Урок по теме: «Устойчивые выражения»





Скачать 175.03 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Устойчивые выражения»
Дата публикации06.10.2014
Размер175.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок по теме: «Устойчивые выражения» (Коррекционная программа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)

Образовательно – познавательные:

  • обеспечить условия для формирования у обучающихся представления об устойчивых выражениях;

  • развивать умение работать со словарём устойчивых выражений; находить в тексте устойчивые выражения; объяснять их смысл.

Коррекционно- воспитательные:

  • продолжить работу над созданием условий для повышения познавательной активности обучающихся и благоприятной эмоциональной среды;

  • Личностные:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Познавательные:

- выполнять задания с использованием рисунков, схем;

- проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице.

  • Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы.

Оборудование:

  • мультимедиапректор, экран, презентация;

  • конверты с заданиями;

  • карточки с устойчивыми выражениями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Мотивирование к учебной деятельности, психологический настрой.

Фильм «Дельфинотерапия».

Комментарий – урок начинаем с психологической разгрузки, чтобы исключить напряжение перед предстоящими трудностями, связанными с усвоением языкового материала.

- Поприветствуйте гостей, улыбнитесь всем.

– Ребята, я сегодня приехала к вам издалека, можно сказать, из-за тридевять земель. Надеюсь, что между нами завяжется такая дружба, что водой не разльешь. Сегодня на уроке у нас так много гостей, что яблоку негде упасть. Я волнуюсь, но думаю, что мы все найдём общий язык.

(На доске появляются данные выражения)

– Вам понравилось мое приветствие? Какие слова сделали мою речь яркой?

Слайд

– Что означают выражения из-за тридевять земель, водой не разольешь, яблоку негде упасть, найти общий язык?

2. Минутка чистописания.

- Запишите дату, классная работа.

– Как такие сочетания называют в русском языке, мы узнаем, когда напишем буквенный диктант в загадках. Я читаю загадку, а вы записываете только первую букву отгадки. (У доски работает ассистент, выставляет буквы). – Ксения

Слайды

  • Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша (Фрукты)

  • Она появляется после дождя и семицветная          (Радуга)

  • Ледяная глыба, которая плавает в море                 (Айсберг)

  • Их у человека 32                                                        (Зуб)

  • Главный герой сказки «По щучьему велению»      (Емеля)

  • Зима, весна, лето                                                        (Осень)

  • Царь зверей                                                                 (Лев)

  • Что плывёт по небу                                                    (Облако)

  • В нём 12 месяцев                                                        (Год)

  • Без неё нельзя пришить пуговицу                            (Иголка)

  • Полосатая лошадь                                                       (Зебра)

  • Его даёт корова                                                           (Молоко)

  • Вторая буква в слове «сЫр»                                       (Ы)

- Получившееся слово запишите с новой строчки с маленькой буквы, красиво.

Комментарий - Через введение данного понятия готовимся к формулированию темы, задач урока, при этом совмещаем этап чистописания, фонетической и орфографической минутки.

3. Фонетическая работа. (Итоги заносятся в оценочный лист после самопроверки).

Слайд

1) Укажите буквы, которые обозначают гласные звуки.

2) Поставьте ударение.

3) Разделите слово на слоги.

4) Обозначьте буквы звонких согласных звуков.

5) Обозначьте буквы мягких согласных звуков.

(Самопроверка по образцу, итоги выводят на мониторинг).

- Проговорим вслух гласные, звонкие согласные, мягкие согласные.

4. Формулирование темы, задач урока.

– Догадались, какая тема урока? ( Фразеологизмы)
– Ребята, устойчивые выражения называют фразеологизмами. - А что бы вам хотелось узнать об устойчивых выражениях? (какие у них особенности, что они обозначают, когда их можно употреблять в речи, как появились).

- Найти ответы на ваши вопросы и будет наша задача на уроке. Предлагаю эти задачи сделаем планом (алгоритмом) нашей работы. Продолжите мою фразу: Сегодня на уроке мы будем знакомиться…

- с особенностями устойчивых выражений;

- с их значением;

- с тем, когда и зачем их употреблять в речи;

- с происхождением (задача следующего урока).

- Послушайте стихотворение и скажите где выражение «ни пуха ни пера» употреблено в прямом, а где в переносном смысле.

Слайд

- Мы нашли ответ на первый вопрос? Давайте обобщим: общий смысл устойчивых выражений передают не отдельные слова, а всё выражение в целом. Употребляются в переносном значении.

- Давайте продолжим знакомство с этими удивительными оборотами речи. Поупражняемся в распознавании их значений.

Физминутка

III. Работа в группах по карточкам. (Роли: 1- читает задание, 2- пишет, 3- отвечает, 4- проверяет).

1) Выписать предложения с фразеологизмом, по словарю определите их значение.

Я не нашел себе места и встал в проходе. - Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил язык и заплакал. - Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу. - В двух словах он допустил три ошибки.

2) Подберите к фразеологизму синоним-значение:

Точить лясы

Набить карманы

Водить за нос

Гол, как сокол

Клевать носом

Баклуши бить

лентяйничать

дремать

обманывать

болтать

бедный

разбогатеть

Если останется время - Угадай, о чем идет речь? Слайд

1. Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

2. Не цветы, а вянут;
не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

V. Подведение итогов работы в группах

– Кто из вас сделал всё верно – 9 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-7 баллов «3», 4 балла и меньше – 2.
VI. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде(17):

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

VII. Домашнее задание

Выбери одно из предложенных заданий и выполни его:

1. Выполни иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.

2. Найди в упражнениях учебника и запиши несколько предложений с фразеологическими оборотами.

3. Объясни происхождение одного фразеологизма и сделай к нему рисунок.

Тема «Устойчивые выражения»

Карточка группы № _______

Состав группы:

1._____________________________

2. _____________________________

3._____________________________

4. _____________________________

Задания

1) Определите, какое предложение из пары содержит фразеологизм.

1. Я не нашел себе места и встал у окна. - Отец не находил себе места от волнения.
2. За едой малыш прикусил язык и заплакал. - Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3. В двух словах он изложил свою просьбу. - В двух словах он допустил три ошибки.

2) Подберите к фразеологизму синоним-значение:

Точить лясы

Набить карманы

Водить за нос

Гол, как сокол

Клевать носом

Баклуши бить

лентяйничать

дремать

обманывать

болтать

бедный

разбогатеть


Урок по теме: «Устойчивые выражения»

I. - Поприветствуйте гостей, улыбнитесь всем.

II. Фильм «Дельфинотерапия».

Комментарий – урок начинаем с психологической разгрузки, чтобы исключить напряжение перед предстоящими трудностями, связанными с усвоением языкового материала.

– Ребята, я сегодня приехала к вам издалека, можно сказать, из-за тридевять земель. Надеюсь, что между нами завяжется такая дружба, что водой не разльешь. Сегодня на уроке у нас так много гостей, что яблоку негде упасть. Я волнуюсь, но думаю, что мы все найдём общий язык.

(На доске - данные выражения)

– Вам понравилось мое приветствие? Какие слова сделали мою речь яркой?

Слайд

– Что означают выражения из-за тридевять земель, водой не разольешь, яблоку негде упасть, найти общий язык?

- Запишите дату, классная работа.

– Как такие сочетания называют в русском языке, мы узнаем, когда напишем буквенный диктант в загадках. Я читаю загадку, а вы записываете только первую букву отгадки. (У доски работает ассистент, выставляет буквы). – Ксения

Слайды

  • Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша (Фрукты)

  • Она появляется после дождя и семицветная          (Радуга)

  • Ледяная глыба, которая плавает в море                 (Айсберг)

  • Их у человека 32                                                        (Зуб)

  • Главный герой сказки «По щучьему велению»      (Емеля)

  • Зима, весна, лето                                                        (Осень)

  • Царь зверей                                                                 (Лев)

  • Что плывёт по небу                                                    (Облако)

  • В нём 12 месяцев                                                        (Год)

  • Без неё нельзя пришить пуговицу                            (Иголка)

  • Полосатая лошадь                                                       (Зебра)

  • Его даёт корова                                                           (Молоко)

  • Вторая буква в слове «сЫр»                                       (Ы)

- Получившееся слово запишите с новой строчки с маленькой буквы, красиво.

Комментарий - Через введение данного понятия готовимся к формулированию темы, задач урока, при этом совмещаем этап чистописания, орфографической минутки и речевой разминки.

3. Работа со словом ФРАЗЕОЛОГИЯ

- Возьмите маршрутные листы заносите итоги в оценочный лист после проверки.

Слайд

1) Укажите буквы, которые обозначают гласные звуки.

2) Поставьте ударение.

3) Разделите слово на слоги.

4) Обозначьте буквы звонких согласных звуков.

5) Обозначьте буквы мягких согласных звуков.

- Оцените себя. (Самопроверка по образцу, итоги выводят на мониторинг).

- Проговорим вслух гласные, звонкие согласные, мягкие согласные.

4.– Догадались, какая тема урока? ( Фразеологизмы)
– Ребята, устойчивые выражения называют фразеологизмами. - А что бы вам хотелось узнать об устойчивых выражениях? (какие у них особенности, что они обозначают, когда их можно употреблять в речи, как появились).

- Найти ответы на ваши вопросы и будет целью работы на уроке. Предлагаю эти цели сделть планом (алгоритмом) нашей работы. Давайте сформулируем цели урока: узнать

- особенности устойчивых выражений;

- их значение;

- когда и зачем их употреблять в речи;

- происхождение (задача следующего урока).

- Послушайте стихотворение и скажите где выражение «ни пуха ни пера» употреблено в прямом, а где в переносном смысле.

Слайд

- Мы нашли ответ на первый вопрос? Давайте обобщим: общий смысл устойчивых выражений передают не отдельные слова, а всё выражение в целом. Употребляются в переносном значении. В речи служат для украшения.

- Давайте продолжим знакомство с этими удивительными оборотами речи. Поупражняемся в распознавании их значений.

Физминутка

III. Работа в группах по карточкам. (Роли: 1- читает задание, 2- пишет, 3- отвечает, 4- проверяет).

1) Выписать предложения с фразеологизмом, по словарю определите их значение.

Я не нашел себе места и встал в проходе. - Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил язык и заплакал. - Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу. - В двух словах он допустил три ошибки.

2) Подберите к фразеологизму синоним-значение:

Точить лясы

Набить карманы

Водить за нос

Гол, как сокол

Клевать носом

Баклуши бить

лентяйничать

дремать

обманывать

болтать

бедный

разбогатеть

Если останется время - Угадай, о чем идет речь? Слайд

1. Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

2. Не цветы, а вянут;
не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

V. Подведение итогов работы в группах, самооценка

– Кто из вас сделал всё верно – 9 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-7 баллов «3», 4 балла и меньше – 2.
VI. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде(17):

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

VII. Домашнее задание слайд

Самоанализ урока

Данный урок рассчитан на 45 минут; является первым в данной теме по типу урок изучения нового материала.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательно – познавательные:

  • обеспечить условия для формирования у обучающихся представления об устойчивых выражениях, их особенностях, познакомить со значением некоторых устойчивых выражений, происхожденим, местом употребления в речи;

  • развивать кругозор, уровень речевого развития, умение работать со словарём устойчивых выражений; находить в тексте устойчивые выражения; объяснять их смысл.

Коррекционно- воспитательные:

  • продолжить работу над созданием условий для повышения познавательной активности обучающихся и благоприятной эмоциональной среды;

  • Личностные:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Познавательные:

- выполнять задания с использованием карточек для работы в группах;

- проводить сравнение, обобщение, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- использовать (строить) таблицы, проверять себя по таблице.

  • Коммуникативные:

- умение договариваться, слушать и слышать ответ товарища, корректно выражать свое отношение к услышанному;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы.

Цели и задачи урока реализовывались:

1. познавательные - в совместной работе в группах по карточкам;

2. развивающие цели - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме, оценивать действия;

3. воспитательные цели - через подбор языкового материала, вызывающего у учащихся интерес к языку, желание продолжить знакомство с устойчивыми выражениями за пределами урока; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в группе.

Метод урока по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику, самостоятельный выбор заданий по уровню сложности, объёму).

Мультимедийная презентация способствовала повышению мотивации, познавательного интереса учеников к уроку.

На уроке детей сопровождал Маршрутный лист ( план урока) для самооценки.

В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия

  • прогнозирование темы урока

  • целеполагание урока

  • волевая саморегуляция при самостоятельной работе

  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Методы обучения и используемые приемы послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Задания были подобраны в занимательной форме, разноплановы.

Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

  • фронтальная (во время проверки раннее изученного материала)

  • групповая (во время систематизации имеющихся знаний)

  • индивидуальная (во время выполнения фонетической работы).

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся:

Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами самоконтроля учащихся и корректного контроля со стороны учителя.

Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание – по выборы учащихся.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока оптимальны. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

Что касается мониторинга, я ставила перед собой задачу показать на уроке лишь элементы, из которых складывается полная картина диагностики. Это отразилось на этапе фонетической работы, которая по форме была проведена как проверочная с самопроверкой, маршрутный лист детально демонстрирует, какие элементы отработаны, над чем еще предстоит поработать. Этап первичного закрепления знаний также сопровождался маршрутным листом с целью своевременного выявления трудностей при усвоении нового материала и коррекции на следующем уроке.

Приложение

Маршрутный лист

ученика/цы__________________________________________

Тема «Устойчивые выражения»

Фонетическая работа

№/п

Задание

Отметка о выполнении

1

Укажите буквы, которые обозначают гласные звуки.




2

Поставьте ударение.




3

Разделите слово на слоги.




4

Обозначьте буквы звонких согласных звуков.




5

Обозначьте буквы мягких согласных звуков.







Отметка:




Критерии оценки

«5» - 5 + «4» - 4+ «3» - 3 + «2» - 2 +

Работа в группах

№ задания

Задание

Количество баллов

1

За каждое правильное предложение - 1 балл




2

За каждый правильный синоним-значение – 1 балл







Отметка:




Критерии оценки

«5» - 9 баллов

«4» - 7-8 баллов

«3» - 5-6 баллов

«2» - 4 балла и меньше

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconКатаевой Елены Николаевны. Тема урок
Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconПлощадь квадрата 49 см
Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconУрок по русскому языку в 5 а классе по теме: Способы выражения сказуемого...
Задание: описать самую понравившуюся фотографию, используя разные способы выражения сказуемых
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconСюжетно-ролевая игра «Робинзонада»
Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconФио заявителя Сафронова Татьяна Михайловна, Кулакова Анастасия Романовна
Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconПроект «Фразеологизмы или попади в цель» Вводный урок «В гостях у слова»
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются?...
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconПояснительная записка Задумываясь над сущностью педагогической деятельности,...
Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Числовые выражения, значение числового выражения, значение алгебраического выражения, допустимые и не допустимые значения переменной,...
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Числовые выражения, значение числового выражения, значение алгебраического выражения, допустимые
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconКонспект урока по математике числа 0-10. 1 Класс (Образовательная система «Школа 2100») Урок
Повторим приём нахождения части и целого, порешаем примеры, составим выражения по рисункам, сравним буквенные выражения, составим...
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconУрок №3
Цель урока: Научить преобразовывать выражения с корнем в знаменателе дроби, представляя эти выражения без корня в знаменателе –освобождение...
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconУрок по теме «Виды словосочетаний»
Цель: Формировать умение устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового...
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconУрок по теме: "Определение", 5 класс
Познакомить ребят с понятием “определение”, со способами выражения определения в предложении, со способом согласования существительного...
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconУрок русского языка Тема урока: Метафора, её роль в художественном...
Сообщение учащегося по теме исследования «Метафора – словесное изобразительное средство»
Урок по теме: «Устойчивые выражения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этот урок является одним из заключительных уроков по теме, в которой рецептивно уже вводились выражения на базе фразового глагола...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск