Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию





Скачать 354.79 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию
страница1/4
Дата публикации15.08.2014
Размер354.79 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Право > Методическая разработка
  1   2   3   4
МБОУ ДОД «Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина»

Методическая разработка


Формы работы со старшеклассниками

по правовому и гражданскому воспитанию

В помощь активу старшеклассников
Составитель:

Падалко Светлана Васильевна

педагог Дворца детского творчества имени Ю.А Гагарина

г. Прокопьевск, 2011

Формы работы со старшеклассниками

по правовому и гражданскому воспитанию

в рамках всероссийской акции РСМ «Мы – граждане России!»
Цель Акции «Мы – граждане России!» – воспитание гражданственности и патриотизма в среде 14-летних подростков, получающих паспорт гражданина Российской Федерации.

Предлагаем в рамках Акции использовать активные формы работы со старшеклассниками.
Портрет Гражданина

Создать словесный портрет Гражданина, каким бы вы хотели его видеть в своей стране

  • Индивидуально

  • Объединиться в группы, обсудить, создать групповой портрет

  • Защита групповых портретов


«Видение мира»

Работа идет в двух подгруппах. У каждой – лист ватмана, краски, кисти, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

1) На левой половине листа изобразить художественными средствами мир, какой он есть сейчас

2) На правой половине – мир, каким он станет через 10 лет в результате нашей гражданской активности.

3) Защита, обсуждение

Ролевая игра «Трудный выбор»

В ходе игры моделируется ситуация принятия семейным советом решения, связанного с преступлением, которое совершил 14-летний подросток. В самом начале игры ведущий сообщает участникам информацию о том, что произошло, и просит их ее внимательно выслушать и задать вопросы. Затем он предлагает распределить роли членов семьи.

Сын попал на день рождения своего друга, впервые выпил. Возвращаясь поздно вечером, он увидел малознакомую девушку и решил поговорить с ней. Девушка испугалась его пьяных слов и закричала. Тогда он, не владея собой, ударил ее и убежал. Утром семья узнала, что девушка от удара упала и получила тяжелую травму. Подросток уверяет, что его никто не видел на месте преступления. Он все рассказал своим родителям и объяснил: ударил из-за опасения, что на крик девушки прибегут люди и подумают, что он хотел ее ограбить. На самом деле у него и в мыслях ничего подобного не было. Подвело хорошее настроение и желание просто поговорить с ней. Что делать? Рассказать все в милиции? Тогда действительно могут привлечь за попытку ограбления и нанесение телесных повреждений. Если не признаться, то виновного могут найти. Девушка, скорее всего, запомнила подростка. Трудный выбор, но его нужно сделать.

Роли: мама, папа, старший брат, бабушка, подросток.

Все участники игры получают 4 мин. для выработки индивидуального решения. Каждый должен решить, что посоветовать самому подростку и всей семье.

Члены «семьи» собираются «за круглым столом» и начинается «семейный совет». На нем в течение 10-15 минут выслушивается мнение всех членов «семьи», и, учитывая их, принимается решение: что же делать подростку и его семье, попавшим в тяжелую ситуацию.

Высказываются остальные члены класса.

«Правовой театр»

Класс делится на 3-5 групп. Каждая группа драматизирует ситуацию, связанную с нарушением прав человека. Группы по очереди представляют свою ситуацию, остальные – наблюдатели.

Вопросы наблюдателям: какие права человека нарушены?

Мнение актеров, комментарии юриста.
Анализ сказок
Драматизация сказок «Как бы рассказал эту сказку работник правоохранительных органов» (анализ совершенных преступлений, правонарушений)

«Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и серый волк», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Три поросенка»
Упражнение «Мнения»

Таблички: «да», «нет», «может быть»

Ведущий зачитывает высказывания, учащиеся расходятся к табличкам, соответствующим их мнению по данному вопросу. Желающие из каждой группы аргументируют свою позицию.

  • Народу нужна железная рука

  • Насильников и убийц нужно казнить без суда

  • Богатство заменит и волю и характер

  • Монастырь – это рай для души

  • В достижении цели все средства хороши

  • Деньги не пахнут

  • Реформами сыт не будешь

  • Не было бы богатых, не было бы и бедных

  • Хотел бы ты прожить свою жизнь в России?

  • Считаешь ли ты себя патриотом своей Родины?

  • Можешь ли ты в свои 14-15 лет повлиять на будущее страны?

  • «Равнодушие – преступление»


Проект жизненной самореализации выпускника
Примерная структура проекта:

  • образ города, в котором я буду жить (люди, проблемы, перспективы);

  • ценностные основания взаимодействия личности и города

  • мои жизненные цели;

  • этапы жизненной самореализации;

  • что я хотел бы создать в своей жизни, оставить и передать своим детям и городу.

Задание:

  • Дайте свое определение жизни или нарисуйте свою картину жизни и свое место в ней

  • Что такое ответственность?

  • Подумайте и скажите, есть ли в Вашей жизни дело, за которое Вы полностью несете ответственность. Перед кем эта ответственность?

  • Зачем человеку в жизни нужна мечта?

  • Как Вы понимаете слова Чайки – героя повести-притчи писателя Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливенгстон»: «Нужно быть уже здесь до того, как придешь»?

  • С решением каких общечеловеческих проблем Вы хотели бы связать вашу жизнь?

  • Что такое гражданственность? Какие моральные качества она включает? В чем проявляется гражданское поведение сегодня?

  • Что такое Родина – с чего она начинается в твоем сознании?

  • Гражданин – кто это? Что вам ближе – формула «Если не я, то кто же?» или «Народу много, обойдется и без меня?» Почему?


«Правовой марафон»

Класс делится на группы. Группы ходят по станциям, выполняя задания, набирают баллы.

Примерные станции:

  • «До 16 и старше…» (статьи УК, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет)

  • «Основной закон нашей жизни» (знание Конституции РФ)

  • «Конвенция о правах ребенка»

Круги ответственности гражданина

Участникам предлагается подумать и описать свои обязанности как гражданина по 6 позициям:

1.Отвстственность за свое развитие как члена общества и гражданина.

2.Ответственность за свою семью как ее части.

3. Ответственность за жизнь и соразвитие в классном коллективе.

4. Ответственность за жизнь в городе как согражданина других людей.

  1. Ответственность гражданина России.

  2. Ответственность как гражданина мира.

Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступле­ния четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности

  • за убийство (статья 105),

  • умышленное при­чинение тяжкого вреда здоровью (статья 111),

  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112),

  • похищение человека (статья 126),

  • изнасилование (статья 131),

  • насильственные действия сексуального характера (статья 132),

  • кражу (статья 158),

  • грабеж (статья 161),

  • разбой (статья 162),

  • вымогательство (статья 163),

  • неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166),

  • умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельст­вах (часть вторая статьи 167),

  • терроризм (статья 205),

  • захват заложника (статья 206),

  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207),

  • хулиганство при отягчающих обсто­ятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214),

  • хищение либо вымогательство оружия, бое­припасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226),

  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229),

  • приведе­ние в негодность транспортных средств или путей сообще­ния (статья 267).



З. Если несовершеннолетний достиг возраста, предус­мотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связан­ного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осозна­вать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подле­жит уголовной ответственности.
Виды нарушений

Название нарушений

Что нарушено

Примеры нарушений

Виды наказаний

1

2

3

4

1. Аморальный поступок - это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы
2. Правонарушение - антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону
А) административный проступок


Б) преступление - виновное деяние, представляющее опасность для личности, государства и запрещенное уголовным законом

Мораль (нормы

и правила, принятые в обществе)
Нормы права


Нормы административного права

Нормы уголовного права


Грубить, сплетничать, жадничать

Распитие спиртных

напитков в общественном месте;

появление пьяного в общественном месте
Применение насилия, не опасного для жизни

Плохое отношение людей к нарушителям


Штраф и др.

Штраф, арест, лишение свободы и др.



Ведущий предлагает учащимся закончить написанное на доске определение:

«Обязанность человека отвечать за свои поступки перед государством, обществом называется… (ответственность)»

Что же может быть причинами наступления ответственности? (ответы ребят)
Причины наступления уголовной ответственности:

  • Совершение преступления

  • Приготовление к нему

  • Покушение на преступление

  • Соучастие в преступлении


Приготовление к преступлению

Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется и продавец уйдет. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному милиционеру. Тот задержал подростков. При личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина утром ждала «какой-то шоколад на продажу" (аналогичную историю можно придумать в связи с приготовлением к драке).

Покушение на преступление

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер. Для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер был уже перевязан, в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника - под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела (аналогичную историю можно придумать в связи с покушением на преступление против здоровья личности).

Задание для работы в группах.

Вы получили по две карточки с описанием совершенных преступлений. Выберите те, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.

• Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. - Угон транспортного средства.

• Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. - Неосторожное убийство.

• Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. - Нет уголовной ответственности.

• На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку. - Кража.

• Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. - Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

• Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. - Вымогательство.

• Подростки курили в туалете школы. - Нет уголовной ответственности.

• Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. - Нет уголовной ответственности.

Обобщая ответы учащихся, необходимо напомнить, что уголовная ответственность не возникает автоматически сразу после совершения противоправного деяния. Виновность человека устанавливает лишь суд.

Задания для работы в группах.

• Приведите в соответствие понятия и опреде­ления.

понятия

Определения

1. Право

1. Противоправное деяние, предусмотренное административным кодексом

2. Аморальный поступок

2. Обязанность отвечать за свои поступки перед государством и обществом

3. Административный проступок

3. Деяние, нарушающее общепринятые нормы морали

4. Преступление

4. Отношение лица к своему противоправному поведению

5. Вина

5. Виновное деяние, отличающееся особой опасностью для общества и запрещенное уголовным правом

6. Ответственность

6. Применяемая к правонарушителю мера государственного принуждения
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повышение эффективности работы по духовно-нравственному гражданскому воспитанию и правовому просвещению. – стр. 85
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconЛитература
Формы внеурочной работы с учащимися в Музее по гражданскому и героико-патриотическому воспитанию
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconСправка по нравственно-правовому воспитанию учащихся выпускных классов...
Цель контроля: проверить воспитательную работу классных руководителей 9-х, 11-х классов по нравственно-правовому воспитанию
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconОрганизация работы в образовательной организации среднего профессионального...

Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconМетодическая разработка по дисциплине «Мировая экономика»
Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине...
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconПрограмма по гражданскому и патриотическому воспитанию 2012 2016 гг
Программа мбоу хулимсунтская «сош» определяет основные направления гражданского и патриотического воспитания учащихся школы и способствует...
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconМетодическая разработка (в помощь студентам техникума)
Собственность: сущность, основные формы. Особенности корпоративной формы собственности
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconМетодическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для...
Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По всем разделам разработаны рабочие программы. С целью всестороннего развития детей используются методические разработки по правовому...
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconМетодическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы»
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В целях совершенствования работы с ветеранами войны в Афганистане, семьями воинов, погибших при выполнении интернационального долга,...
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconТема: «Состояние работы по правовому воспитанию в гбоу»
Курс изобразительного искусства имеет целью подготовить студентов, к самостоятельному проведению занятий по изобразительному искусству,...
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию iconПлан работы по правовому воспитанию, профилактике школьной дезадаптации,...
Организация обеспечения учащихся школы горячим питанием, медицинский осмотр учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск