействие с целью реализации построенного проекта;

2)организовать фиксацию построенного способа действий в речи и с помощью алгоритма;
Организация учебного процесса на этапе 5:

- Кто может предложить способ нахождения цены деления шкалы? (Выслушиваются мнения, и выполняется пробное действие).

Подводящий диалог:

- Расстояние, между какими числами нам дано? (40 и 200) – Чему оно равно? (160 т.к. 200-40 =160)

- Чему равно количество делений между этими числами? (10)

- Каким действием можем найти цену деления? (Делением. 160 : 10 = 16, значит цена деления шкалы равна 16 .)

Учитель открывает карточку с решением индивидуального задания.

- Покажите дугой цену деления шкалы. Как определите оставшиеся значения величин на шкале? (Способом присчитывания.)

Групповая работа.

Учащиеся, сидящие тройками, образуют группы-шестёрки.

- Какой шаг нашего плана остался? (Составить алгоритм)

- Обсудить, каким будет алгоритм, я предлагаю вам в группах. Перед вами лежат шаги алгоритма рассуждений для определения цены деления. Ваша задача, обсудить последовательность рассуждений и расставить номера шагов алгоритма.

Время работы – 3-4 минуты, обсуждение полученных алгоритмов – 2-3 минуты.

После обсуждений, представитель одной группы (выбор группы можно выбрать по разным критериям: первыми выполнили задание, тише всех работали и т.д.) представляет алгоритм, остальные группы вносят изменения или соглашаются с предложенным.









После обсуждения алгоритма, учитель просит одного представителя группы сделать устный вывод о нахождении цены деления шкалы.

Вывод: - Чтобы найти цену деления шкалы, нужно посчитать количество делений между двумя числами и разделить расстояние между числами на количество делений.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

1) зафиксировать новый способ действий с проговариванием во внешней речи при решении типовых заданий;
Организация учебного процесса на этапе 6:

- Чем теперь вы предлагаете заняться на уроке? (Потренироваться в нахождении цены деления шкалы.)

- Выполним задание № 2 с.54

а) выполняется, фронтально комментируя шаги алгоритма.

- Нахожу на шкале 2 деления - 0 и 100.

- Нахожу количество делений между ними – 2

- Вычитаю 100 – 0= 100

- Делю разность на количество делений – 100 : 2 = 50

- Цена деления шкалы равна 50.

б) и в) учащиеся выполняют в мини-группах (3 чел.).

Проверка - комментирование одной из групп, выполнившей первой.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение задания на новый способ действий;

2) тренировать способность к самопроверке и самоконтролю;
Организация учебного процесса на этапе 7:

- Вы поработали вместе, а теперь выполните задание самостоятельно.

4 с.54

- Проверьте свою работу по эталону для самопроверки (Д-3).



Ц.д.= (2 – 0) : 2 = 1 км
Ц.д.=(60-0): 4=15 км
Ц.д.= (24-0): 3=8 км
- У кого ответы совпадают, поставьте знак «+». Молодцы!

- У кого другие ответы – поставьте «!». – Найдите по шагам место, где допущена ошибка. Обратите внимание на это место.

- Почему вы в этом месте допустили ошибку?

- Вы молодцы потому, что сумели найти место и поняли причину, допущенной ошибки. Поставьте рядом «+».
8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) организовать выявление границ применения нового знания;

2) повторить решение задач со смешанными числами;

Организация учебного процесса на этапе 8:

- Пригодится ли вам в дальнейшем умение работать со шкалами, как вы думаете? (Да, например, в повседневной жизни (весы, часы); при изучении задач на движение, в старших классах при построении графиков.)

- Вы хорошо поработали с новой темой, а теперь я вам предлагаю выполнить задание на повторение.

Задача № 9 с.55 (один ученик решает у доски с комментированием)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения, как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:

- Чему учились на уроке? (Узнавали, как находить цену деления на шкале.)

- Достигли цели урока?(…)

- Как вы достигали цели? (Сами.)

- Сегодня мы с вами продвинулись ещё на один шаг вперёд в своём обучении.

- Что вам помогло в этом? (Наши знания, старание, желание узнавать …)

- Как бы вы отметили работу всего класса? (Высказываются 1-2 ученика.)

- В чём ещё есть затруднения?

- Оцените лично свою работу на уроке. (На лесенке успеха.)

- На следующем уроке нам непременно пригодятся знания, полученные сегодня.

Домашнее задание:



Стр. 53
3(б), № 10 с. 55
5, 6, 7 с. 54-55











Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconУрок 8 Тип урока: онз. Тема: «Порядок действий в выражениях»
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconУрок математики в 6 классе Тип урока : онз тема: «Сложение рациональных чисел»
Чтобы сложить рациональные числа с одинаковыми знаками, надо сложить их модули и в результате поставить общий знак
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconКонспект урока математики на тему
Тип урока: онз (урок формирования первоначальных предметных навыков и ууд, овладения новыми предметными умениями) (технология деятельностного...
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconУрок математики в 4 классе 05. 2012 г.) Тема
Тема урока: «Деление отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки без шкалы»
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconУрок 149 Тип урока : онз тема: «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т д.»
При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т д запятая переносится на 1, 2, 3 и т д разряда вправо, а при делении – соответственно...
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconТема Группа Вирясова Л. Н. Умк «Школа России» Предмет: Русский язык....
Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей./ Пер с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005. – 880с
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconУрок по данной теме Тип урока: онз цель
Цель: формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconУрока: онз. Тема: «Области и границы»
Урок математики в 1-м классе по образовательной программе «Школа 2000 …» (автор Петерсон Л. Г.)
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconПлан урока №17
...
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе...
Прежде чем мы начнем наш урок, проведем тест «Настроение» у вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов, на которых...
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconТема урока : Цели урока
Схема конспекта урока открытия новых знаний (онз)в соответствии с требованиями фгос ноо
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconУрок 20 Тема урока
...
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconУрок по теме «Тип Хордовые»
Тема урока по учебно тематическому плану: Контрольно- обобщающий урок по теме «Тип Хордовые»
Урок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы» iconУрок – пара Тип урока
Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск