Рабочая программа«Геометрия»для учащихся 10 классовДудниченко Т.А. учитель математики I квалификационной категории г. Москва 2013г. Пояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по геометрии 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 10—11 классов общеобразовательных школ А. В. Погорелова.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, раз-
вития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 10 класс, и достижение которых является обязательным условием положи-
тельной аттестации ученика за курс 10 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Распределение учебных часов по разделам программы
Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия — 6 часов
Параллельность прямых и плоскостей — 14 часов.
Перпендикулярность прямых и плоскостей — 24 часа.
Декартовы координаты и векторы в пространстве — 15 часов.
Повторение — 9 часов.
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
В ходе изучения материала планируется проведение четырех контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.
Содержание обучения
Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разло-
жение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны: знать:
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки аксиом стереометрии, основных теорем и их следствий;
возможности геометрии в описании свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
• роль аксиоматики в геометрии; уметь:
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
• строить сечения многогранников; использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин и площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Используемый учебно-методический комплект
Погорелое А.В. Геометрия. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010. Тематическое планирование учебного материала
№
|
| Количество часов,
| пункта
| Тема
| отведенное на из-
| учебника
|
| учение темы
|
| § 1. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия (6 часов)
|
| 1
| Аксиомы стереометрии
| 1
| 2
| Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку
| 1
| 3
| Пересечение прямой с плоскостью
| 1
| 4-5
| Существование плоскости, проходящей через три данные точки. Замечание к аксиоме I
| 1
| 6
| Разбиение пространства на два полупространства
| 1
|
| Решение задач
§ 2. Параллельность прямых и плоскостей (14 часов)
| I
| 7
| Параллельные прямые в пространстве
| 2
| 8
| Признак параллельности прямых
| 2
| 9
| Признак параллельности прямой и плоскости
| 1
| 10
| Признак параллельности плоскостей
| 2
| 11
| Существование плоскости, параллельной данной плоскости
| 1
| 12
| Свойства параллельных плоскостей
| 3
| 13
| Изображение пространственных фигур на плоскости
| 1
|
| Решение задач
| 1
|
| Контрольная работа 1
§ 3. Перпендикулярность прямых и плоскостей (24 часа)
| 1
| 14
| Перпендикулярность прямых в пространстве
| 1
| 15
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости
| 2
| 16
| Построение перпендикулярных прямой и плоскости
| 1
| 17
| Свойства перпендикулярных прямой и плоскости
| 2
| 18
| Перпендикуляр и наклонная
| 4
|
| Решение задач
| 2
|
| Контрольная работа 2
| 1
| 19
| Теорема о трех перпендикулярах
| 3
| 20
| Признак перпендикулярности плоскостей
| 3
| 21
| Расстояние между скрещивающимися прямыми
| 1
| 22
| Применение ортогонального проектирования в техническом черчении
| 1
|
| Решение задач
| 2
|
| Контрольная работа 3
§ 4. Декартовы координаты и векторы в пространстве (15 часов)
| 1
| 23-24
| Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками
| 1
| 25
| Координаты середины отрезка
| 2
| 26-28
| Преобразование симметрии в пространстве. Движение в пространстве
| 1
| 29-30
| Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур
| 1
| 31-32
| Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью
| 1
| 33
| Угол между плоскостями
| 2
| 34
| Площадь ортогональной проекции многоугольника
| 1
| 35-36
| Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве
| 1
| 37-38
| Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Уравнение плоскости
| 1
|
| Решение задач
| 3
|
| Контрольная работа 4
Повторение курса геометрии за 10 класс (9 часов)
| 1
|
| Повторение. Решение задач
| 8
|
| Контрольная работа 5 (итоговая)
| 1
| Итого
|
| 68 часов
| |