Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской





Скачать 303.06 Kb.
НазваниеФортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской
страница1/3
Дата публикации02.10.2014
Размер303.06 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Уралова Татьяна Михайловна

ФОРТЕПИАННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

И ПЕДАГОГИКА

В. Х. РАЗУМОВСКОЙ


Специальность: 17.00.02 – Музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата искусствоведения

Нижний Новгород – 2010

Работа выполнена в Нижегородской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки на кафедре теории музыки


Научный руководитель:

кандидат искусствоведения, доцент Красногорова Ольга Альбертовна


Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор

Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Березин Валерий Владимирович

кандидат искусствоведения, доцент

Российской академии музыки им. Гнесиных

Енукидзе Натэла Исидоровна

Ведущая организация: Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова




Защита диссертации состоится « » декабря 2010 года в _____ часов на заседании диссертационного совета по присуждению ученых степеней К 210.030.01 при Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки по адресу: 603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, 40

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки


Автореферат разослан «____» ноября 2010 года

Учёный секретарь диссертационного совета,

кандидат искусствоведения Бочкова Т. Р.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В истории развития отечественной музыкальной культуры ХХ века до настоящего времени недостаточно оценено и изучено творчество ряда выдающихся исполнителей. В их числе – фортепианно-исполнительское искусство и педагогика дипломанта Второго международного конкурса им Ф. Шопена в Варшаве (1932), лауреата Первого всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933), профессора Ленинградской государственной консерватории Веры Харитоновны Разумовской (1904 – 1967).

Характеризуя отечественное фортепианное искусство ХХ века, Л. Гаккель пишет, что большую роль в его развитии сыграли «выдающиеся отечественные художники-исполнители, жившие фактически безвестными до конца своих дней и сотворявшие историю пианистической культуры, ибо оставались в памяти всех, кто их слышал; такова, например, В. Х. Разумовская».1 Необходимость осмыслить и сделать достоянием научной и широкой музыкальной общественности творческие достижения одного из выдающихся представителей отечественного фортепианного исполнительского искусства – очевидна.

Объектом исследования является фортепианно-исполнительское искусстве и педагогика Веры Харитоновны Разумовской. Предметом исследования являются творческий путь, черты исполнительского стиля Разумовской и особенности её педагогики. Цель исследования определить значение и ценность фортепианного искусства Разумовской, изучить его художественные особенности, проявляющиеся и в её педагогике, раскрыть актуальность и возможность их практического применения.

В связи с этим определяются следующие задачи исследования:

1) определить основные вехи творческой биографии Разумовской и оценку ее искусства современниками;

2) проанализировать исполнительское наследие Разумовской;

3) исследовать принципы, методы и приёмы её педагогики, целесообразность и возможность их применения в современной практике обучения искусству игры на фортепиано на разных ступенях обучения;

4) выявить своеобразие и закономерности, проявляющиеся в творчестве Разумовской, в сравнении с чертами исполнительского стиля известных пианистов 1920-1960 годов;

5) сформулировать художественно-эстетические особенности исполнительского искусства Разумовской.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения, разработанные в трудах выдающихся музыкантов, пианистов и педагогов, историков и теоретиков музыкального исполнительского искусства: Б. В. Асафьева, А. Д. Алексеева, Л. А. Баренбойма, А. В. Вицинского, Л. В. Николаева, Г. Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна и др.

В диссертации применялись историографический и музыковедческий методы исследования, исполнительский и сравнительный анализ, герменевтический метод трактовки понятий и категорий, методы философского и математического обобщения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изучение творчества Разумовской подтвердило и наполнило конкретным содержанием его выдающуюся ценность, отмечаемую крупнейшими отечественными музыкантами, и выявило его актуальность.

2. Творчеству Разумовской присуще неразрывное и гармоничное взаимодействие исполнительского искусства и педагогики, сохранение и развитие европейских и отечественных фортепианных традиций, своеобразие и системность принципов, методов и приёмов, основой которых является сотворчество.

3. Данное исследование обосновало и показало возможность и целесообразность практического применения принципов и методов Разумовской не только на уровне достижения высшего мастерства, но и на основополагающем этапе обучения искусству игры на фортепиано.

Побочным результатом исследования является гипотеза о синергетической структуре исполнительского и педагогического сотворчества, которое может быть выражено формулой E = S T V, где E (effectus) – величина эффекта резонансного взаимодействия, а S,T,V – три объекта, участвующих в возникновении как фортепианно-исполнительского, так и педагогического сотворчества.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

1. Определено своеобразие исполнительского искусства Разумовской в сравнении с особенностями творчества известных отечественных пианистов 1920-1960-х годов.

2. Найдены новые факты биографии Разумовской, документы, публикации, иконография, позволившие более полно обрисовать черты её личности и культурные корни её творчества.

3. Обнаружены неопубликованные аудиозаписи Разумовской, более полно представляющие её исполнительское искусство.

4. Проанализировано исполнительское наследие Разумовской.

5. Изучены особенности сохранившейся аппликатуры Разумовской в мазурках Шопена.

6. Проведено сравнение приёмов и методов Разумовской с приемами, восходящими к черниевским и шопеновским традициям.

7. Выявлено своеобразие и системность принципов, методов и приёмов воспитания и обучения пианиста в классе Разумовской, обоснована и показана целесообразность и возможность их практического применения с основ обучения искусству игры на фортепиано.

8. Выдвинута гипотеза и предложена математическая формула структуры синергетического сотворчества в исполнительском искусстве и педагогике.

Практическая значимость диссертации заключается в привлечении внимания к фортепианному искусству Разумовской. Выявленные особенности исполнительского искусства и педагогики, аудиозаписи интерпретаций пианистки могут найти широкое применение в практической деятельности концертирующих исполнителей, педагогов и учащихся вузов, училищ и музыкальных школ, а также в учебных программах по истории и методике обучения искусству игры на фортепиано.

Творческая личность Разумовской становится знаковой фигурой в истории музыкального искусства и закономерности, выявленные в творчестве Разумовской, так же как и гипотетическая структура сотворчества, могут быть использованы при изучении истории, философии, эстетики, психологии, теории и методики исполнительского искусства, в искусствоведении и смежных науках, исследующих информационно-коммуникативные связи.

Обзор литературы по теме диссертации. Необходимо отметить, что научных работ, посвященных комплексному исследованию фортепианного искусства Разумовской, не существует. Её творчеству посвящены отдельные статьи в газетах, журналах и сборниках. Из такого рода работ в диссертации использованы статьи Е. Гресса, Д. Шостаковича, С. Хентовой, Ю. Тюлина, Л. Григорьева и Я. Платека. Особую ценность представляет брошюра С. Бейлиной «В классе профессора В. Х. Разумовской»2, основанная на записях, которые были сделаны её автором во время учёбы, и на архивных материалах Ленинградской (Петербургской) консерватории. Сборник «Уроки В. Х. Разумовской»3 также содержит воспоминания о Разумовской, вступительную статью К. Учителя и фрагменты методических докладов Разумовской: «О высоком строе души художника» (1944) и «Об ответственности исполнителя и его моральном облике» (1956). К сборнику прилагается диск с аудиозаписью части исполнительского наследия Разумовской. Эти публикации дают возможность автору диссертации подтвердить и расширить собственный опыт общения с В. Х. Разумовской, как со своим учителем.

Все публикации дают ценный (большей частью эмпирический) материал, описывающий, нередко в мемуарно-публицистическом ключе, биографию музыканта и характеризующий творчество пианистки, но не претендующий на статус научного исследования. В отличие от работы, принадлежащей Бейлиной, автор данной диссертации смог привлечь больший объём информации, касающийся, прежде всего, исполнительского наследия Разумовской, что позволило впервые осуществить и его исполнительский анализ.

В 2007 году была опубликована монография автора диссертации «Вера Харитоновна Разумовская. Путь в искусстве». В приложении к монографии представлен диск с записью части неопубликованного ранее исполнительского наследия Разумовской.

Материалы исследования. В работе используются:

- архивные документы: архив семьи Разумовской-Логовинского и их родственников - Майорских-Белицких, архив Петербургской консерватории, архив библиотеки Московской консерватории, архив автора данной работы;

- отзывы о педагогическом и исполнительском искусстве В. Разумовской таких её современников как А. Альшванг, К. Игумнов, Г. Нейгауз, Л. Николаев, А. Оссовский, С. Савшинский, Ю. Тюлин, С. Хентова, М. Штейнберг, Д. Шостакович;

- воспоминания учеников разных лет, родных, друзей, коллег и современников В. Разумовской: В. Логовинского, Б. Белицкого, Л. Баренбойма, Л. Бершадской, М. Вольф, Н. Игудесман (Суховой), М. Лебедя, Г. Минскер, Н. Перельмана, Ю. Растопчина, С. Набок, не вошедшие в указанные публикации;

- опыт личного общения автора диссертации с В. Х. Разумовской, как со своим учителем, в том числе и запечатлённый в неизданной студенческой статье, написанной по заданию Л. Баренбойма после смерти Разумовской ещё в 1967 году и используемой и С. Бейлиной в её брошюре;4

- аудиозаписи исполнительского искусства Разумовской;

- аппликатура, проставленная Разумовской в принадлежавших ей нотах мазурок Ф. Шопена.

В работе были также использованы книги и аудиозаписи, позволяющие охарактеризовать историческую, музыкальную и культурную среду жизни и творчества пианистки.

Апробация диссертационного исследования проходила в процессе публикаций, а также выступлений автора на различных международных научно-практических конференциях: «Европейское довузовское музыкальное образование: Россия, страны СНГ и Европы. Состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2006), «Современное музыкальное образование - 2005» и «Современное музыкальное образование – 2006», проходивших в Санкт-Петербурге в 2005 и в 2006 годах соответственно, участия во Всероссийском методическом смотре (1988) и на заседании Санкт-Петербургского городского семинара педагогов-пианистов (1997).

Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, где она была рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, 4-х глав и заключения. Список использованной литературы содержит 242 наименования на русском, английском и немецком языках. Приложение к диссертации содержит нотные примеры, фрагменты нот с аппликатурой Разумовской, список сохранившихся звукозаписей, иконографический материал.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении даётся обоснование выбора темы и её актуальности, определяются предмет, цели, задачи и методы исследования, научная новизна и практическая значимость диссертации, выдвигаются положения, выносимые на защиту, дается обзор литературы и материалов исследования, список опубликованных работ автора по данной теме, обозначается структура диссертации.

Глава 1. Жизненный и творческий путь Разумовской. В первом разделе «Основные вехи биографии» описывается происхождение, музыкальное окружение, исторический фон и проявления музыкальной одарённости пианистки.

Вера Харитоновна Разумовская родилась 22 сентября 1904 года в семье Харитона Самсоновича Разумовского и Екатерины Исааковны Майорской в поместье Бузовая Балка Елисаветградской (ныне Кировоградской) области Украины. Х. С. Разумовский был арендатором помещичьих земель и крупным лесоторговцем, членом благотворительных организаций. Развитие личности и необычайной музыкальной одарённости Разумовской основывались на традициях, сформированных в её семье ещё в ХIX веке, на той культурной среде, к которой принадлежали семьи Нейгаузов, Шимановских, Блюменфельдов, друзей её дома. Обрисовывается формирование характера Разумовской, начало музыкального обучения, обретение на всю жизнь учителя и друга Г. Г. Нейгауза, а также её учёба и последующая работа в Киевской и Ленинградской консерваториях, профессиональная и концертная деятельность.

В выводах этого раздела отмечается, что творческий путь Разумовской характеризуется ранним проявлением комплекса яркой, неординарной музыкальной исполнительской одарённости; благотворным влиянием музыкального окружения и культурных традиций; восьмилетним периодом обучения у Г. Г. Нейгауза и таким же – у Л. В. Николаева; успешным участием в конкурсах музыкантов-исполнителей: Второй конкурс Шопена в Варшаве (1932), где она была награждена дипломом, Первый всесоюзный конкурс (1933) – 2-я премия; концертной деятельностью различной широты и интенсивности; ранним сочетанием исполнительской деятельности и педагогики. Профессором Ленинградской консерватории Разумовская стала в 36 лет. Служение музыке в её стенах на протяжении также 36 лет оборвалось со смертью пианистки на 63 году жизни, 17 июня 1967 года.

Во втором разделе «Исполнительское искусство Разумовской в оценках современников» приводятся отзывы Д. Шостаковича, С. Савшинского, А. Оссовского, М. Штейнберга. Шостакович, в частности, писал: «В. Х. Разумовская поражает своей высокой культурой и проникновенным исполнением. Её выступления на эстраде всегда дают огромное эстетическое наслаждение».5 Рассматривается значение Первого всесоюзного конкурса исполнителей в творческой судьбе Разумовской, особенности личности пианистки и её исполнительское искусство последних лет жизни. На основании рассмотренных материалов, делаются предварительные выводы: исполнительское творчество Разумовской высоко оценивалось современниками, отмечавшими широкий размах и высокий уровень её концертной деятельности, ставящий Разумовскую в первый ряд современных ей пианистов, среди которых она выделялась как яркая индивидуальность; искусство Разумовской обладало большой силой эстетического воздействия; в то же время её исполнительский стиль вступал в противоречие с новым стилем исполнения тех лет. Последующее сокращение концертной деятельности Разумовской имело объективные и субъективные причины, лежащие вне сферы художественной ценности её исполнительского искусства.

В третьем разделе «Педагогика Разумовской в откликах коллег» приведены оценки педагогического искусства Разумовской такими её современниками, как Л. Николаев, Г. Нейгауз, К. Игумнов, С. Савшинский, А. Оссовский. Уточнён список учеников Разумовской, приведённый в вышеназванном сборнике «Уроки Разумовской». Названы некоторые представители последующих поколений преемников Разумовской, например П. Егоров, А. Сандлер, П. Лаул, продолжающие педагогическую родословную Разумовской в Санкт-Петербургской консерватории. Такие известные пианисты как С. Иголинский, П. Осетинская, И. Рюмина, А. Пироженко, М. Яновицкий, Н. Рубаненко, ученики воспитанницы Разумовской, М. Вольф, также являются уже вторым поколением преемников творчества Разумовской. В этом разделе диссертации приведены и отзывы учеников Разумовской о её педагогическом творчестве.

В выводах указывается, что педагогическая работа Разумовской высоко оценивалась современниками, которые отмечали присущую её педагогике своеобразие, особую методологию и системность. Подчёркивается, что особенности педагогики Разумовской связаны с особенностями её пианизма: с богатством и своеобразием звукокрасочной палитры и способами звукоизвлечения, с особым, творческим прочтением текста. Это своеобразие, как и высокие этические и эстетические требования Разумовской к исполнителю, часто не укладывались в рамки привычных для её студентов навыков, усвоенных ими за 10-12 лет предыдущего обучения игре на фортепиано, что затрудняло педагогический процесс передачи мастерства. Наилучшие результаты применения этих принципов и приёмов достигнуты через поколение, благодаря их освоению талантливыми учениками с ранней стадии обучения.

В четвёртом разделе «Возрождение интереса к творчеству Разумовской» говорится о том, что в связи со 100-летием со дня рождения Разумовской в Санкт-Петербурге, в консерватории, в Малом зале филармонии, в Российском университете культуры и искусств и в первой в истории Петербурга негосударственной консерватории, прошли концерты и вечера, посвящённые её памяти. В Санкт-Петербургской консерватории была открыта памятная доска, экспозиция её жизни и творчества, а в классе № 10 установлен портрет Разумовской. На радио России (Санкт-Петербург) и городском радио Санкт-Петербурга было организовано несколько передач, посвящённых её исполнительскому искусству. К 40-летию со дня смерти Разумовской, в 2007 году, вышло две книги ей посвящённые, в приложении к которым находятся аудиодиски с записями большей части её исполнительского наследия.

Творчество выдающихся мастеров прорастает сквозь время. Их присутствие в духовной жизни человеческого сообщества оказывается необходимым, а их влияние усиливается. Таким, как показывает исследование, является творчество Разумовской.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconИнтересов модифицированная методика
Транспорт, авиация, морское дело, военная служба, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, 'право...
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconУрока: «Обобщение и закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Программа под редакцией М. М. Разумовской, базовый уровень, учебник «Русский язык. 5 класс» (под редакцией М. М. Разумовской, С....
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconУчебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по...
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconСильва Хозе «Искусство торговли по методу Сильва»
М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской...
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия: педагогическая деятельность, личностные качества педагога, функции педагога, педагогика принуждения, педагогика...
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconВопросык зачету по курсу «Социальная педагогика и педагогика межнационального...
Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconВальдорфская педагогика (Педагогика Р. Штайнера)
М., 1993 г., «Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), М., 1995 г и, наконец, «Вальдорфская педагогика», антология (под ред....
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconРабочая программа предмета «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М (5-9...
Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconОсновная образовательная программа: 050700. 62 Педагогика с профилем Социальная педагогика

Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика в. Х. Разумовской iconХарламов И. Ф. Педагогика
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 13


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск