Скачать 0.6 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию и науке РФ Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Декан Юридического факультета_____________/И.В.Александров «_____» _____________2007 г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина История государства и права зарубежных стран Укрупненная группа 030000 Гуманитарные науки Специальность 030501.65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Институт Юридический Кафедра истории государства и права Красноярск 2007 УЧЕБНАЯ программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Рабочий учебный план подготовки специалиста Специальности 030501.65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Программу составила доцент кафедры истории государства и права С.А.Бердникова Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор С.А.Дробышевский «______»_________ 20__ г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры истории государства и права « » _________ 20___ г. протокол № Заведующий кафедрой ______________________________________________ (фамилия, и. о., подпись) Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 20_______ г. протокол № _____________ Председатель НМСИ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20___/20__ учебный год. В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 20____г. протокол № ________ Заведующий кафедрой ______________________________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ___________________________________________ института (фамилия, и. о., подпись) Примечание: Изменения в программе можно указывать в отдельном приложении 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели изучения дисциплины Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» в соответствии с учебным планом подготовки специалистов 030501.65 Юриспруденция является правовой (юридической) наукой и входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. Целями преподавания дисциплины являются изучение возникновения и развития государства и права зарубежных стран в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления общеисторических закономерностей этих процессов. При этом особое внимание уделяется истории современной европейской политической и правовой культуры, в которой сегодня протекает профессиональная деятельность юристов. В условиях глобальных и информационных изменений в мире, обладая особой познавательной ценностью и энциклопедической информативностью, история государства и права зарубежных стран вооружает будущего юриста необходимыми знаниями, навыками и умениями, без которых невозможна практическая деятельность и успех в решении важнейших задач построения правового, социального государства в России на современном этапе. 1.2. Задачи изучения дисциплины
1.2.1. Задачи профессиональной деятельности:
1.2.2. Требования к результатам освоения дисциплины По окончанию изучения дисциплины «История государство и права зарубежных стран» студент должен: знать:
уметь:
владеть:
1.3. Межпредметная связь «История государства и права зарубежных стран» изучается на первом курсе. Поэтому дисциплина базируется на знаниях, ранее приобретенных студентами при изучении школьных курсов всеобщей истории и правоведения. «История государства и права зарубежных стран» тесно связана с фундаментальной, методологической, юридической учебной дисциплиной «Теория государства и права», концепции, понятия, категории которой являются базовыми, основополагающими для отраслевых юридических наук (форма государства, политический режим, правовая система, источники права и др.) «История государства и права зарубежных стран», в свою очередь, является основой для изучения следующих дисциплин:
2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (для дневного отделения) Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.1. Таблица 2.1
Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.1. Таблица 2.1 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (для заочного отделения)
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Модули, темы и виды занятий по дисциплине, и их объем в часах (тематический план занятий) Таблица 3.1
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Модули, темы и виды занятий по дисциплине, и их объем в часах (тематический план занятий) для заочного отделения Таблица 3.1
3.2. Содержание модулей и тем лекционного курса Модуль 1. История государства и права Древнего Востока (лекции - 18 ч., СР - 31 ч.) Тема 1. Предмет, метод «Истории государства и права зарубежных стран» Понятие, предмет, метод науки «История государства и права зарубежных стран». Роль государства и права в развитии мировой и региональных цивилизаций. Периодизация курса, обзор литературы. Тема 2 Предыстория государства и права Общие закономерности эволюции древнейших исторических типов общества. Организация власти, формы социального управления поведения людей в первобытном обществе. Локальные группы охотников-собирателей. Нестабильность групп. Естественные и культурные основы неравенства и власти: индивидуальные способности, проблема лидерства, половозрастное разделение, эгалитарные, неэгалитарные группы. Первобытные деревни. Переход к земледелию, скотоводству, ремеслу. Ранжированные и иерархические общества. Проблема лидерства. Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств (вождеств). Взгляды на политогенез в XXI в. Причины возникновения государственности. Экологический фактор. Система хозяйства. Ирригация. Торговля. Рост народонаселения. Усиление реципрокности и редистрибуции. Социальная стратификация. Войны. Внешние влияния. Роль элиты (вождей, жрецов, военачальников). Идеология. Проблема вождества. Признаки вождества и его отличие от ранних (архаических) государств. *Нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе. Проблема возникновения архаического права. Брачно-семейные отношения. Система родства. Зарождение личного статуса. Земельные и договорные отношения. Способы разрешения конфликтов. Тема 3. Специфические черты становления и развития древневосточной цивилизации Особенности и закономерности возникновения и развития государства Древнего Востока. Общая характеристика земледельческой общины. Генезис социальных связей. Формы неравенства. Раннее (архаическое) и развитое государство на Востоке. Древнее Двуречье. Протогосударства Шумера и Аккада: особенности возникновения и развития. Ранняя форма государственной организации - города-государства. Складывание государств-гегемоний. Царство III династии Ура (XXII–XX вв. до н.э.). Характеристика Старовавилонского царства. Правовое положение отдельных групп населения в Вавилоне. Авилум и мушкенум. Рабство и его особенности. Государственный строй Вавилона при Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Роль общины и храмов в управлении. Армия. Суд. Древний Египет. Периодизация. Раннее создание единого централизованного государства (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.). Общественный строй и его эволюция. Деспотическо-теократический характер государственной власти. Система органов государственного управления (фараон, джати, чиновничество, “послушные призыву”, писцы и др.). Роль жречества. Местное управление. Армия. Суд. Древняя Индия. Периодизация истории государства в Древней Индии. Общинный и сословно-варновый строй (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) и влияние этих факторов на развитие древнеиндийской государственности. Возникновение крупных государств-гегемоний (VI–IV вв. до н.э.). Империя Маурьев (IV–II вв. до н.э.). Власть царя. Центральный и местный чиновничий аппарат. Роль совещательных коллегиальных органов. Армия. Суд. *Древний Китай. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае. Первые государственные образования династии Шан-Инь (XVIII–XII вв. до н.э.). Основные особенности периода Чжоу. Легизм и реформы Шан Яна (IV в. до н.э.). Создание первого централизованного государства Цинь. Империя Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.). Общественный строй. Складывание традиционной централизованной системы управления деспотического Китая. Роль финансовых, военных, цензорских и других ведомств. Правовой статус чиновничества. Армия. Суд. |
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича | Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... «Теория и практика благотворительной помощи университетам. Зарубежный опыт», выполняемому в рамках «Программы развития сфу на 2007–2010... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Федеральное... ... | Практикум по литературной критике Направление подготовки Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения Казанский (Приволжский)... | ||
Программа учебной дисциплины Редакционная подготовка издания Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения Казанский (Приволжский)... | Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Охватывает все основное содержание программного материала | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18 | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» |