Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка





НазваниеЛ. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка
страница1/9
Дата публикации22.09.2014
Размер1.18 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ


Г.И. Гайсина

О.В.Вечканова

Л.С. Скрябина

А.Ф. Фазлыева

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПОДДЕРЖКА
Методическое пособие

Уфа 2011

УДК

ББК


Ф
Печатается по решению учебно-методического совета

Башкирского государственного педагогического университета

им. М. Акмуллы


Гайсина Г.И., Вечканова О.В., Скрябина Л.С., Фазлыева А.Ф.




В данном пособии представлены материалы по проекту «Родные люди», реализуемому кафедрой социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы (г. Уфа), в целях содействия эффективной адаптации приемного ребенка к условиям проживания в замещающей семье и гармонизации детско-родительских отношений. В пособие включены диагностические методики, тренинги и корректирующие игровые занятия с детьми, использованные на первом этапе реализации проекта.

Пособие адресовано психологам, социальным педагогам, специалистам по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рецензенты:

Хабибов Р.Т.- начальник Управления по опеке и попечительству городского округа город Уфа;

Крючкова О.Ю. – директор Муниципального учреждения Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья» г. Уфы

ISBN  Издательство БГПУ, 2011


ВВЕДЕНИЕ
Создание замещающей семьи – первый этап на пути ее развития, вслед за которым происходит адаптация всех ее членов к новым условиям. От того, как пройдет этот процесс, зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность ее функционирования.

На сегодняшний день специалистами в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осознана необходимость содействия приемным родителям в процессе формирования их замещающей семьи, отлаживания системы отношений «родители – ребенок». Такое содействие может быть оказано на основе реализации специально разработанных коррекционно-развивающих программ помощи приемным детям и замещающим родителям. Программы такого типа нацелены на содействие созданной замещающей семье в преодолении возникших трудных жизненных ситуаций, объективно связанных с процессами взаимной адаптации членов семьи и выстраиванием благоприятного стиля отношений.

В рамках социального проекта «Родные люди» (2011г.), одобренного Российским Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в направлении «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», коллективом преподавателей кафедры социальной педагогики БГПУ им. М.Акмуллы разработана и реализуется Программа по психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи и гармонизации внутрисемейных отношений.

Представленные в пособии материалы были использованы авторами-разработчиками на первом этапе реализации проекта в ходе подготовки и организации летнего отдыха детей из приемных и опекунских семей. Диагностические материалы, тренинговые и игровые занятия с детьми были направлены на развитие их коммуникативных качеств, формирование навыков ролевого проведения в различных ситуациях, а также эффективных способов самовыражения.

Данные материалы могут быть использованы специалистами в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе изучения детско-родительских отношений в замещающих семьях, реализации личностно-ориентированных коррекционно-развивающих программ помощи приемным детям, оказании им своевременной помощи в преодолении трудной жизненной ситуации.
Научный консультант проекта: доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой социальной педагогики БГПУ им. М.Акмуллы

Гайсина Гузель Иншаровна

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ

АНКЕТА ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Просим ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в сотрудничестве с вами и вашими детьми.


  1. Сколько лет вашему ребенку? __________________________________

  2. В каком году вы приняли ребенка в семью? ______________________

  3. Какие отношения ребенка с другими детьми в семье (если такие есть)?

- дружеские - спокойные - безразличные

- напряженные - конфликтные - затрудняюсь ответить

  1. Как, на ваш взгляд, относится к вам ребенок?

- с любовью - с уважением - нейтрально

- безразлично - плохо - враждебно

  1. Как относится ребенок к другим членам семьи?

- дружески (доверительно) - спокойно - безразлично

- напряженно - конфликтно другое __________

6. Есть ли у ребенка дурные привычки?

Да Нет

7. Если есть, то какие именно?

-сквернословит -дерется -ворует -курит -сбегает с уроков

другие _________________________________________________________
8. В настоящее время вы сожалеете о том, что взяли ребенка в семью?

Нет, не сожалею

И да, и нет

Да, сожалею

Затрудняюсь ответить
9. Если сожалеете, то почему?

Оказалось, что воспитывать чужого ребенка гораздо труднее

Испортились отношения в семье

Ребенок оказался не таким, каким мы его представляли

Нет той благодарности от ребенка, которую мы ожидали

Мое здоровье ухудшилось

Другое ______________________________________________________
10. Какая психолого-педагогическая помощь нужна вам или ребенку?

________________________________________________________________
1. ТЕСТ РУКИ

Проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.

Инструкция

Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить». Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется на нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но по желанию испытуемый может присоединиться к ним. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого.

Проективный тест руки содержит девять изображений руки. Десятая карточка пустая. Что касается этой десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать.

Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком «х 4», то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности.

Содержание

 

   

 

   

 

   

 

   

 

   
Ключи

Алгоритм подсчета баллов по категориям.

Ниже приводятся полные записи для иллюстрации процедуры подсчета в том виде, в каком она применяется в действительности. В первой колонке указывают номер карточки. Во второй колонке дается время первой реакции на карточку в секундах. В третьей колонке приводятся все ответы — арабскими цифрами. В четвертой колонке приведен ответ пациента. Если приходится обращаться к испытуемому субъекту с просьбой объяснить его замечание — это обозначается (Об). В последней колонке ставится количество очков за каждый ответ. За каждой записью может следовать детальное описание процедуры подсчета.

Карта

Время первой реакции

 Ответы

 Оценка

1



1. Объясняет что-то жестом, которым стремится подчеркнуть что-то.

Ком х 4

2



1. Женщина или мужчина, в страхе поднявшие руки вверх в целях защиты.

2. Дает приказ: Садитесь!

                    Бросьте курить!

3. Дача ультиматума.

4. Большой палец жесткий.

 

С

 

Дир

Дир

П-б

3



1. Высмеивание – показывание пальцем.

2. Дача указаний.

3. Подчеркивание чего-то, что только что было сказано.

4. Внушение своего желания кому-то – возьми это или оставь это.

5. Направлдяет кран (с помощью ручного сигнала).

Ar

Дир

Ком

 

Дир

 

Дир

4



1. Просит милостыню.

2. Готов к дружескому рукопожатию

                    (схватить именно руку, а не что-то другое).

Зв

 

Аср х 3

5



1. Выглядит уставшим – оперся на ограду, отдыхает.

2,3,4. Подчеркивает какой-то факт или момент.

П-б

Ar х 3

6



1,2,3,4. Подчеркивает какой-то факт или момент.

Ком х 4

7

10с

1. Пожимает руку? Но ведь вы не протягиваете для рукопожатия левую руку.

2. Возможно, ударит кого-либо в лицо или другое место, если это касается ребенка.

3. Просто вытянутая вперед рука – большой палец жесткий.

4. Спонтанный удар ребенка в запястье.

 

Аф

 

Аст

 

О

Ar

8

10c

1. Милостыня, даваемая ребенку.

2. Держит карандаш.

3. Пишет ручкой.

4. Отдыхает – не в гневе, спокойно.

Аф

О

А-б

А-б

9



1. Подчеркивает момент, который обсуждался.

2. Стоп.

3. Попытка ударить (меня).

4. Это рука угрожающая.

Ком

Дир

С

С

 

10



1. Испытуемый прикасается большим пальцем к носу. Я дурачусь, не пишите это.

2. Попытка остановить машину.

 

Зв

Дир х 3

Подсчет баллов:

Агрессивность 5 Страх 3

Директивность 10 Аффектация 5

Коммуникативность 10 Зависимость 2

Активность (моторная) 2 Пассивность 2

Описательность 2

Итого 41 (>40 баллов)

Итоговые значения (ИЗ) агрессивности/директивности (АД) или коммуникативности/зависимости (КЗ) подсчитывается по формулам:

ИЗАД = 20 + 1,5(АД)/ИЗАД = 20 + 1,5(15)  43,

ИЗкз = 20 + 1,5(КЗ)/ИЗкз = 20 + 1,5(20) = 55.

Коэффициент коммуникативности—агрессивности:



Если Каз > 1, то человек, какие бы акцентуации или нарушения поведения ни имелись у него, во всяком случае, не является агрессивно устремленным. Его агрессивность может существовать лишь потенциально - в формах страха или зависимости, в форме самоагрессии.

Если Каз < 1, то агрессивность явно обнаруживается как тенденция или реальность поведения.

Примечание.

Различные варианты ответов по категориям приведены в разделе «Интерпретация» вместе с описанием каждой категории.
Анализ

Интерпретация.

Цель теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание администрации, психиатров клиник и т. п., т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными тенденциями: обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара; драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение постельных принадлежностей и мебели пациентами психиатрических клиник и т. д.

Подсчет баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды преобладают над аттитюдами, означающими социальное сотрудничество или зависимость.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconАдаптация это приспособление или привыкание организма к новой обстановке....
В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие...
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconГ. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей
Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconЖестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика
Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников, родителей
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconПоощрение и наказание как методы воспитания Дата
Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье, методам поощрения...
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconТема: Работа
Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской...
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconРешение нетиповых ситуаций. Цели урока
Тип урока: комбинированный ( контроль качества знаний, диагностика и коррекция затруднений)
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconУчебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного...
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconЗдоровье младших школьников
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка...
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconЗадачи физического воспитания детей в семье
Так как именно в семье закладываются важнейшие основы для дальнейшего развития и социализации ребенка. Физическое воспитание не отличается...
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconЭкономическое воспитание в семье. Роль родителей в становлении индивидуального...
...
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconАдаптация детей раннего возраста к условиям доу
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Горанская С. В., Волотовский С. А. Социальная работа с пожилыми людьми: гендерный аспект // Каталог Международного форума «Старшее...
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе; помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки;...
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconСтатистика преступлений против новорожденных за август 2013 г
Чп произошло на улице Привокзальной в Железнодорожном районе Орла. Сотрудники полиции, проверяя информацию о пропаже новорожденного...
Л. С. Скрябина А. Ф. Фазлыева адаптация ребенка в замещающей семье: диагностика, коррекция, поддержка iconДоклад на областной видео конференции
От всей души приветствую всех собравшихся на сегодняшней видеоконференции, традиционное название которой «Сохраним ребенка в семье,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск