Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания)





Скачать 82.63 Kb.
НазваниеХод урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания)
Дата публикации30.06.2014
Размер82.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
В. В. Кольцова, учитель начальных классов

МОУ СОШ№3,

г. Тутаев

Ярославской области

Модуль «Основы православной культуры».
Урок № 8. Пасха.
Цель урока: воспитание уважительного отношения к святыням православной культуры.

Задачи урока:

Воспитательная:

    • способствовать формированию бережного отношения к праздничным традициям Православия, как культурным ценностям русского народ;

Образовательная:

    • активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.

Развивающая:

    • способствовать развитию осмысленного восприятия произведений русской культуры;


Формы и виды деятельности:

Комбинированный урок.

Ключевые понятия: Евангелие, Пасха, Воскресение Христово, Крестный ход, пасхальное яйцо, Светлая Седмица.

Евангелие — это книга, в которой рассказывается о жизни Иисуса Христа.

Пасха (евр. - переход, избавление) — самый главный православный праздник; его также называют Светлое Христово Воскресение. В этот день Православная церковь отмечает описанное в Евангелии событие Воскресения из мертвых Иисуса Христа после того, как он был распят.

Крестный ход — торжественное шествие вокруг Храма, монастыря (а также из одного Храма в другой) духовенства и народа с иконами, крестом, святой водой и др.

Пасхальное яйцо — куриное яйцо, окрашенное в красный или другой цвет на празднике Пасхи. Это символ Воскресения Христа.

Светлая седмица — первая неделя празднования Пасхи.

Пост – о верующих: - воздержание на определенный срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви.
Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Вопросы для повторения:

Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания)

1 слайд:

Как Крест Христов стал восприниматься христианами? ( Не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям, как знак победы Жизни над смертью).

В напоминание об этом христиане носят на груди нательный крестик, а православные храмы всегда венчаются Крестом. И мы видим, какое трепетное отношение, какую любовь испытывают христиане ко Кресту Христову, считают его святыней.

    1. Вступительная часть.


Скоро настанет день выходной.

Дети на горку помчатся гурьбой,

Потому что воскресенье —

Это отдых, смех, веселье.

  • О чем эти стихи? (о воскресенье)

  • А что такое воскресенье? (день недели).


2. Основная часть
1) Кто знает другое значение слова "воскресенье"?
Приставка «вос» означает повтор, восстановление. Древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение – день возобновления жизни.
2 слайд

2) История Христа не заканчивается его казнью. Евангелие — книга, в которой рассказывается о жизни Христа, - говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни — воскрес. Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось его тело. Оно стало сияющим и как бы "воздушным". Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить сквозь стены и закрытые двери.

  • Что означает имя Иисус? (Спаситель).

  • Как вы думаете, от чего спасает людей крестная смерть Христа?

Учитель: Христиане верят, что зло, которое творили (делали) люди до распятия Христа, во время этого и будут творить все последующие поколения Иисус Христос вызывает на бой. Он берет на себя грехи мира. Православные люди признают, что смерть человека — это следствие его греха. Христос же, в котором не было греха, в себе ее победил и воскрес!

Для христиан это значит, что вслед за Христом люди тоже не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они воскреснут.

В честь воскресения Христа и назван православный праздник Пасха.

(чтение стихотворения детьми А. Майкова)

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,

И одеваются поля!

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!
Даже природа радуется Воскресению Христа и в природе тоже праздник.
3 слайд

3)Просмотр фильма о пасхе. После просмотра фильма вопросы по восприятию:

Что же такое пасха?

В каких одеждах священнослужители?

Что ещё вы увидели в фильме?
3. Когда празднуют пасху?

Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берется день весеннего равноденствия (это когда длинные зимние ночи стали короче и их продолжительность сравнялась с продолжительностью светлого времени суток – 21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния (чтобы луна была не серпом и не полукружием, а полным кругом). И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полнолунием, и называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света. После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи. Но и ночь в полнолуние – самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом - так и Пасха Христова наполняет своим светом души.
4. Физкультминутка (дыхательная гимнастика)

На пасху, ребята, и воздух пахнет по-другому, по-весеннему, по- праздничному. Давайте представим, что вдыхаем этот воздух, а потом медленно выдыхаем. Кто дольше?
5. Работа с учебником

Прочитайте в учебнике с.29-31 статью «Русская пасха».

- Если вам это понятно +.

-Если вы открыли после чтения что-то новое!

-Если вы что-то не поняли?

Проверка.
6. Закрепление

4 слайд

Что вы видите на иллюстрации? Самая торжественная часть праздничного богослужения — пасхальная полночь. Священник несет крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма (это называется "крестный ход") и поют радостные пасхальные гимны.

(Обращаю внимание детей на праздничную одежду священнослужителей, вот они несут священный огонь, крест, иконы, за ними, а можно сказать вместе, едино идут православные — несут зажженные свечи).

Главный пасхальный гимн звучит так:

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!"

- В чем смысл гимна?

5 слайд

- Как приветствуют христиане друг друга в пасхальные дни?

На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

(Картина Б.М.Кустодиева «Пасхальный обряд (Христосование)»

Художник Борис Михайлович Кустодиев изображает на этой картине, как молодая девушка целует пожилого мужчину во время обряда. В руках мужчина, одетый в длинное пальто и черные блестящие сапоги, держит крашеное яицо – символ праздника. На столе за этой парой стоит высоченный кулич, украшенный сверху глазурью и розой. Рядом кулич пониже, тут же возвышается пирамидой блюдо из творога. На большой тарелке – разноцветные яица. По случаю праздника на девушке шелковое красное платье с кружевным воротничком и большой розовый с кистями платок.

6 слайд

- Какой самый главный подарок на пасху(крашенные яйца)?

Существует несколько версий, почему яйцо стало символом пасхи: яйцо - символ Вселенной; яйцо - начало мира; яйцо - символ бесконечности.

Также существует несколько легенд, почему цвет яйца на Пасху должен быть красным:

1 легенда. Капли крови распятого Христа упали на землю и приняли вид куриного яйца. Слёзы матери распятого Христа упали на эти кровавые яйца и оставили на них узоры. Когда Христа сняли с креста и положили в гроб, верующие собрали его слёзы и поделились между собой.

2 легенда. Христос, будучи ребёнком, любил кур, играл с ними, кормил их. Мама, чтобы доставить сыну удовольствие, разрисовывала куриные яйца и дарила ему в качестве игрушки.

3 легенда. Матерь Божия, когда начался суд над Иисусом, отправилась к Пилату и, чтобы умилостивить его, принесла ему в дар разрисованные яйца, Они лежали у неё в переднике и когда она упала на колени перед Пилатом, умоляя о сыне, яйца выкатились и покатились по всему свету. С тех пор и служат воспоминанием о страданиях Христа.

4 легенда. После смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд была жареная курица и вареные яйца. Во время пира один из собравшихся сказал, что Христос воскреснет. На это хозяин дома сказал: «Если курица оживёт, а яйца станут красными, тогда он поверит в воскрешение Христа». И в тот же миг яйца окрасились, а курица ожила.

5 легенда. Мария Магдалина разговаривая с римским императором Тиберием, преподнесла ему в дар яйцо и сказала: «Христос воскрес!» Император засомневался и ответил женщине: « В это также трудно поверить, что белое яйцо может стать красным». И в тот же миг белое яйцо стало красным.

Так красное яйцо стало символом пасхи. К празднику пасхи стали красить яйца. Красили по-разному, рецепты передавали из поколения в поколение.

7 слайд
На Пасху - пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника - пасха.

(Рассказ учащихся о пасхе и о куличе)

По преданию, саван Иисуса Христа был круглой формы, этим и объясняется круглая форма кулича. При еде кулич разрезали поперёк, причём верхушку сохраняли и покрывали ею оставшуюся часть кулича. В старой России пасхальный стол не обходился без творожной пасхи. Творожные пасхи делали в форме четырёхгранной пирамиды, которая олицетворяла Голгофу – горную возвышенность в Иерусалиме, где был распят Христос.

Пасхальный стол накрывался на целый день и все приходящие в дом приглашались к угощениям. Пасха считается семейным праздником. Праздновали в кругу семьи, ходили к родственникам, обязательно к старшим.

Всех надо успеть поздравить. Православные христиане в день Пасхи не посещают кладбищ. Праздник жизни предназначен для живых.
Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Впрочем, пост христианина состоит не только в этом. Он может проявлять не в отказе от молока, а в помощи ещё более голодны людям и в принятии в свои дома беженцев. И сегодня во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам.
Работа в группах

- Распределите слова в два столбика: Пасха, пост

Проверьте выполнение работы. Были ли затруднения?

8 слайд

Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.

Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Колокольный звон на Пасху слышен во всех храмах.

Чтение стихотворений детьми.

БЛАГОВЕСТ. С. Есенин

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
 

 КОЛОКОЛА . В. Шамонин

 Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

(Дети слушают Праздничный Пасхальный звон).

В пасхальные дни ребята могут ударить в настоящий колокол. Во многих храмах в первые семь дней Пасхи открыт доступ на колокольню и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.
Рефлексия

Продолжить фразу

- Сегодня на уроке я узнал(а)……

(передавая, яйцо дети делятся своими впечатлениями)
Домашнее задание: нарисовать открытку к Пасхе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconХод урока Организационное начало
Цель урока: Познакомить учащихся с мировой сетью Интернет и его информационной системой – Всемирной паутиной (www), со способами...
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconХод урока Организационное начало
Цель урока: Формирование экономической грамотности и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся путем знакомства...
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconУчебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconХод урока I. Проверка домашнего задания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» р п. Крестцы Новгородской области
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconУрока. I организационное начало урока
Учебник для обучающихся – «Русский язык. 6 класс». Авторы – М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян,...
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconВопросы для повторения: Почему Библию называют «Книгой Книг»?
Цель урока: начало осмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой...
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconКонспект урока с использованием интерактивной доски Автор Копалина...
Поможем Вопросику правильно составить радугу(как проверка после выполнения работы в паре)(интерактивная доска)
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconТема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока
Оборудование: задания для работы в группах, карточки – дифференцированные задания, учебник, печатная тетрадь, проектор
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconУрока организация урока. Проверка домашнего задания
Цель урока: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал – объекте Всемирного наследия
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconХод урока I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания»
Обучающая: узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают. Научиться объяснять связь человеческих...
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconНапутствие для выполнения Домашнего Задания
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного...
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проверка выполнения решений задач из домашнего задания проводиться путем беседы, используя чертежи к задачам, подготовленные на доске...
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconУрок 6/6 Тема урока: Количество теплоты Цели урока: ввести понятие...
Цели урока: ввести понятие количества теплоты, исследовать зависимость количества теплоты от температуры, массы и рода вещества
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconУрока – пресс-клуб Ход урока Вступительное слово учителя
Цель урока: повторить знания учащихся о стилях речи, закрепить сведения об особенностях публицистики, способствовать развитию устной...
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconТема урока : «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Целью урока является обобщение и закрепление изученного материала и подготовка к контрольной работе. Мы должны выяснить в течении...
Ход урока Организационное начало урока. Вопросы для повторения: Перед вами карточки, поработайте в паре (проверка выполнения задания) iconУрока: Значения
Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск