Теорема пифагора вне школьной программы





Скачать 247.73 Kb.
НазваниеТеорема пифагора вне школьной программы
Дата публикации30.03.2015
Размер247.73 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №92»

X школьная научно-практическая конференция

ТЕОРЕМА ПИФАГОРА ВНЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Выполнил:

ученик 9а класса

Мергер Виталий

Руководитель:

учитель математики

Прокопенко О.И.

Новокузнецк, 2007г.

Оглавление

Введение c.3-4
Глава 1. «Золотые стихи» Пифагора. с.5-9
Глава 2. История открытия теоремы. с.10-11
Глава 3. Способы доказательства теоремы. с.12-17
Глава 4. Применение теоремы. с.18-23
Заключение с.24
Литературы. с.25


Введение.

Трудно найти человека, у которого имя Пифагора не ассоции­ровалось бы с его теоремой. Пожалуй, даже те, кто в своей жизни навсегда распрощался с математикой, сохраняют воспоминания о «пифагоровых штанах» - квадрате на гипотенузе, равновеликом двум квадратам на катетах.

Причина такой популярности теоремы Пифагора триедина: это простота - красота - значимость. В самом деле, теорема Пифа­гора проста, но не очевидна. Это сочетание двух противоречивых начал придает ей особую притягательную силу, делает ее красивой.

Кроме того, теорема Пифагора имеет огромное значение: она применяется в геометрии буквально на каждом шагу, и тот факт, что существует около 500 различных доказательств этой теоремы (геометрических, алгебраических, механических и т. д.), свидетель­ствует о гигантском числе её конкретных реализаций.

В современных учебниках теорема сформулирована так: «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».

Во времена Пифагора она звучала так: «Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равно­велик сумме квадратов, построенных на катетах» или «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольни­ка, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах».

Цели и задачи реферата.

О теореме Пифагора написано огромное количество научной литературы. В ней присутствуют, в основном, современные доказа­тельства, написанные математическим языком, но в большинстве случаев они мало понятны человеку с небольшим багажом матема­тических знаний, поэтому мы хотели с помощью своей работы:

- доступнее преподать материал учебника, используя такие средства, как различную дополнительную литературу, сайты Ин­тернета (поисковые серверы: Yandex), собственные предложения, электронную презен­тацию.

Но основная цель нашей работы состояла в том, чтобы показать значение теоремы Пифагора в развитие науки и техники многих стран и народов мира, а также в наиболее простой и интересной форме преподать содержание теоремы.

Основной метод, который использовался в работе, -это метод систематизации и обработки данных.

Практическое применение работы состоит в том, чтобы использовать знания и умения в решении задач по геометрии, расширении кругозора учащихся.

«

ЗОЛОТЫЕ СТИХИ» ПИФАГОРА

«Будь справедлив и в словах, и в поступках своих...»

Пифагор (ок. 570- ок. 500 гг. до н. э.)

Древнегреческий философ и математик, просла­вившийся своим учением о космической гармонии и переселении душ. Предание приписывает Пифагору доказательство теоремы, носящей его имя. Многое в учении Платона восходит к Пифагору и его исследова­телям.

Письменных документов о Пифагоре Самосском, сыне Мнесарха, не осталось, а по более поздним свиде­тельствам трудно восстановить подлинную картину его жизни и достижений. Известно, что Пифагор покинул свой родной остров Самос в Эгейском море у бере­гов Малой Азии в знак протеста против тирании правителя и уже в зрелом возрасте (по преданию в 40 лет) появился в греческом городе Кротоне на юге Италии. Пифагор и его последователи - пифагорейцы - образовали тайный союз, игравший немалую роль в жизни греческих колоний в Ита­лии. Пифагорейцы узнавали друг друга по звёздчатому пятиугольнику - пентаграмме. Но Пифагору пришлось удалиться в Метапонт, где он и умер. Позднее, во второй половине V до н. э., его орден был разгромлен.

На учение Пифагора большое влияние оказала философия и рели­гия Востока. Он много путешествовал по странам Востока: был в Египте и Вавилоне. Там Пифагор познакомился и с восточной матема­тикой.

Пифагорейцы верили, что в числовых закономерностях спрятана тай­на мира. Мир чисел жил для пифагорейца особой жизнью, числа имели свой особый жизненный смысл. Числа, равные сумме своих делителей, воспринимались как совершенные (6, 28, 496, 8128); дружественными называли пары чисел, из которых каждое равнялось сумме делителей дру­гого (например, 220 и 284). Пифагор впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, ввел понятие фигурного числа. В его школе были подробно рассмотрены пифагоровы тройки натуральных чи­сел, у которых квадрат одного равнялся сумме квадратов двух других (ве­ликая теорема Ферма).

Пифагору приписывается высказывание: «Все есть число». К числам (а он имел ввиду лишь натуральные числа) он хотел свести весь мир, и математику в частности. Но в самой школе Пифагора было сделано от­крытие, нарушавшее эту гармонию. Было доказано, что корень из 2 не является рациональным числом, т. е. не выражается через натуральные числа.

Естественно, что геометрия у Пифагора была подчинена арифметике. Это ярко проявилось в теореме, носящей его имя и ставшей в дальнейшем основой применения численных методов геометрии. (Позже Евклид вновь вывел на первое место геометрию, подчинив ей алгебру.) По-видимому, пифагорейцы знали правильные тела: тетраэдр, куб и додекаэдр.

Пифагору приписывают систематическое введение доказательств в геометрию, создание планиметрии прямолинейных фигур, учение о подо­бии.

С именем Пифагора связывают учение об арифметических, геометри­ческих и гармонических пропорциях.

Следует заметить, что Пифагор считал Землю шаром, движущимся вокруг солнца. Когда в XVI веке церковь начала ожесточённо преследо­вать учение Коперника, это учение упорно именовалось пифагорейским. (Энциклопедический словарь юного математика: Э-68. А. П. Савин. - М.: Педагогика, 1989, с. 28.)

Некоторые фундаментальные концепции, несомненно, принадлежат самому Пифагору. Первая из них - представление о космосе как о матема­тически упорядоченном целом. Пифагор пришел к нему после того, как открыл, что основные гармонические интервалы, т. е. октава, чистая квин­та и чистая кварта, возникают, когда длины колеблющихся струн относят­ся как 2:1, 3:2 и 4:3 (легенда гласит, что открытие было сделано, когда Пифагор проходил мимо кузницы: имевшие разную массу наковальни порождали при ударе соответствующие соотношения звучаний). Усмот­рев аналогию между упорядоченностью в музыке, выражаемой открыты­ми им отношениями, и упорядоченностью материального мира, Пифагор пришел к заключению, что математическими соотношениями пронизан весь космос. Попытка применить математические открытия Пифагора к умозрительным физическим построениям приводила к любопытным ре­зультатам. Так, предполагалось, что каждая планета при своем обращении вокруг Земли издает, проходя сквозь чистый верхний воздух, или «эфир», тон определенной высоты. Высота звука меняется в зависимости от скоро­сти движения планеты, скорость же зависит от расстояния до Земли. Слива­ясь, небесные звуки образуют то, что получило название «гармонии сфер», или «музыки сфер», ссылки на которую нередки в европейской литературе.

Ранние пифагорейцы считали, что Земля плоская и находится в центре космоса. Позднее они стали считать, что Земля имеет сферическую форму и вместе с другими планетами (к числу которых они относили Солнце) обра­щается вокруг центра космоса, т. е. «очага».

В античности Пифагор был известен более всего как проповедник оп­ределенного образа жизни. Центральным в его учении было представле­ние о реинкарнации (переселении душ), что, разумеется, предполагает способность души переживать смерть тела, а значит ее бессмертие. По­скольку в новом воплощении душа может переселиться в тело животного, Пифагор был противником умерщвления животных, употребления в пищу их мяса и даже заявлял, что не следует иметь дело с теми, кто забивает животных или разделывает их туши. Насколько можно судить по сочине­ниям Эмпедокла, разделявшего религиозные воззрения Пифагора, проли­тие крови рассматривалось здесь в качестве первородного греха, за кото­рый душа изгоняется в бренный мир, где она блуждает, будучи заключена то в одно, то в другое тело. Душа страстно желает освобождения, но по невежеству неизменно повторяет греховное деяние.

Избавить душу от нескончаемой череды перевоплощений может очищение. Простейшее очищение заключается в соблюдении некоторых запретов (например, воздержание от опьянения или от употребления в пищу бобов) и правил поведения (например, почитание старших, законо-послушание и негневливость).

Пифагорейцы высоко ценили дружбу, и по их понятиям все имущест­во друзей должно быть общим. Немногим избранным предлагалась выс­шая форма очищения - философия, т. е. любовь к мудрости, а значит стремление к ней (слово это, как утверждает Цицерон, было впервые употреблено Пифагором, который назвал себя именно не мудрецом, а лю­бителем мудрости). С помощью этих средств душа приходит в соприкос­новение с принципами космического порядка и становится им созвучной, она освобождается от своей привязанности к телу, его беззаконных и не­упорядоченных желаний. Математика - одна из составных частей религии пифагорейцев, которые учили, что Бог положил число в основу мирового порядка.

Влияние пифагорейского братства в первой половине V в. до н. э. не­прерывно возрастало. Но его стремление отдать власть «наилучшим» при­шло в конфликт с подъемом демократических настроений в греческих го­родах южной Италии, и вскоре после 450 г. до н. э. в Кротоне вспыхнуло восстание против пифагорейцев, которое привело к убийству и изгнанию многих, если не всех, членов братства. Впрочем, еще в IV в. до н. э. пифаго­рейцы пользовались влиянием в южной Италии, а в Таренте, где жил друг Платона Архит, оно сохранялось еще дольше. Однако куда важнее для ис­тории философии было создание пифагорейских центров в самой Греции, например в Фивах, во второй половине V в. до н. э. Отсюда пифагорейские идеи проникли в Афины, где, если верить платоновскому диалогу Федон, они были усвоены Сократом и превратились в широкое идейное движение, начатое Платоном и его учеником Аристотелем.

В последующие столетия фигура самого Пифагора была окружена множеством легенд: его считали перевоплощенным богом Аполлоном, полагали, что у него было золотое бедро, и он был способен преподавать в одно и то же время в двух местах. Отцы раннехристианской церкви отве­ли Пифагору почетное место между Моисеем и Платоном. Еще в XVI в. были нередки ссылки на авторитет Пифагора в вопросах не только науки, но и магии.
За легендой истина

Открытие теоремы Пифагора окружено ореолом красивых легенд. Прокл, комментируя последнее предложение I книги «Начал» Евклида, пишет: «Если послушать тех, кто любит повторять древние легенды, то придется сказать, что эта теорема восходит к Пифагору; рассказывают, что он в честь этого принес в жертву быка». Легенда эта прочно срослась с теоремой Пифагора и через 2000 лет продолжала вызывать горячие от­клики.



Так, оптимист Михайло Ломоносов писал: «Пифагор за изобретение одного геометриче­ского правила Зевсу принес на жертву сто волов. Но ежели бы за найденные в нынешние времена от остроумных математиков правила по суеверной его ревности поступать, то едва бы в целом свете столько рогатого скота сыскалось».

История открытия теоремы

Обычно открытие теоремы Пифагора приписывают древнегре­ческому философу и математику Пифагору (VI в. до н. э.). Но изу­чение вавилонских клинописных таблиц и древнекитайских руко­писей (копий еще более древних манускриптов) показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора, возможно, за ты­сячелетия до него. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он от­крыл доказательство этой теоремы.

Исторический обзор начнем с древнего Китая. Здесь особое вни­мание привлекает математическая книга Чу-пей. В этом сочинении так говорится о пифагоровом треугольнике со сторонами 3, 4 и 5: «Если прямой угол разложить на составные части, то линия, со­единяющая концы его сторон, будет 5, когда основание есть 3, а высота 4».









В этой же книге предложен рисунок, который совпадает с од­ним из чертежей индусской геометрии Басхары.

Также теорема Пифагора была обнаружена и в древнекитай­ском трактате «Чжоу - би суань цзинь» («Математический трактат о гномоне»), время создания которого точно неизвестно, но где ут­верждается, что в XV в. до н. э. китайцы знали свойства египетско­го треугольника, а в XVI в. до н. э. - и общий вид теоремы.

Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 3+4=5 было известно уже египтянам еще около 2300 г. до н. э. во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6619 Берлинского музея).

По мнению Кантора, гарпедонапты, или «натягиватели веревок», строили прямые углы при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3, 4 и 5.

Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом ко вре­мени Хаммурапи, т. е. к 2000 г. до н. э., приводится приближенное вычисление гипотенузы прямо­угольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуре­чье умели производить вычисления с прямоугольными треугольника­ми, по крайней мере, в некоторых случаях. Ван-дер-Варден (голланд­ский математик) сделал следующий вывод:

«Заслугой первых греческих математиков, таких как Фачес, Пифагор и пифагорейцы, является не открытие математики, но ее систематизация и обоснование. В их руках вычислительные рецеп­ты, основанные на смутных представлениях, превратились в точ­ную науку».



Геометрия у индусов, как и у египтян и вавилонян, была тесно связана с культом. Весьма вероятно, что теорема о квадрате гипо­тенузы была известна в Индии уже около XVIII века до н. э., также о ней было известно и в древнеиндийском геометрическо-теологическом трактатеVII-V вв. до н. э. «Сульва сутра» («Правила верёвки»).

Но несмотря на все эти доказательства, имя Пифагора столь прочно сплавилось с теоремой Пифагора, что сейчас просто невоз­можно представить, что это словосочетание распадётся. То же от­носится и к легенде о заклинании быков Пифагора. Да и вряд ли нужно препарировать историко-математическим скальпелем кра­сивые древние предания.

Способы доказательства теоремы

Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли его Dons asinorum - ослиный мост, или elefuga - бегство «убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежа­ли от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть, без понимания и прозванные поэтому «ослами», были не в состоя­нии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста. Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли её также «ветряной мельницей», составляли стихотворения вроде «Пифагоровы штаны на чсе стороны равны», рисовали карикатуры.

Простейшее доказательство.

Вероятно, факт, изложенный в теореме Пифагора, был сна­чала установлен для равнобедренных прямоугольников. Доста­точно взглянуть на мозаику из чёрных и светлых треугольников, чтобы убедиться в справедливости теоремы для треугольни­ка ABC: квадрат, построенный на гипотенузе, содержит четыре треугольника, а на каждом катете построен квадрат, содержащий два треугольника (рис. 1, 2).


Рис. 1 Рис. 2
Доказательства, основанные на использовании понятия равновеликости фигур.

При этом можно рассмотреть доказательства, в которых квад­рат, построенный на гипотенузе данного прямоугольного тре­угольника, «складывается» из таких же фигур, что и квадраты, по­строенные на катетах. Можно рассматривать и такие доказательст­ва, в которых применяется перестановка слагаемых фигур и учитывается ряд новых идей.

На рис. 3 изображено два равных квадрата. Длина сторон каж­дого квадрата равна а + Ь. Каждый из квадратов разбит на части, состоящие из квадратов и прямоугольных треугольников. Ясно, что если от площади квадрата отнять учетверенную площадь прямо­угольного треугольника с катетами а, b, то останутся равные пло­щади, т. е. с2 = а2 +b2 . Впрочем, древние индусы, которым принад­лежит это рассуждение, обычно не записывали его, а сопровождали

чертеж лишь одним словом: «Смотри!». Вполне возможно, что та­кое же доказательство предложил и Пифагор.







Рис. 3 Рис.4
Доказательства методом достроения.

Сущность этого метода состоит в том, что к квадратам, постро­енным на катетах, и к квадрату, построенному на гипотенузе, при­соединяют равные фигуры таким образом, чтобы получились рав­новеликие фигуры.

На рис. 4 изображена обычная Пифаго­рова фигура прямоугольный треугольник ABC с построенными на его сторонах квад­ратами. К этой фигуре присоединены тре­угольники 1 и 2, равные исходному прямо­угольному треугольнику.

Справедливость теоремы Пифагора вы­текает из равновеликости шестиугольников
AEDFPB и ACBNMQ. Здесь прямая ЕР делит шестиугольник AEDFPB на два равновеликих четырехугольника, прямая СМ делит шестиугольник ACBNMQ на два равновеликих четырехугольника; поворот плоскости на 90° вокруг центра А отображает четырех­угольник АЕРВ на четырехугольник ACMQ.

(Это доказательство впервые дал Леонар­до да Винчи.)

На рис. 5 Пифагорова фигура достроена до прямоугольника, стороны которого парал­лельны соответствующим сторонам квадра­тов, построенных на катетах. Разобьем этот прямоугольник на

треугольники и прямо­угольники. Из полученного прямоугольника

вначале отнимем все многоугольники 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, остался квадрат, построенный на гипотенузе. Затем из того же прямоуголь­ника отнимем прямоугольники 5, 6, 7 и заштрихованные прямо­угольники, получим квадраты, построенные на катетах.



Теперь докажем, что фигуры, вычитаемые в первом случае, равновелики фигурам, вычитаемым во втором случае.

Рис. 6 иллюстрирует доказательство, приведенное Нассир-эд-Дином (1594 г.). Здесь: PL - прямая; KLOA = ACPF = ACED = а2; LGBO = СВМР = CBNQ = Ь2; AKGB = AKLO + LGBO л с2; отсюда с = а + b .

Рис. 7 иллюстрирует доказательство, приведенное Гофманом (1821 г.). Здесь Пифагорова фигура построена так, что квадраты лежат по одну сторону от прямой АВ. Здесь:

OCLP = ACLF = ACED = Ь2;

CBML=CBNQ=а2

OBMP=ABMF=c2

ОВМР = OCLP + CBML;

Отсюда с2 = а2 + Ь2.

Рис. 8 иллюстрирует еще одно более ори­гинальное доказательство, предложенное
Гофманом. Здесь: треугольник ABC с пря­мым углом С; отрезок BF перпендикулярен
СВ и равен ему, отрезок BE перпендикулярен АВ и равен ему, отрезок AD перпендикуля­рен АС и равен ему; точки F, С, D принадлежат одной прямой; четырехугольники ADFB и АСВЕ равновелики, так как ABF = ЕСВ; треугольники ADF и АСЕ равновелики; отнимем от обоих равновеликих четырехуголь­ников общий для них треугольник ABC, получим (а22 - с2)/2







Рис. 9 иллюстрирует доказательство великого индийского ма­тематика Бхаскари (знаменитого автора Ли-лавати, XII в.). Рисунок сопровождало лишь одно слово: СМОТРИ! Среди доказательств теоремы Пифагора алгебраическим методом первое место (возможно, самое древнее) за­нимает доказательство, использующее подо­бие.

Историки считают, что Бхаскара выра­жал площадь с2 квадрата, построенного на гипотенузе, как сумму площадей четырёх треугольников 4(ав/2) и площади квадрата со стороной, равной разности катетов.

Приведем в современном изложении одно из таких доказа­тельств, принадлежащих Пифагору.

На рис. 10 ДАВС - прямоугольный, С - прямой угол, (CM  АВ) b1 - проекция катета b на гипотенузу, а1. - проекция катета а на гипо­тенузу, h - высота треугольника, проведенная к гипотенузе.

Из того что ΔАВС подобен ∆АСМ, следует Ь2 = cb1; (1) из того что ΔАВС подобен ΔВСМ, следует а2 = са1 (2) Складывая почленно равенства (1) и (2), получим а2 + b2 = cb1 + ca1 = = c(b1|+ a1 ) = c2.

Если Пифагор действительно предложил такое доказательство, то он был знаком и с целым рядом важных геометрических теорем, которые современные историки математики обычно приписывают Евклиду.

Доказательство Мёль-манна (рис. 11).

Площадь дан­ного прямоугольного треуголь­ника, с одной стороны, равна 0,5-а-Ь, с другой 0,5-р-г, где р -полупериметр радиус вписанной в него ок­ружности (г = 0,5-(а + в - с)). 0,5 ab - 0,5(а + в + с) • 0,5-(а + в - с), откуда

следует, что с2 = а2 + Ь2.

Рис.11

«Пифагоровы штаны» (доказательство Евклида).

В течение двух тысячелетий при­меняли доказательство, придуманное Евклидом, которое помещено в его знаменитых «Началах». Евклид опус­кал высоту ВН из вершины прямоугольного треугольника на гипо­тенузу и доказывал, что её продолжение делит построенный на ги­потенузе квадрат на два прямоугольника, площади которых равны



площадям соответствующих квадратов, построенных на катетах. Доказательст­во Евклида в сравнении с древнекитай­ским или древнеиндийским выглядит чрезмерно сложным. По этой причине его нередко называли «ходульным» и «надуманным». Но такое мнение по­верхностно. Чертёж, применяемый при доказательстве теоремы, в шутку назы­вают «пифагоровы штаны». В течение долгого времени он считался одним из символов математической науки.


«Пифагоровы штаны» (доказательство Евклида).

В течение двух тысячелетий при­меняли доказательство, придуманное Евклидом, которое помещено в его знаменитых «Началах». Евклид опус­кал высоту ВН из вершины прямоугольного треугольника на гипо­тенузу и доказывал, что её продолжение делит построенный на ги­потенузе квадрат на два прямоугольника, площади которых равны



площадям соответствующих квадратов, построенных на катетах. Доказательст­во Евклида в сравнении с древнекитай­ским или древнеиндийским выглядит чрезмерно сложным. По этой причине его нередко называли «ходульным» и «надуманным». Но такое мнение по­верхностно. Чертёж, применяемый при доказательстве теоремы, в шутку назы­вают «пифагоровы штаны». В течение долгого времени он считался одним из символов математической науки.


Применение теоремы.

Еще в древности возникла необходимость вычислять стороны прямоугольных треугольников по двум известным сторонам.

Построение прямых углов египтянами.

Нахождение высоты объекта и определение расстояния до не­доступного предмета.

Подобные задачи решаются и в нашей повседневной жизни: в строительстве и машиностроении при проектировании любых строительных объектов.

Задачи в стихах.

Задача индийского математика XII века Бхаскары:

На берегу реки рос тополь одинокий.

Вдруг ветра порыв его ствол обломал.

Бедный тополь упал. И угол прямой

С течением реки его ствол составлял.

Запомни теперь, что в том месте река

В четыре лишь фута была широка.

Верхушка склонилась у края реки.

Осталось три фута всего от ствола,

Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:

У тополя как велика высота?

Задача древних индусов:

Над озером тихим,

С полфута размером, высился лотоса цвет.

Он рос одиноко. И ветер порывом

Отнес его в сторону. Нет

Боле цветка над водой.

Нашел же рыбак его ранней весной

В двух футах от места, где рос.

Итак, предложу я вопрос:

Как озера вода здесь глубока?

Задача из старинного китайского трактата:

В середине квадратного озера со стороной 10 футов растет тростник, выходящий из воды на один фут. Если нагнуть тростник, вершина достиг­нет берега. Какова глубина озера?

Задача из первого учебника математики на Руси. Назывался этот учебник «Арифме­тика»:

Случися некоему человеку к стене лествницу при-брати, стены же тоя высота есть 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лествицы нижний конец от стены отстояти имать.

Приложение



Формулы, связывающие между собой длины отрезков, площа­ди, величины углов в фигурах, называют метрическими соотноше­ниями. И пожалуй, самое знаменитое из таких соотношений - тео­рема Пифагора. Она устанавливает простую зависимость между сторонами треугольника.

Благодаря тому что теорема Пифагора позволяет находить дли­ну отрезка (гипотенузы), не измеряя его непосредственно, она как бы открывает путь с прямой на плоскость, с плоскости в трёхмер­ное пространство и дальше - в многомерные пространства. Этим определяется её исключительная важность для геометрии и мате­матики в целом.

Теорема Пифагора лежит в основе большинства геометриче­ских вычислений. Ещё в Древнем Вавилоне с её помощью вычисляли длину высоты равнобедренного треугольника по длинам ос­нования и боковой стороны, стрелку сегмента - по диаметру ок­ружности и длине хорды, устанавливали соотношения между эле­ментами некоторых правильных многоугольников.

В некотором смысле в теореме Пифагора, как в зерне, заключена вся евклидова плани­метрия. Вспомним формулу для расстояния между точками A (x1; y1) и

В (х2; у2) в декар­товых координатах:

AB = .

С одной стороны, это просто теорема Пи­фагора для треугольника с гипотенузой АВ и катетами, параллельными осям координат (их длины равны |х2 –х1 | и |у2 –у1|). С другой стороны, если считать пары чисел (х; у) точка­ми плоскости, тогда эта формула уже является определением рас­стояния. Из неё можно вывести все понятия, непосредственно оп­ределяемые через расстояния, - такие, как равенство и подобие фи­гур. Или, например, окружность. Она определяется как множество пар чисел (х; у), для которых

=const,

где 0; уо) - некоторая заданная точка (центр окружности).

Можно определить и все другие геометрические понятия в тер­минах расстояний: в частности, отрезок АВ - это множество таких точек С, что

АС + СВ =АВ. А стоит добавить ещё одну координату z и соответствующее слагаемое (z2z1)2 в формулу расстояния - и мы в трёхмерном пространстве. Подобным же образом геометриче­ская структура вводится в пространствах любой, даже бесконечной размерности.

Теорема Пифагора лежит в основе многих более общих метри­ческих соотношений на плоскости и в пространстве. В значитель­ной мере на неё опирается и тригонометрия: ведь важнейшее тригонометрическое тождество cos2 а + sin2 а = 1 - это та же теорема Пифагора, записанная в другом виде.

Также теорема Пифагора является частным случаем теоремы косинусов:

с2 = а2 + b2 – 2 a b cos С .

Если угол С прямой, то с2 = а2 + в2 , так как косинус прямого уг­ла равен нулю.

Из формулы с2 = а2 + в2 - 2 ав cos С следует соотношение

d1 2 + d22 = 2(a2 + b2) между длинами диагоналей и сторон паралле­лограмма, с помощью которого легко найти длину медианы тре­угольника по длинам его сторон.

На основании теоремы Пифагора выводится и формула, выра­жающая площадь любого треугольника через длины его сторон (формула Герона). Разумеется, теорему Пифагора применяли и для решения разнообразных практических задач.

Вместо квадратов на сторонах прямоугольного треугольника можно строить любые подобные между собой фигуры (равносто­ронние треугольники, полукруги и т. д.). При этом площадь фигу­ры, построенной на гипотенузе, равна сумме площадей фигур, по­строенных на катетах. Другое обобщение связано с переходом от плоскости к пространству. Оно формулируется так: квадрат длины диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадра­тов его измерений (длины, ширины и высоты). Аналогичная теоре­ма верна и в многомерном и даже бесконечномерном случаях.

В одной задаче - почти вся планиметрия!

Задача. В трапеции диагонали длиной 6 см и 8 см взаимно пер­пендикулярны. Найти длину средней линии трапеции.

Способ 1.

  1. Продолжим ВС вправо. Проведем DK || АС. Так как ACKD - параллелограмм, то DK = 6 см.

  2. BD DK, так как BD AC. Δ BDK - прямоугольный,

BK==10 (см)

3. ВК = ВС + AD. Средняя линия равна половине ВК, т. е. 5 см.
Ответ: 5 см.

Способ 2.



  1. MN- средняя линия трапеции. Про­ведем МК || BD и соединим точки N и К.

  2. NK - средняя линия D ACD, следо­вательно, NK = AC;

NK= 3(см).

  1. МК - средняя линия ΔABD, следо­вательно, MK = BD; MK'= 4 (см).

  2. MKN = AOD как углы с соответственно параллельными сторонами.

  1. Δ MNK- прямоугольный.

MN = = 5 (см). Ответ: 5 см.

Способ 3.

  1. Продолжим СА на расстоя­ние AM = СО. Через точку М про­ведем MN || AD. BD MN = N.

  2. Δ OMN - прямоугольный, ОМ = 6 см, ON = 8 см. Следовательно, MN = 10 см (теорема Пифа­гора).

  3. Проведем МК || ND. Продолжим AD до пересечения с МК..Δ МАК = ΔВОС (по 1 признаку), следовательно, АК = ВС.

  4. MKDN - параллелограмм, DK = MN = 10 см. Но DK = AD + ВС. Значит, средняя линия равна 5 см.

Ответ: 5 см.








Способ 4.

Соединим середины сторон трапеции. Легко доказать, что MPNQ - параллело­грамм с прямым углом, т. е. прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Диагонали его MN = PQ = 5 см (еги­петский треугольник). Ответ: MN = 5 см.
Способ 5. (тригонометрический)

1. Из подобия ΔВОС и ΔАОD:

, у=.

2. ΔВОС – прямоугольный.

tg=

3. Найдем cosпо формуле: 1+tg2 .

4. Из ΔВОС:

, ВС=

5. Из ΔАОD: , AD=

6. Средняя линия равна =5 (cм)

Ответ: 5см.

Заключение

Теорема Пифагора - это одна из самых важных теорем геомет­рии. Значение ее состоит в том, что из нее или с ее помощью мож­но вывести большинство теорем геометрии. Одна из теорем позво­ляет убедиться в том, что если из точки вне прямой проведены к ней перпендикуляр и наклонные, то:

а) наклонные равны, если равны их проекции;

б) та наклонная больше, которая имеет большую проекцию.
Теорема Пифагора была первым утверждением, связавшим

длины сторон треугольников. Потом узнали, как находить длины сторон и углы остроугольных и тупоугольных треугольников. Воз­никла целая наука тригонометрия («тригон» - по-гречески означа­ет «треугольник»).

Эта наука нашла применение в землемерии.

Но еще раньше с ее помощью научились измерять вообра­жаемые треугольники на небе, вершинами которых были звезды. Сейчас тригонометрию применяют даже для измерения расстояний между космическими кораблями.

Литература.
1. Алексеев, И. Г. Математика. Подготовка к ЕГЭ: учебно-
методическое пособие. - Саратов: Лицей, 2005. - 112 с.
2. Геометрия: учеб. для 7-9 кл. сред. шк. / авт.-сост. Л. С. Атанасян,
В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1994. -
335 с.

3. Геометрия. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - 13-е изд. - М: Просвещение, 2004. -206 с.
4. Математика. ЕГЭ - 2006, вступительные экзамены: пособие для са­мостоятельной подготовки. - Ростов н/Д: Легион, 2005.-416 с.
5. Погорелов, А. В. Геометрия: учеб. для 7-11 кл. общеобразоват. уч­реждений. - 6-е изд. - М: Просвещение, 1996. - 383 с.
6. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учеб. пособие для уча­щихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / авт.-сост. М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. -4-е изд. - М.: Просвещение, 1997. -271 с.
7. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А. П. Савин. -
М.: Педагогика, 1989. - 352 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теорема пифагора вне школьной программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня последний урок по теме «Теорема Пифагора». Теорема Пифагора – это одно из самых замечательных утверждений...
Теорема пифагора вне школьной программы iconКонспект урока по теме «Теорема Пифагора» Учитель: Тихомирова Нина...
Изучить теорему Пифагора, расширить круг геометрических задач, решаемых учащимися
Теорема пифагора вне школьной программы iconКраткое содержание проекта Проект рассчитан на учащихся 8 класса....
«Теорема Пифагора». В результате проведения проекта учащиеся получат полное представление о жизни и научной деятельности древнегреческого...
Теорема пифагора вне школьной программы iconПриложение 2 8 класс. Теорема Пифагора
Обучающая: изучить теорему Пифагора, ознакомиться с её доказательством, уметь применять свойство гипотенузы прямоугольного треугольника...
Теорема пифагора вне школьной программы iconОборудование: компьютер; проектор; экран; для каждой группы таблички....
Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108»
Теорема пифагора вне школьной программы iconРеферат Тема: «Теорема Пифагора за страницей учебника»
Трудно найти человека, у которого имя Пифагора не ассоциировалось бы с его теоремой. Пожалуй, даже те, кто в своей жизни навсегда...
Теорема пифагора вне школьной программы iconРеферат по математике «Различные доказательства теоремы Пифагора»
Это всем давно известная теорема, многие знают её и все прекрасно знают, что её открыл Пифагор. Все прекрасно знают и самого Пифагора...
Теорема пифагора вне школьной программы iconКонспект урока по теме: «Теорема Пифагора»
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Теорема пифагора вне школьной программы iconРеферат по геометрии на тему: «Теорема Пифагора»
Эпиграф: «Прежде чем приступить к возведению дворца вселенной, сколько нужно еще добыть материала из рудников опыта!»
Теорема пифагора вне школьной программы iconКонспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора»
Оборудование: компьютер, проектор, презентации к уроку, задания в печатном и электронном виде
Теорема пифагора вне школьной программы iconУрок-проект по теме «“Теорема Пифагора” как одно из величайших творений ума человечества.»
Воспитание устойчивого интереса к изучению предмета геометрии, понимания роли геометрии в решении практических задач, возникающих...
Теорема пифагора вне школьной программы iconРабочая программа составлена на основе программы к умк а. Я. Данилюка...
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, искусстве...
Теорема пифагора вне школьной программы iconПояснительная записка
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах,...
Теорема пифагора вне школьной программы iconКонспект урока по геометрии в 8 классе Тема: «Теорема Пифагора»
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Теорема пифагора вне школьной программы iconРабочая программа по курсу орксэ 4 класс. Пояснительная записка
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре...
Теорема пифагора вне школьной программы iconРеферат Тема: История доказательства Великой теоремы Ферма
Проблема,о которой пойдет речь в этом реферате выглядит довольно простой потому, что в основе ее лежит математическое утверждение,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск