Скачать 354.79 Kb.
|
МБОУ ДОД «Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина» Методическая разработкаФормы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию В помощь активу старшеклассников Составитель: Падалко Светлана Васильевна педагог Дворца детского творчества имени Ю.А Гагарина г. Прокопьевск, 2011 Формы работы со старшеклассниками по правовому и гражданскому воспитанию в рамках всероссийской акции РСМ «Мы – граждане России!» Цель Акции «Мы – граждане России!» – воспитание гражданственности и патриотизма в среде 14-летних подростков, получающих паспорт гражданина Российской Федерации. Предлагаем в рамках Акции использовать активные формы работы со старшеклассниками. Портрет Гражданина Создать словесный портрет Гражданина, каким бы вы хотели его видеть в своей стране
«Видение мира» Работа идет в двух подгруппах. У каждой – лист ватмана, краски, кисти, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. 1) На левой половине листа изобразить художественными средствами мир, какой он есть сейчас 2) На правой половине – мир, каким он станет через 10 лет в результате нашей гражданской активности. 3) Защита, обсуждение Ролевая игра «Трудный выбор»В ходе игры моделируется ситуация принятия семейным советом решения, связанного с преступлением, которое совершил 14-летний подросток. В самом начале игры ведущий сообщает участникам информацию о том, что произошло, и просит их ее внимательно выслушать и задать вопросы. Затем он предлагает распределить роли членов семьи. Сын попал на день рождения своего друга, впервые выпил. Возвращаясь поздно вечером, он увидел малознакомую девушку и решил поговорить с ней. Девушка испугалась его пьяных слов и закричала. Тогда он, не владея собой, ударил ее и убежал. Утром семья узнала, что девушка от удара упала и получила тяжелую травму. Подросток уверяет, что его никто не видел на месте преступления. Он все рассказал своим родителям и объяснил: ударил из-за опасения, что на крик девушки прибегут люди и подумают, что он хотел ее ограбить. На самом деле у него и в мыслях ничего подобного не было. Подвело хорошее настроение и желание просто поговорить с ней. Что делать? Рассказать все в милиции? Тогда действительно могут привлечь за попытку ограбления и нанесение телесных повреждений. Если не признаться, то виновного могут найти. Девушка, скорее всего, запомнила подростка. Трудный выбор, но его нужно сделать. Роли: мама, папа, старший брат, бабушка, подросток. Все участники игры получают 4 мин. для выработки индивидуального решения. Каждый должен решить, что посоветовать самому подростку и всей семье. Члены «семьи» собираются «за круглым столом» и начинается «семейный совет». На нем в течение 10-15 минут выслушивается мнение всех членов «семьи», и, учитывая их, принимается решение: что же делать подростку и его семье, попавшим в тяжелую ситуацию. Высказываются остальные члены класса. «Правовой театр» Класс делится на 3-5 групп. Каждая группа драматизирует ситуацию, связанную с нарушением прав человека. Группы по очереди представляют свою ситуацию, остальные – наблюдатели. Вопросы наблюдателям: какие права человека нарушены? Мнение актеров, комментарии юриста. Анализ сказокДраматизация сказок «Как бы рассказал эту сказку работник правоохранительных органов» (анализ совершенных преступлений, правонарушений)«Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и серый волк», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Три поросенка» Упражнение «Мнения» Таблички: «да», «нет», «может быть» Ведущий зачитывает высказывания, учащиеся расходятся к табличкам, соответствующим их мнению по данному вопросу. Желающие из каждой группы аргументируют свою позицию.
Проект жизненной самореализации выпускника Примерная структура проекта:
Задание:
«Правовой марафон» Класс делится на группы. Группы ходят по станциям, выполняя задания, набирают баллы. Примерные станции:
Круги ответственности гражданина Участникам предлагается подумать и описать свои обязанности как гражданина по 6 позициям: 1.Отвстственность за свое развитие как члена общества и гражданина. 2.Ответственность за свою семью как ее части. 3. Ответственность за жизнь и соразвитие в классном коллективе. 4. Ответственность за жизнь в городе как согражданина других людей.
Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность 1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. 2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности
З. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Виды нарушений
Ведущий предлагает учащимся закончить написанное на доске определение: «Обязанность человека отвечать за свои поступки перед государством, обществом называется… (ответственность)» Что же может быть причинами наступления ответственности? (ответы ребят) Причины наступления уголовной ответственности:
Приготовление к преступлению Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется и продавец уйдет. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному милиционеру. Тот задержал подростков. При личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина утром ждала «какой-то шоколад на продажу" (аналогичную историю можно придумать в связи с приготовлением к драке). Покушение на преступление Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер. Для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер был уже перевязан, в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника - под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела (аналогичную историю можно придумать в связи с покушением на преступление против здоровья личности). Задание для работы в группах. Вы получили по две карточки с описанием совершенных преступлений. Выберите те, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет. • Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. - Угон транспортного средства. • Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. - Неосторожное убийство. • Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. - Нет уголовной ответственности. • На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку. - Кража. • Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. - Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. • Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. - Вымогательство. • Подростки курили в туалете школы. - Нет уголовной ответственности. • Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. - Нет уголовной ответственности. Обобщая ответы учащихся, необходимо напомнить, что уголовная ответственность не возникает автоматически сразу после совершения противоправного деяния. Виновность человека устанавливает лишь суд. Задания для работы в группах. • Приведите в соответствие понятия и определения.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повышение эффективности работы по духовно-нравственному гражданскому воспитанию и правовому просвещению. – стр. 85 | Литература Формы внеурочной работы с учащимися в Музее по гражданскому и героико-патриотическому воспитанию | ||
Справка по нравственно-правовому воспитанию учащихся выпускных классов... Цель контроля: проверить воспитательную работу классных руководителей 9-х, 11-х классов по нравственно-правовому воспитанию | Организация работы в образовательной организации среднего профессионального... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине... | Программа по гражданскому и патриотическому воспитанию 2012 2016 гг Программа мбоу хулимсунтская «сош» определяет основные направления гражданского и патриотического воспитания учащихся школы и способствует... | ||
Методическая разработка (в помощь студентам техникума) Собственность: сущность, основные формы. Особенности корпоративной формы собственности | Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для... Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По всем разделам разработаны рабочие программы. С целью всестороннего развития детей используются методические разработки по правовому... | Методическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода... | ||
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В целях совершенствования работы с ветеранами войны в Афганистане, семьями воинов, погибших при выполнении интернационального долга,... | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Тема: «Состояние работы по правовому воспитанию в гбоу» Курс изобразительного искусства имеет целью подготовить студентов, к самостоятельному проведению занятий по изобразительному искусству,... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | План работы по правовому воспитанию, профилактике школьной дезадаптации,... Организация обеспечения учащихся школы горячим питанием, медицинский осмотр учащихся |