Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям





Скачать 373.92 Kb.
НазваниеСпециалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям
страница1/3
Дата публикации16.07.2013
Размер373.92 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

КОРНЕЕВА Елена Ивановна


СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ СВЯЗЕЙ

С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ОСОБЕННОСТИ ИХ АДАПТАЦИИ

К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ

Специальность 22.00.04 –

социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Иркутск 2007
Работа выполнена на кафедре социальной философии и социологии Иркутского государственного университета

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Грабельных Татьяна Ивановна

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Антонова Людмила Львовна
кандидат социологических наук

Хижаева Тамара Михайловна
Ведущая организация: Иркутский государственный

технический университет,

кафедра социологии и социальной работы

Защита состоится 8 ноября 2007 г. в 9 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.074.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Иркутском государственном университете по адресу: 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, ауд. 410.
С диссертацией можно ознакомиться в Региональной научной библиотеке Иркутского государственного университета по адресу: 664003, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 24.


Автореферат разослан « 8 » октября 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент И.А. Журавлева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Необходимость формирования и развития связей с общественностью как области социальной науки стала очевидной вместе с началом демократизации политической, экономической и общественной жизни в России в конце 80-х годов прошлого столетия: появились новые социальные группы, резко увеличилось число коммуникационных каналов, возродилась возможность публично и открыто выражать свое мнение. На смену разрушившейся тоталитарной пропаганде пришла новая область социологии - связи с общественностью. Начался процесс формирования сообщества специалистов в области связей с общественностью как особой социально-профессиональной группы, занявшей устойчивое место в социальной структуре общества и выполняющей уникальную роль в современных социальных процессах.

Различные социальные институты современной России (государственные и частные корпорации, общественные и учебные учреждения, профсоюзы и религиозные общины, шоу-бизнес и органы государственной власти) все активнее в своей деятельности используют труд специалистов в области PR. Это именно те социальные институты, существование и благополучие которых зиждется на удачно сформированном отношении к ним со стороны общественности. Требования сегодняшнего потребителя уже не ограничиваются только качеством или ценой товара. Лояльность потребителя зависит от социального статуса организации. Крупнейшие компании не просто производят товар, они создают стандарты потребления, формируют стиль жизни.

В этих условиях в России достаточно бурно развиваются практически все виды PR, появились процессы интенсивного лоббирования профессиональных интересов специалистов в области связей с общественностью. Социально-профессиональная группа PR-специалистов все активнее занимает новые ниши в социально-стратификационных процессах современного общества.

Следует отметить, что проблемы PR в России в целом и в Восточной Сибири, в частности, во многом схожи с проблемами PR во всем мире. Эта профессия еще не окончательно сформировалась: не исследованы с научной точки зрения ее место и роль в социально-стратификационной структуре общества, отсутствуют какие-либо научные критерии и принципы деятельности, стандарты образования, показатели эффективности. Однако уже сегодня специалисты в области связей с общественностью как социально-профессиональная группа прочно занимают свое место в социально-профессиональной структуре современного российского общества. Они получают высокие посты в структуре современных организаций, к их мнению прислушиваются первые лица различных предприятий и государственных органов власти. Нередко PR-специалисты определяют стратегию развития бизнеса.

В настоящее время как никогда актуальны исследования проблем, стоящих перед связями с общественностью и их профессиональным сообществом, изучение специфики их профессиональной деятельности на федеральном и региональном уровнях, а также выявление основных факторов, влияющих на адаптацию PR-специалистов как социально-профессиональной группы к современным рыночным условиям.

Степень научной разработанности проблемы. Исторические аспекты формирования и развития связей с общественностью как социального института на протяжении ХХ века освещались в научных трудах таких авторов, как П. Бейда, С. Блэк, М.П. Бочаров, С.М. Катлип, Л. Клебанова, А.Х. Сентер и др. Рядом ученых были достаточно полно рассмотрены вопросы формирования связей с общественностью как современной научной деятельности, что отражено в теоретических разработках Г.М. Брума, Ф. Буари, Ф. Джефкинса, Д. Крукеберга, Д. Ньюсома, В.Е. Ревы, Д.В. Терка и др.

Количественные методы анализа связей с общественностью как области социологии для решения практических задач прогнозирования, планирования и управления общественным мнением используются в работах Е.Ч. Андураса, Р. Бландела, В.Е. Демидова, П.С. Завьялова, Ф. Котлера. Проблемы развития связей с общественностью как формы общественной практики, характер труда, система планирования и управления PR-деятельностью анализируются Н.С. Бахваловой, И.В. Крыловым, И.В. Огарь, А.П. Ситниковым и др.

В конце ХХ века стали проводиться исследования, как специально посвященные различным аспектам связей с общественностью как социального института, так и касающиеся их в контексте анализа других вопросов. Прежде всего, к ним следует отнести труды Л. Мазура, В.Л. Музыканта, И.М. Синяевой, Дж. Уайта, А.Н. Чумикова и др.

Исследования профессиональной деятельности в области связей с общественностью закономерно выявили проблему ее субъекта – PR-сообщества. Впервые критерии его выделения в рамках западных исследований по социологии и философии связей с общественностью предложил С. Виндал, который ввел сложное и многомерное понятие парадигмы в сфере формирования общественного мнения как совокупности идей, взглядов и ценностей, удерживающих PR-специалистов в сплоченном профессиональном коллективе, т.е. PR-сообществе. Именно обоснование этого термина позволило придать данной области исследования комплексный, междисциплинарный характер. Если до С. Виндала философия связей с общественностью задавала определенные нормы для других, связанных с ней наук, – истории, социологии, психологии, то после его исследований начался обратный процесс влияния философии связей с общественностью как науки на другие дисциплины. Различные аспекты проблем профессионального PR-сообщества в современной литературе по социологии и философии связей с общественностью представлены в работах Э. Аронсона, А.В. Бекетова, Д.А. Игнатьева, А.Ю. Панасюка, Ф.А. Сарокваши, А.А. Федоровой, М.Г. Щедровицкой.

В отечественной науке также сформировался ряд направлений ее анализа. Вопросам становления и функционирования связей с общественностью как социального института, их специфике, взаимодействию с другими институтами посвящены исследования таких авторов, как Р.Н. Абрамов, В.С. Комаровский, Э.В. Кондратьев, Н.П. Попов, П. Штомпка и др. В монографии М.А. Шишкиной анализируется генезис, структура и функционирование связей с общественностью в контексте социального управления. Нетрудно заметить, что перечисленные труды отечественных исследователей посвящены, в значительной мере, их социально-философскому и управленческому аспектам.

В других работах подчеркивается неоднозначное положение современных связей с общественностью как области социологии, дискутируются проблемы взаимодействия академической, вузовской и отраслевой PR-науки, подготовки кадров в области связей с общественностью. Необходимо отметить, что практические рекомендации представленных работ часто носят умозрительный характер и не учитывают социально-экономические и социально-политические реалии модернизирующегося общества.

Кроме теоретических изысканий по анализируемой проблеме в последние десятилетия в России и за рубежом стали проводиться конкретные социологические исследования с целью выявления общего состояния, условий существования, перспектив развития связей с общественностью как социальной науки и ее профессионального сообщества. Между тем, существует острая потребность в проведении комплексных социологических исследований специалистов в области связей с общественностью как новой социально-профессиональной группы на теоретическом и эмпирическом уровнях, социально-демографическом анализе их структуры, изучении социальной динамики и особенностей процесса адаптации в современных социально-экономических условиях в России.

Недостаточная научная разработанность проблемы объясняется некоторым отставанием в научном осмыслении феномена PR-сообщества как новой социально-профессиональной группы в современном российском обществе от темпов реального формирования данного сообщества и связанных с его функционированием изменений в социально-стратификационной структуре России.

Эти и другие моменты во многом обусловили выбор объекта и предмета исследования.

Объектом исследования выступает социально-профессиональная группа специалистов в области связей с общественностью.

Предметом является процесс адаптации специалистов в области связей с общественностью как социально-профессиональной группы в России к современным условиям.

Цель работы – выявить особенности и ключевые проблемы адаптации специалистов в области связей с общественностью как социально-профессиональной группы в России к современным условиям на федеральном и региональном уровнях.

Реализация поставленной цели предполагала решение следующих приоритетных задач:

- выделить особенности институционализации связей с общественностью как профессии на основе комплексного подхода;

- проанализировать процесс формирования и динамику развития социально-профессиональной группы специалистов в области связей с общественностью в России в современных условиях, представить ее социально-демографические и профессионально-квалификационные характеристики;

- провести комплексное социологическое исследование с целью выявления ценностно-мотивационного механизма адаптации специалистов в области связей с общественностью к современным условиям;

- определить основные направления ускорения процесса адаптации специалистов в области связей с общественностью как социально-профессиональной группы в России.

Гипотеза исследования. Социально-профессиональная группа специалистов в области связей с общественностью обладает характерными особенностями адаптации к современным условиям, проявляющимися в специфике форм профессиональной деятельности, иерархии трудовых ценностей, ролей и норм. Ускорение процесса адаптации специалистов в области связей с общественностью к современным рыночным условиям предусматривает комплексную оптимизацию их ценностно-мотивационного механизма профессиональной деятельности на макро и микро уровнях.

Теоретико-методологическая основа исследования. Содержание и логику научного исследования в значительной степени определяют три базовых принципа: принцип развития, принцип функциональной взаимозависимости, принцип оптимизации.

При анализе проблем формирования и функционирования социально-профессиональной группы специалистов в области связей с общественностью мы опирались на философский, социологический, социально-психологический и исторический подходы.

Методологической основой исследования непосредственно явились: системный подход к анализу науки и профессии как частям социальной системы общества (Е.А. Беляев, Г.Н. Волков, Б.И. Иванов, В.Ж. Келле, P.M. Нугаев, Н.С. Пышкова, В.Н. Садовский, В.В. Чешев, Г.П. Щедровицкий, Б.Г. Юдин и др.); деятельностный подход к изучению социальных явлений и процессов (Е.А. Ануфриев, В.Г. Афанасьев, Г.Н. Волков, Г.В. Дыльнов, В.В. Иванов, Э.В. Ильенков, Ю.С. Мелещенко, Е.З. Мирская, М.А. Нугаев, B.C. Тюхтин, B.C. Швырев и др.); институциональный подход, обеспечивающий исследование социальных явлений с позиций ценностно-нормативных параметров (Р. Мертон, Н. Сторер, Н. Маллинз, В.Ж. Келле, И.И. Лейман, А.В. Мозговая, Т.Ф. Пыхтина, Т.С. Чиверская и др.); основные положения теории парадигм и стратификации (Т. Кун, С.А. Кугель, В.А. Мансуров, Р. Мертон, Э.М. Мирский, Т.В. Наумова, В.В. Радаев, B.C. Степин, Ф.Э. Шереги, О.И. Шкаратан, В.Г. Харчева и др.).

Из исследований отечественных ученых и практиков, занимающихся проблемами связей с общественностью как социального института и профессии для формирования основ комплексного подхода, также выделяем: теоретические разработки в области генезиса, структуры и функционирования связей с общественностью в контексте социального управления (М.А. Шишкина); принципы взаимодействия связей с общественностью как социального института с другими институтами (В.С. Комаровский); теорию современной идеологии связей с общественностью (А.Н. Чумиков); идеи о ресурсах функционирования связей с общественностью в организационных структурах различных форм собственности (Е.В. Голубкова); концепцию прикладных аспектов использования связей с общественностью (Т.Ю. Лебедева); идеи о структуре современных PR-сообществ (А.Ю. Панасюк); методы повышения эффективности PR-деятельности (С.Л. Гурко) и др. При этом, главными составляющими комплексного подхода являются институциональный, деятельностный и стратификационный подходы.

Методы и методика исследования. Для решения поставленных задач автором применялись общенаучные методы исследований теоретического уровня и социологические методы исследования. Активно использовались теоретико-познавательные методы: анализ научной литературы и синтез имеющихся знаний по изучаемой проблеме, категоризация содержания обобщенных и осмысленных материалов, парадигматическое противопоставление имеющихся точек зрения, классификация и схематизация полученных результатов.

Практическая реализация поставленных задач осуществлена посредством применения таких методов как статистический анализ, теоретический анализ документальных источников, анкетирование, вторичный анализ материалов социологических исследований. Среди методов анализа данных в работе были использованы: причинный анализ, сравнительный анализ, типологический анализ и ранжирование материалов.

В качестве инструмента эмпирического исследования предложена комплексная методика, отражающая специфику проведения опросов руководителей и специалистов в области связей с общественностью в России.

Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программного обеспечения SPSS для Windows.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Статистические данные Госкомстата России, Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), Ассоциации компаний – консультантов в области общественных связей (АКОС), общества с ограниченной ответственностью «Институт Социальных Технологий, Экспертиз и Коммуникаций», касающиеся проблем формирования и развития связей с общественностью как современной профессии, а также информационно-аналитические материалы по вопросам исторического развития связей с общественностью как социального института и профессии в России и Иркутской области, предоставленные компаниями «ИМИДЖ-контакт», «Премиум», «SKS», «Телеинформ», а также журналом «Советник».

2. Документальные источники в виде основополагающих федеральных законов и концепций в области управления профессиональной деятельностью.

3. Данные общефедеральных социологических исследований:

- «Оценка современного состояния и перспектив российского рынка PR-услуг», проведенного журналом «Советник» в рамках мониторинга социально-профессиональной ситуации в сфере связей с общественностью в Российской Федерации в 2001-2002 гг. Опрос проведен методом анкетирования специалистов в области связей с общественностью в ряде коммерческих и профильных учреждений в 24 городах различных регионов России. Выборка составила 464 человека, что обеспечивает при генеральной совокупности специалистов в области связей с общественностью в России 152 тыс. человек ошибку репрезентативности не более 5%. Пропорции внутри выборочной совокупности учитывают половозрастную и квалификационную структуру объекта исследования;

- «Современный российский PR-специалист», проведенного журналом «Советник» в 2005 году, в ходе которого опрошено 756 руководителей и специалистов, работающих в сфере связей с общественностью из 611 организаций, расположенных в двадцати четырех регионах России. Ошибка репрезентативности не более 5%. Пропорции внутри выборочной совокупности учитывают половозрастную и квалификационную структуру объекта исследования.

4. Данные социологического исследования «Специалисты в области связей с общественностью как социально-профессиональная группа: особенности адаптации к современным условиям (на материалах Иркутской области)», проведенного лично автором в 2006 году. Опрос проведен методом анкетирования специалистов в области связей с общественностью в ряде коммерческих, некоммерческих и профильных учреждений городов Иркутской области (Иркутск, Ангарск, Шелехов, Братск). Выборка составила 180 человек, что обеспечивает при генеральной совокупности специалистов в области связей с общественностью в Иркутской области 1503 человека ошибку репрезентативности не более 3%. Пропорции внутри выборочной совокупности учитывают половозрастную и квалификационную структуру объекта исследования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconОсобенности профессиональной адаптации молодых специалистов-педагогов...
Аннотация. В статье отражены этапы и условия адаптации молодых специалистов на основе анализа данных интервьюирования выпускников...
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconРабочая программа дисциплины «связи с общественностью (public relations pr)»
В процессе изучения курса у студентов формируются представления о понятийном аппарате данной дисциплины, принципах и закономерностях...
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В учебных заведениях Краснодарского края в программы изучаемых дисциплин введен региональный компонент, в том числе казаковедение....
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconПрограмма дисциплины «Рынок связей с общественностью в России и за...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconСтудент должен знать пути и механизмы связей с общественностью как...
Цель дисциплины: получение студентами базовых представлений о роли связей с общественностью в современном гражданском обществе и...
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям icon«Диалог в образовании с использованием икт»
Калининского района Санкт-Петербурга в режиме ресурсного центра в области информатизации образования: накопление и распространение...
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconСвязей с общественностью
Составлены в соответствии с государственным стандартом по базовому курсу специальности «Связи с общественностью»
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconКлюка Константин «Зеленые»
Зеленый pr является одним из направлений области связей с общественностью, который представляет для общества основы корпоративной...
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconПримерная тематика рефератов
Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению. Профилактика тяжелой формы адаптации
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconЭкономический компонент на уроке английского языка,как средство успешной...
Экономический компонент как средство адаптации школьника к новым социально-рыночным условиям 5
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconПоложение о конкурсе студенческих научных работ в области социологии,...
Опредаление 10 кандидатур педагогов и руководителей для награждения отраслевами наградами
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconРабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconУчебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 (350400) Связи...
Целью курса является овладение студентами основными принципами, формами и методами со-деятельности Предметом курса предусматривается...
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconУчебно-методический комплекс по дисциплине организация и проведение...
Цели и задачи дисциплины: ознакомление студентов с основными методами, технологиями и инструментами планирования и организации рекламных...
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconСвязи с общественностью во внешней политике государства (pr in External policy of the state)
Основной целью дисциплины является формирование у студентов общего понимания роли и места связей с общественностью во внешней политике...
Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям iconАдаптация детей раннего возраста к условиям доу
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск