Учебный проект зачем нужна тригонометрия





Скачать 77.84 Kb.
НазваниеУчебный проект зачем нужна тригонометрия
Дата публикации03.03.2015
Размер77.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Учебный проект

ЗАЧЕМ НУЖНА ТРИГОНОМЕТРИЯ.

Автор проекта:

Растрёпина Надежда Михайловна,

учитель математики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ЛИЦЕЙ №1

города Цимлянска

2008 г.

  1. Обоснование актуальности проекта.


Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

АБУ-ль-ФАРАДЖ Аль-Исфахани
Вид проекта: среднесрочный, межпредметный.

Проект рассчитан на учащихся 10-х классов.
История изучения тригонометрии в школе чрезвычайно поучительна. В отечественных школах долгое время существовал отдельный курс, обеспеченный специализированными учебниками и задачниками. Но постепенно стал утрачивать свое значение как отдельная школьная дисциплина, что выразилось в распределении тригонометрического материала между курсами алгебры, геометрии, алгебры и начал анализа. В последние годы тригонометрический материал стал постепенно «выжиматься» из основной и старшей школы. Одновременно с этим он традиционно популярен при проведении всевозможных конкурсов, олимпиад и отборов математически одаренных учащихся, поскольку чрезвычайно удобен для усложнения заданий. Также тригонометрия находит очень широкое применение на практике, однако в учебниках по математике об этом практически ничего не говорится. Вместе с тем курс переполнен формулами, которые ребята не успевают ни осмыслить, ни запомнить, а чаще всего просто не хотят запоминать и учить, так как не видят в этом никакой практической надобности. И традиционно вопросы, которые я слышу от ребят из года в год: «Кто придумал все эти синусы-косинусы, и зачем они нужны?», «Зачем нам учить эту тригонометрию, разве в жизни она нам пригодится?».
Возникают следующие противоречия:

  • При большом объёме информации уменьшилось число часов для изучения тригонометрии, что привело к перегрузке учащихся;

  • Недостаточная освещённость практической стороны предмета снижает мотивацию к изучению тригонометрии.


Поэтому основные задачи данного курса:

  • поддержка мотивации учащихся изучения тригонометрии через синтез тригонометрии с различными предметами: физика, география, геометрия, история, экономика и др.

  • создание условий для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся.


2. Цели проекта.

Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интереса к изучению математики;

  • системы математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

  • интеллектуального развития, критичности мышления;

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • творческих способностей;

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • умения свободно ориентироваться в Интернет-пространстве.

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

  • проведение исследовательских и творческих работ (например «Тригонометрия в геометрии», «Тригонометрия в физике», «Тригонометрия и экономика», «Тригонометрия и география», «История развития тригонометрии» и т. п.);

  • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

  • написание рефератов;

  • подготовка презентаций;

  • защита творческих работ.

Учащиеся самостоятельно могут выбрать:

  • объект изучения (какую из предложенных проблем они будут изучать);

  • способ работы (индивидуальный или групповой);

  • вид отчетных работ из предложенного перечня;

  • различные источники и литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

Контроль проводится посредством: наблюдения, анализа работ и итоговых творческих заданий.
Критерии оценивания презентаций:

- по содержанию:

1) соответствие заявленной теме и целям;

2) наличие логической связи между рассматриваемыми явлениями и показателями;

3) использование наглядности при представлении информации;

4) отсутствие грамматических и стилистических ошибок;

5) формулировка вывода по результатам проведенной работы.
- по оформлению:

1) дизайн должен соответствовать содержанию презентации;

2) анимационные эффекты не должны отвлекать от информации, представленной на слайде;

3) предпочтительно представлять информации кратко, в виде схем, тезисов и т.д., в едином стиле и цветовой гамме;

4) чередовать использование разных видов слайдов для обеспечения разнообразия;

5) размер шрифта должен соответствовать важности информации.
Критерии оценивания публикаций:

- по содержанию:

1) информация интересна, полезна, доступна;

2) соответствует теме и целям;

3) отсутствие грамматических и стилистических ошибок;
- по оформлению:

1) рисунки отражают или дополняют текст;

2) шрифт легко читается;

3) цветовая гамма соответствует рисункам и текстовой информации.
3. Условия для реализации данного проекта:

  • наличие в классе компьютера;

  • наличие мультимедиа проектора;

  • наличие принтера (желательно цветного);

  • возможность выхода в Интернет;

  • возможность работы в компьютерном классе;

4. Сущность проектного предложения.
Данный проект начинается с основополагающего вопроса: «Как всё взаимосвязано в мире?». Перед учащимися ставятся проблемные вопросы: «Есть ли связь между предметами, изучаемыми в школе?», «Как помогает математика в изучении других предметов?», «Зачем нужна тригонометрия?». Курс тригонометрии изучается в школе в основном в 9-10 классах. Таким образом, проект рассчитан на учащихся 10 класса. Именно в этот период ребята начинают задумываться о выборе профессии. Так как проект является интегрированным с другими предметами, то он является одновременно и профориентационным. В процессе реализации проекта предполагается рассмотреть следующие учебные темы: тригонометрия; тригонометрические функции; алгебраические уравнения; решение стереометрических задач; измерительные работы на местности; оптика; гармонические колебания; компьютерная графика и др.

Проект не только позволяет учащимся усвоить математические знания, научиться самостоятельно организовывать деятельность, анализировать и  представлять информацию с помощью информационных технологий, но и знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, методами их разработки в различных профессиональных сферах, способствует профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов.
5. Этапы работы над проектом.
1. Введение. На этом этапе проводится подготовительная работа, происходит знакомство с темой, ставится проблема. Учащиеся получают общую информацию по теме, знакомятся с теориями и гипотезами, получают задание для исследовательской работы. Например, в проекте «Тригонометрия в физике» ставится проблемный вопрос «Почему мы иногда видим то, чего нет на самом деле?». Для исследования можно предложить следующие вопросы: «Как устроено наше зрение и как создаются оптические иллюзии?», «Почему мы видим миражи?», «Как возникает радуга?», «Что такое полярное сияние?», «Как тригонометрия может помочь найти ответы на эти вопросы?» Задание ученикам можно давать в виде заранее заготовленного буклета, в котором поставлена проблема и намечены возможные пути решения этой проблемы с помощью наводящих вопросов, а также указаны возможные источники, где можно найти ответы на поставленные вопросы (литература, сайты). Задание должно давать мотивацию, быть интересным для учащихся и быть привязанным к конкретной жизненной ситуации.

2. Выполнение. Учащиеся выполняют ряд заданий и проводят исследовательскую работу, используя заранее определенные веб-ресурсы и литературу. Стадия выполнения предполагает создание одного или нескольких готовых продуктов, которые учащиеся затем представляют в конце работы. На этой стадии необходимо уметь вести поиск в Интернете, быстро и точно подбирать ресурсы. Важно иметь навык работы в различных поисковых системах, уметь точно сформулировать вопрос. Также очень важно критически оценить найденные ресурсы. Прежде чем дать задания ученикам, необходимо посетить предлагаемые сайты и убедиться, что они подходят для выполнения заданий, соответствуют уровню учеников.

3. Оценивание. На этой стадии учащиеся не только представляют свою работу, но и делают выводы, чему они научились, чего достигли. При групповой работе они оценивают также свое участие в проекте и свой личный прогресс. Учитель также оценивает работу, анализирует ошибки, дает советы для будущей работы.

4. Создание веб-сайта проекта. На этом этапе учитель с учениками оформляют результаты своей работы в виде веб-сайта, в котором должен быть отражён ход всего проекта, а именно:

  • общее описание работы;

  • работы учеников;

  • страница учителя с ссылками на методические и дидактические материалы;

  • полезные ресурсы.


6. Планируемые результаты

В процессе выполнения проекта ребята узнают, что тригонометрические вычисления применяются практически во всех областях геометрии, физики и инженерного дела, позволяют измерять расстояния до недалёких звёзд в астрономии, между ориентирами в географии, контролировать системы навигации спутников. А также обнаружат применение тригонометрии в таких областях, как техника навигации, теория музыки, акустика, оптика, анализ финансовых рынков, электроника, статистика, биология, медицина (включая ультразвуковое исследование (УЗИ) и компьютерную томографию), фармацевтика, химия, теория чисел (и, как следствие, криптография), сейсмология, метеорология, океанология, картография, топография и геодезия, архитектура, фонетика, экономика, электронная техника, машиностроение, компьютерная графика, кристаллография, конструирование и моделирование. В результате мотивация к изучению тригонометрии должна повыситься.

В процессе реализации проекта учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • свободно ориентироваться в многообразных тригонометрических формулах;

  • решать геометрические задачи с помощью тригонометрии;

  • применять полученные знания на практике;

  • выдвигать гипотезы;

  • быстро и точно подбирать необходимые для работы ресурсы, вести поиск в Интернете;

  • работать в различных поисковых системах;

  • точно формулировать вопрос;

  • представлять результаты исследований в виде презентаций, публикаций и рефератов;

  • интерпретировать результаты исследования;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты исследования, участвовать в дискуссии.

7. Литература.


  1. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. Главный редактор М.Д. Аксенова.- М:Аванта+,1999.-688с.: ил.

  2. Перельман Я. И. Занимательная геометрия. – ВАПАР, 1994. – 275с.

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. – ВАПАР, 1994. – 496с.

  4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – ВАПАР, 1994. – 200с.

  5. Мякишев Г.Я. Физика: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003. – 332с.

  6. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Учебное пособие для поступающих в вузы, 4-е издание. – М.: Вербум - М, 2000. – 416с.

  7. Фарков А. В. Готовимся к олимпиадам по математике.—М.: ЭКЗАМЕН, 2006г.

  8. Математика: Школьная энциклопедия. Гл. ред. С. М. Никольский. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 527 с.: ил.

  9. “Оптические явления в природе”, автор - В. Л. Булат, издательство “Просвещение”, Москва, 1974 год.

  10. www.smekalka.pp.ru;

  11. www.koob.ru;

  12. www.yugzone.ru

  13. http://ru.wikipedia.org

  14. http://math.ru

  15. http://www.krugosvet.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ:

    1. Задания для учащихся (буклеты);

    2. Творческие работы учащихся;

    3. Веб-сайт.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconКурсовой проект по дисциплине Методы принятия управленческих решений...

Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconКурсовой проект по дисциплине Методы принятия управленческих решений...

Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Действительно, а зачем она вообще нужна, эта музыка? Денег в будущем больших не сулит, трудится надо долго и упорно – зачем? Зачем...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconЗачем нужна литература в школе?
Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования,...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconПроект по технологии в 9 классе по теме: «Изделия из дрожжевого теста»
Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconЗачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconРеферата было проведено анкетирование учащихся своего класса на тему «Зачем нужна собака?»
«Cобака друг человека», написанный учеником 2 «А» класса моу средней общеобразовательной школы №4 г. Искитима Новосибирской области...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconТема урока: «Когда появилась одежда?» Технологии
«когда», «одежда», «появилась», «зачем», «нужна», «назначение», «защита», «красота», «функциональность»
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconЗачем нужна биология в школе?
Традиционные представления о целях обучения биологии в школе зафиксированы, прежде всего, в перечнях знаний, умений и навыков, соотнесенных...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconСайт Ольги Себедаш Дорогие старшеклассники, учителя! Представляем...
Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Эти и подобные им вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconПриказ №16 от 14 сентября 2012г. Положение об оценке индивидуального проекта Общие положения
Индивидуальный итоговый проект это учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconПлан, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс...
В европейских языках слово проект заимствовано из латинского, которое буквально означает: “выброшенный вперед”, “выступающий”, “вытянутый”,...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconМук шигонская межпоселенческая библиотека Новодевиченская сельская...
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Учебный проект зачем нужна тригонометрия iconКраткое содержание проекта Учебный проект соответствует программе...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск