Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике





Скачать 265.88 Kb.
НазваниеПрограмм а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике
страница1/2
Дата публикации18.06.2013
Размер265.88 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор по УМР
__________________

/Л. П. Филатова/

«___»_______2013 г.

П Р О Г Р А М М А


итогового государственного междисциплинарного экзамена

по педагогике, психологии, теории и методике обучения

истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике




Нижний Тагил


2013
Программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 31.01.2005 (номер государственной регистрации 724 пед/бак), учебных планов подготовки бакалавров по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профили История, Юриспруденция, Политология, Экономика.

Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника (пункт 1.3. ГОС), требований к профессиональной подготовленности бакалавра (пункт 7.1 ГОС), а также с учетом требований к итоговой государственной аттестации бакалавра (пункт 7.2 ГОС).

Государственный экзамен наряду с защитой выпускной квалификационной работы является обязательным видом итоговой государственной аттестации. Он ставит своей целью определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач. Выпускник, получивший квалификацию бакалавра социально-экономического образования, должен быть готов осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса средствами истории, политологии, юриспруденции, использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения.

Содержание итоговых аттестационных испытаний, представленное в данной программе, соответствует основной образовательной программе, которую выпускник освоил за время обучения, а также содержанию примерных программ учебных дисциплин общепрофессионального блока (педагогические, психологические, методические дисциплины), рекомендованных Министерством образования РФ.

Программа обсуждена и утверждена:

– на заседании кафедры педагогики 28 сентября 2012 года, протокол № 2;

– на заседании кафедры психологии 20 сентября 2012 года, протокол № 1;

– на заседании Ученого совета Социально-гуманитарного института 30 ноября 2012 г. протокол № 3;

  • на заседании кафедры истории, теории и методики обучения 15 ноября 2012, протокол № 3.

Аттестационные материалы разработаны в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1155 и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников НТГСПА, утвержденным Ученым советом НТГСПА от 29.06.2012 года.

В соответствии с решением Ученого совета НТГСПА от 30 ноября 2007 года для выпускников, обучающихся по образовательной программе подготовки бакалавров (ГОС-2), итоговый государственный экзамен по блоку общепрофессиональных дисциплин включает в себя три вида аттестационных испытаний:

  • устный ответ на вопрос экзаменационного билета по теоретическому материалу (педагогика и психология);

  • выполнение комплексного практического задания по педагогике, психологии, технологиям и методикам обучения;

  • собеседование по научно-педагогической публикации (по статье).

Данная программа отражает содержание предлагаемых аттестационных испытаний для выпускников Социально-гуманитарного института по направлению «Социально-экономическое образование» в 2013 году.

1.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
1. Педагогика как наука об образовании, человеке и обществе.

Объект и предмет педагогики. Проблемы и задачи педагогики на современном этапе. Взаимодействие педагогической теории и практики. Основные категории педагогики: развитие, образование, воспитание, обучение, педагогический процесс.

2. Источники и факторы развития личности. Внешние и внутренние факторы развития личности.

Понятие «Развитие личности». Биологическое и социальное развитие личности. Саморазвитие и самоактуализация личности. Социальная ситуация развития личности (Выготский Л.С.) Факторы развития личности: внутренние (наследственность и саморазвитие личности), внешние (среда и воспитание). Движущие силы развития ребенка.

3. Содержание общего образования в современной школе. Характеристика нормативных документов, определяющих содержание образования: Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Государственный образовательный стандарт, Базисный учебный план, учебная программа.

Основные ступени образования, преемственность ступеней образования. Основные компоненты содержания образования (информация, знания, умения, навыки, опыт учебной и творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к действительности, готовность к деятельности), их функции. Понятие стандарта в образовании. Характеристика особенностей федеральной и национально-региональной частей стандарта. Базисный учебный план: краткая характеристика его структуры и содержания. Учебная программа, ее структура и требования к содержанию.

  1. Методология и методика научно-педагогического исследования.

Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Объект, предмет и задачи научно-педагогического исследования. Классификация педагогических исследований. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования: общенаучные и конкретно-научные. Структура и логика научно-педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

5. Образование как целенаправленный процесс. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.

Сущность, движущие силы, противоречия, логика педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Общность и специфика процессов обучения и воспитания. Педагогический процесс как система. Основные структурные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

6. Процесс обучения: его структура, закономерности и принципы организации.

Сущность процесса обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Краткая характеристика компонентов процесса обучения. Закономерности и принципы обучения, их взаимосвязь.

  1. Методы обучения и их классификация.

Формы, методы, приемы и средства обучения: характеристика понятий. Различные подходы к классификации методов обучения в дидактике: по источнику знаний, по назначению, по типу познавательной деятельности. Критерии выбора методов обучения. Сущность и содержание основных методов обучения.

8. Основные подходы к организации процесса обучения в истории образования.

Традиционные подходы: Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег. Прагматическая педагогика Д. Дьюи, реформаторская педагогика конца XIX – начала ХХ века. Современные дидактические концепции (одна – две по выбору студента).

9. Технологический подход в образовании.

Существующие подходы к определению понятия «педагогическая технология». Признаки педагогических технологий: системность, диагностичность целей, воспроизводимость и гарантированность результата, наличие системы обратной связи. Классификация современных педагогических технологий, особенности их применения в образовательном процессе. Характеристика одной из педагогических технологий (по выбору студента).

10. Профессиональная компетентность современного педагога.

Понятие компетенции. Виды компетенций. Структура компетенций. Профессионально-значимые личностные качества педагога как факторы эффективности педагогической деятельности. Важнейшие функции педагогической деятельности: гностическая, конструктивная, проектировочная, коммуникативная, организаторская. Стили и виды педагогической деятельности.

11. Инновационные процессы в образовании. Инновационная деятельность педагога.

Понятия «инновации» и «инновационная деятельность». Структура и виды инноваций (частные, комплексные, системные). Проект как форма организации индивидуальной деятельности педагога.

12. Процесс воспитания: его цели, закономерности и принципы организации.

Сущность воспитания и его роль в формировании личности. Общие закономерности воспитания. Принципы воспитания. Структура воспитательного процесса. Основные тенденции и проблемы воспитания в современной школе.

13. Методы, приемы и средства воспитания. Классификация методов воспитания. Критерии выбора метода воспитания.

Сущность понятий «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания». Поиск оптимальных путей воспитания. Классификация методов воспитания, краткая характеристика каждой группы методов. Критерии выбора методов воспитания.

14. Детский коллектив, его признаки и стадии развития. Формы организации воспитательного процесса в коллективе.

Понятие о коллективе. Ученический коллектив и его признаки: общая социально-значимая цель, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, органы ученического самоуправления. Стадии становления коллектива. Основные направления и формы воспитательной работы в детском коллективе.

15. Роль коллектива в развитии личности учащегося.

Влияние коллектива на развитие личности. Психологические закономерности развития коллектива как группы. Психологическая диагностика выявления уровня развития коллектива (социометрия) и социально-психологического климата.

16. Семья как фактор воспитания. Педагогические условия семейного воспитания.

Понятие и функции семьи, ее воспитательный потенциал. Задачи семейного воспитания в современных условиях. Типы семейного воспитания. Ошибки семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей. Методика работы классного руководителя с семьей.

17. Индивид, субъект, личность, индивидуальность: характеристика понятий.

Человек как индивид и субъект деятельности. Общее представление о личности в психологии. Развитие личности. Структура личности (по Платонову К. К.). Понятие об индивидуальности. Основные признаки индивидуальности.

18. Роль деятельности в развитии личности.

Понятие деятельности. Теория деятельности (по А. Н. Леонтьеву). Структура деятельности. Основные виды деятельности. Психологические требования к организации деятельности школьника.

19. Психическое развитие младшего школьника.

Социальная ситуация развития младшего школьника. Кризис семи лет. Адаптация ребенка к школьному обучению. Учение – ведущий тип деятельности. Мотивы учения младшего школьника. Психологические новообразования в когнитивной и личностной сферах развития младшего школьника.

20. Психическое развитие подростка.

Социальная ситуация развития подростков. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития). Кризис психического развития в подростковом возрасте. Центральные психологические новообразования подросткового периода.

21. Психическое развитие в период ранней юности.

Социальная ситуация развития в период ранней юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношеском возрасте. Центральные новообразования личности. Возрастные изменения познавательной сферы. Жизненное и профессиональное самоопределение в ранней юности.

22. Психология педагогического общения.

Понятие педагогического общения. Типы взаимодействия в педагогическом общении (субъект-объектное, субъект-субъектое взаимодействия). Барьеры педагогического общения.

23. Учебная деятельность.

Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности. Характеристика учебной деятельности. Особенности, средства, способы, продукт и результат учебной деятельности.

24. Сознание и самосознание.

Понятие сознания. Структура сознания. Основные характеристики сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Понятие самосознания. Развитие самосознания и «Я-концепция».

25. Психологическая характеристика педагогической деятельности.

Понятие педагогической деятельности. Психологическая структура педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Профессиональная направленность и позиция личности учителя. Профессионально важные качества личности учителя.
Критерии оценки ответов

Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно отвечать на дополнительные вопросы, а также уверенно владеющий основными терминами и понятиями дисциплин.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший достаточное знание основного программного материала, но допустивший погрешности в ответе на экзамене.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответе на дополнительные вопросы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1 (с изменениями и дополнениями). – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ. – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/.

3. Декларация прав ребенка. – Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.ru/.

4. Конвенция о правах ребенка/ – Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.ru/.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/doc/akt/6591.

8. ФГОС и ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.standart.edu.ru/.

9. Федеральная программа развития образования в России. ФЗ № 51. 10.04.2000 г. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.
Основная литература по педагогике

1. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов /В. В. Анисимов, Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. – М., 2006.

2. Виненко, В. Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие / В. Г. Виненко. – М., 2008.

3. Загвязинский, В. И., Емельянова, И. Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2008.

4. Корнетов, Г. Б. Общая педагогика : Учебное пособие / Г. Б. Корнетов. – М., 2003.

5. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов педвузов /В. В. Краевский. – М., 2003.

6. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2004.

7. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л. П. Крившенко. – М., 2004.

8. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. – М., 2006.

9. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для вузов по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

10. Смирнов, В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие. Изд. 2-е / В. И. Смирнов. – М., 2003.

11. Шамова Т. И. Управление образовательными системами /Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин ; под. ред. Т. И. Шамовой. – М., 2002.

Дополнительная литература по педагогике

1. Акулова, О. В. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под общ. редакцией А. П. Тряпицыной. – СПб, 2005.

2. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – М., 1995.

3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. С. Белкин. – М., 2000.

4. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) /В. П. Беспалько. – М, 2002.

5. Горчакова-Сибирская, М. П., Колесникова, И. А. Педагогическое проектирова­ние: Учебное пособие для студентов /М. П. Горчакова-Сибирская, И. А. Колесникова. – М., 2008.

6. Гребенкина, Л. К. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие / Л. К. Гребенкина. – М., 2010.

7. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для вузов / А. Н. Джуринский. – М., 2003.

8. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001.

9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учеб. пособие для пед. вузов / [А. И. Пискунов, Р. Б. Вендровская, В. М. Кларин и др.] ; под ред. А. И. Пискунова. – М., 2005.

10. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для высш. и средн. пед. учебн. заведений / Г. М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2005.

11. Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Педагогическое наследие. – М., 1989.

12. Корчак Я. Педагогическое наследие. – М., 1991.

13. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов педвузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007.

14. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. – М., 1984.

15. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 1. – М., 1983.

16. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 3. – М.,1984.

17. Минаева, В. М. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов / В. М. Минаева. – М.: Академический проект, 2004.

18. Смирнов, В. И. Дидактика. Ч. 1. Общетеоретические основы / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

19. Смирнов, В. И. Дидактика. Ч. 2. Технологии процесса обучения / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

20. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Ч. 1. История зарубежного образования и педагогики / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

21. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Ч. 2. История отечественного образования и педагогики / В. И. Смирнов. – Н. Тагил: НТГСПА, 2012.

Периодические издания

Педагогика.

Вопросы психологии.

Учительская газета.

Воспитание школьников.

Народное образование.

Первое сентября.

Педагогический поиск.

Семья и школа.
Литература по психологии

  1. Абрамова, Г. С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. Изд. 6-е. – М.: Академический проект, 2010.

  2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М., 2009.

  3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер. 2008.

  4. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие / И.В. Вачков. – М., 2010.

  5. Волкова, А. И. Психология общения / А. И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.,2008.

  7. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие / Н. С. Ефимова. – М.: Форум, 2006.

  8. Ждан, А. Н. История психологии. От античности до наших дней / А. Н. Ждан. – М., Академический проект, 2007.

  9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2001.

10. Лучинин, А. С. История психологии / А.С. Лучинин. – М.: Академический проект, 2005.

11. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

12. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб., 2009.

  1. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.,2008.


Интернет-ресурсы:

1. Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/.

2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. Раздел: нормативные документы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok.

3. Российский портал «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eor.edu.ru.

4. Интернет-библиотека «Большая научная библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sci-lib.com.

5. Научный портал «Библиотека учебной и научной литературы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio.

6. Официальный сайт Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gnpbu.ru/

7. Научный портал «Педагогика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paidagogos.com.

8. Научный портал «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru.

9. Электронный тематический каталог «Педагогическая периодика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://periodika.websib.ru.

10. Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.eurekanet.ru.

11. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

12. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru


2.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ, ЮРИСПРУДЕНЦИИ, ЭКОНОМИКЕ

Содержание задания представляет процесс конструирования конкретной методической системы, связанной с анализом методической ситуации и решением задачи средствами исторического, обществоведческого образования.

Темы для разработок (с учетом изучаемого профиля):

1. Проектирование процесса развития представлений об историческом, экономическом, социальном пространстве в процессе изучения истории, обществознания, экономики, права.

2.Проектирование ситуаций по развитию умения работать с источниками исторической, экономической, социальной и правовой информации.

3. Проектирование вводно-мотивационного этапа урока истории, обществознания, права, экономики.

4. Проектирование системы разноуровневых заданий по организации познавательной деятельности в процессе познания истории, обществознания, экономики, права.

5. Конструирование сценария урока истории, обществознания, экономики, права в контексте технологического подхода.

6. Структурно-функциональный анализ учебного материала темы.

7.Функциональный анализ аппарата организации усвоения школьного учебника истории, экономики, права, обществознания.

8. Проектирование поурочного учебно-методического комплекса.

9. Проектирование разноуровневых целей урока истории, права, обществознания, экономики.

10.Проектирование контрольного урока по истории, обществознанию, права, экономики. 11.Анализ аксиологического потенциала содержания урока истории, обществознания, экономики, права.

12.Проектирование процесса развития умения объяснять смысл изученных явлений и фактов.

13.Проектирование процесса развития умения устанавливать причинно-следственные связи.

14.Проектирование ситуаций по развитию познавательной самостоятельности учащихся.

15.Проектирование системы форм текущего контроля и оценки знаний и умений.

16. Проектирование урока истории, экономики, права, обществознания в нетрадиционной форме.

17.Проектирование урока истории, обществознания, экономики. Права в форме групповой работы.

18.Проектирование проблемной ситуации на уроке истории.

19.Проектирование урока в семинарской форме.

20. Проектирование внеклассного мероприятия по истории, обществознанию, экономике, праву.

21.Проектирование контрольного теста по истории, обществознанию, экономике, праву.

22. Проектирование письменной проверки знаний по истории, обществознанию, экономике на уровне учебной темы.

23. Проектирование программы деятельности школьного исторического кружка.

24. Проектирование программы «Неделя истории в школе».

25. Проектирование системы заданий в тестовой форме в процессе текущей оценки результатов исторического образования.

Примерный порядок выполнения разработки



1. Характеристика объекта конструирования

Объектом методического конструирования может выступать учебная ситуация, процесс развития познавательных действий, комплекс средств обучения, распределение нормативного учебного времени, обогащение исторической картины мира, метод обучения, типология познавательных заданий. На основании нормативных документов, методических проектов определите место и роль проектируемого объекта в развитии исторического сознания учащихся, установите отношение объекта и аспекта образовательной деятельности, к которому относится объект проектирования. В процессе проектирования определите влияние объекта на достижение результата исторического образования, продумайте возможные варианты многовариантного использования проекта.


  1. Психологическое обоснование разработки

Определите особенности восприятия учебного материала и адекватные способы предъявления учебной информации. Подумайте, с какими познавательными затруднениями могут столкнуться ученики. Выделите основные интеллектуальные операции, которые будут использованы в процессе работы с источниками исторической, экономической. Социальной и правовой информации. Сделайте предположение об уровне развития учебной мотивации и о влиянии проектируемого объекта на изменение ценностного отношения к историческому, социальному. Правовому, экономическому опыту и процессу его познания. Сделайте предположение о индивидуальных особенностях восприятия и возможных вариантах обеспечения целостного восприятия изучаемого исторического, социального, экономического, правового факта или явления.
3. Предлагаемая форма организации и использования проекта в процессе обучения

Учитывая процессуальный характер исторического, экономического, обществоведческого и правового образования, установите этапы усвоения учебного материала, место и форму использования проекта в процессе обучения. Подумайте о роли проектируемого методического объекта в обеспечении уровня подготовки обучаемых по истории, экономике, праву и обществознанию.

4. Отбор содержания в соответствии со спецификой образовательного учреждения (класса)

Процесс проектирования включает в себя отбор необходимого учебного материала. Проанализируйте нормативные документы, определяющие глубину и объем изучаемого материала, степень его сложности. Выделите структуру, связи с опорными знаниями и умениями. Установите уровень обученности учащихся и перспективы обогащения познавательного опыта.
5. Характеристика необходимых методов и средств обучения

Планируя объект, необходимо отобрать источники знаний, установить их специфику и продумать возможные варианты организации познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и имеющегося познавательного опыта. В отборе средств обучения руководствуйтесь принципами системности и комплексности, рациональности организации учебно-познавательной деятельности.
6. Определение способов контроля и оценки результатов изучения темы

Проект должен содержать сведения о его влиянии на качество образования или о планируемых результатах обучения. Укажите все возможные варианты осуществления входного, текущего и тематического контроля, которые можно использовать в процессе усвоения исторического опыта.
Критерии оценки выполненного комплексного задания


Данная часть экзамена выявляет готовность выпускника к профессиональной деятельности в качестве учителя истории, обществознания. экономики, права, политологии. Поэтому, оценивая выполненную студентом в ходе экзамена разработку, экзаменационная комиссия основное внимание уделяет следующим качествам (показателям):

– умение комплексно применить знания, полученные при изучении педагогики, психологии, методики и специальных дисциплин предметной подготовки в процессе проектирования учебной деятельности по истории, обществознанию, экономике, праву, политологии;

– знание возрастных особенностей познавательной и коммуникативной деятельности детей и умение применить полученные знания в процессе проектирования;

– знание школьных программ по истории, обществознанию, экономике, праву, политологии и понимание методических особенностей работы по разным вариантам программ;

– умение методически правильно отобрать необходимый материал для урока или внеклассного занятия, спланировать учебную работу с использованием различных форм и методов ведения занятий, целесообразность распределения учебного времени и отобранными средствами обучения;

– умение грамотно изложить результат проектирования в виде плана-конспекта урока (внеклассного занятия).

Отметка «отлично» ставится, если выпускник показал:

– умение комплексно применить знания, полученные при изучении педагогики, психологии, методики и специальных дисциплин предметной подготовки в процессе проектирования учебной деятельности по изобразительному искусству;

– знание возрастных особенностей детей и умение применить эти знания для эффективной организации образовательного процесса при обучении истории, обществознанию, экономике, праву, политологии;

– умение методически правильно отобрать необходимый материал для урока, спланировать учебную работу с использованием различных форм и методов ведения занятий, целесообразно распределить учебное время, выбрать необходимые средства обучения;

– умение грамотно изложить результат проектирования в виде плана-конспекта урока.

Отметка «хорошо» ставится, если ответ удовлетворяет вышеизложенным требованиям, полный, правильный, но есть неточности в обосновании выбора методических компонентов урока, объяснении взаимосвязей между элементами урока, в выводах по уроку, исправляемые при дополнительных вопросах экзаменаторов.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если ответ правильный, экзаменуемый в основном понимает сущность вопроса, но не может применить теоретические знания по педагогике, психологии и методике для грамотного проектирования конкретного урока, нечетко определяет цели и задачи урока, затрудняется отразить взаимосвязи элементов урока, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в подборе примеров, иллюстрирующих материал.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если ответ неправильный, показывает незнание основ педагогики, психологии и методики обучения изобразительному искусству, непонимание методических и педагогических принципов, законов и закономерностей. Экзаменуемый не может наметить структуру урока, сформулировать его цели и задачи, назвать методы, средства и организационные формы, используемые на предлагаемом уроке. Допускает грубые методические ошибки.

Литература по методике обучения истории, обществознанию, праву, политологии, экономике


1. Вяземский Е. Е. Историческая наука, историческое образование и проблемы модернизации российского образования: вопросы теории и практики. – М.: 2002.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб.для студ.высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд. центр Владос, 2003. – 384 с.

3. Короткова М. В. Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М.: Владос, 1999.

4. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов / С.А. Михеева. М. :ВИТА-ПРЕСС,2012.

5. Постников П. Г. Дидактика истории. – Нижний Тагил, 2003.

6. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002.

7. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для студ.высш. учеб. Заведений. – М.: 2000. – 240 с.

8. Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в средней школе. – М.: 2001

9. Шоган В. В. Новые технологии в историческом образовании / В.В. Шоган. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
3.

СПИСОК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ

ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Статьи по педагогике

1. Бессонов Р. В., Околелов О. П. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс // Педагогика. – 2006. – № 7. – С. 23–29.

2. Барамзина С. А. Учебная деятельность школьников в контексте личностноориентированного обучения // Педагогика. – 2006. – № 8. – С. 41-47.

3. Бобровников Н. А. Что такое хороший урок // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990. – С. 412-418.

4. Бунаков Н. Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990. – С. 246-253.

5. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71-78.

6. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990.

7. Корчажкина О. М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 29-35.

8. Каптерев П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990. – С. 218-221.

9. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М.: Просвещение, 1972.

10. Щербаков Р. Н. Процесс обучения: от объяснения – к пониманию // Педагогика. – 2007. – № 5. – С. 48-55.

Статьи по психологии

  1. Выготский Л. С. Педагогика и психология / Выготский Л. С. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – C. 10-19

  2. Рубинштейн С. Л. Учение / Рубинштейн С. Л. // Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. Т. 2.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconГоу впо «Иркутский государственный университет» четвертые университетскиЕ социально-гуманитарныЕ
В издании представлены работы по истории, географии, философии, лингвистике, юриспруденции, политологии, педагогике, социологии,...
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconИтоговый междисциплинарный экзамен программа итогового междисциплинарного...
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Кузгпа (2004г.), приказа ректора Кузгпа «О форме проведения итогового...
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconВопросы для государственного экзамена по русскому языку, литературе,...
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов экономического факультета по направлению подготовки 080100....
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconЯзыкознание нф А618014, междфак 29532 English for beginners
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена «Перевод (второй иностранный язык, французский)»
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconПрограмма государственного итогового экзамена «Перевод (второй иностранный...
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена «Перевод (второй иностранный язык, французский)»
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconId Группа
Целью проекта является Создание библиотеки тестов для проведения итогового междисциплинарного экзамена для бакалавров факультета...
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconРеферат по социологии Тема: Теория социального обмена
Различные варианты теории социального обмена получили распространение в социологии, социальной психологии, экономике, социальной...
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по программе профессиональной переподготовки
Программа предназначена для студентов экономического факультета всех форм обучения и позволяет определить уровень усвоения выпускниками...
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconПрограмма вступительного экзамена по «Педагогике»
Изучение курса базируется на научных положениях современной общей педагогики, педагогической психологии, требованиях государственного...
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности...
Программа предназначена для студентов экономического факультета всех форм обучения и позволяет определить уровень усвоения выпускниками...
Программ а итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории, обществознанию, политологии, юриспруденции и экономике iconПрограмма итогового междисциплинарного государственного экзамена...
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (впо) (бакалавриат)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск