Урок русского языка по теме: "БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- "





Скачать 93.13 Kb.
НазваниеУрок русского языка по теме: "БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- "
Дата публикации05.10.2014
Размер93.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок

Урок русского языка по теме: "Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик- , -щик- "

Цели:

1.Сформировать знания о правописании суффиксов существительных ЧИК/ЩИК;

2.Содействовать развитию мышления;

3.Содействовать формированию доброжелательности;

Задачи:

1.Научить находить в существительных изучаемые суффиксы;

2. Научить разграничивать суффиксы ЧИК/ЩИК;

3.Научить образовывать новые слова при помощи данных морфем;

4. Продолжить отрабатывать навыки формирования самостоятельной работы

Оборудование: Конспект к уроку (Т.Я.Фролова); карточки с заданиями.

Эпиграф

Для своих писательских надобностей давно уже назвал

суффикс словотвором. ( С.Югов)

Ход урока

-Здравствуйте, садитесь. Начнем урок, немного необычный. Откройте тетради, запишите число. Классная работа, тему урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о суффиксах имен существительных ЧИК/ЩИК, будем учиться правописанию этих морфем.

Повторение.

Но начнем мы свой урок с повторения.

Грамматический разбор

а) Вариант№1 Мастерство требует упорного труда4.
б) суффикса3

в)неправда2, научат2,

Работа с классом


Блиц-опрос

  1. поставьте ударение: бармен, вахтер, агент

  2. запишите слово, в котором слышится мягкий звук з: сжать, резьба, резкий;

  3. подберите синонимы к словам: ненвежа- грубиян, невежда- неуч (Паронимы)


А теперь повторим правописание некоторых орфограмм ( ¬пре/при; корни лаг /лож; не с существительными; и/ы после приставок на согласную)

1)преградить, преумный, прислушаться;

2) положить, прилагательное, изложение;

3)неправда, неряха, не горе, а счастье;

4)безымянный, сверхинтересный, предыстория;

Задание: Вариант№1 (составьте словосочетания со словами первой строки) (преграда на пути, преумный ученик, прислушаться к тишине);

Основная часть урока

Маленький, но удаленький

Живет в слове в его основе,

Слов значенье меняет в мгновенье.

Было море- стал моряк.

Была рыба- стал рыбак.

Был дом –стал домище.

Был топор- стал топорище.

Превратилась школа- в школьника,

Школьный двор -в седого дворника.( суффикс)

Запишите эпиграф к уроку. Почему автор дал такое наименование суффиксу?
Игра «Третий лишний»

Вариант№2 (составьте предложение со словами 3 строки)( В нашем городе сооружен памятник безымянным героям);
Проверка грамматических разборов.( сильный ученик проверяет работу, выполненную на доске)
Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, а поможет нам одна морфема. Какая? Догадайтесь, прослушав стихотворение:

Сам он так ответил на этот вопрос: «Так мне явственнее, зримее, что ли, становится его поистине изумительная работа в языке: творить слова»

Обратимся к нашему учебнику ( чтение §38 )

Я думаю, что вы сумели сделать вывод о правописании суффиксов ЧИК/ЩИК. (Рассказ сильного ученика по конспекту Т.Я.Фроловой)



А теперь первый вариант вместе со мной составляет таблицу. Второй вариант готовит на доске правили -помощники.

Составление правил- помощников



- чик-

-щик-

после д-т, з-с, ж

остальные случаи

Слова исключения: Брильянтщик, асфальтщик



Зося ждет- чик

А теперь мы приступаем к к отработке правописания суффиксов чик/щик.
Тренировочные упражнения

1 вариант. Распределите слова в 2 столбика: в один с суффиксом чик, в другой суффиксом щик

2 вариант. Распределите слова в 2 столбика (суф. Чик и суф. Щик), определите слово, от которого образовалось данное слово:

Переплетчик, докладчик, гардеробщик, сварщик, переписчик, буфетчик, экскаваторщик, стекольщик, барабанщик, каменщик, приемщик, автоматчик, фонарщик, точильщик.
Переплетчик-переплет гардеробщик-гардероб

Докладчик-доклад сварщик- сварить

Переплетчик- переплет приемщик-приём

переписчик- перепись Экскаваторщик-экскаватор

автоматчик- автомат Стекольщик –стекло буфетчик-буфет Барабанщик- барабан

Фонарщик- фонарь

Точильщик- точило
Игра « Замени синонимом»
1)Рабочий на погрузке или выгрузке( грузчик)

2)типографский рабочий, делающий переплеты у книг.( переплетчик»)

3) шахтер, работающий в забое.( забойщик)

4) музыкальные инструменты настраивает.(настройщик)

5)специалист по переводам с одного языка на другой( переводчик)

6)солдат, имеющий на вооружении пулемет (пулеметчик)

7) железнодорожник, сцепляющий вагоны ( сцепщик)

8) человек, управляющий самолетом.(летчик)

Задание:

1 вариант. Составьте простое предложение, выполните синтаксический разбор.

2 вариант. Составьте сложное предложение, выполните синтаксический разбор.

Творческая работа

Работа с текстом

В старину над и..готовлением книги трудились многие люди. Линей..ик ра..линовывал страницы. Перепис..ик писал черный текст. Художник-рисоваль…ик ра..рисовывал буквицы, заставки и миниатюры.

После появления книгопечатания над книгой стали работать набор..ики. Они составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик – помо..ник печатника- наносил на набор краску. Листы с текстом ра..вешивали и просушивали на веревке. Потом за работу пр..нимались переплет..ики. Они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки. В основу переплета клали доску. Часто переплеты были очень дорогими. Их украшали золотом, серебром, жемчугом.

Книжное дело было настоящим искусством.

Проводится анализ текста по вопросам:

Озаглавьте текст?

Определите стиль текста.

Определите тип речи.

Назовите слова с орфограммой Чик-Щик?

Какие правила вы вспомнили, когда работали над этими словами?

Почему в словах переписчик и переплетчик пишется –ЧИК. Как его отличать от дублера-ЩИК?

Укажите предложения, осложненные однородными членами предложения?

1вариант. Текст по памяти.

2 вариант. Восстановительная работа.( контрольное списывание)

Домашнее задание. Составить предложения она тему« Профессия моей мамы (папы)»- 1 вариант.Составить текст на тему «Если бы исчезла профессия»- 2 вариант.

Итог урока

Рефлексия.( Ладошка)

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Что ещё я хочу узнать…….

4.Мне понравилось на уроке…..5. Мне не понравилось на уроке………

Белгородская область

администрация города Белгорода

Управление образования
Городской семинар

по проблеме «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка»
Урок русского языка

Тема «"Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик- , -щик- " 6 класс



Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №18 Бунина Т.А.
Белгород-2007

Вариант№1

1.Игра « третий лишний»

а)Пр..града, пр..умный, пр…слушаться;

б)Пол…жить, сл…гаемое, предл..жение;

в)(Не)правда, (не)честность, (не) горе, а счастье;

г)Без…мянный, сверх…нтересный, пред…стория;

Вариант№1 (составьте словосочетания со словами первой строки) (преграда на пути, преумный ученик, прислушаться к тишине)

2. ( 1 вариант)Распределите слова в 2 столбика: в один с суффиксом чик, в другой суффиксом щик

Переплетчик, докладчик, гардеробщик, сварщик, переписчик, буфетчик, экскаваторщик, стекольщик, барабанщик, каменщик, приемщик, автоматчик, переписчик, фонарщик, точильщик.

Игра « Замени синонимом»
1)Рабочий на погрузке или выгрузке( грузчик)

2)типографский рабочий, делающий переплеты у книг.( переплетчик»)

3) шахтер, работающий в забое.( забойщик)

4) музыкальные инструменты настраивает.(настройщик)

5)специалист по переводам с одного языка на другой( переводчик)

6)солдат, имеющий на вооружении пулемет (пулеметчик)

7) железнодорожник, сцепляющий вагоны ( сцепщик)

8) человек, управляющий самолетом.(летчик)

Задание:

1 вариант. Составьте простое предложение, выполните синтаксический разбор.

Работа с текстом. Прочитайте текст.

В старину над и..готовлением книги трудились многие люди. Линей..ик ра..линовывал страницы. Перепис..ик писал черный текст. Художник-рисоваль…ик ра..рисовывал буквицы, заставки и миниатюры.

После появления книгопечатания над книгой стали работать набор..ики. Они составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик – помо..ник печатника- наносил на набор краску. Листы с текстом ра..вешивали и просушивали на веревке. Потом за работу пр..нимались переплет..ики. Они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки. В основу переплета клали доску. Часто переплеты были очень дорогими. Их украшали золотом, серебром, жемчугом.

Книжное дело было настоящим искусством.

Проводится анализ текста по вопросам:

Озаглавьте текст.

Определите стиль текста.

Определите тип речи.

Назовите слова с орфограммой Чик-Щик? ( обратить внимание на слово батырщик)

Какие правила вы вспомнили, когда работали над этими словами?

Почему в словах переписчик и переплетчик пишется –ЧИК. Как его отличать от дублера-ЩИК?

Укажите предложения, осложненные однородными членами предложения?

1 вариант. Восстановительная работа .Выделить в тексте слова с суффиксами чик- щик.

Вариант№2

1.Игра « третий лишний»

а)Пр..града, пр..умный, пр…слушаться;

б)Пол…жить, сл…гаемое, предл..жение;

в)(Не)правда, (не)честность, (не) горе, а счастье;

г)Без…мянный, сверх…нтересный, пред…стория;

Задание. Вариант№2 (составьте предложение со словами 3 строки) (Неправда унижает человека.)

2. ( 2 вариант). Распределите слова в 2 столбика: в один с суффиксом чик, в другой суффиксом щик; определите слово, от которого образовано данное слово

Переплетчик, докладчик, гардеробщик, сварщик, переписчик, буфетчик, экскаваторщик, стекольщик, барабанщик, каменщик, приемщик, автоматчик, переписчик, фонарщик, точильщик.

Игра « Замени синонимом»
1)Рабочий на погрузке или выгрузке( грузчик)

2)типографский рабочий, делающий переплеты у книг.( переплетчик»)

3) шахтер, работающий в забое.( забойщик)

4) музыкальные инструменты настраивает.(настройщик)

5)специалист по переводам с одного языка на другой( переводчик)

6)солдат, имеющий на вооружении пулемет (пулеметчик)

7) железнодорожник, сцепляющий вагоны ( сцепщик)

8) человек, управляющий самолетом.(летчик)

Задание:

2 вариант. Составьте сложное предложение, выполните синтаксический разбор.

Работа с текстом. Прочитайте текст.

В старину над и..готовлением книги трудились многие люди. Линей..ик ра..линовывал страницы. Перепис..ик писал черный текст. Художник-рисоваль…ик ра..рисовывал буквицы, заставки и миниатюры.

После появления книгопечатания над книгой стали работать набор..ики. Они составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик – помо..ник печатника- наносил на набор краску. Листы с текстом ра..вешивали и просушивали на веревке. Потом за работу пр..нимались переплет..ики. Они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки. В основу переплета клали доску. Часто переплеты были очень дорогими. Их украшали золотом, серебром, жемчугом.

Книжное дело было настоящим искусством.

Проводится анализ текста по вопросам:

Озаглавьте текст.

Определите стиль текста.

Определите тип речи.

Назовите слова с орфограммой Чик-Щик? ( обратить внимание на слово батырщик)

Какие правила вы вспомнили, когда работали над этими словами?

Почему в словах переписчик и переплетчик пишется –ЧИК. Как его отличать от дублера-ЩИК?

Укажите предложения, осложненные однородными членами предложения?

2вариант. Текст по памяти. Выделить в тексте слова с суффиксами чик- щик.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconКонспект урока русского языка в 6 классе на тему «БуквыЧиЩв суффиксах чик и -щик»
Материал: учебник, стр. 177-178, карточки с заданиями, дополнительные материалы к уроку
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconУрок русского языка в 6 классе Тема
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с суффиксами имен существительных –чик- и –щик-, отработаем навыки выбора буквы ч или щ при...
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconУрок № Дата 8 декабря 2011 года Тема: «Правописание суффикса -чик ( -щик )»
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: слайды: №1Имена существительные. №2 Морфологические признаки существительных. №3 Не с существительными. №4 Правописание...
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconКонспект урока по теме «Буквы \"ч\" и \"щ\" в суффиксе имен существительных \"-чик\" (\"-щик\")»
Цель: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка в 6 классе по теме Гласные в суффиксах существительных –ек и –ИК
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ек и –ИК"
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconУрока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное н и нн...
«Имя прилагательное н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconУрок русского языка "н-нн в суффиксах имен прилагательных" Тип урока
Образовательная: объяснить правописание н-нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconУрок русского языка. Тема: Правописание суффиксов чик-щик -здравствуйте,...
А что такое «суффикс»? (значимая часть слова, которая служит для образования новых слов)
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Правописание суффиксов имён существительных(-чик щик-,-ек ик-), о-е после шипящих»
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconУрок русского языка по теме: "-н- и -нн- в суффиксах прилагательных"( 6 класс )
Образовательные: Формировать навык написания н и нн в суффиксах прилагательных; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых...
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу...
Урок русского языка по теме: \"БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формировать умение правильно определять, какой суффикс необходимо писать в существительных: -чик или -щик


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск