Скачать 1.18 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ Г.И. Гайсина О.В.Вечканова Л.С. Скрябина А.Ф. Фазлыева АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПОДДЕРЖКА Методическое пособие Уфа 2011 УДКББКФ Печатается по решению учебно-методического совета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Гайсина Г.И., Вечканова О.В., Скрябина Л.С., Фазлыева А.Ф.В данном пособии представлены материалы по проекту «Родные люди», реализуемому кафедрой социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы (г. Уфа), в целях содействия эффективной адаптации приемного ребенка к условиям проживания в замещающей семье и гармонизации детско-родительских отношений. В пособие включены диагностические методики, тренинги и корректирующие игровые занятия с детьми, использованные на первом этапе реализации проекта. Пособие адресовано психологам, социальным педагогам, специалистам по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рецензенты: Хабибов Р.Т.- начальник Управления по опеке и попечительству городского округа город Уфа; Крючкова О.Ю. – директор Муниципального учреждения Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья» г. Уфы ISBN Издательство БГПУ, 2011 ВВЕДЕНИЕ Создание замещающей семьи – первый этап на пути ее развития, вслед за которым происходит адаптация всех ее членов к новым условиям. От того, как пройдет этот процесс, зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность ее функционирования. На сегодняшний день специалистами в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осознана необходимость содействия приемным родителям в процессе формирования их замещающей семьи, отлаживания системы отношений «родители – ребенок». Такое содействие может быть оказано на основе реализации специально разработанных коррекционно-развивающих программ помощи приемным детям и замещающим родителям. Программы такого типа нацелены на содействие созданной замещающей семье в преодолении возникших трудных жизненных ситуаций, объективно связанных с процессами взаимной адаптации членов семьи и выстраиванием благоприятного стиля отношений. В рамках социального проекта «Родные люди» (2011г.), одобренного Российским Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в направлении «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», коллективом преподавателей кафедры социальной педагогики БГПУ им. М.Акмуллы разработана и реализуется Программа по психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи и гармонизации внутрисемейных отношений. Представленные в пособии материалы были использованы авторами-разработчиками на первом этапе реализации проекта в ходе подготовки и организации летнего отдыха детей из приемных и опекунских семей. Диагностические материалы, тренинговые и игровые занятия с детьми были направлены на развитие их коммуникативных качеств, формирование навыков ролевого проведения в различных ситуациях, а также эффективных способов самовыражения. Данные материалы могут быть использованы специалистами в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе изучения детско-родительских отношений в замещающих семьях, реализации личностно-ориентированных коррекционно-развивающих программ помощи приемным детям, оказании им своевременной помощи в преодолении трудной жизненной ситуации. Научный консультант проекта: доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики БГПУ им. М.Акмуллы Гайсина Гузель Иншаровна ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ АНКЕТА ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые родители! Просим ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в сотрудничестве с вами и вашими детьми.
- дружеские - спокойные - безразличные - напряженные - конфликтные - затрудняюсь ответить
- с любовью - с уважением - нейтрально - безразлично - плохо - враждебно
- дружески (доверительно) - спокойно - безразлично - напряженно - конфликтно другое __________ 6. Есть ли у ребенка дурные привычки? Да Нет 7. Если есть, то какие именно? -сквернословит -дерется -ворует -курит -сбегает с уроков другие _________________________________________________________ 8. В настоящее время вы сожалеете о том, что взяли ребенка в семью? Нет, не сожалею И да, и нет Да, сожалею Затрудняюсь ответить 9. Если сожалеете, то почему? Оказалось, что воспитывать чужого ребенка гораздо труднее Испортились отношения в семье Ребенок оказался не таким, каким мы его представляли Нет той благодарности от ребенка, которую мы ожидали Мое здоровье ухудшилось Другое ______________________________________________________ 10. Какая психолого-педагогическая помощь нужна вам или ребенку? ________________________________________________________________ 1. ТЕСТ РУКИ Проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. Инструкция Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить». Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется на нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но по желанию испытуемый может присоединиться к ним. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Проективный тест руки содержит девять изображений руки. Десятая карточка пустая. Что касается этой десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать. Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком «х 4», то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности. Содержание Ключи Алгоритм подсчета баллов по категориям. Ниже приводятся полные записи для иллюстрации процедуры подсчета в том виде, в каком она применяется в действительности. В первой колонке указывают номер карточки. Во второй колонке дается время первой реакции на карточку в секундах. В третьей колонке приводятся все ответы — арабскими цифрами. В четвертой колонке приведен ответ пациента. Если приходится обращаться к испытуемому субъекту с просьбой объяснить его замечание — это обозначается (Об). В последней колонке ставится количество очков за каждый ответ. За каждой записью может следовать детальное описание процедуры подсчета.
Подсчет баллов: Агрессивность 5 Страх 3 Директивность 10 Аффектация 5 Коммуникативность 10 Зависимость 2 Активность (моторная) 2 Пассивность 2 Описательность 2 Итого 41 (>40 баллов) Итоговые значения (ИЗ) агрессивности/директивности (АД) или коммуникативности/зависимости (КЗ) подсчитывается по формулам: ИЗАД = 20 + 1,5(АД)/ИЗАД = 20 + 1,5(15) 43, ИЗкз = 20 + 1,5(КЗ)/ИЗкз = 20 + 1,5(20) = 55. Коэффициент коммуникативности—агрессивности: Если Каз > 1, то человек, какие бы акцентуации или нарушения поведения ни имелись у него, во всяком случае, не является агрессивно устремленным. Его агрессивность может существовать лишь потенциально - в формах страха или зависимости, в форме самоагрессии. Если Каз < 1, то агрессивность явно обнаруживается как тенденция или реальность поведения. Примечание. Различные варианты ответов по категориям приведены в разделе «Интерпретация» вместе с описанием каждой категории. Анализ Интерпретация. Цель теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание администрации, психиатров клиник и т. п., т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными тенденциями: обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара; драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение постельных принадлежностей и мебели пациентами психиатрических клиник и т. д. Подсчет баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды преобладают над аттитюдами, означающими социальное сотрудничество или зависимость. |
Адаптация это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.... В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие... | Г. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие | ||
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников, родителей | Поощрение и наказание как методы воспитания Дата Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье, методам поощрения... | ||
Тема: Работа Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской... | Решение нетиповых ситуаций. Цели урока Тип урока: комбинированный ( контроль качества знаний, диагностика и коррекция затруднений) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного... | Здоровье младших школьников Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка... | ||
Задачи физического воспитания детей в семье Так как именно в семье закладываются важнейшие основы для дальнейшего развития и социализации ребенка. Физическое воспитание не отличается... | Экономическое воспитание в семье. Роль родителей в становлении индивидуального... ... | ||
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Горанская С. В., Волотовский С. А. Социальная работа с пожилыми людьми: гендерный аспект // Каталог Международного форума «Старшее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе; помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки;... | ||
Статистика преступлений против новорожденных за август 2013 г Чп произошло на улице Привокзальной в Железнодорожном районе Орла. Сотрудники полиции, проверяя информацию о пропаже новорожденного... | Доклад на областной видео конференции От всей души приветствую всех собравшихся на сегодняшней видеоконференции, традиционное название которой «Сохраним ребенка в семье,... |