Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования





Скачать 306.35 Kb.
НазваниеТеория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования
страница1/3
Дата публикации27.01.2015
Размер306.35 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Математика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Белик Елена Викторовна


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ

ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА

МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


13.00.02 − теория и методика обучения и воспитания

(математика, уровень высшего образования)


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата

педагогических наук

Ростов-на-Дону
2007

Работа выполнена на кафедре геометрии и методики преподавания математики Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Татьяна Сергеевна Полякова
Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор Сергей Георгиевич Манвелов;

кандидат философских наук,

доцент Светлана Ивановна Масалова

Ведущая организация: Ставропольский государственный

университет

Защита состоится «___» октября 2007 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета К 212.208.11 по присуждению учёной степени кандидата педагогических наук при Педагогическом институте ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116.


С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ФГОУ ВПО «ЮФУ» по адресу 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.


Автореферат разослан «___» сентября 2007 г.


Учёный секретарь диссертационного совета –

кандидат педагогических наук, доцент Л.Е. Князева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность темы исследования.

Современная стратегия развития высшего педагогического образования определяет его как гуманитарное образование, которое должно обеспечивать готовность выпускника к трансляции культуры на основе межсубъектного обмена ценностями, знаниями, способами деятельности, опытом самореализации и др.

Выбор такой стратегии обусловлен тем, что в основу современного образования положен принцип гуманизации, предполагающий создание такой образовательной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам. Одним из важнейших средств реализации этого принципа в содержательном аспекте является гуманитаризация, задающая системе образования ориентиры не только на формирование знаний и опыта интеллектуальной деятельности, но и на приобщение к культурным и духовным ценностям. Таким образом, основная цель профессионального образования значительно расширяется: помимо адаптации к социуму через профессию человек должен вписаться и в пространство культуры, освоить ее смыслы и ценности.

Широта образования должна достигаться в первую очередь за счет объединения гуманитарного и естественнонаучного знания, следствием чего является интеграция профессиональной и общекультурной подготовки в единстве с развитием личностных качеств будущих специалистов, возвращение образованию общекультурного контекста.

Являясь взаимодополняющими составляющими генетически единого процесса антропо- и социогенеза, образование и культура в ходе истории дифференцировались как содержательно, так и организационно, что привело к их поляризации и расслоению единого культурно-образовательного пространства. Это обусловило разделение их функций: образование стало отвечать за интеллектуальную сферу, а культура за духовные ценности. В результате в содержании, методах и формах образования произошел разрыв с единым культурным полем, традициями мировой и отечественной культуры. Понятие «образованный человек» становится синонимом понятия «информированный человек» и расходится с понятием «культурный человек».

Поэтому основой новой образовательной парадигмы, отмечается в работах Е.В. Бондаревской, А.П. Валицкой, Т.С. Поляковой, В.А. Тестова, Л.Я. Хоронько и др., должна стать социокультурная точка зрения на образование, т.е. понимание образования «как функции культуры», что предполагает соответствующий подход к определению целей, содержания и методов обучения. Особенно актуальна эта проблема в системе математического образования в силу изначально присущего ему технократизма, преимущественно научного контекста.

Проецируя проблему гуманитаризации в область высшего педагогико-математического образования, отметим, что требования, предъявляемые к современным образовательным системам, порождают противоречие между общекультурным контекстом современного образования и научным контекстом подготовки учителя математики в рамках традиционной системы. В связи с этим возникает проблема, которую Т.С. Полякова инициирует как проблему введения высшего педагогико-математического образования в контекст культуры, воспитания учителя математики как человека не только математической, но и общей культуры.

Это актуализирует и проблему нашего исследования – поиск средств повышения эффективности профессиональной подготовки бакалавров физико-математического образования.

Одним из перспективных решений этой проблемы является использование общекультурного потенциала математики, что обусловлено охарактеризованным нами ранее общекультурным контекстом современного образования.

Реализация общекультурного потенциала математики является одним из средств осуществления современных тенденций педагогико-математического образования и разрешает ряд его противоречий.

Во-первых, использование общекультурного потенциала математических курсов позволяет задействовать внутренние возможности специальной подготовки в укреплении интерблоковых и интердисциплинарных связей, разрешая противоречие между общекультурным и специальным блоками дисциплин.

Во-вторых, этот подход разрешает противоречия аксиологического характера между различными системами ценностей. Одной из важнейших его функций является формирование у будущего учителя математики взгляда на математику и математическое образование как общекультурную ценность.

В-третьих, использование общекультурного потенциала математики даёт возможность в значительной мере восстановить баланс между историческим и логическим, образным и абстрактным в профессиональной подготовке бакалавров, разрешая противоречие между различными типами мышления: историческим и логическим; образно-ассоциативным и абстрактно-логическим.

В-четвёртых, реализация общекультурного потенциала математики устраняет противоречие между такими требованиями к подготовке учителя математики, как её фундаментализация, с одной стороны, и гуманитаризация, с другой. Математические курсы, являясь дисциплинами профильной подготовки, фундаментализируют её, т.к. их содержанием являются фундаментальные математические идеи и теории. Использование же общекультурного потенциала математических дисциплин способствует приобщению студентов к богатству гуманитарной культуры.

В диссертации исследуется система реализации общекультурного потенциала математического анализа, который имеет высокую степень абстракции, собственную специфику и методы, оригинальную символику и терминологию. Изучая его, студент педвуза зачастую испытывает большие затруднения в преломлении абстрактных моделей в плоскость реальных процессов и явлений, в создании мотивационной сферы для будущей профессии. С другой стороны, математический анализ имеет большой общекультурный потенциал для осознания будущим учителем сущности математики, её прикладной направленности, воспитательного значения.

Таким образом, использование общекультурного потенциала математического анализа в системе профессиональной подготовки бакалавра способствует разрешению ряда противоречий процесса подготовки учителя математики в педвузе, усиливает его позитивные аспекты, и, как следствие, стабилизирует этот процесс.

Проблема реализации общекультурного потенциала математики в системе не имеет явного представления в методико-педагогических исследованиях. Однако существует ряд исследований в более узком контексте по следующим направлениям.

1. Изучением проблемы использования гуманитарного потенциала математики в математическом образовании занимаются такие исследователи, как И.Ю. Жмурова, А.Г. Мордкович, Е.А. Перминов, Т.С. Полякова, Г.И. Саранцев, В.А. Тестов и др.

2. Проблемы прикладной направленности математики освещены в исследованиях В.И. Арнольда, М.И. Башмакова, Н.Я. Виленкина, Г.Д. Глейзера, Б.В. Гнеденко, А.В. Дорофеевой, А.Н. Колмогорова, Л.Д. Кудрявцева, А.Г. Мордковича, С.Г. Никольского, А.А. Столяра, Л.М. Фридмана, А.Я. Хинчина и др.

3. Историзация математического образования, в том числе и специальной подготовки учителя математики в педвузе, рассматривалась в исследованиях В.В. Бобынина, С.В. Белобородовой, Н.Я. Виленкина, Г.И. Глейзера, Б.В. Гнеденко, И.Я. Депмана, А.В. Дорофеевой, К.А. Малыгина, И.А. Михайловой, Т.С. Поляковой, М.В. Потоцкого, Ю.В. Романова, К.А. Рыбникова, В.Д. Чистякова, А.П. Юшкевича и др.

Хотя методика обучения различным математическим дисциплинам нашла своё отражение в работах В.И. Арнольда, Р.М. Асланова, О.С. Викторовой, В.И. Игошина, Л.Д. Кудрявцева, Г.Л. Луканкина, А.Г. Мордковича, А.Х. Назиева, М.В. Потоцкого, И.С. Сафуанова, А.А. Столяра, Г.Г. Хамова, Л.В.Шкериной и др., вопросы методики обучения математическому анализу освещаются в немногих диссертационных исследованиях. Так, О.С. Викторова рассматривает методику предупреждения затруднений студентов педвуза в овладении математическим анализом, а Р.М. Асланов – методическую систему обучения дифференциальным уравнениям в педвузе.

Анализ литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что категориальный и понятийный аппарат реализации общекультурного потенциала математической дисциплины в профессиональной подготовке будущих учителей практически не разработан, отсутствует система обучения, использующая общекультурный потенциал математических дисциплин, в частности, математического анализа.

Это и определяет актуальность темы заявленного нами исследования – теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования.

Методологический аппарат исследования.

Объект исследования – профессиональная подготовка бакалавров физико-математического образования по профилю «Математика».

Предмет – процесс обучения математическому анализу бакалавров физико-математического образования по профилю «Математика» в системе реализации его общекультурного потенциала.

Цель исследования – теоретическое обоснование, методическая разработка модели системы реализации общекультурного потенциала курса математического анализа и опытно-эксперимен-тальная проверка эффективности обучения бакалавров физико-математического образования математическому анализу в условиях реализации его общекультурного потенциала.

Гипотеза исследования. Использование общекультурного потенциала математического анализа в процессе профессиональной подготовки бакалавров физико-математического образования приведет к повышению качества усвоения конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; повысит уровень профессиональной компетентности в области основных общекультурных компонентов содержания математического образования; будет способствовать развитию личностно-смысловой сферы студентов и мотивационного компонента учебной деятельности в области математики, повысит уровень общей, математической и методической культуры бакалавров физико-математического образования, будет способствовать усилению профессиональной направленности специальной их подготовки в педагогическом вузе. Перечисленные позитивные тенденции приобретут ярко выраженный характер, если все основные общекультурные компоненты содержания математического образования будут использоваться в системе.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили его ведущие задачи:

1. Охарактеризовать концептуальные основы определения целей и содержания специальной подготовки бакалавров физико-математического образования в системе реализации общекультурного потенциала математического анализа.

2. Разработать понятийный аппарат и концептуальные основы системы реализации общекультурного потенциала математического анализа в подготовке бакалавров.

3. Разработать модель системы реализации общекультурного потенциала математического анализа в профессиональной подготовке бакалавров.

4. Провести диагностику отношения преподавателей и студентов к проблеме использования общекультурного потенциала математики в процессе подготовки бакалавра в педагогическом вузе.

5. Разработать курс по выбору «Историко-методологические проблемы основ математического анализа» и обосновать эффективность его внедрения.

Методологической основой исследования являются концепция учителя как человека культуры; концепция рассмотрения содержания образования с культурологических позиций; общенаучные принципы системности и комплексности; такие основополагающие идеи развития высшего педагогического образования, как идеи гуманизации, гуманитаризации, интердисциплинарности, культуро- и природосообразности.

Теоретической основой исследования являются

 концепции общих основ образования и воспитания, стратегии его развития (Ю.К. Бабанский, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

 современные теории педагогического образования, в том числе педагогико-математического (А.П. Валицкая, В.Л. Матросов, Т.С. Полякова, Н.Х. Розов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.);

 теории гуманизации и гуманитаризации образования, в том числе математического (И.В. Бестужев-Лада, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Давыдов, Г.В. Дорофеев, Т.А. Иванова, А.Г. Мордкович, М.И. Панов, Т.С. Полякова, Г.И. Саранцев, Н.Л. Стефанова, Т.Т. Фискович, А.Н. Чалов, Е.Н. Шиянов и др.);

 работы, освещающие актуальные проблемы математического образования (С.И. Архангельский, В.Г. Болтянский, Л.Д. Кудрявцев, А.Г. Мордкович, Н.Г. Ованесов, М.В. Потоцкий, И.С. Сафуанов, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.);

 теории формирования личности учителя, его педагогической культуры и мастерства (Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Т.С. Полякова, В.А. Сластенин и др.);

 теории профессиональной и методической подготовки учителя математики (В.В. Афанасьев, М.М. Буняев, Н.Я. Виленкин, Б.В. Гнеденко, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, Г.Л. Луканкин, В.Л. Матросов, В.М. Монахов, А.Г. Мордкович, Т.С. Полякова, М.В. Потоцкий, А.В. Ястребов и др.);

 нормативные документы и учебная литература по математическому анализу.

Технология исследования включает его методы, основные этапы, а также внедрение и апробацию полученных результатов.

Проблема, цель и задачи исследования обусловили выбор следующих методов:

– научно-теоретические: теоретический анализ философской, историко-математической, методологической, культурологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, вузовских стандартов, учебных программ педвузов, учебников и учебных пособий по математическому анализу, обобщение опыта гуманитаризации специальной подготовки учителя математики, изучение и обобщение опыта использования отдельных компонентов общекультурного потенциала математических курсов в процессе преподавания математики в вузах;

– эмпирические: беседы с преподавателями математики в педвузах, со студентами; посещение лекций, практических и семинарских занятий с целью выявления структурных компонентов общекультурного потенциала математического анализа; опрос, тестирование, метод самооценки.

– экспериментальные: констатирующий, поисковый и формирующий эксперимент.

– статистические: методы измерения и статистической математической обработки полученных экспериментальных данных, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconУроки развивающей математики для младших школьников
«Теория и методика проведения курса «Уроки развивающей математики» для младших школьников» в рамках программы подготовки «Актуальные...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconРабочая программа по «Алгебре и началам анализа» учителя первой квалификационной категории
Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы, составитель Бурмистрова Т. А., М.,-Просвещение, 2009 и в соответствии с буп...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconКолягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра...
На базе учебников : Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра и начала математического анализа 10». Профильный...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconРабочая программа математического кружка «Занимательная математика»
Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconУчебник: «Алгебра и начала математического анализа», Колягин Ю. М., Ткачёва М. В., Фёдорова Н. Е
...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconМетапредметный подход в преподавании физики
Ананичева С. В., методист кафедры физико-математического образования огбоу дпо уипкпро
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconАнализ работы кафедры естественно-математического цикла. Учителя...
Учителя естественно-математического цикла в течение 20012-2013 учебного года работали над темой: Повышение результатов обучения по...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconАнализ методической работы ммо учителей физико-математического цикла за 2012-2013 учебный год
В истекшем 2012-2013 учебном году ммо продолжало работать над проблемой «Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление 050200 «Бакалавр физико-математического образования», профиль «Информатика»
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2012-2013 учебном году мо учителей физико-математического цикла работало над проблемой «повышение качества обучения учащихся путем...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, кафедра естественно-математического...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рабочая программа составлена на основании примерной программы среднего общего образования (Министерство образования, 2004 г) для...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методы математического моделирования»
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Информационные системы и процессы» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры компьютерного и математического моделирования,...
Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования iconПлан работы школьного методического объединения учителей естественно-математического...
«Повышение качества образования по предметам естественно-математического цикла посредством использования компетентностно-деятельностного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск