Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5





Скачать 58.24 Kb.
НазваниеЛепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5
Дата публикации04.05.2015
Размер58.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики МОУ СОШ № 5

МАТЕМАТИКА И КРАЕВЕДЕНИЕ.

Каждому человеку нужно знать, каким были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Историей отдельного края, республики или области занимается краеведение. Многие утверждаю, что математика – это сухие цифры, формулы и непонятные уравнения. Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и стать участником былых событий помогут задачи, составленные на основе реальных цифр и событий. На уроках обучающиеся смогут оценить красоту и уникальность через величие математики, ощутить силу эмоционального воздействия через решение интересных задач, уравнений и примеров. Отличительной особенностью этих задач является то , что они связаны с историей нашего края, при составлении задач использованы сведения, почерпнутые из трудов историков, большая часть задач составлена самими учащимися.Задачи могут применяться на уроках математики в 5 – 6 классах , когда еще достаточно велик интерес к математике, к решению сложных и интересных задач, к составлению задач самими детьми. Использование таких задач на уроках математики должно повысить интерес школьников к истории родного края, будет способствовать расширению их кругозора, воспитанию бережного отношения к памятникам родникового края. Ниже приведены примеры подобных задач.

Задачи . 1)Бельгия, Дания, Нидерланды и Швейцария занимают территорию 156100кв.км. Площадь Удмуртии на 11560 кв.км больше площади Бельгии, на 860 кв.км больше площади Нидерландов, на 760 кв. км больше площади Швейцарии и на 1040 кв.км меньше площади Дании. Найдите площадь Удмуртии. 2)С 1811 года существовал «запасной пруд». Плотина перегораживала речку Подборенку по нынешней улице Кирова и имела длину 40 саженей, ширину 2,5сажени и высоту 3,5 аршина. Найти объем этого пруда (в кубических метрах).

3)Сведения о плотине самые разные: длина от 217 до 304 саженей, ширина от 11 до 14 саженей, высота от 3,2 до3,5 саженей. Определите объем плотины.

4)Территория Удмуртии представляет из себя холмистую равнину, где возвышенности, отдельные холмы чередуются с более низкими участками. На севере Удмуртии примерно до долины реки Чепцы расположена Верхнекамская возвышенность. Именно здесь находится самая высокая отметка рельефа Удмуртии – 332м над уровнем моря. К югу от долины реки Чепцы в средней части республики находятся две возвышенности: Красногорская, которая на 47м ниже самой высокой отметки, и Тыловайско – Мултанская, которая выше Красногорской на 36м. Южная часть Удмуртии занята Можгинской и Сарапульской возвышенностями, которые разделяются долиной реки Иж. Можгинская возвышенность на 29м ниже Красногорской возвышенности, но на 8м выше Сарапульской. Найти высоты всех возвышенностей, поставить их в порядке убывания и построить столбчатую диаграмму.

5)Удмуртская республика расположена в Предуралье в междуречье Камы и Вятки. Протяженность территории с севера на юг 270 км, с запада на восток — 180 км. Удмуртия граничит: на севере и северо-западе — с Кировской областью, на востоке — с Пермской областью, на юго-востоке — с Республикой Башкортостан, на юге — с Республикой Татарстан. В состав Удмуртии входят 30 муниципальных образований: 25 районов и 6 городов. На координатной плоскости постройте точки по заданным координатам и последовательно соедините их отрезками. Какая фигура при этом получится?

(8;0) , (8;2), (6;4), (6;7), (3;13), (1;13), (0,5; 12,5), (0;13), (-2;13), (-3;12),

(-7;12), (-9;10), (-7;7), (-7;5), (-10;4), (-10;1), (-7; -3), (-7;-5), (-9;-6), (-9;-8),

(-8;-9), (-8;-11), (-7; -12), (-7; -14), (-5;-14), (-4;-13), (-3;-14), (-2;-11), (-3;-10), (0;-7), (0;-10), (2;-11), (4;-11), (5;-9), (6;-15), ( 8;-15), (11;-8), (11;-8), (9;-4),

(7;-4), (8;0).

Использование краеведческого материала возможно и на уроках геометрии. Так мною разработан урок геометрии в 8 классе. Тема « Многоугольники и их площади »(отрывок). Формы работы: индивидуальная, фронтальная и коллективная. Оборудование: презентация Power Point, карточки для выполнения работы.

Ход урока. 1. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы будем повторять формулы для нахождения площадей фигур, решать задачи, разгадывать шифровки (Слайд 1).

(Слайд 2). Развитие геометрии как науки тесно связано с развитием астрономии, навигации, землемерием, строительством и ее становление активно проходило в тех странах, где возникала в этом потребность. (Слайд 4). В математических сочинениях как Древнего Египта, так и Вавилона, Китая, Индии большое значение придавалось практической и прикладной геометрии. Человечество с древних времен использует различные геометрические фигуры в орнаментах, которыми украшаются одежда, домашняя утварь и жилища. Исключением не стали и удмурты. (Слайд 5) Основными мотивами удмуртского узорного ткачества являются квадраты, ромбы, треугольники, звёзды и другие фигуры. Особенно выразительны у удмуртов тканые узоры, которые присутствуют в женских платьях, фартуках, головных уборах, мужских рубахах, полотенцах, скатертях. Так на скатертях ведущее место занимает шашечный узор, состоящий из простых квадратов и прямоугольников. И в государственной символике Удмуртии и Ижевска присутствуют квадраты, прямоугольники, треугольники. (Слайд 6,7,8) Если рассмотреть поближе тканые узоры удмуртов, то можно выделить основные мотивы - это антропоморфные (изображение различных человеческих фигур), зооморфные (изображение зверей) и растительные. (Слайд 9) Как мы видим, многоугольники нашли свое практическое применение и в наши дни. Поэтому тема нашего урока «Многоугольники и их площади».

2. Актуализация знаний и умений учащихся.
(Слайд 10). Итак, повторим изученные формулы площадей фигур. Здесь зашифровано высказывание французского математика, физика, литератора и философа. Соотнеся каждую геометрическую фигуру с формулой для нахождения её площади и соответствующим словом, расположенным под ней, вы сможете отгадать это высказывание и фамилию его автора.
Как вы понимаете слова Паскаля?

3. Устное решение задач.
(Слайд 11-14). Решим устно несколько задач: Площадь квадрата равна площади прямоугольника со сторонами 2 см и 8 см. Найдите сторону квадрата.

Найдите площадь ромба, если длина его диагоналей равна 6 см и 13 см.

Найдите высоту трапеции, площадь которой – 48 см2, если сумма оснований трапеции – 16 см.

Площади квадратов, построенных на сторонах  прямоугольника, равны 49 см2 и 144 см2. Найдите периметр прямоугольника.

В параллелограмме ABCD из вершины тупого угла А проведены две высоты BKи BF.Найдите площадь параллелограмма.

4.Практическая работа. (Слайд 15). В советские времена выпускались сувенирные значки с эмблемой города Ижевска: на щите цветов государственного флага РСФСР (сине-красный) изображалась шестерня, а внутри нее башня со шпилем. В какой-то мере её можно назвать неофициальным советским гербом Ижевска. На этом фоне изображены очертания автомобиля и мотоцикла. Почему? Ижевский автомобильный завод, один из крупнейших заводов Ижевска, производство машин "Иж" различной модификации. С 2005 года начат выпуск автомобилей KIA Spectra по лицензии KIA Motors Corp. С конвейера ижевского автозавода сошли такие известные машины как "Москвич-408", "Москвич-412", ИЖ-2125 "Комби" фургоны и "пикапы" под маркой "Иж. "Ижевский мотозавод " - предприятие основано в 1933 году как опытно-экспериментальный завод для выпуска первых отечественных мотоциклов. (Слайд 16, 18,19). На ваших столах лежит фрагмент рисунка данного значка- автомобиль. Вычислите площадь заштрихованной фигуры.

4.Домашнее задание: на листе А3 нарисовать любую фигуру, состоящую из изученных многоугольников, с проставленными размерами для вычисления площади (тема «Памятники Удмуртии или Ижевска»).

Задачи могут быть различными - это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, площади территорий, протяженность рек местного характера и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач. Задания могут быть использованы для устного счета, для самостоятельных работ, включены в контрольные работы дополнительным заданием с правом выбора его из всех, в дидактических играх, на внеклассных мероприятиях, например: конференция “Знаешь ли, свой край?”, используя как наглядный материал в различных диаграммах и графиках.

Из удачно придуманных учениками задач можно сделать небольшой “задачник”. Это хороший стимул, мера поощрения для авторов задач. Первые задачники мы начали создавать с учащимися, которые сейчас учатся уже в ВУЗах, т.е. в 2003 году. Они подбирали материал и составляли задачи по определенным темам, я их потом редактировала и получился небольшой задачник.. Затем я продолжила эту работу со следующими учащимися и они приняли участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» со своими задачами на координатной плоскости. В 2009 году ученица 10 класса написала реферат на тему «Геометрия в удмуртских узорах», где подробно отразила использование различных геометрических фигур в быту у удмуртов (ткачество, вышивка, резьба по дереву т.д.). Несколько лет подряд задачи используются в городской олимпиаде по краеведению.

Таким образом, работа по составлению текстовых задач на краеведческом материале снимает неуверенность ребенка в своих математических способностях, связывает математику с окружающей жизнью, а это и есть одна из основных задач обучения математике.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconОпределение ионов железа (III) в яблоках с помощью бумажной хроматографии
Антонова Ольга Викторовна, учитель химии и биологии моу сош №9 г. Амурска, Хабаровского края
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иванова Ольга Викторовна, учитель математики первой квалификационной категории моу «Байкитская средняя общеобразовательная школа»...
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconАнализ работы мо естественно-научного цикла моу «сош №4 с. Правокумского»...
Мосева Жанна Рантиковна, учитель физики Харченко Елена Валентиновна, учителя математики Ханмагомедов Гюл Абдуризакович и Иванец Ольга...
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconУрок математики в 1 классе по теме «Зеркальное отражение. Осевая симметрия»
Учитель начальных классов – Горбунова Людмила Викторовна, моу «сош №58 с углубленным изучением отдельных предметов», город Новоуральск,...
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель...
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconУрок-путешествие
Сухова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы моу лицей «Созвездие»№131 г о. Самара
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 icon«Эмпирическое исследование»
Тугаринова Ольга Викторовна, учитель географии моу елегинская оош буйского муниципального района Костромской области
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconПрограмма элективного курса для обучающихся 8-9 классов основной...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconКраткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися...
Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского...
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconКоннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconТема: Римская нумерация Составитель
...
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconПлан урока по фгос второго поколения. ( Из опыта работы )
Данные об учителе : Лунёва Ольга Викторовна, учитель технологии мбоу «сош №2»
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconКраткое содержание проекта: проект состоит из 4 блоков: «Живая сила воды»
Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова...
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconПрограмма и дидактические материалы предметно-ориентированного курса...
Автор: Н. В. Медведева, учитель математики моу «Чуровская сош» Шекснинского муниципального района
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Лепихина Ольга Викторовна, учитель математики моу сош №5 iconСоставитель: Астапенко Ольга Викторовна, учитель математики Леушинская...
Цель: Учить образовывать, читать, записывать числа в пределах 1 000, отличать разряд от класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск