Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора»





Скачать 87.18 Kb.
НазваниеКонспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора»
Дата публикации16.04.2015
Размер87.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Направление: естественно - научное

Конспект урока по геометрии

Тема урока:

«Теорема Пифагора»

8 класс

(Учебник «Геометрия 7-9», автор А.В.Погорелов)

Куракина Галина Сергеевна,

учитель математики МБОУ СОШ №12

I квалификационной категории

г. Березники

2013г.
Тема урока: «Теорема Пифагора»

«Геометрия владеет двумя сокровищами:

одно из них - это теорема Пифагора»

Иоганн Кеплер

Цель: усвоение учащимися теоремы Пифагора
Задачи:

  • познакомить учащихся с доказательством теоремы Пифагора,

  • проконтролировать уровень усвоения теоремы;

  • развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность и гибкость мышления;

  • развивать объективность оценивания себя и умения корректировать свою деятельность;

  • воспитать познавательную потребность, интерес к предмету;


Оборудование:компьютер, проектор, презентации к уроку, задания в печатном и электронном виде.
Методы:

  • информационный;

  • наглядно-иллюстративный;

  • практический;

  • информационно-коммуникационный


План урока:

  • Историческая справка

  • Повторение

  • Теорема Пифагора

  • Значение теоремы Пифагора

  • Использование теоремы на практике

  • Мониторинг знаний учащихся

  • Итог урока

  • Рефлексия


Историческая справка.

Учитель:

Сегодня Вы знакомитесь с одной из немногих теорем геометрии, которую помнят практически все. Это знаменитая теорема Пифагора.

Пифагор - это не имя, а прозвище, данное ему за то, что он высказывал истину также постоянно, как дельфийский оракул, («Пифагор» значит «убеждающий речью») жил в Древней Греции. О жизни его известно немного, зато с именем его связан ряд легенд. Рассказывают, что он много путешествовал, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран.
Знакомство с презентациями учащихся. (прилагается)
Повторение. Какой треугольник

изображен на рисунке?

(прямоугольный)
На что опирается прямой

угол?

(на гипотенузу)


A R O R B


А Какой треугольник

изображен на рисунке?

(прямоугольный

равнобедренный)
Чем он интересен?

(А = В=45)
До какой фигуры можно

достроить этот

треугольник?

С В (до квадрата со стороной

равной катету)
А Какой треугольник изображен не рисунке?

(прямоугольный)

Назовите катеты и гипотенузу.(AC, BC –

катеты, AB - гипотенуза)

Выразите косинус угла А и косинус угла В.
; )

С В

Теорема Пифагора.
Учитель:

Может кто-то догадался, с какой геометрической фигурой связана теорема Пифагора? (с прямоугольным треугольником)

Учитель:

В нашем учебнике формулировка теоремы Пифагора звучит так: «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Для доказательства теоремы переведем формулировку на математический язык.

Что нам необходимо построить? (прямоугольный треугольник).

Начертите прямоугольный треугольник с вершиной прямого угла С вверху.

(учитель строит на доске, ученики в тетрадях)

Запишем данные теоремы и докажем, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Дано: ABC, C=90º,

С AC, BC - катеты,

АВ – гипотенуза

Доказать: АВ² = АС² + СВ²
А D В

Доказательство:

Учитель:

Выполним дополнительное построение. Из вершины прямого угла С проведем перпендикуляр СD к гипотенузе АВ (CD_ |_AB).

Сколько получилось треугольников? (три: АDC, BDC, ACB)

Рассмотрим две пары прямоугольных треугольников соответственно с острыми углами А и В.Назовите эти пары треугольников и запишите в тетрадях. (Треугольник АСВ, С = 90º и треугольник АDC, D = 90º, общий острый угол прямоугольных треугольников А и треугольник ВDС, D = 90º и треугольник ВCА, С = 90º.).

АСВ, С = 90º и АDC, D = 90º,

В этих треугольниках выразите косинус острого угла А.





Следовательно,=

Используем основное свойство пропорции. (Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции)

AC²=AB·AD

ACB, С=90° и BDC, D = 90º

В этих треугольниках выразите косинус острого угла B.

=

=

Следовательно, =

Используем основное свойство пропорции. (Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции)

CB²=AB·BD

Складываем почленно подчеркнутые равенства.

AC²+CB²=AB·AD+AB·BD

Применим алгебраические преобразования выражений:

AC²+CB²=AB·(AD+BD) .

AC²+CB²=AB·AB

AC²+CB²=AB²

Сделайте вывод. (Квадрат гипотенузы в прямоугольном треугольнике равен сумме квадратов его катетов).Теорема доказана.

Значение теоремы Пифагора.

Учитель:

Сейчас известно более трехсот доказательств теоремы Пифагора. Возможно, что одно из них принадлежит Пифагору или его ученику.

Презентации учащихся(различные виды доказательств теоремы).

Учитель:

Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли его Donsasinorum –ослиный мост или elfuga– бегство «убогих». Так как некоторые убогие ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали из геометрии. Одна из главных, и можно сказать, самая главная теорема геометрии. Значение ее состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз



Использование теоремы Пифагора на практике.

Учитель:

В прямоугольном треугольнике катеты равны 3см и 4 см. Найти гипотенузу. (Работа на доске и в тетрадях).
А Дано: ABC, C = 90°

АC=4см, CB= 3см

Найти: AB

С В

Решение:

AB²=AC²+BC² (по теореме Пифагора)

AB²=4²+3²

AB² = 25

AB= 5 (см)

Ответ: AB= 5 см

Обратите внимание на треугольник с катетами 3 и 4 и гипотенузой - 5. Такой треугольник называют египетским.

Приведите примеры египетского треугольника. (6, 8, 10; 9,12,15; и т.д.)

Учитель:

Решим старинную задачу, в которой будет работать теорема Пифагора. Эта задача из первого учебника математики на Руси «Арифметика». Кому известен автора этого учебника? (Леонтий Филиппович Магницкий )

Настоящая фамилия автора Телятин, а Магницким он стал по приказу ПетраI, который был восхищен его знаниями, притягивающими к себе всех любознательных подобно магниту.

Задача. «Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп и обрете лестницу долготою 125 стоп. И ведати хочет

колита стоп сея лестницы нижний конец от стены отсоятиимать?»

Переведем задачу на современный математический язык.

(Решение задачи на доске и втетрадях)

A

Дано: ABC, C=90°,

AC=117 стоп,

AB=125 стоп.

Найти: CB


C B

Решение:

АСВ-прямоугольный

  1. AB²=AC²+BC² (по теореме Пифагора)

CB²=AB²- AC²

CB²=125²- 117²

CB²=(125- 117) (125+117)

CB²= 8·242

CB = 44 (стопы)

Ответ: 44 стопы.

Сделайте вывод, как найти катет прямоугольного треугольника, если известна гипотенуза и другой катет. (Квадрат катета прямоугольного треугольника равен разности между квадратом гипотенузы и квадратом известного катета).
Мониторинг знаний учащихся.

I уровень

  1. вариант

1. Диагонали ромба равны 14 и 48 см. Найдите сторону ромба.
2. В треугольнике два угла равны 45° и 90°, а большая сторона – 20 см. Найдите две другие стороны треугольника.

2 вариант

1.Стороны прямоугольника равны 8 и 12 см. Найдите его диагональ.

2.В треугольнике AВС /.А = 90°, /.В = 30°, АВ - 6 см. Найдитестороны треугольника.


II уровень

1 вариант

1.В прямоугольной трапеции основания равны 5 и 17 см, а большая боковая сторона - 13 см. Найдите площадь трапеции.

2.В треугольнике две стороны равны 10 и 12 см, а угол междуними 45°. Найдите площадь треугольника.

2 вариант

1.В прямоугольной трапеции боковые стороны равны 15 и 9см,а большее основание - 20 см. Найдите площадь трапеции.

2.В треугольнике две стороны равны 12 и 8 см, а угол междуними 60°. Найдите площадь треугольника.


Итог урока.

1. Возможноли было решение задач данного типа без знания теоремы Пифагора? Почему?

2. В чем суть теоремы Пифагора?

3. О чем надо помнить, применяя теорему Пифагора?

4. Древние египтяне для построения прямоугольных треугольников пользовались веревкой с завязанными на ней на одинаковых расстояниях узелками. По одной стороне они откладывали 3 отрезка, на другой 4, а на третьей – 5. Правильно ли они поступали?
Рефлексия

Продолжите предложение:

1. Я вспомнил…

2. Мне понравилось…

3. Я увидел красоту в геометрии…

4. Я хотел бы узнать…

5. В будущем мне пригодится…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconКонспект урока по теме «Теорема Пифагора» Учитель: Тихомирова Нина...
Изучить теорему Пифагора, расширить круг геометрических задач, решаемых учащимися
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня последний урок по теме «Теорема Пифагора». Теорема Пифагора – это одно из самых замечательных утверждений...
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconКраткое содержание проекта Проект рассчитан на учащихся 8 класса....
«Теорема Пифагора». В результате проведения проекта учащиеся получат полное представление о жизни и научной деятельности древнегреческого...
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconКонспект урока по геометрии в 8 классе Тема: «Теорема Пифагора»
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconКонспект урока по теме: «Теорема Пифагора»
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconУрок-проект по теме «“Теорема Пифагора” как одно из величайших творений ума человечества.»
Воспитание устойчивого интереса к изучению предмета геометрии, понимания роли геометрии в решении практических задач, возникающих...
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconПлан-конспект урока тема урока: «Теорема синусов. Решение треугольников»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconРеферат по геометрии на тему: «Теорема Пифагора»
Эпиграф: «Прежде чем приступить к возведению дворца вселенной, сколько нужно еще добыть материала из рудников опыта!»
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconРеферат Тема: «Теорема Пифагора за страницей учебника»
Трудно найти человека, у которого имя Пифагора не ассоциировалось бы с его теоремой. Пожалуй, даже те, кто в своей жизни навсегда...
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconПриложение 2 8 класс. Теорема Пифагора
Обучающая: изучить теорему Пифагора, ознакомиться с её доказательством, уметь применять свойство гипотенузы прямоугольного треугольника...
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconКонспект урока геометрии в 11 классе. Тема урока "Шар. Сечение шара плоскостью"
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconУрока по геометрии в 10 классе по теме «Правильные многогранники. Теорема Эйлера»
Весновская Оксана Валерьевна, учитель математики и оригами моу «сош №20» г. Новочебоксарск
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: рассмотреть теорему Пифагора, ее роль в геометрии и применение в ходе решения задач
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconОборудование: компьютер; проектор; экран; для каждой группы таблички....
Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108»
Конспект урока по геометрии Тема урока: «Теорема Пифагора» iconКонспект урока Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов,...
Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск