Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра





Скачать 141.18 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра
Дата публикации31.07.2013
Размер141.18 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Математика > Программа дисциплины


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Математическое моделирование»
для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики Национального
исследовательского университета "Высшая школа экономики"
Факультет Прикладной математики и кибернетики

Программа дисциплины

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

для направления 010400.62 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» подготовки бакалавра

Автор программы:

Степаненкова Л.П., к.ф.-м.н., доцент кафедры «Механика и математическое моделирование»

Одобрена на заседании кафедры «Механика и математическое моделирование» «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Чумаченко Е. Н.
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 231300.62 «Прикладная математика» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Математическое моделирование».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательной программой 231300.62 «Прикладная математика» подготовки бакалавров.

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 231300.62 «Прикладная математика», утвержденным в 2012г.

2.Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Математические и физические основы моделирования»: обеспечить усвоение студентами основных понятий и терминологий математического моделирования, его связи с ранее изученными разделами математики; дать студентам систематические и достаточно глубокие знания по основным разделам современной теоретической физики; научить их грамотно классифицировать типы протекающих процессов; формировать у них научно-инженерное мышление — умение находить адекватную замену любого процесса соответствующей математической моделью и её последующее изучение методами вычислительной математики с привлечением средств современной вычислительной техники.
Задачи дисциплины:

  • научить студентов применять полученные теоретические знания для постановки и решения конкретных задач, анализа и интерпретации получаемых решений.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



Процесс получения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Прикладная математика»
а) общекультурных (ОК)

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1)

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)

  • стремится к саморазвитию (ОК-9)

  • осознаёт социальную значимость своей будущей профессии (ОК-10)

  • использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-12)


б) профессиональных (ПК)

  • готов к самостоятельной работе (ПК-1)

  • способен использовать современные прикладные программные средства и осваивать современные технологии программирования (ПК-2);

  • способен использовать стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на ЭВМ (ПК-3)

  • знает основные положения, законы и методы естественных наук; способен выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, готов использовать для их решения соответствующий естественнонаучный аппарат, владеет основами (ПК-11);

  • готов применять математический аппарат для решения поставленных задач (ПК-12)

  • способен самостоятельно изучать новые разделы фундаментальных наук (ПК-14).



В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать:

  • основные принципы математического моделирования;

  • методы построения и исследования математических моделей, их адекватность и устойчивость. основные положения механики сплошных сред, включая основные понятия теории упругости, физики жидкостей и газов;

  • основные положения электростатики и магнитостатики;

  • основы теории квазистационарных электромагнитных процессов;

  • основы теории быстропеременных электромагнитных процессов, включая вопросы излучения и распространения электромагнитных волн;

  • методы исследования математических моделей;

  • элементарные математические модели в механике, гидродинамике, электродинамике, их универсальность;

  • вариационные принципы построения математических моделей.




  • Уметь:

  • решать статистические и динамические краевые и вариационные задачи;

  • решать задачи гидро- и аэродинамики и теории упругости;

  • решать задачи электро- и магнитостатики;

  • рассчитывать процессы в квазистационарных и быстропеременных электромагнитных полях;

  • применять методы малого параметра, усреднения.




  • Владеть:

  • навыками формализации прикладных задач;

  • способностью выбирать конкретные методы анализа и синтеза для ее решения;

  • навыками решения формализованных физико-механических задач.

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями:

понимание концепций и абстракций, способность использовать на практике базовых математических дисциплин,

понимание концепций и основных законов естествознания.

5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Основные принципы математического моделирования.

10

4

2




4

2

Основные понятия механики сплошных сред

22

8

2




12

3

Математическая модель идеально упругого тела

28

6

8




14

4

Математическая модель идеальной жидкости и газа.

16

4

4




8

5

Стационарные электромагнитные процессы

28

6

8




14

6

Квазистационарные электромагнитные процессы

24

4

8




12

7

Быстропеременные электромагнитные процессы

16

4

4




8







144

36

36




72

6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 курс

Параметры **

6 семестр




Текущий

(неделя)

Контрольная работа

10 неделя







Домашнее задание

13 неделя




Итоговый

Экзамен



устный

    1. Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в работе на семинарах, дискуссиях, правильность решения задач на практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полноту освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии, предварительную подготовку студента к практическим занятиям с пакетом программ. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = 0,5·Онакопленная + 0,5·Оитоговый экзамен

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.
Накопленная итоговая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Онакопленная = 0,6Ок/р + 0,2Oауд + 0.2Осам.работа

где Ок/р, Oауд , Ocам.работа оценки за контрольную, аудиторную и самостоятельные работы

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.
На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7.Содержание дисциплины



Понедельный план проведения занятий лекционных и практических

недели

Содержание курса лекций

Содержание упражнений

Контроль




Основные принципы математического моделирования.

Методы построения и исследования математических моделей.






Основные понятия механики сплошных сред.

Алгебра диадиков. Индексные обозначения – декартовы тензоры






Переменные Лагранжа и Эйлера, уравнение несжимаемости и неразрывности.

Решение задач теории упругости. Задачи теории деформации






Теория малых деформаций, тензор деформаций, соотношение Коши.

Решение задач теории упругости. Расчёт напряжения






Теория напряжений, тензор напряжений, уравнение равновесия и движения сплошной среды.

Закон Гука. Энергия деформации. Смешанные задачи






Математическая модель идеально упругого тела. Идеально упругое тело, закон Гука, уравнение Ламэ.

Решение статических, краевых задач теории упругости.






Краевые и вариационные задачи теории упругости, теория вычислительного эксперимента, оценка точности результатов моделирования.

Решение динамических задач теории упругости.






Равновесие, устойчивость и колебания упругого стержня

Решение вариационных задач теории упругости (статические и динамические)






Математическая модель идеальной жидкости и газа. Идеальная жидкость, уравнение Эйлера.

Расчет упругого стержня.






Волны в газе.

Идеальная и вязкая жидкость.

Контрольная работа



Стационарные электромагнитные процессы. Уравнения Максвелла, законы сохранения, граничные условия.

Векторный анализ.




Расчёт электростатического поля в вакууме.



Постоянное электрическое поле, основные задачи электростатики, поляризация диэлектриков, энергия и силы в электростатике.

Метод изображений.






Постоянное магнитное поле, магнетики, энергия постоянного магнитного поля.

Расчёт электростатического поля в веществе.

Выдача домашнего задания



Квазистационарные электромагнитные процессы. Уравнения квазистационарной теории, уравнения Кирхгофа, колебательный контур, анализ и интерпретация результатов моделирования.

Решение задач магнитостатики.




Решение задач магнитостатики.



Энергия и силы в квазистационарном приближении.

Решение квазистационарных задач электродинамики. Расчет колебательных процессов






Быстропеременные электромагнитные процессы. Уравнения для потенциалов электромагнитного поля и запаздывающие потенциалы.

Решение квазистационарных задач электродинамики. Расчет скин-эффекта






Излучение, создаваемое электрическим и магнитным моментом, инструментальные средства и языки моделирования.

Решение волновых задач электродинамики. Расчёт волн в однородных средах.






Электромагнитные волны в однородных средах, отражение и преломление плоских электромагнитных волн на границе двух сред.

Решение волновых задач электродинамики. Расчёт отражения и преломления волн. Расчёт длинных линий.








Самостоятельная работа студентов ( 72 часа)

- изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий).







8 Образовательные технологии

Проводятся лекционные и практические занятия.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента




Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.


  1. Представление Лагранжа. Представление Эйлера. Переход от переменных Лагранжа к переменным Эйлера.

  2. Напряжение, зависимость от вектора нормали к поверхности. Тензор напряжений: физический смысл и его компонент.

  3. Тензор деформации. Геометрический смысл компонент тензора деформаций.

  4. Уравнения движений сплошной среды в интегральной форме.

  5. Уравнения движений сплошной среды в дифференциальной форме.

  6. Идеальная жидкость, уравнение движения идеальной жидкости (уравнение Эйлера).

  7. Формула Коши (связь между деформациями и перемещениями).

  8. Обобщенный закон Гука. Закон Гука для изотропных сред.

  9. Модуль Юнга и коэффициент Пуассона.

  10. Уравнение Ламе.

  11. Статические краевые задачи теории упругости.

  12. Динамические краевые задачи теории упругости с начальными условиями.

  13. Уравнение неразрывности.

  14. Вариационный принцип стационарного действия.

  15. Потенциальная энергия упругих напряжений

  16. Постановка статической вариационной задачи теории упругости.

  17. Постановка динамической вариационной задачи теории упругости.

  18. Уравнение равновесия упругого стержня под действием продольных и поперечных сил.

  19. Постановка вариационной задачи равновесия упругого стержня.

  20. Постановка краевой задачи равновесия упругого стержня.

  21. Устойчивость упругого стержня.

  22. Колебания упругого стержня.

  23. Плоские акустические волны в неограниченной среде.

  24. Поперечные волны в неограниченной упругой среде.

  25. Уравнения Максвелла в интегральной форме.

  26. Уравнения Максвелла в дифференциальной форме.

  27. Уравнения состояния.

  28. Закон сохранения заряда в электродинамике.

  29. Закон сохранения энергии в электродинамике.

  30. Условия на границе раздела двух сред.

  31. Потенциал электростатического поля в вакууме.

  32. Плоские волны в неограниченнной непроводящей среде

  33. Краевые задачи электростатики.

  34. Потенциал электростатического поля в диэлектрике, вектор диэлектрической поляризации.

  35. Энергия постоянного электростатического поля.

  36. Тензор натяжения электростатического поля в вакууме. Сила, действующая на диэлектрик.

  37. Излучение, создаваемое магнитным моментом.

  38. Основные задачи магнитостатики.

  39. Поле в парамагнетиках; молекулярные токи.

  40. Энергия постоянного магнитного поля.

  41. Уравнение для потенциалов квазистационарного поля.

  42. Энергия и работа, затраченная на перемещение проводника в квазистационарном поле.

  43. Уравнение колебательного контура.

  44. Уравнение Кирхгофа.

  45. Сила, действующая на проводник с током в квазистационарном поле.

  46. Уравнения для потенциалов электромагнитного поля; Калибровочное уравнение.

  47. Частные решения уравнений потенциалов (запаздывающие потенциалы).

  48. Излучение, создаваемое электрическим моментом.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Основная литература


  1. Зарубин В. С. Математическое моделирование в технике. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.

  2. Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М., Курс теоретической физики, т. т. 1, 3, 6, 7, 8, М., Наука, 1992 и более поздние издания.

  3. Моргунов Б. И., Кравчук С.П., Майборода В. П., Математическое моделирование физико-механических процессов, М., Изд. МГИЭМ, 1994.

  4. Гречко Л. Г., Суганов В. И., Толмасевич О. Ф., Федорченко А. М., Сборник задач по теоретической физике, М., Высшая школа, 1984.



10.2 Дополнительная литература





  1. Гантмахер Ф.Р., Лекции по аналитической механике, М.,ФМ, 1969 и более поздние издания.

  2. Ильюшии А.А., Механика сплошной среды, М., Изд. МГУ, 1971 и более поздние издания

  3. Тамм И.Е., Основы теории электричества, М., Наука, 1989 и более поздние издания.

  4. Тарасик В. П. Математическое моделирование технических систем. Минск: ДизайнПРО, 1997.

  5. Тихонов А. Н., Самарский А.А., Уравнения математической физики, М., ФМ, 1963 и более поздние издания.

  6. Канторович Л. В., Крылов В. И., Приближенные методы высшего анализа, М., ФМ.1962.

  7. Моргунов Б.И. Математическое моделирование связанных физических процессов, М., изд. МГИЭМ, 1997.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Специальное обеспечение не требуется.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300....
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Моделирование движения многих тел»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 231300. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Математическое моделирование» для направления...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Теория графов»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300....
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400....
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная...
Программа дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык...
«Математика и компьютерные науки», 010500. 62 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», 230100. 62...
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Информационная безопасность для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины математическое моделирование для специальности...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401. 65 Прикладная...
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины и управление жизненным циклом для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 010400. 62 «Прикладная...

Программа дисциплины «Математическое моделирование» для направления 231300 «Прикладная математика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Компьютерный практикум по математике-ii» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 01. 03. 04 «Прикладная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск