Скачать 77.84 Kb.
|
Учебный проект ЗАЧЕМ НУЖНА ТРИГОНОМЕТРИЯ. Автор проекта: Растрёпина Надежда Михайловна, учитель математики Муниципальное общеобразовательное учреждение ЛИЦЕЙ №1 города Цимлянска 2008 г.
Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. АБУ-ль-ФАРАДЖ Аль-Исфахани Вид проекта: среднесрочный, межпредметный. Проект рассчитан на учащихся 10-х классов. История изучения тригонометрии в школе чрезвычайно поучительна. В отечественных школах долгое время существовал отдельный курс, обеспеченный специализированными учебниками и задачниками. Но постепенно стал утрачивать свое значение как отдельная школьная дисциплина, что выразилось в распределении тригонометрического материала между курсами алгебры, геометрии, алгебры и начал анализа. В последние годы тригонометрический материал стал постепенно «выжиматься» из основной и старшей школы. Одновременно с этим он традиционно популярен при проведении всевозможных конкурсов, олимпиад и отборов математически одаренных учащихся, поскольку чрезвычайно удобен для усложнения заданий. Также тригонометрия находит очень широкое применение на практике, однако в учебниках по математике об этом практически ничего не говорится. Вместе с тем курс переполнен формулами, которые ребята не успевают ни осмыслить, ни запомнить, а чаще всего просто не хотят запоминать и учить, так как не видят в этом никакой практической надобности. И традиционно вопросы, которые я слышу от ребят из года в год: «Кто придумал все эти синусы-косинусы, и зачем они нужны?», «Зачем нам учить эту тригонометрию, разве в жизни она нам пригодится?». Возникают следующие противоречия:
Поэтому основные задачи данного курса:
2. Цели проекта. Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
Учащиеся самостоятельно могут выбрать:
Контроль проводится посредством: наблюдения, анализа работ и итоговых творческих заданий. Критерии оценивания презентаций: - по содержанию: 1) соответствие заявленной теме и целям; 2) наличие логической связи между рассматриваемыми явлениями и показателями; 3) использование наглядности при представлении информации; 4) отсутствие грамматических и стилистических ошибок; 5) формулировка вывода по результатам проведенной работы. - по оформлению: 1) дизайн должен соответствовать содержанию презентации; 2) анимационные эффекты не должны отвлекать от информации, представленной на слайде; 3) предпочтительно представлять информации кратко, в виде схем, тезисов и т.д., в едином стиле и цветовой гамме; 4) чередовать использование разных видов слайдов для обеспечения разнообразия; 5) размер шрифта должен соответствовать важности информации. Критерии оценивания публикаций: - по содержанию: 1) информация интересна, полезна, доступна; 2) соответствует теме и целям; 3) отсутствие грамматических и стилистических ошибок; - по оформлению: 1) рисунки отражают или дополняют текст; 2) шрифт легко читается; 3) цветовая гамма соответствует рисункам и текстовой информации. 3. Условия для реализации данного проекта:
4. Сущность проектного предложения. Данный проект начинается с основополагающего вопроса: «Как всё взаимосвязано в мире?». Перед учащимися ставятся проблемные вопросы: «Есть ли связь между предметами, изучаемыми в школе?», «Как помогает математика в изучении других предметов?», «Зачем нужна тригонометрия?». Курс тригонометрии изучается в школе в основном в 9-10 классах. Таким образом, проект рассчитан на учащихся 10 класса. Именно в этот период ребята начинают задумываться о выборе профессии. Так как проект является интегрированным с другими предметами, то он является одновременно и профориентационным. В процессе реализации проекта предполагается рассмотреть следующие учебные темы: тригонометрия; тригонометрические функции; алгебраические уравнения; решение стереометрических задач; измерительные работы на местности; оптика; гармонические колебания; компьютерная графика и др. Проект не только позволяет учащимся усвоить математические знания, научиться самостоятельно организовывать деятельность, анализировать и представлять информацию с помощью информационных технологий, но и знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, методами их разработки в различных профессиональных сферах, способствует профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов. 5. Этапы работы над проектом. 1. Введение. На этом этапе проводится подготовительная работа, происходит знакомство с темой, ставится проблема. Учащиеся получают общую информацию по теме, знакомятся с теориями и гипотезами, получают задание для исследовательской работы. Например, в проекте «Тригонометрия в физике» ставится проблемный вопрос «Почему мы иногда видим то, чего нет на самом деле?». Для исследования можно предложить следующие вопросы: «Как устроено наше зрение и как создаются оптические иллюзии?», «Почему мы видим миражи?», «Как возникает радуга?», «Что такое полярное сияние?», «Как тригонометрия может помочь найти ответы на эти вопросы?» Задание ученикам можно давать в виде заранее заготовленного буклета, в котором поставлена проблема и намечены возможные пути решения этой проблемы с помощью наводящих вопросов, а также указаны возможные источники, где можно найти ответы на поставленные вопросы (литература, сайты). Задание должно давать мотивацию, быть интересным для учащихся и быть привязанным к конкретной жизненной ситуации. 2. Выполнение. Учащиеся выполняют ряд заданий и проводят исследовательскую работу, используя заранее определенные веб-ресурсы и литературу. Стадия выполнения предполагает создание одного или нескольких готовых продуктов, которые учащиеся затем представляют в конце работы. На этой стадии необходимо уметь вести поиск в Интернете, быстро и точно подбирать ресурсы. Важно иметь навык работы в различных поисковых системах, уметь точно сформулировать вопрос. Также очень важно критически оценить найденные ресурсы. Прежде чем дать задания ученикам, необходимо посетить предлагаемые сайты и убедиться, что они подходят для выполнения заданий, соответствуют уровню учеников. 3. Оценивание. На этой стадии учащиеся не только представляют свою работу, но и делают выводы, чему они научились, чего достигли. При групповой работе они оценивают также свое участие в проекте и свой личный прогресс. Учитель также оценивает работу, анализирует ошибки, дает советы для будущей работы. 4. Создание веб-сайта проекта. На этом этапе учитель с учениками оформляют результаты своей работы в виде веб-сайта, в котором должен быть отражён ход всего проекта, а именно:
6. Планируемые результаты В процессе выполнения проекта ребята узнают, что тригонометрические вычисления применяются практически во всех областях геометрии, физики и инженерного дела, позволяют измерять расстояния до недалёких звёзд в астрономии, между ориентирами в географии, контролировать системы навигации спутников. А также обнаружат применение тригонометрии в таких областях, как техника навигации, теория музыки, акустика, оптика, анализ финансовых рынков, электроника, статистика, биология, медицина (включая ультразвуковое исследование (УЗИ) и компьютерную томографию), фармацевтика, химия, теория чисел (и, как следствие, криптография), сейсмология, метеорология, океанология, картография, топография и геодезия, архитектура, фонетика, экономика, электронная техника, машиностроение, компьютерная графика, кристаллография, конструирование и моделирование. В результате мотивация к изучению тригонометрии должна повыситься. В процессе реализации проекта учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
7. Литература.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
|
Курсовой проект по дисциплине Методы принятия управленческих решений... | Курсовой проект по дисциплине Методы принятия управленческих решений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Действительно, а зачем она вообще нужна, эта музыка? Денег в будущем больших не сулит, трудится надо долго и упорно – зачем? Зачем... | Зачем нужна литература в школе? Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования,... | ||
Проект по технологии в 9 классе по теме: «Изделия из дрожжевого теста» Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей... | Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы... | ||
Реферата было проведено анкетирование учащихся своего класса на тему «Зачем нужна собака?» «Cобака друг человека», написанный учеником 2 «А» класса моу средней общеобразовательной школы №4 г. Искитима Новосибирской области... | Тема урока: «Когда появилась одежда?» Технологии «когда», «одежда», «появилась», «зачем», «нужна», «назначение», «защита», «красота», «функциональность» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей... | Зачем нужна биология в школе? Традиционные представления о целях обучения биологии в школе зафиксированы, прежде всего, в перечнях знаний, умений и навыков, соотнесенных... | ||
Сайт Ольги Себедаш Дорогие старшеклассники, учителя! Представляем... Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Эти и подобные им вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз... | ||
Приказ №16 от 14 сентября 2012г. Положение об оценке индивидуального проекта Общие положения Индивидуальный итоговый проект это учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов | План, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс... В европейских языках слово проект заимствовано из латинского, которое буквально означает: “выброшенный вперед”, “выступающий”, “вытянутый”,... | ||
Мук шигонская межпоселенческая библиотека Новодевиченская сельская... Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как... | Краткое содержание проекта Учебный проект соответствует программе... ... |