Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка )





НазваниеФормирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка )
страница1/5
Дата публикации22.06.2014
Размер0.55 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5




На правах рукописи


КУОНИ ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА



ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

(на примере изучения иностранного языка)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени


кандидата педагогических наук

Ульяновск - 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, доцент

Лукьянова Маргарита Ивановна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, доцент

Карнаухова Марина Владимировна
доктор педагогических наук, доцент

Филимонюк Людмила Андреевна


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»




Защита состоится 28 декабря 2010 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.278.04 при Ульяновском государственном университете по адресу: ул. Набережная р. Свияги, 106, корп. 1, ауд. 703.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета, с авторефератом – на сайте http://www.uni.ulsu.ru
Автореферат разослан 26 ноября 2010 г.
Отзывы на автореферат просим высылать по адресу: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42, УлГУ, Управление научных исследований.





Ученый секретарь

диссертационного совета




О.И. Донина


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современный этап развития профессионального образования характеризуется междисциплинарной интеграцией гуманитарного знания, динамика и направленность которой задается влиянием тенденции гуманитаризации на процесс образования. Многими исследованиями сегодня доказано, что гуманитарное знание (соответственно, и педагогическое) является основой современной интеграции образования; разработаны также основы формирования новой (гуманитарной) модели специалиста в условиях социальной трансформации; проанализированы социокультурные аспекты гуманитарной интеграции в системе российского высшего образования.

На современном этапе развития российского образования идея интеграции знаний становится ещё более значимой в образовательных системах разного уровня: общего, профессионального, дополнительного. Ее особую важность следует признать по отношению к проблемам повышения качества университетского образования.

Процесс совершенствования профессиональной подготовки специалистов в условиях классического университета связан с общим изменением положения в стране, с поворотом педагогики на гуманистическую основу и с возрастающим лавинообразным потоком научной информации. Происходящие в обществе кардинальные перемены ориентируют на профессионала, способного не только успешно трудиться в условиях рыночных отношений, но и занимать ведущие позиции в интеллектуально-культурном авангарде общества.

Идея интеграции, целостности знаний и умений как научная проблема в педагогике не является абсолютно новой. Существуют научные коллективы по разработке проблем педагогической интеграции, в трудах которых раскрывается её сущность и технологии реализации, психологические основы в новых системах педагогического знания и в деятельности субъектов образовательного процесса (М.Н. Берулава, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, М.С. Пак, П.М. Эрдниев и др.).

При этом задача формирования педагогического мышления у будущих специалистов в стенах учебного заведения еще не ставилась, хотя эта задача является такой же важной, как и близкая задача формирования профессионального мышления у будущих педагогов. При этом следует помнить, что современная система образования предъявляет новые требования к педагогу, которого сегодня должны отличать инициатива и ответственность, готовность смело принимать конструктивные новаторские решения, адекватные возникшим проблемным ситуациям; потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, в развитии профессиональных компетенций. Соответственно, педагогическая подготовка студентов вузов нуждается в совершенствовании и обновлении. Одна из главных тенденций преобразования университетского образования в современных условиях обоснованно видится в переходе высшей школы от «школы знаний» к «школе мышления» (В.В. Лепешев). В этом ключе представляет интерес исследование процесса формирования педагогического мышления будущих специалистов.

Различным аспектам формирования мышления посвящены многие исследования отечественных педагогов (И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин и др.) и психологов (В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Та­лызина). Закономерности развития мышления в целом отражены в работах Л.С. Выготского, П.Я. Галь­перина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и др.

Мышление учителя включено в педагогическую деятельность и направлено на решение специфических для нее задач - поиск педагогических идей, средств преобразования образовательного процесса и повышения его качества. Педагогическое мышление характеризуют полифункциональность, иерархизированность, эвристичность поисковых структур, многокомпонентность.

Содержательная, логическая и психологическая стороны профессионального мышления учителя стали предметом исследований и логиков, и психологов, и педагогов (О.А. Абдуллина, М.Н. Алексеев, Т.Д. Андронова, Т.И. Гусева, И.В. Дубровина, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Е.К. Осипова, В.А. Сластенин, А.М. Сохор, Г.С. Сухобская, В.Э. Тамарин, Я.С. Турбовской). Для решения проблемы профессионального мышления педагога чрезвычайно важен деятельностный подход, представленный в трудах В.Н. Дружинина, А.В. Карпова, О.А. Конопкина, Б.Ф. Ломова, Д.А. Ошанина, Ю.П. Поваренкова, В.Д. Шадрикова и других. Наиболее полно эта концепция освещена в работах В.Д. Шадрикова и его учеников, поскольку изначально их исследования были ориентированы на психологический анализ профессиональной деятельности.

Проблеме формирования и развития практического мышления учителя посвящены специальные исследования педагогов и психологов Г.А. Балла, Ю.К. Бабанского, Д. Брунера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, З.И. Калмы-ковой, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинской, З.А. Муртазовой, М.Н. Скаткина, Л.М. Фридмана и др.

Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований, их важности в решении образовательных и социокультурных задач, в практике работы классического университета не накоплен достаточный материал, необходимый для анализа сущностных характеристик процесса формирования педагогического мышления у студентов, в том числе в условиях преподавания отдельных дисциплин.

Проблема исследования педагогического мышления является одной из фундаментальных в педагогике и педагогической психологии. Ее значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности, профессионального поведения и общения не только педагога, но и многих других специалистов, поскольку элементы педагогической деятельности встроены во все профессии системы «человек-человек».

Соответственно, актуальность исследования проблемы формирования педагогического мышления порождена рядом существующих противоречий:

- между потребностями современного общества в активных, инициативных, творчески мыслящих педагогах, стремящихся к высоким профессиональным результатам, и низким уровнем сформированности профессионально-педагогических ценностей, направленности на педагогическую деятельность и педагогического мышления у выпускников классического университета;

- между необходимостью эффективного формирования у будущих специалистов мотивации к развитию педагогического мышления, интеллектуальных способностей, умственных качеств, адекватных требованиям педагогической деятельности и личности современного профессионала, и недостаточным уровнем разработанности средств и подходов к обеспечению этого процесса в условиях существующей системы университетского образования;

- между необходимостью построения в классическом университете образовательного процесса, направленного на формирование педагогического мышления у студентов, и отсутствием соответствующей научно обоснованной модели, неопределенностью соответствующих педагогических условий;

- между необходимостью осуществления качественного мониторинга эффективности процесса формирования педагогического мышления у будущих специалистов и отсутствием его критериального аппарата.

Данные противоречия свидетельствуют о том, что названные проблемы еще не получили должного теоретического осмысления в практике университетского образования. Многие важные вопросы в этом контексте остаются мало разработанными. Необходимо существенное уточнение содержательно-функци-ональных характеристик педагогического мышления как универсального компонента профессиональной компетентности, формированию которого следует уделять целенаправленное внимание уже в период вузовского обучения. Требуют рассмотрения вопросы о закономерностях становления педагогического мышления у студентов в период обучения и связанных с ними технологических особенностях организации образовательного процесса в университете, о роли различных учебных дисциплин в этом процессе.

Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определяют проблему исследования: каковы теоретические основы, содержание, основные формы и методы формирования педагогического мышления, а также организационно-педагогические условия его эффективности в процессе профессиональной подготовки студентов классического университета, отражающие современные тенденции ее организации и развития в ходе модернизации отечественного образования?

Исходя из актуальности данной проблемы и того обстоятельства, что она до настоящего времени не выделялась в качестве предмета исследования, была сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование педагогического мышления у студентов классического университета».

Цель диссертационногo исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка модели и условий формирования педагогического мышления у студентов классического университета.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов классического университета.

Предмет исследования: формирование педагогического мышления у студентов классического университета в процессе изучения иностранного языка.

Гипотеза исследования: процесс формирования педагогического мышления у студентов классического университета будет осуществляться эффективно, если:

- цель педагогического процесса определяется на основе научных представлений о сущности, структуре и уровнях сформированности педагогического мышления;

- в контексте междисциплинарной интеграции гуманитарного знания теоретически обоснована и внедрена в образовательный процесс вуза системная модель формирования педагогического мышления у студентов классического университета, обеспечивающая освоение педагогической деятельности в единстве ее целевой, содержательной и процессуальной составляющих;

- разработана критериальная характеристика, необходимая для качественного мониторинга исследуемого процесса, и научно-методические рекомендации по его совершенствованию в условиях классического университета;

- процесс формирования педагогического мышления у студентов классического университета осуществляется на основе единства деятельностного, личностного, ситуационного и аксиологического подходов. Деятельностный подход обеспечивает научно обогащенное понимание радикальных изменений стратегии и тактики управления процессом формирования профессионального мышления у студентов. Личностный подход позволяет обеспечить развитие профессионально значимых характеристик мышления будущего специалиста, ориентировать его на профессиональное творчество и раскрытие личностного потенциала. Ситуационный подход позволяет учитывать многоуровневую природу мыслительной активности и рассматривать педагогическое мышление как высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения проблемности в ходе профессиональной деятельности. Аксиологический подход обеспечивает механизм формирования у специалиста ценностей педагогической деятельности как основы выбора целевых, содержательных, технологических и оценочно-рефлексивных компонентов профессионального взаимодействия;

- выполняются следующие организационно-педагогические условия: обогащение содержания обучения знаниями о закономерностях, ценностях и особенностях педагогической деятельности, о способах профессионально-личност­ного самоопределения и творческого саморазвития; развитие у студентов интеллектуальных способностей, умственных качеств, адекватных требованиям педагогической деятельности и личности квалифицированного специалиста; использование в процессе профессиональной подготовки студентов интерактивных методов обучения и развития; поэтапностъ формирования педагогического мышления у студентов; организация диагностического сопровождения процесса формирования педагогического мышления у студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психологической и педагогической литературы раскрыть содержательные характеристики понятий «педагогическое мышление» и «универсальность педагогического мышления».

2. На основе научных представлений о сущности, структуре и функциях педагогического мышления разработать и теоретически обосновать системную модель формирования педагогического мышления у студентов классического университета, отражающую специфику данного процесса в ходе изучения иностранного языка.

3. Разработать критериальную характеристику, осуществить мониторинг и дать опытно-экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования педагогического мышления у студентов классического университета на занятиях иностранного языка.

4. Выявить организационно-педагогические условия совершенствования процесса формирования педагогического мышления у студентов классического университета на занятиях иностранного языка.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения системного подхода в образовании (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин), принципы деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов); концепции и теории формирования личности учителя в системе вузовской подготовки и определяющие важнейшие требования к содержанию, формам организации и методам подготовки педагога (В.И. Андреев, Н.М. Борытко, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.Н. Никитина, В.А. Сластенин и др.); концепции нового мышления (А.А. Гусейнов, А.В. Петровский).

Идеи деятельностного подхода к исследованию мышления (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, O.K. Тихомиров и др.), психо­логии творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, М.Г. Ярошевский), теории профессиональной деятельности (Т.В. Кудрявцев, В.Д. Шадриков, В.Я. Ядов и др.) явились теоретической предпосылкой определения сущности профессиональной направленности мышления педагога. Исследования по мотивации мышления (Д.Б. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Г.С. Сухобская, O.K. Тихомиров) позволили определить функциональную структуру профессиональной направленности мышления педагога.

Концептуальной базой данного исследования также явилась теория личности педагога и его профессионального мышления, нашедшая отражение в исследованиях Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Е.К. Осиповой, В.А. Сластенина и др.

Профессиональное мышление невозможно рассматривать без учета общих закономерностей и общей теории мышления, которая разрабатывалась в отечественной психологии в трудах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова, Д.Н. Узнадзе, М.Г. Ярошевского.

Современный взгляд на проблему практического мышления нашел отражение в теории профессионального мышления, которая изложена в трудах Д.Н. Завалишиной, Ю.К. Корнилова, Т.В. Кудрявцева, Б.М. Теплова, В.В. Чебышевой, а также в теории формирования мышления взрослых, которая сформулирована в работах Б.Г. Ананьева, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской.

Исследование опирается на общеметодологический принцип системно-целостного подхода (Н.Г. Абрамова, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Бес- палько, Э.Н. Гусинский, В.С. Ильин, М.С. Каган, Л.И. Новикова, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.).

Диссертационное исследование проводилось с учетом методологических основ психолого-педагогических исследований (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.), которые явились исходными направлениями в разработке категориального аппарата исследования, моделирования процесса формирования педагогического мышления будущего специалиста и выбора соответствующих методов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconСоциокультурная компетенция учителя иностранного языка Материалы...
Уральского государственного педагогического университета в ноябре 2009 года. Сборник адресован преподавателям иностранного языка...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconПрактический курс второго (немецкого) иностранного языка
...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconУрок по теме a tour to the usa
Цели: Практиковать уч-ся в устной речи с опорой на прочитанное и опорные ле; в чтении с охватом общего содержания. Расширить знания...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) icon«философия»
Целью изучения философии является формирование у студентов интереса к фундаментальным знаниям, формирование самостоятельного, проблемного,...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconРабочая программа Наименование дисциплины
В процессе изучения иностранного языка магистрант должен проявить способность и готовность к самостоятельному приобретению недостающих...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconФормирование логической культуры студентов средствами иностранного языка
Ведущая организация гоу впо «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского»
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Классический...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вниманию учителей иностранного языка! Подведены итоги областных конкурсов на лучшую методическую разработку «Интеграция современных...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) icon3. Кафедра иностранного языка
Развитие творческого мышления учащихся как средство мотивации к изучению иностранных языков
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconРабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов...
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Практическая фонетика первого иностранного...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconРабочая программа по дисциплине б 3Аналитическая химия и физико-химические методы анал
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью изучения курса: является формирование у студентов системы знаний в области неорганической...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconОтчет о проведении недели иностранного языка 2013-2014 учебный год
Целью проведения данного мероприятия было совершенствование речевой компетенции учащихся по всем видам речевой деятельности, практическое...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconРабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)...
Целью освоения дисциплины является формирование у магистрантов набора компетенций, позволяющих полноценно осуществлять свою профессиональную...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconАнализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год
Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Целью изучения курса является ознакомление студентов с основными этапами и идеями античной философии (Древняя Греция и Рим) и формирование...
Формирование педагогического мышления у студентов классического университета ( на примере изучения иностранного языка ) iconРабочая программа дисциплины Цель, задачи и предмет дисциплины
«Математические методы в экономике» и с учетом инновационной образовательной программы пгу, направленной на формирование информационно-коммуникационной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск