Скачать 83.16 Kb.
|
Тема урока: Мягкий знак на конце существительных после шипящих УМК «Школа России» по учебнику Т.Г. Рамзаевой Цель: познакомить с новой ролью Ь – показатель женского рода на конце существительных после шипящих. Задачи:
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, ноутбук, телевизор. Ход урока
-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. СЛАЙД 1 А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку "5"! - Сейчас мы повторим и закрепим изученное на прошлых уроках и приступим к изучению новой темы. 2. Введение в урок - Мы изучаем большую тему "Имя существительное". Что узнали об этой части речи? (Имя существительное отвечает на вопросы КТО? (одуш.) или ЧТО? (неодуш.); изменяется по числам: единственное и множественное; изменяется по падежам (склоняется); имена существительные бывают: мужского, женского и среднего рода.) - Чем занимались на прошлом уроке? (Учились определять падежи имён существительных.) - Как определить падеж существительного? (Чтобы определить падеж существительного, надо найти слово, с которым связано имя существительное, поставить от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определить падеж.) 3. Повторение и закрепление знаний и умений, полученных на прошлом уроке 1. Несколько учащихся работают индивидуально по карточкам. (Дифференцированные задания.) Группа А: Задание: Изменить по падежам слово парта Задание: Изменить по падежам слово мышка Группа Б Задание: запиши слова, связывая их в словосочетания. Определи падеж имени существительного. Читать (книга). Писать (ручка). Ловить (рыба). Календарь (погода). Задание: запиши слова, связывая их в словосочетания. Определи падеж имени существительного. Читать (книга). Писать (ручка). Ловить (рыба). Календарь (погода). Группа В: Задание: из данных слов составь и запиши предложение в порядке схемы. Подлежащее, когда?, сказуемое, в чём? (палатки, жили, туристы, лето) Задание: из данных слов составь и запиши предложение в порядке схемы. Подлежащее, когда?, сказуемое, в чём? (палатки, жили, туристы, лето) 2. Коллективное выполнение задания (устно). СЛАЙД 2. - Определите падеж имён существительных по вопросу и предлогу. Ходил (по чему?) по дорожке - : . Телеграмма (от кого?) от друга - : . Познакомился (с кем?) с мальчиком - : . Написал (о чём?) о погоде - : . 3. Проверка домашнего задания. Комментарий выполнения упражнения № 447. - Как же определить падеж существительного? 4. Запись числа в тетради. 4. Минутка чистописания На экране написаны слова: СЛАЙД 3, 5 Прочитайте: ружьё морковь помощь рожь -Что общего в написании этих слов? (во всех словах есть одинаковая буква) - Какая это буква? (Мягкий знак)
(В слове ружьё - разделительный мягкий знак. В слове морковь - мягкий знак (ь) - показатель мягкости предыдущего согласного звука.)
Для чего же на конце этих слов пишется Ь? СЛАЙД 6 Мы знаем мягкий знак разделительный, Мягкий знак – показатель мягкости согласного. А о третьей роли мягкого знака мы сегодня поговорим. Предположите тему урока. СЛАЙД 7. «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» - Чему мы должны будем научиться? (предположения детей) Научиться правильно писать мягкий знак на конце существительных после шипящих;
СЛАЙД 8 ключ.. вещ.. чертеж.. ноч.. кирпич.. рож.. - Что общего у этих слов? (на конце шипящий) - А что общего у слов в каждом столбике? (род) - Определите род в каждом столбике. Запишите в своей тетради. - Я предлагаю вам поработать в парах. - Подумайте, обсудите с товарищем и объясните, где вы вставите ь, а где нет. ( ответы старших в паре) - Получается, что мнения разделились. Кто-то поставил ь у м.р., а кто-то а ж.р. А теперь послушайте сказку! СЛАЙД 9 Попал как-то мягкий знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался мягкий знак и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода. Зашипели они на мягкий знак и говорят: - Не мужское это дело - смягчаться. Мы, мужчины, войны, нам нужен плащ, шалаш, нож. И прогнали он мягкий знак. Опечалился он и побрел к словам женского рода. Идет и думает: “ Женщины всегда добрые, как мама”. И верно сжалились слова женского рода и взяли мягкий знак к себе. С тех пор во всех существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак. - Так кто оказался прав? У каких существительных после шипящих пишется ь? СЛАЙД 10. - В словах, какого столбика вы напишите Ь? - Почему? СЛАЙД 11. Работа по учебнику с. 40 у. 450 Вывод: На конце существительных женского рода в ед.ч. после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь. СЛАЙД 12. САМОПРОВЕРКА СЛАЙД 13 Вывод: На конце существительных женского рода в ед.ч. после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется Ь. Прочитайте более точный вывод? (в учебнике с.41 – 42) - Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода, т. е. грамматическую роль). СЛАЙД 14, 15 - Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми) 1.Читаю или произношу слово. 2. Определяю часть речи. 3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. 6. Если существительное женского рода, то Ь пишу. Составляем опорную схему СЛАЙД 16 Работа по учебнику С.40 у. 453 СЛАЙД 17 ПРОВЕРКА УПР. 453 Физминутка Мы задание выполняли И немножечко устали. А теперь пришла пора Отдохнуть нам всем, друзья. Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами. Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь. Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?
Упражнение 1. Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце Приспособление, с помощью которого открывается замок (ключ) Часть суток от вечера до утра (ночь) Маленький ребёнок (малыш) Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач) Каменное сооружение для отопления помещений (печь) Суп со свёклой и другими овощами (борщ) Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь) Упражнение 2. (Самопроверка) СЛАЙД 18
- Над какой темой мы сегодня работаем? Какой вывод по этой теме можем сделать? - А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания. Тест (самостоятельная работа) СЛАЙД 20 1. Мягкий знак может выполнять: а) 3 работы; б) 2 работы; в) 1 работу. 2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного... а) пишется между двумя согласными или на конце слова; б) пишется только на конце слова. 3. На конце существительных ж. р. после шипящих: а) всегда пишется ь знак; б) не пишется ь знак. 4. На конце существительных м. р. после шипящих: а) не пишется ь знак; б) пишется ь знак. 5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает: а) на род существительных; б) на число; в) на падеж. СЛАЙД 21 Взаимопроверка + взаимооценка. (Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.) Проверка. На экране правильные ответы, дети проверяют. Оценивают.
с. 41, у. 451, правило с. 40, 41
Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке? Что было легко? Что было трудно? Кого из учеников могли бы отметить за работу? Что вы можете сказать о своей работе на уроке? У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – желтый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет. Я хочу поблагодарить вас всех за работу на уроке и дать вам маленькие солнышки, которые будут освещать ваш путь. |
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен... | Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных... | ||
Тема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих ... | Урок русского языка в 3 классе. Тема: мягкий знак на конце существительных после шипящих Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, познакомить с новой ролью показатель женского рода существительных, воспитывать... | ||
Мягкий знак (ь) не конце имён существительных после шипящих Цели урока: Создать условия для нахождения учащимися приставки среди других частей слова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект урока "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих", по Т. Г. Рамзаевой, 3 класс | ||
Технологическая карта урока Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной... | Программа комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция" Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса... | ||
Конспект урока по русскому языку. Тема Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой | Тема "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" Место в программе: один из уроков по теме «Наречие» по программе М. М. Разумовской | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | Урок по русскому языку Тема: ««Мягкий знак после шипящих в глаголах» Моу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» городского округа Саранск | ||
Урок по русскому языку на тему: 3 класс Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце существительных после шипящих | Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель... Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова | ||
Урок русского языка в 3 классе Цель урока: Формировать умение строить и применять алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих | Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия Познакомить учащихся с написанием буквы ь после шипящих на конце слов, называющих предметы |