Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих





НазваниеТема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Дата публикации02.07.2014
Размер80.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Уч. Гарасимчук Л.А.

3класс
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Цель урока:

Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль).

Задачи:

1.Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце;

2.Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля;

3.Воспитывать взаимовыручку, бережное и внимательное отношение к природе.
Оборудование: карточки со словами на орг. момент, рисунки для сказки,

Ход урока:
.
plant Посмотрите на эпиграф к уроку.
Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.
О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)

Запишу тему урока на доске.

Правописание мягкого знака после шипящих…

Я не дописываю, вы сделаете это сами.
Минутка чистописания.

Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка получилась?
Кьвь вькь кьвь

Словарная работа.

- За 1 минуту найдите и запишите в тетрадь словарные слова с мягким знаком, который обозначает мягкость согласных звуков.

- Укажите род.

- Обменяйтесь тетрадями, выставьте друг другу отметки за это задание. ( Взаимопроверка.)


  1. Вызов.




  1. Индивидуальные задания.

Подумайте, что вы знаете о правописании мягкого знака.


  1. Парные действия.

Обменяйтесь информацией, обсудите.


  1. Давайте запишем на доске в таблицу все, что вы знаете по теме.



Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Ь – показатель мягкости согласных;

Ь – разделительный.










  1. Осмысление.


По всей вашей информации мы с вами составим схему:

Исследовательская работа (работа в группах).

Карточка № 2.

ночь
дочь
рожь
тишь

ключ
сторож
камыш
сыч




У. Чем похожи слова в этих столбиках?

Д. Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящие.

У. Сравните слова первого столбика. Что у них общего?

Д. Это существительные женского рода, на конце их написан ь.

У. Проанализируйте слова второго столбика. Что у них общего?

Д. Это существительные мужского рода, на конце их ь не пишется.

У. Вы знаете, что ь – буква-актер. Какую роль он играет в словах первого столбика?

Д. Указывает на род имени существительного.

У. Сформулируйте правило. Можно ли в первый столбик написать имена существительные мать, дверь, а во второй – мак, дуб? Почему?

IV.Размышление.
Проблемный вопрос.

Все ли случаи правописания ь мы записали?
«Чтение с пометками».
У каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация. Вы можете сделать пометки над словами с ь. Знаком «v» – уже знаком, «+» – это для меня новые



Последние цветы.
Опять морозная ночь. Утром увидел группу молодых колокольчиков.

На одном из них сидел

шмель. Я сорвал колокольчик. Шмель остался сидеть. Я стряхнул шмеля. Он упал. Положил его под горячий луч, он ожил и полетел.

А на раковой шейке за ночь оцепенела красная стрекоза. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног. И их оживлял солнечный луч.


Над какими словами вы поставили v?

Что для вас явилось новым?

Вы узнали, что есть еще группа слов, в которых на конце пишется мягкий знак.

А о чем вы хотите узнать? Запишем в таблицу эти слова в графу «Х».

А где мы можем об этом узнать?

Послушайте стихотворение:
Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодежь.

Если род мужской у слова –

Нету знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач!
Какой мы можем сделать вывод?

Физминутка

( С мячом. Игра « Ассоциации». Слова: счастье и весна.)

VI. Составление алгоритма.

Карточка № 3.

Расположите предложения в нужной последовательности:

  1. Это имя существительное?

  2. Этой орфограммы нет в слове.

  3. Это женский род?

  4. Есть ли шипящий на конце слова?

  5. В начальной форме?

На доске появляется совместно выработанный алгоритм.



У. Проверим по этому алгоритму, есть ли ь у существительных мяч, мышь, много задач.

VII. Закрепление изученного.

1. Работа в группах.

Каждая группа получает задание на карточке и выполняет его. Группа отчитывается о выполнении задания.
1группа: измени имена существительные, чтобы они стояли в форме единственного числа. Определи род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
2 группа: подбери к данным словам близкие по значению имена существительные с шипящим на конце. Определи род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
3 группа: образуй от данных слов имена существительные в ед. числе. Укажи род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить.
4. Интерактивные упражнения.
- Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Вы найдёте слова- подсказки, которые рассредоточены по классу.

Слова — подсказки: рож?, мыш?, плач?, сыч?, тиш?, камыш?
Дорога шла через …. Вот пробежала … . В роще послышался …. Это пел …. Вот и река. Кругом стояла ….. …. шептался с рекой.
Дети объясняют правописание имен существительных.

1) Игра « Экзамен».(4 билета)

Билет 1.

- Вставить, если нужно, буквы в слова, подчеркнуть.

Ландыш(?) любит лесную глуш(?).

Билет 2.

- Вставить, если нужно, буквы в слова, подчеркнуть.

Лещ(?) и ерш (?) – рыбы, грач(?) и стриж (?) - птицы.

- Что ты знаешь о грачах и стрижах?

Билет 3.

Счастливый билет. Поздравляем! Садись – «5».

Билет 4.

Вставь, если нужно, буквы в слова, подчеркни.

Х (?)лодный ключ(?) всю ноч(?) шумит в овраге.

- Как ты понимаешь значение слова ключ?

( Дети выполняют на местах.)

2) Творческий диктант

(Под музыку норвежского композитора Эдварда Грига « Утро в лесу»).

- Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и слова, спишите, озаглавьте, а музыка вам поможет.

( Не называю название музыки.)

…………………..

Кончилась ноч(?). Пр. снулись певчие __________.Звонк. закуковала _____________.

На развилке в. твей св. стит ____________. З.стучал по дер. ву ____________.

( Проверка с помощью « светофоров». Самопроверка и самостоятельное выставление отметок в тетрадях за выполнение задания.)

2. Игра “Рука друга“

Дети выходят парами: сильный ученик и ученик, допускавший ошибки. Им предлагаются слова на изучаемую орфограмму. Они объясняют написание.

Борщ, дичь, брошь, вещь, ландыш, трубач, калач, циркач, силач, речь, нож и д.р.
Звучат выводы.
Читаем правило на стр. 170-171, выполним устно упр. 450.

Дописываем тему урока.

Вернемся к нашей таблице. Куда поместим существительные женского рода с шипящими на конце?


  1. Рефлексия.


Замените словосочетания одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).


  1. близкий приятель, друг

  2. человек, лечащий больных

  3. мелкие деньги

  4. часть суток от вечера до утра

  5. молодые люди

  6. непромокаемая легкая одежда от дождя


Проверка: назовите существительные с ь. почему вы так написали?


  1. Домашнее задание: по выбору – упр.452, 453, 454. Выучить правило.


Дополнительный материал.

1.- А сейчас внимательно послушайте сказку о мягком знаке и ответьте, у существительного какого рода на конце он пишется.

СКАЗКА О МЯГКОМ ЗНАКЕ.

В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Кто?- человек, девочка, еж; что?- дворец, окно, камень.

Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот она, моя дочь, ласточка, вода. А вот он, мой сын, труд, малыш, город».

Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак.

И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно.

Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки.

Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком,

улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.

Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой.

Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.
2. – Так с кем не удалось подружиться мягкому знаку? С кем он подружился? Запишем.

( На доске и в тетрадях.)
м.р. ж. р___.

ерш рожь____­

стриж мышь___

шалаш печь____

еж_______________________

- Допишите еще слова, чтобы было поровну.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен...
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconМягкий знак на конце существительных после шипящих
Цель: познакомить с новой ролью ь – показатель женского рода на конце существительных после шипящих
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconТема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих
...
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: мягкий знак на конце существительных после шипящих
Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, познакомить с новой ролью показатель женского рода существительных, воспитывать...
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconМягкий знак (ь) не конце имён существительных после шипящих
Цели урока: Создать условия для нахождения учащимися приставки среди других частей слова
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconКонспект урока по русскому языку. Тема Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных
Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект урока "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих", по Т. Г. Рамзаевой, 3 класс
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconТехнологическая карта урока
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной...
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconПрограмма комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция"
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса...
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconТема "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Место в программе: один из уроков по теме «Наречие» по программе М. М. Разумовской
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок по русскому языку Тема: ««Мягкий знак после шипящих в глаголах»
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» городского округа Саранск
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель...
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок в 5 классе Тема: ГласныеОиЕ после шипящихиЦв окончаниях существительных
Тема сегодняшнего урока «О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Слайд 1)
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconI. Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков, необходимый...
Тема урока: «Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск