Мягкий знак на конце существительных после шипящих





Скачать 83.16 Kb.
НазваниеМягкий знак на конце существительных после шипящих
Дата публикации02.07.2014
Размер83.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: Мягкий знак на конце существительных после шипящих

УМК «Школа России» по учебнику Т.Г. Рамзаевой

Цель: познакомить с новой ролью Ь – показатель женского рода на конце существительных после шипящих.

Задачи:

  1. закрепить умения определять падежи имён существительных;

  2. проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;

  3. познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;

  4. выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

  5. развивать память, мышление, внимание;

  6. воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;

  7. воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, ноутбук, телевизор.
Ход урока


    1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.


-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. СЛАЙД 1

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,

Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5"!

- Сейчас мы повторим и закрепим изученное на прошлых уроках и приступим к изучению новой темы.

2. Введение в урок

- Мы изучаем большую тему "Имя существительное".

Что узнали об этой части речи?

(Имя существительное отвечает на вопросы КТО? (одуш.) или ЧТО? (неодуш.); изменяется по числам: единственное и множественное; изменяется по падежам (склоняется); имена существительные бывают: мужского, женского и среднего рода.)

- Чем занимались на прошлом уроке?

(Учились определять падежи имён существительных.)

- Как определить падеж существительного?

(Чтобы определить падеж существительного, надо найти слово, с которым связано имя существительное, поставить от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определить падеж.)

3. Повторение и закрепление знаний и умений, полученных на прошлом уроке

1. Несколько учащихся работают индивидуально по карточкам.

(Дифференцированные задания.)

Группа А:

Задание: Изменить по падежам слово парта

Задание: Изменить по падежам слово мышка

Группа Б

Задание: запиши слова, связывая их в словосочетания. Определи падеж имени существительного.

Читать (книга). Писать (ручка). Ловить (рыба). Календарь (погода).

Задание: запиши слова, связывая их в словосочетания. Определи падеж имени существительного.

Читать (книга). Писать (ручка). Ловить (рыба). Календарь (погода).

Группа В:

Задание: из данных слов составь и запиши предложение в порядке схемы.

Подлежащее, когда?, сказуемое, в чём?

(палатки, жили, туристы, лето)

Задание: из данных слов составь и запиши предложение в порядке схемы.

Подлежащее, когда?, сказуемое, в чём?

(палатки, жили, туристы, лето)

2. Коллективное выполнение задания (устно).

СЛАЙД 2.

- Определите падеж имён существительных по вопросу и предлогу.

Ходил (по чему?) по дорожке - : .

Телеграмма (от кого?) от друга - : .

Познакомился (с кем?) с мальчиком - : .

Написал (о чём?) о погоде - : .

3. Проверка домашнего задания.

Комментарий выполнения упражнения № 447.

- Как же определить падеж существительного?

4. Запись числа в тетради.

4. Минутка чистописания

На экране написаны слова: СЛАЙД 3, 5

Прочитайте:

ружьё морковь помощь рожь

-Что общего в написании этих слов? (во всех словах есть одинаковая буква)

- Какая это буква? (Мягкий знак)

  • Напишите до конца строки, соблюдая последовательность:

  • СЛАЙД 4 ь ьъъъъ ...

  • На следующей строке напишите данные слова.

  • Слова, какой части речи вы написали? (Мы написали имена существительные.)

  • В каком числе стоят имена существительные? (Имена существительные стоят в единственном числе.)

  • Я предполагаю, что во всех данных словах мягкий знак играет одинаковую роль. Согласны ли вы со мной? (Нет т.к. )

(В слове ружьё - разделительный мягкий знак.

В слове морковь - мягкий знак (ь) - показатель мягкости предыдущего согласного звука.)

  • Почему в словах помощь, рожь написан мягкий знак?

  • Может он обозначает мягкость предыдущего согласного звука? (Нет, так как звук щ - всегда мягкий, звук ж - всегда твердый.)

Для чего же на конце этих слов пишется Ь?

СЛАЙД 6

Мы знаем мягкий знак разделительный,

Мягкий знак – показатель мягкости согласного.

А о третьей роли мягкого знака мы сегодня поговорим.

Предположите тему урока.

СЛАЙД 7. «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

- Чему мы должны будем научиться? (предположения детей)

Научиться правильно писать мягкий знак на конце существительных после шипящих;


  1. Введение новой темы


СЛАЙД 8

ключ.. вещ..

чертеж.. ноч..

кирпич.. рож..

- Что общего у этих слов? (на конце шипящий)

- А что общего у слов в каждом столбике? (род)

- Определите род в каждом столбике. Запишите в своей тетради.

- Я предлагаю вам поработать в парах.

- Подумайте, обсудите с товарищем и объясните, где вы вставите ь, а где нет.

( ответы старших в паре)

- Получается, что мнения разделились. Кто-то поставил ь у м.р., а кто-то а ж.р.

А теперь послушайте сказку! СЛАЙД 9

Попал как-то мягкий знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался мягкий знак и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода. Зашипели они на мягкий знак и говорят:

- Не мужское это дело - смягчаться. Мы, мужчины, войны, нам нужен плащ, шалаш, нож.

И прогнали он мягкий знак. Опечалился он и побрел к словам женского рода. Идет и думает: “ Женщины всегда добрые, как мама”. И верно сжалились слова женского рода и взяли мягкий знак к себе. С тех пор во всех существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.

- Так кто оказался прав? У каких существительных после шипящих пишется ь?

СЛАЙД 10.

- В словах, какого столбика вы напишите Ь?

- Почему?

СЛАЙД 11.

Работа по учебнику с. 40 у. 450

Вывод: На конце существительных женского рода в ед.ч. после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь.

СЛАЙД 12. САМОПРОВЕРКА

СЛАЙД 13

Вывод: На конце существительных женского рода в ед.ч. после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь.

Прочитайте более точный вывод? (в учебнике с.41 – 42)

- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода, т. е. грамматическую роль).

СЛАЙД 14, 15

- Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)
1.Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
6. Если существительное женского рода, то Ь пишу.

Составляем опорную схему

СЛАЙД 16

Работа по учебнику

С.40 у. 453

СЛАЙД 17

ПРОВЕРКА УПР. 453

Физминутка

Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?

  1. Закрепление изученного

Упражнение 1.

Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце

Приспособление, с помощью которого открывается замок (ключ)

Часть суток от вечера до утра (ночь)

Маленький ребёнок (малыш)

Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)

Каменное сооружение для отопления помещений (печь)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ)

Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)

Упражнение 2. (Самопроверка)

СЛАЙД 18

  • К именам прилагательным, записанным на экране, подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце.

  • золотая (рожь)

  • острый (нож)

  • чёрный (грач)

  • русская (речь)

  • тяжелый (багаж)

  • звездная (ночь)

  1. Обобщение знаний по теме СЛАЙД 19

- Над какой темой мы сегодня работаем?

Какой вывод по этой теме можем сделать?

- А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.

Тест (самостоятельная работа) СЛАЙД 20

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова.

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется ь знак;

б) пишется ь знак.

5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

в) на падеж.

СЛАЙД 21 Взаимопроверка + взаимооценка.

(Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.)

Проверка. На экране правильные ответы, дети проверяют. Оценивают.

  1. Домашнее задание СЛАЙД 22

с. 41, у. 451, правило с. 40, 41

  1. Итог урока. Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

Что было легко?

Что было трудно?

Кого из учеников могли бы отметить за работу?

Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке.

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – желтый цвет.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Я хочу поблагодарить вас всех за работу на уроке и дать вам маленькие солнышки, которые будут освещать ваш путь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен...
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconТема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных...
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconТема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих
...
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: мягкий знак на конце существительных после шипящих
Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, познакомить с новой ролью показатель женского рода существительных, воспитывать...
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconМягкий знак (ь) не конце имён существительных после шипящих
Цели урока: Создать условия для нахождения учащимися приставки среди других частей слова
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект урока "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих", по Т. Г. Рамзаевой, 3 класс
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconТехнологическая карта урока
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной...
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconПрограмма комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция"
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса...
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconКонспект урока по русскому языку. Тема Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных
Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconТема "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Место в программе: один из уроков по теме «Наречие» по программе М. М. Разумовской
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок по русскому языку Тема: ««Мягкий знак после шипящих в глаголах»
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» городского округа Саранск
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок по русскому языку на тему: 3 класс
Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце существительных после шипящих
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель...
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconУрок русского языка в 3 классе
Цель урока: Формировать умение строить и применять алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих
Мягкий знак на конце существительных после шипящих iconБуква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия
Познакомить учащихся с написанием буквы ь после шипящих на конце слов, называющих предметы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск