Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изегольская основная общеобразовательная школа»
Тулунского района Иркутской области «Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель Директор
директора по УВР МОУ «Изегольская ООШ»
__________ Т.В.Козлова ________ Т.В.Щербакова «_____»_________ 2012 г. «____» ________ 2012 г.
Рабочая программа
по обществознанию
для общеобразовательного 7 класса
(уровень: базовый)
Учитель Серышева Светлана Николаевна Рабочая программа
Квалификационная категория I составлена на основе
Примерной государственной
программы по обществознанию2004г.
для общеобразовательных школ
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения
Протокол от «______»___________ 2012г. №___ Руководитель___________________(Серышева С.Н.)
подпись
2012 год
РазделI. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
Концепция модернизации российского образования на период до 2015года;
2.Федерального государственного образовательного стандарта
(основного общего образования) по обществознанию, утвержденного
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3.Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
4.Учебного плана МОУ «Изегольская ООШ» на 2012/2013
учебный год;
5.Федеральной примерной программы основного общего образования
по обществознанию, созданной на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрениюс
современных методов обучения и педагогических технологий.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правового поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по обществознанию;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры), технология учебно-поисковой деятельности обучающихся, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение.
Цели курса:
создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Задачи курса:
создать содержательные и организационно- педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры(знаний, опыта практической и познавательной. коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимовосприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими), а также ценностно- смысловые( это мировоззрение ученика, его ориентиры, способность понимать окружающий мир и на основе этого действовать) и общекультурные (научная картина мира, особенность национальной и общечеловеческой культуры, умение организовать свой досуг).
Настоящая программа по обществознанию представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, календарно – тематический план, основное содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса, перечень учебно-методического обеспечения, приложения.
Отличие данной программы от примерной состоит в том, что примерная программа составлена для 7-9 класса в комплексе и рассчитана на 105 часов, т. е. 35 учебных недель. В соответствии с учебным планом МОУ «ИзегольскаяООШ» на изучение обществознания в 7 классе отводится 1 час в неделю, в год 34 часа. Данная программа и календарно- тематическое планирование рассчитаны на 34 часа.
Примерная программа не содержит конкретного распределения тем и количества часов для курса обществознания 7 класса.
Рабочая программа конкретизирует содержание тем и количество часов для курса обществознания 7 класса.
Курс «Обществознание» для 7 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
В 7 классе в основе содержания курса — раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к границе между детством и подростковым миром и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.
Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его, психологический портрет личности,
самооценку подростка, образ жизни подростка,взаимоотношение подростка с законом,социальную и жилую среду подростка.
Каждая тема программы предполагает выделение специальных
уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
На уроках обществознания используются следующие формы контроля:
тестовые задания, практические работы, творческие задания.
Раздел II. Учебно-тематическое планирование
Количество часов:
Всего 34час; в неделю 1 час.
Практические работы: 11час.
Распределение учебных часов по разделам программы
Содержание
| Кол-во часов
| Человек среди людей
| 5
|
|
| Человек и закон
| 13
|
|
|
|
|
|
| Человек и экономика
| 12
| Человек и природа
| 4
|
|
| Итого
| 34
|
Раздел III. Календарно-тематическое планирование.
№
п\п
| Дата План.
| Дата Факт.
| Раздел. Тема. Тема урока.
| Кол-во
часов
|
1
|
|
| Тема 1. Человек среди людей
Отношения между людьми.
| 5
1
| 2
|
|
| Ты и твои товарищи.
| 1
| 3
|
|
| Зачем люди общаются.
| 1
| 4
|
|
| Практическая работа № 1 «Учимся общаться».
| 1
| 5
|
|
| Почему нужно быть терпимым.
| 1
|
6
|
|
| Тема 2. Человек и закон.
Что значит жить по правилам.
| 13
1
| 7
|
|
| Что значит жить по правилам. Практическая работа№ 2 «Обычаи моей семьи».
| 1
| 8
|
|
| Права и обязанности граждан.
| 1
| 9
|
|
| Права и обязанности граждан.
| 1
| 10
|
|
| Практическая работа № 3 «Знай свои права и умей ими пользоваться».
| 1
| 11
|
|
| Почему важно соблюдать законы.
| 1
| 12
|
|
| Защита Отечества.
| 1
| 13
|
|
| Защита Отечества. Практическая работа № 4«Подвиги российских солдат и офицеров в наши дни».
| 1
| 14
|
|
| Что такое дисциплина.
| 1
| 15
|
|
| Виновен - отвечай.
| 1
| 16
|
|
| Закон наказывает. Практическая работа № 5 «Уголовный кодекс РФ».
| 1
| 17
|
|
| Кто стоит на страже закона.
| 1
| 18
|
|
| Человек и закон. Повторение.
| 1
|
19
|
|
| Тема 3. Человек и экономика.
Экономика и её основные участники.
| 12
1
| 20
|
|
| Экономика и её основные участники. Практическая работа № 6 «Основные сферы экономики».
| 1
| 21
|
|
| Золотые руки работника.
| 1
| 22
|
|
| Труд и зарплата.
| 1
| 23
|
|
| Производство: затраты, выручка, прибыль.
| 1
| 24
|
|
| Виды и формы бизнеса.
| 1
| 25
|
|
| Виды и формы бизнеса. Практическая работа № 7 «Как сделать бизнес успешным и получить прибыль?»
| 1
| 26
|
|
| Обмен, торговля, реклама.
| 1
| 27
|
|
| Обмен, торговля, реклама. Практическая работа № 8 «Составление Памятки покупателя».
| 1
| 28
|
|
| Деньги, их функция. Практическая работа № 9 «Деньги народов мира».
| 1
| 29
|
|
| Экономика семьи. Практическая работа № 10 «Составление бюджета семьи».
| 1
| 30
|
|
| Человек и экономика. Повторение.
| 1
|
31
|
|
| Тема 4. Человек и природа.
Воздействие человека на природу.
| 4
1
| 32
|
|
| Охранять природу – значит охранять жизнь.
| 1
| 33
|
|
| Практическая работа № 11 «Составление экологического манифеста».
| 1
| 34
|
|
| Закон на страже природы.
| 1
|
Раздел III.Содержание программы
Тема 1. Человек и другие люди (5ч)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Социальные группы(большие и малые).Одноклассники. сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Тема 2. Человек и закон (13ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения.привычки, обычаи, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно – правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов.знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже порядка. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема3.Человек и экономика (12ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет.Источники доходов семьи.Обязательные и произвольные расходы.Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа (4ч)
Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу – значит охранять жизнь.Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс обществознания 7класса
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
понятия «право», «правопорядок», «закон», «законность», «экономика»;
права граждан;
обязанности граждан;
роль сохранения правопорядка и законности в стране и регионе;
чем опасны и вредны для общества нарушения законов;
способы защиты граждан, которые могут повредить человеку или помочь ему в трудной ситуации;
о роли суда в государстве;
принципы и порядок деятельности судов;
права и обязанности ребенка в возрасте от 6 до 14 лет;
причины наступления юридической ответственности;
уметь:
объяснять значение понятий;
рассказывать о роли экономики в жизни общества, условиях и правилах организации бизнеса;
приводить примеры предпринимательства;
характеризовать возможные способы организации
экономической деятельности подростков;
высказывать суждение: почему подросткам необходимо трудиться и зарабатывать деньги;
рассказывать об отношении к труду в современном обществе;
называть особенности труда несовершеннолетних;
объяснять смысл народных пословиц о труде;
приводить примеры ситуаций в семейной жизни, которые регулируются законом;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
РазделV. Перечень учебно-методической литературы:
Для учащихся:
1.Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М.: Просвещение, 2009. Для учителя:
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М.: Просвещение, 2009.
Л.Н.Боголюбов Обществознание 7класс, Методические рекомендации, М.: Просвещение, 2008
Е.Н.Сорокина Поурочные планы по обществознанию.6класс:
методическое пособие - М.: Глобус,2007
Раздел VI. Приложение
Приложение 1.
Тест 1. Отношения между людьми
А1. Под межличностными отношениями понимают особенную связь человека:
с животными; 2) с техникой; 3) с окружающим миром;
4) с природой. А2. Что из перечисленного является самым высоким уровнем межличностных отношений?
знакомство; 2) приятельство; 3) дружба; 4) товарищество.
А3.Верно ли, что: а) симпатия – внутреннее расположение, привлекательность;
б)человек, вызывающий симпатию, обладает положительными качествами?
1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А4.Верно ли, что а) личные отношения ограничены заданными формальными правилами;
б) официальные отношения связаны с соблюдением каких либо формальностей?
1) верно только а; 2)верно только б; 3)верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. В1. Установите соответствие между видами отношений и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1)личные;
2)официальные;
| А)отношения директора и учителя;
Б) отношения между братьями;
В) разговор друзей на улице;
Д) обращение адвоката к судье.
|
Ответ: Приложение 2.
Тест 2. Ты и твои товарищи. А1. К какой социальной группе человек принадлежит с момента рождения?
1) к семье; 2) к классу; 3) к коллективу; 4) к группе детского сада. А2.Правила , по которым живет группа:
закон; 2) кодекс; 3) норма; 4) регламент.
А3.Верны ли суждения о лидерстве: а) лидер заставляет младших делать то,
что он хочет; б) лидер помогает другим членам группы, дает полезные
советы, ведет их за собой.
верно только а; 2)верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А4. Верно ли, что а) противоправное групповые действия усугубляют вину
отдельного человека; б)ответственность за собственное поведение
человека в любой группе всегда лежит на нем?
1)верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4 )оба суждения неверны. В1. Что характеризует лидера группы?
1)особая манера одеваться;
2) быстрая речь;
3)хорошая успеваемость;
4) умение вести за собой;
5) способность отвечать за свои поступки;
6) готовность прийти на помощь. Ответ:_________________________________________________ |