Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования





НазваниеРабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования
страница1/6
Дата публикации07.07.2013
Размер0.74 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45


г. ЧЕЛЯБИНСК
.
Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

для среднего(полного) общего образования

на 2009-2010 учебный год

10-11 класс

Учитель - Разработчик: Зарецкая Ирина Львовна

Челябинск

2009 г.
Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка.

    1. . Нормативно- правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа.

    2. . Общая характеристика учебного предмета.

    3. . Обоснование выбора программы обучения. Обоснование выбора УМК, обеспечивающего реализа- цию рабочей программы

    4. . Основные цели обучения русскому языку по данной программе.

    5. . Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы и объём учебных часов согласно календарно- тематическому плану.

    6. . Реализация в темах федерального компонента государственного стандарта.

    7. . Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально- регионального компонента.

2. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.

  1. Характеристика контрольно – измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

  2. Календарно – тематические планы.

  3. Приложения.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего среднего (полного) образования, примерной программы по русскому языку для общего среднего (полного) образования (Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07-06-2005 № 03-1263) и авторской программы Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику« Русский язык . Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2008 год ).

1.1. Нормативно- правовые документы

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009-2010 учебный год».

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ 09.03.2004 г .№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).

  • Приказ МОиН Челябинской области от 06.05.2009 г.№01-269 «О формировании учебных планов ОУ Челябинской области на 2009-2010 учебный год».

  • Методические рекомендации ЧИПКРО «О преподавании учебного предмета «русский язык» в ОУ Челябинской области в 2009-2010 учебном году» от 03.08.2009 г. №103/3431.

  • Учебный план МОУ СОШ № 45 г. Челябинска на 2009-2010 учебный год.

  • Примерная программа по русскому языку для общего среднего (полного) образования.

  • Авторская программа Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику

« Русский язык . Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»: Книга для учителя.- М.:

Просвещение,2008.

  • Положение «О структуре рабочих программ, учебных предметов, дисциплин, курсов (модулей) в МОУ СОШ № 45»


1.2. Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

1.3. Обоснование выбора программы обучения. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию

рабочей программы

Выбор системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей); наличие учебно-методического, кадрового, материально- технического, информационного обеспечения, а так же миссии образовательного учреждения. В соответствии с Законом РФ « Об образовании» основной миссией МОУ СОШ № 45 является: осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования. А так же:

  • соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

  • соответствие УМК государственному стандарту;

  • соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;

  • завершённость учебной линии;

  • обеспеченность образовательного учреждения учебниками.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию

рабочей программы

    • Программа по русскому языку под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой- М.:

Просвещение, 2002 г.

  • Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.- М. : Просвещение, 2008.

В учебнике основное внимание уделяется важнейшей единице речи - тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам. В книге даются теоретические сведения и разработана система упражнений. При анализе фрагментов произведений художественной литературы показана роль фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических средств языка в создании художественного образа. Содержатся задания по составлению собственных текстов. В книге систематизируются важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно – обобщающих упражнений.

  • Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн. Для учителя/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005.

Издание содержит подробный развёрнутый план урока, дополнено справочными и тестовыми материалами, информацией и вариантами тем уроков.


1.4. Цели обучения русскому языку по данной программе
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;




  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в Х классе – 35 часов, ХI классе – 35 часов.

В программе отражён региональный (национально-региональный) компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 10 % учебного времени .

Общее количество часов на изучение русского языка в средней школе по ОБУП составляет 140 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа в соответствии с ОБУП рассчитана на 70 часов в неделю в 10 классе (из расчёта 2 часа в наделю) и на 70 часов в неделю в 11 классе (из расчёта 2 часа в неделю). Из вариативной части учебного плана на реализацию программного содержания образования 10-11 классов выделено по 1 часу. Национально – региональный компонент составляет 10% учебного времени, т.е. 14 часов.
1.5. Разбивка содержания программы на отдельные темы и объем учебных часов согласно

календарно- тематическому плану.


Название темы

Количество часов по рабочей программе

Пояснения

10 класс

Раздел I. Общие сведения о языке

10

В авторской программе не указано количество часов по разделам.

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего среднего (полного) образования, примерной программы по русскому языку для общего среднего (полного) образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в Х классе – 35 часов. Количество часов по рабочей программе- 70. Из вариативной части учебного плана на реализацию программного содержания образования 10 класса выделен 1 час.







Раздел II. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

8

Раздел III. Лексика и фразеология.

10

Раздел IV. Морфемика и словообразование.

8

Раздел V. Морфология и орфография.

18

Раздел V/. Речь, функциональные стили речи.

8

Раздел V//. Научный стиль речи.

8


11 класс

Раздел I. Общие сведения о языке.

8


В авторской программе не указано количество часов по разделам.

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего среднего (полного) образования, примерной программы по русскому языку для общего среднего (полного) образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в ХI классе – 35 часов.

Общее количество часов по рабочей программе- 70. Из вариативной части учебного плана на реализацию программного содержания образования 11 класса выделен 1 час.


Раздел II. Синтаксис и пунктуация.

20

Раздел III. Публицистический стиль речи.

12

Раздел IV. Художественный стиль речи.

12

Раздел V. Повторение.

18


1.6. Реализация в темах федерального компонента государственного стандарта

Название темы

Федеральный компонент

государственного стандарта

10 класс

Раздел I. Общие сведения о языке

Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Раздел II. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

в практике письма.


Раздел III. Лексика и фразеология

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Развитие навыков монологической и диалогической речи. связь языка и истории, культуры русского и других народов. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Раздел IV. . Морфемика и словообразование.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Раздел V. Морфология и орфография.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Раздел V/. Речь, функциональные стили речи.

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Литературный язык и язык художественной литературы. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

Раздел V//. Научный стиль речи

Культура учебно-научного и делового общения (уст

ная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии.

11 класс

Раздел I. Общие сведения о языке.

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого поведения.

Раздел II. Синтаксис и пунктуация.

Устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. Извлечение необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Раздел III. Публицистический стиль речи.

Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме). Культура публичной речи.

Раздел IV. Художественный стиль речи.

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Раздел V. Повторение.

Анализ языковых единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных стилей.


1.7. Тематика содержания учебной программы в части реализации

национально- регионального компонента
Реализация НРК осуществляется в рамках учебного предмета с использованием учебного пособия

Горшкова А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа,2002. Учебник включён в Федеральный перечень.

Учебник для 10-11 классов является частью комплекта пособий для учащихся 5-11 классов по русской словесности, утверждённых МО РФ. Учебник обобщает, систематизирует и углубляет полученные сведения о русской словесности, учит читать и понимать любой текст, в том числе художественный, самостоятельно анализировать его, учит правильно и выразительно читать и писать. Оригинальная система вопросов, специально подобранные иллюстрации помогут усвоить теоретический материал, овладеть навыками письменной и устной речи.



Название темы

Содержание НРК

Литература

6-8. Место и назначение русского языка в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета.

Употребление языка.

Учебник. Горшков А.И. «Русская словесность», упр. № 13.

21-22. Территориальный диалект. Русская лексика с очки зрения сферы её происхождения и употребления.

Территориальный диалект.

Учебник. Горшков А.И. «Русская словесность», упр. № 26.

33-34. Лексическая система русского языка. Многозначность слова.

«Макаронический стиль».

Учебник. Горшков А.И. «Русская словесность», упр. № 50.



48-50. Трудные случаи орфографии. Лексический и грамматический разбор.

Стилистические ресурсы грамматики.

Учебник. Горшков А.И. «Русская словесность», упр. № 67.

61. Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Текст как единство неязыкового содержания и языкового выражения.

Учебник. Горшков А.И. «Русская словесность», упр. № 126.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая программа учебного предмета муниципального образовательного...
Рабочая программа для для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая учебная программа по иикт (профильный уровень) (наименование учебного предмета \ курса)
Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного)...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса на 2013 2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconИмеющаяся категория, год прохождения аттестации
Учебник 11 кл русский язык для нац школ рб к. З. Закирьянов, 5 кл. Русский язык Л. Г. Саяхова, Русский язык 8 кл. К. З. Закирьянов....
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая программа предмета «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М (5-9...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 4 Русский язык...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Математика»...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для11-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая программа по курсу «Русский язык»
...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента...
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимым на изучение предмета «История» по учебному плану образовательного...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая программа предмета «Русский язык»
Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Программ общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы» / Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. –...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык», разработанной авторами В. П. Канакиной, В. Г. Горецким. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск