Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет»





НазваниеФедеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет»
страница1/3
Дата публикации18.06.2013
Размер0.6 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию и науке РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ
Декан Юридического факультета

_____________/И.В.Александров

«_____» _____________2007 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина История государства и права зарубежных стран
Укрупненная группа 030000 Гуманитарные науки
Специальность 030501.65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Институт Юридический
Кафедра истории государства и права


Красноярск

2007
УЧЕБНАЯ программа дисциплины
составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Рабочий учебный план подготовки специалиста

Специальности 030501.65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Программу составила доцент кафедры истории государства и права С.А.Бердникова

Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор С.А.Дробышевский

«______»_________ 20__ г.
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры истории государства и права
« » _________ 20___ г. протокол №

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и. о., подпись)
Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 20_______ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 20___/20__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 20____г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

Примечание: Изменения в программе можно указывать в отдельном приложении
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели изучения дисциплины

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» в соответствии с учебным планом подготовки специалистов 030501.65 Юриспруденция является правовой (юридической) наукой и входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования.

Целями преподавания дисциплины являются изучение возникновения и развития государства и права зарубежных стран в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления общеисторических закономерностей этих процессов. При этом особое внимание уделяется истории современной европейской политической и правовой культуры, в которой сегодня протекает профессиональная деятельность юристов.

В условиях глобальных и информационных изменений в мире, обладая особой познавательной ценностью и энциклопедической информативностью, история государства и права зарубежных стран вооружает будущего юриста необходимыми знаниями, навыками и умениями, без которых невозможна практическая деятельность и успех в решении важнейших задач построения правового, социального государства в России на современном этапе.

1.2. Задачи изучения дисциплины


  • Получение знаний основных закономерностей развития государства и права зарубежных стран в конкретно-исторических условиях их генезиса с использованием новейших концепций и теорий;

  • Формирование умений и навыков применять полученные знания в профессиональной деятельности;

  • Овладение современными методами проектирования политико-правовых моделей цивилизации, что способствует лучшему усвоению историко-правовых знаний.


1.2.1. Задачи профессиональной деятельности:


  • Профессионально направлено изучать дисциплину через решение историко-правовых задач, выполнение заданий и т.п., которые моделируют профессиональную деятельность будущего юриста;




  • изучать законодательство и практику его применения на разных этапах исторического развития, а также общую и специальную литературу;




  • юридически правильно квалифицировать исторические факты и обстоятельства, влияющие на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;




  • проследить связь истории права с современным правом, преемственность и новизну в нормах и институтах современного права.



1.2.2. Требования к результатам освоения дисциплины
По окончанию изучения дисциплины «История государство и права зарубежных стран» студент должен:

знать:

  • предмет, метод, периодизацию науки «История государства и права зарубежных стран»

  • роль государства и права в развитии мировой и региональных цивилизаций;

  • основные закономерности эволюции древнейших исторических типов общества, организацию власти, формы социального управления, нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе;

  • специфические черты становления и развития государства и права древневосточной и греко-римской цивилизаций, общую характеристику аграрных государств;

  • этапы развития, общую характеристику государства и права Средневековой цивилизации;

  • основные тенденции развития государств и национальных правовых систем Нового и Новейшего времени, общую характеристику индустриальных государств;

уметь:

  • уметь грамотно выражать мысли;

  • приобретать новые знания;

  • решать поставленные задачи;

  • оперировать юридическими понятиями и категориями;

  • обосновывать основные закономерности развития государства и права, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

  • толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени;

  • комментировать исторические документы правового и политического характера, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

  • принимать правовые решения в точном соответствии с законами эпохи Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени.

владеть:

  • конкретно-историческим, сравнительно-правовым, системно-структурными методами; юридической терминологией; навыками: анализа различных историкоправовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; разрешения историкоправовых проблем и коллизий.


1.3. Межпредметная связь
«История государства и права зарубежных стран» изучается на первом курсе. Поэтому дисциплина базируется на знаниях, ранее приобретенных студентами при изучении школьных курсов всеобщей истории и правоведения.

«История государства и права зарубежных стран» тесно связана с фундаментальной, методологической, юридической учебной дисциплиной «Теория государства и права», концепции, понятия, категории которой являются базовыми, основополагающими для отраслевых юридических наук (форма государства, политический режим, правовая система, источники права и др.)

«История государства и права зарубежных стран», в свою очередь, является основой для изучения следующих дисциплин:

  • римское частное право;

  • конституционное право зарубежных стран;

  • уголовное право;

  • гражданское право;

  • административное право;

  • уголовный процесс;

  • гражданский процесс;

  • правоохранительные органы;

  • международное частное право;

  • международное публичное право.



2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (для дневного отделения)

Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1


Виды учебной работы

Объем дисциплины, час.



Всего

Семестры





1

2

Общая трудоемкость дисциплины

250

126

124

Аудиторные занятия:

126

64

62

лекции

72

36

36

практические занятия (ПЗ)

-

-

-


семинарские занятия (СЗ)

54

28

26

лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

другие виды аудиторных занятий

-

-

-

Самостоятельная работа (СР):

88

62

26

изучение теоретического курса (ТО)

41

31

10

курсовая работа(КР)

10


-

10

тесты(Т)

12

10

2

задачи(ЗЧ)

12

10

2

задания(З)

13

11

2

другие виды СР

-

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

36

Зачет

Экзамен

36


Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (для заочного отделения)

Виды учебной работы

Объем дисциплины, час.



Всего

Семестры





1

2

Общая трудоемкость дисциплины

250

126

124

Аудиторные занятия:

25

13

12

лекции

21

11

10

практические занятия (ПЗ)

-

-

-


семинарские занятия (СЗ)

4

2

2

лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

другие виды аудиторных занятий

-

-

-

Самостоятельная работа (СР):

225

113

112

изучение теоретического курса (ТО)

120

60

60

контрольная работа (КР)

41


41

-

Тесты (Т)

11

-

11

Задачи (ЗЧ)

20

4

16

Задания (З)

20

5

15

другие виды СР

-

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Зачет 13

Зачет 3

Экзамен

10


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Модули, темы и виды занятий по дисциплине, и их объем в часах (тематический план занятий)

Таблица 3.1


Модуль, тема дисциплины



Лекции

ЛР

СЗ

СР

часы

Модуль 1.История государства и права Древнего Востока

18

-


14

31

Тема 1 .Предмет, метод «Истории государства и права зарубежных стран»

1

-

-

1

Тема 2. Предыстория государства и права

7

-


6

10

Тема 3. Cпецифические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации


10

-

8

20

Модуль 2. История государства и права античного мира и Византии

18

-

14

31

Тема 4. Государства Древней Греции

8

-

2

10

Тема 5. Государства Древнего Рима и Византии


8

-


2

10

Тема 6. Право античного мира и Византии


2

-

10

11

Модуль 3. История государства и права Средних веков

16

-

10

10

Тема 7. Средневековые государства Западной Европы

10

-

2

4

Тема 8. Государства Востока в эпоху Средневековья

-

-

2

3

Тема 9. Средневековое право

6

-

6

3

Модуль 4. История государства и права Нового и Новейшего времени

20

-

16

16

Тема 10. История государства Нового времени

6

-

2

4

Тема 11. Право Нового времени

4

-

6

4

Тема 12. История государства Новейшего времени

6

-

4

4

Тема 13. Право Новейшего времени

4

-

4

4

Итого

72

-

54

88


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Модули, темы и виды занятий по дисциплине, и их объем в часах (тематический план занятий) для заочного отделения

Таблица 3.1


Модуль, тема дисциплины



Лекции

ЛР

СЗ

СР

часы

Модуль 1.История государства и права Древнего Востока

6

-

1

56

Тема 1 .Предмет, метод «Истории государства и права зарубежных стран»

1

-

-

6

Тема 2. Предыстория государства и права

2

-


-

20

Тема 3. Cпецифические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации


3

-

1

30

Модуль 2. История государства и права античного мира и Византии

6

-

1

56

Тема 4. Государства Древней Греции

2

-

-

15

Тема 5. Государства Древнего Рима и Византии


2

-


-

15

Тема 6. Право античного мира и Византии


2

-

1

26

Модуль 3. История государства и права Средних веков

4

-

1

40

Тема 7. Средневековые государства Западной Европы

2

-

-

15

Тема 8. Государства Востока в эпоху Средневековья

-

-

1

10

Тема 9. Средневековое право

2

-

-

15

Модуль 4. История государства и права Нового и Новейшего времени

6

-

1

72

Тема 10. История государства Нового времени

2

-

-

18

Тема 11. Право Нового времени

1

-

1

18

Тема 12. История государства Новейшего времени

2

-

-

18

Тема 13. Право Новейшего времени

1

-

-

18

Итого

22

-

4

224


3.2. Содержание модулей и тем лекционного курса

Модуль 1. История государства и права Древнего Востока (лекции - 18 ч., СР - 31 ч.)

Тема 1. Предмет, метод «Истории государства и права зарубежных стран»

Понятие, предмет, метод науки «История государства и права зарубежных стран». Роль государства и права в развитии мировой и региональных цивилизаций. Периодизация курса, обзор литературы.

Тема 2 Предыстория государства и права

Общие закономерности эволюции древнейших исторических типов общества. Организация власти, формы социального управления поведения людей в первобытном обществе.

Локальные группы охотников-собирателей. Нестабильность групп. Естественные и культурные основы неравенства и власти: индивидуальные способности, проблема лидерства, половозрастное разделение, эгалитарные, неэгалитарные группы.

Первобытные деревни. Переход к земледелию, скотоводству, ремеслу. Ранжированные и иерархические общества. Проблема лидерства. Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества.

Генезис надобщинных структур и образование протогосударств (вождеств). Взгляды на политогенез в XXI в. Причины возникновения государственности. Экологический фактор. Система хозяйства. Ирригация. Торговля. Рост народонаселения. Усиление реципрокности и редистрибуции. Социальная стратификация. Войны. Внешние влияния. Роль элиты (вождей, жрецов, военачальников). Идеология.

Проблема вождества. Признаки вождества и его отличие от ранних (архаических) государств.

*Нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе. Проблема возникновения архаического права. Брачно-семейные отношения. Система родства. Зарождение личного статуса. Земельные и договорные отношения. Способы разрешения конфликтов.

Тема 3. Специфические черты становления и развития древневосточной цивилизации

Особенности и закономерности возникновения и развития государства Древнего Востока. Общая характеристика земледельческой общины. Генезис социальных связей. Формы неравенства. Раннее (архаическое) и развитое государство на Востоке.
Древнее Двуречье. Протогосударства Шумера и Аккада: особенности возникновения и развития. Ранняя форма государственной организации - города-государства. Складывание государств-гегемоний. Царство III династии Ура (XXII–XX вв. до н.э.). Характеристика Старовавилонского царства. Правовое положение отдельных групп населения в Вавилоне. Авилум и мушкенум. Рабство и его особенности. Государственный строй Вавилона при Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Роль общины и храмов в управлении. Армия. Суд.
Древний Египет. Периодизация. Раннее создание единого централизованного государства (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.). Общественный строй и его эволюция. Деспотическо-теократический характер государственной власти. Система органов государственного управления (фараон, джати, чиновничество, “послушные призыву”, писцы и др.). Роль жречества. Местное управление. Армия. Суд.
Древняя Индия. Периодизация истории государства в Древней Индии. Общинный и сословно-варновый строй (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) и влияние этих факторов на развитие древнеиндийской государственности. Возникновение крупных государств-гегемоний (VI–IV вв. до н.э.). Империя Маурьев (IV–II вв. до н.э.). Власть царя. Центральный и местный чиновничий аппарат. Роль совещательных коллегиальных органов. Армия. Суд.
*Древний Китай. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае. Первые государственные образования династии Шан-Инь (XVIII–XII вв. до н.э.). Основные особенности периода Чжоу. Легизм и реформы Шан Яна (IV в. до н.э.). Создание первого централизованного государства Цинь. Империя Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.). Общественный строй. Складывание традиционной централизованной системы управления деспотического Китая. Роль финансовых, военных, цензорских и других ведомств. Правовой статус чиновничества. Армия. Суд.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
«Теория и практика благотворительной помощи университетам. Зарубежный опыт», выполняемому в рамках «Программы развития сфу на 2007–2010...
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Федеральное...
...
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconПрактикум по литературной критике Направление подготовки
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения Казанский (Приволжский)...
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconПрограмма учебной дисциплины Редакционная подготовка издания
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения Казанский (Приволжский)...
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Охватывает все основное содержание программного материала
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство по образованию и науке РФ федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск