Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 404.83 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации04.02.2014
Размер404.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3
Министерство образования и науки Амурской области Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное учреждение Амурской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8, г. Благовещенск

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ МО:

«Методические возможности школьного курса математики для реализации коррекционного аспекта обучения в школе I и II вида»

УЧИТЕЛЬ: Елизова Е.В.

г. Благовещенск 2013г. Важнейшей задачей школы для детей с нарушением слуха является всестороннее развитие учащихся, подготовка их к трудовой деятельности, а также преодоление последствий, вызванных поражением слухового анализатора. Нарушение слуха ведёт к существенным отклонениям в развитии устной речи, обуславливает происхождение дефектов произношения. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на психическом развитии ребёнка, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Поэтому становится понятной важность и необходимость коррекционной направленности обучения в школе для детей с нарушением слуха. Одним из существенных критериев роли слуха в общем развитии детей является самостоятельность в овладении речью. У детей с нормальным слухом этот процесс проходит самопроизвольно, у детей с нарушенным слухом – в результате специального обучения, так как они не способны самостоятельно использовать остаточный слух для накопления словарного запаса, для овладения речью. Недостаточно развитая речь или её отсутствие является препятствием для обучения, усвоение содержания обучения тесно связано со словесным оформлением и осмыслением речи. Одной из важнейших задач школы для глухих и слабослышащих детей является формирование слухо-зрительного восприятия речи окружающих людей. Для реализации поставленной задачи необходимо усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи. Это может осуществляться в условиях целенаправленной, специально организованной деятельности по развитию слухового восприятия в учебно-воспитательном процессе школы. Процесс обучения связан с общением. Благодаря общению происходит управляемое познание, усвоение опыта предыдущей деятельности людей, воспроизведение конкретной деятельности. У детей с нарушенным слухом процесс речевого общения нарушен. Овладение речевым общением зависит от ряда условий:

  1. От состояния слуха - чем сохраннее слух, тем выше степень овладения речевым общением самостоятельно.

  2. От уровня развития речи - чем выше уровень развития речи, тем успешнее речевое общение.

  3. От уровня использования звукоусиливающей аппаратуры - чем качественнее аппаратура, тем лучше восприятие речи, тем активнее общение.

  4. От уровня использования технологий специального обучения - чем совершеннее технология, тем эффективнее овладение процессом общения.

  5. От мастерства учителя - чем квалифицированнее учитель, тем продуктивнее его педагогическая система.

Особенностью специального обучения является организация практики речевого общения. С этой целью в школе-интернате обеспечиваются максимальные условия для организации речевого общения в виде создания речевой среды. Организуется речевой режим в учебном процессе и вне его: речевое общение с учителем, воспитателем, персоналом школы-интерната (библиотекарь, медицинские работники, повара, няни). Для этого используются плакаты и таблички, где приводятся образцы речевого высказывания, просьбы. Затрудненность словесного общения, его нарушение является тем решающим условием, которое выступает как главная причина аномального развития детей с нарушением слуха. Решению проблемы формирования устной речи, как фактора полноценного развития детей, подчинена система коррекционной работы в специализированных учреждениях. Педагоги, наряду с общими дидактическими требованиями, учитывают и специфические:

  • учет состояния слуха и речи каждого школьника;

  • правильное применение звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования;

  • дозировка слуховой нагрузки, определение объема речевого материала, предъявляемого на слух на каждом занятии;

  • выполнение принципов подбора речевого материала в соответствии со слухоречевыми возможностями школьников;

  • опора на слухо-зрительное восприятие с учетом того, что соотношение между слуховым и зрительным восприятием должно быть приблизительно таким же, как у детей с нормальным слухом;

  • в ходе занятий проводится необходимая работа по коррекции произносительной стороны речи, применяются приемы беглого исправления ошибок;

  • особое внимание уделяется выработке навыков самоконтроля и взаимоконтроля за произношением.

Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности. Для математики лаконизм мысли является непререкаемым каноном закона: « На уроках математики мыслям должно быть просторно, а словам тесно». Но у неслышащих детей в первую очередь страдает речь во всех её формах и проявлениях: это ограниченность словаря, трудности восприятия устной речи, нарушение логики мышления, отсюда возникают трудности в понимании учебного материала. Поэтому специальные школы для детей с нарушением слуха должны реализовать наряду с общеобразовательной ещё одну важную цель – коррекционную. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на психическом развитии ребёнка, ограничивает, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Поэтому становится понятной важность коррекционной направленности обучения. Восприятие человеком какой - либо информации возможно благодаря единству речевого слуха, речи и мышления. Слух, речь и мышление тесно взаимосвязаны. Учёт состояния слуха учащихся. Дозировка слуховой нагрузки на уроке математики. Состояние слуха у учащихся неодинаково, поэтому и возможности восприятия у них различны. Учитель должен знать не только данные аудиограммы, но и характер патологического процесса в ухе, физическое состояние ребёнка, основные показатели функционального состояния слухового аппарата. Зная состояние слуха учащихся, учитывая индивидуальные особенности их слуховой функции, учитель должен строить свою работу так, чтобы привести в активное состояние потенциальные рефлекторных связей восприятия устной речи. Задачами данной работы являются следующие:

  • интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха

  • усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи

  • применение ЗУА и ИСА

  • использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения

  • совершенствование возможности слухового анализатора детей с нарушениями слуха. Пониженный и остаточный слух нужно не только использовать, но и развивать слуховое восприятие неречевых звуков и речи.

Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности в образовательных учреждениях 1 и 2 вида. Задачей развития слухового восприятия на общеобразовательном уроке является включение слухового восприятия в учебный процесс, повышение коммуникативной функции речи в комплексном слухо-зрительном восприятии и продуцировании речи. Весь урок ведётся слухо-зрительно, но на каждом уроке рекомендуется часть материала предлагать для восприятия на слух в виде слов, небольших фраз, не более 10 – 15 фраз. Для этого при отборе материала нужно учитывать и привлекать материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком учащимся. Например, организационные вопросы, организация окончания урока: - что нового вы узнали на уроке? – чему вы учились на уроке? – Хорошо и отлично работали на уроке … - Допускали ошибки в произношении … - Урок окончен. Идите на перемену. Целевые установки: - будем отвечать на вопросы; - будем работать устно. Для правильной организации работы по развитию речевого слуха учитель должен соблюдать дозировку звуковой нагрузки на слух. ОРГМОМЕНТ

• Проверка и настройка слуховых аппаратов, установка на слуховое внимание.

• Вопрос за экраном: «Как ты слышишь,..?».

• Восприятие на слух речевого материала (слова с контрольным звуком, слова по теме занятия и т.д.).

• Предъявление на слух неожиданного речевого материала, позволяющего определить возможности слухового восприятия и внимания детей. (Эти виды работ занимают не более 2-3 минут.) ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

• на занятии проводятся фонетические зарядки по автоматизации и дифференциации контрольных звуков.

• Фонетическая зарядка может проводиться на любом этапе занятия в зависимости от цели, темы занятия, его построения.

• Время проведения зарядки — не более 5 минут.

СЛУХОВАЯ ТРЕНИРОВКА

• В течение занятия отводится 5 минут времени на слуховую тренировку.

• Слуховая тренировка проводится с учетом слуховых возможностей каждого ребенка, его рабочего расстояния.

• Проводится постепенное введение нового речевого материала для восприятия его на слух:

а) слухо-зрительно; б) в ситуации (по порядку, по теме);

в) вне ситуации (включение неожиданного речевого материала). • В зависимости от возраста, уровня речевого развития, типа занятия слуховые тренировки могут включаться в словарную работу, устный счет, рассказ по картинке.

• Следует помнить о недопустимости многословия, неправильного построения фраз, изменения фраз после предъявления на слух.

Представлены примерные фразы, которые учитель математики предлагает на слух. От класса к классу этот материал усложняется. 4 класс: – Будем решать примеры столбиком (в строчку, со скобками, с объяснением, с проверкой). – Будем работать с учебником (с карточками, со справочником, с таблицей). – Напиши (те) числа словами (цифрами). – Выпиши (те) числа в таблицу. Сколько единиц, десятков, сотен, тысяч в числе? – Как называются числа при сложении, вычитании, умножении, делении? – Уменьшаемое …, вычитаемое …, найди (те) разность. – Первое слагаемое …, второе слагаемое …, найди (те) сумму.

ОБЪЯСНЕНИЕ МАТЕРИАЛА. ПРОВЕДЕНИЕ БЕСЕД

• Объяснение нового материала проводится слухо-зрительно.

• Во время объяснения нового материала проводятся мини-фонетические зарядки по правильному произношению и восприятию новых слов и выражений. Речевой материал проговаривается сопряженно с педагогом, с дирижированием его ритмической структуры, затем его проговаривают по одному дети с трудным произношением.

• В ходе закрепления часть нового речевого материала может предъявляться на слух. Речевой материал, предназначенный для восприятия на слух с использованием экрана, выделяет учитель, исходя из темы урока. Приём работы с экраном целесообразно использовать на таких типах уроков, как комбинированный, обобщения и систематизации изученного материала, урок

повторения и закрепления. Эти уроки по сравнению с уроками усвоения новых знаний, формирования новых умений создают большие возможности для развития слухового восприятия.

Условия эффективной работы по развитию словесной речи. У глухих и слабослышащих детей в первую очередь страдает речь, во всех ее формах и проявлениях. Это не только и не столько дефекты их произношения, сколько ограниченность словаря, неумение самостоятельно образовывать новые грамматические формы, трудности понимания учебных текстов, нарушение логики и формы речевых высказываний,  трудности восприятия устной речи собеседника (педагога) и многое другое. Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. Глухие дети не имеют возможности воспринимать на слух интонации и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребёнка. Произносительная сторона речи находится в тесной зависимости от нарушений слуха, и её формирование оказывается самым сложным делом. Важной особенностью развития глухих детей является то, что они одновременно овладевают несколькими видами речи – словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой. Речь в учебном процессе – понятие ёмкое и многостороннее. Это – устная и письменная речь, ее восприятие и воспроизведение, лексика, синтаксис и семантика, произношение и пр. А также – это речь учителя и речь учащихся. Безусловно, в первую очередь качество сформированности различных параметров речи учащихся зависит от речи педагога, а уж затем – от   выбора учителем методических подходов  и его усилий по их реализации. Дефицит языковой культуры у учителя недопустим и в массовой школе, но еще большую ответственность за качество своей речи несет сурдопедагог.   Для детей с нарушениями слуха языковая культура педагога, являющегося для них основным источником информации –  необходимое условие успешного становления их речи и обучения в целом. Поэтому разговор о совершенствовании словесной речи учителя, как главного субъекта учебного процесса актуален. Как писал Л.В. Занков: «Даже живое слово учителя может быть наглядным». Для обеспечения «наглядности слова» учителю надо не забывать о ритмико-интонационной и эмоциональной окрашенности своей речи. Бледная, неэмоциональная, невыразительная речь не только не интересна, но и непонятна глухим детям. Глухие дети не слышат интонации, тем не менее она необходима, её можно и нужно показывать всеми доступными средствами: мимикой, движениями, голосом.

Коррекционная работа по развитию словесной речи на уроках математики. Обучение математике строится в тесной связи с формированием словесной речи детей с нарушением слуха и речи, так как усвоение системы математических знаний находится в прямой зависимости от уровня их речевого развития. Опыт работы с глухими и слабослышащими школьниками показывает, что коррекционная работа по развитию словесной речи на уроках математики страдает рядом существенных недостатков, которые снижают качество обучения. Главной причиной является невозможность у них самостоятельного  возникновения словесной речи. Необходимо искусственное её формирование, что, конечно, не обеспечивает того речевого богатства, которым владеют слышащие школьники. Недоразвитость  языка словесной речи  затрудняет  расчленение и выделение признаков предметов и понятийного обобщения  на уроках математики.  Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении глухими и слабослышащими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они приобретают возможность усвоения системы математических знаний. На уроках математики работа над словесной речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков учащихся, совершенствования знаний грамматического строя языка и расширения лексико-фразеологического запаса школьников. Речевой материал нематематического характера, используемый на уроках математики, в большинстве случаев знаком учащимся. Разговорная лексика используется для выражения организационных моментов на уроках. В её состав входят прежде всего слова и словосочетания, с помощью которых формулируются задания, направленные на организацию учебной деятельности детей (откройте книгу, закройте тетрадь, возьмите линейку и т.д.). Каждый урок начинается с установки на внимательную, активную работу на уроке и хорошую речь. Одним из основных видов работы по развитию речи учащихся с недостатками слуха является словарная работа. Наиболее распространёнными недостатками словарной работы являются: а) формализм, б) стихийность и в) незавершённость. а) Формализм. Новый словарь планируется не в соответствии с темой урока. Словарь на каждый урок должен отбираться только актуальный, обусловленный учебным материалом. Например, урок по теме: «Отрезок». Словарная работа: прямая, точка, отрезок, начало, конец, длина, линейка. Меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр ; б) Стихийность. Список новых или трудных слов заранее не планируется. У учащихся в ходе урока возникают вопросы. Учитель в лучшем случае объясняет каждому индивидуально смысл непонятных слов и словосочетаний. Такая работа трудоёмка, но малоэффективна. Для усвоения речевого материала, специфичного для курса математики, учащиеся должны иметь возможность повторения пройденного материала, терминов и выражений, необходимых для изучения данной темы. в) Незавершённость. Список слов соответствует теме урока, заранее подготовлен и вывешен на доску. Но учитель ограничивается раскрытием смысла этих слов и не вводит их затем в активную речь детей. Незакреплённое знание недолговечно и забывается сразу после урока. Запланированный словарь активизируется в момент предъявления задания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск