Скачать 392.8 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Методические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета 2010 УДК 659.4 ББК 76.0 Т11 Методические указания включают в себя перечень разделов лекционных занятий, план семинарских занятий, тесты для контроля остаточных знаний, перечень вопросов к зачету, список тем докладов и рефератов, литературу. Составлены в соответствии с государственным стандартом по базовому курсу специальности «Связи с общественностью». Материалы подготовлены на кафедре «Коммуникационный менеджмент» и предназначены для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью». С о с т а в и т е л ь А.Ю. Питерова Р е ц е н з е н т В.А. Писачкин, профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой «Методология науки и прикладной социологии» Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Введение «Теория и практика связей с общественностью» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент развития дипломированного специалиста по связям с общественностью. Являясь компонентом профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, «Теория и практика связей с общественностью» входит в число федерального компонента дисциплин цикла «Общие профессиональные дисциплины». Цель изучения дисциплины «Теория и практика связей с общественностью» – привить студентам необходимые знания в области своей профессии и помочь им овладеть практическими навыками в сфере паблик рилейшнз. Задачи дисциплины: – дать развернутое представление о связях с общественностью как профессии и отрасли бизнеса; – ознакомить студентов с регулированием деятельности в сфере связей с общественностью; – рассмотреть основные организационные структуры связей с общественностью; – дать представление о стратегии и тактике использования средств массовой информации в связях с общественностью; – сформировать базовые навыки исследовательской работы; – ознакомить с технологиями организации и проведения PR-мероприятий. В результате изучения курса студент должен: знать: – причины возникновения и развития связей с общественностью; – основные профессиональные термины и понятия, профессиональные требования к специалисту; – кодексы профессионального поведения специалиста по связям с общественностью; уметь: – составлять образцы основных PR-документов; – налаживать взаимодействие со СМИ; – разрабатывать план специальных PR-мероприятий; – проводить исследования в области связей с общественностью; иметь представление: – о законах и нормативных актах, регулирующих общественную и коммерческую деятельность, законах о СМИ, рекламе, защите авторских прав, прав потребителей; – об особенностях формирования общественного мнения; – о профессиональных объединениях специалистов; международных и национальных агентствах; профессиональных изданиях в области связей с общественностью. Дисциплина «Теория и практика связей с общественностью» включает лекционные и лабораторные занятия в сочетании с самостоятельной работой студентов. Разделы лекционного курса и их содержание Лекционный курс направлен главным образом на изучение сущности, особенностей и технологий связей с общественностью, их роли в современном обществе. В лекционном материале представлена информация о направлениях деятельности PR-специалистов внутри и за пределами организации, формировании общественного мнения, взаимоотношениях со СМИ, проведении исследований. Р а з д е л 1 Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике Основные подходы к определению PR: альтруистический, компромиссный, прагматический, инструментальный. Принципы паблик рилейшнз. Функции паблик рилейшнз: аналитико-прогностическая, организационно-технологическая, информационно-коммуникативная, консультативно-методическая, социально-гуманистическая. Коммуникационные модели паблик рилейшнз: паблисити; информирование общественности; двусторонняя асимметричная; двусторонняя симметричная. Р а з д е л 2 Основные организационные структуры связей с общественностью PR-отдел в структуре учреждения: причины создания, преимущества и недостатки организации отдела. Составные части профессиональной деятельности: информирование общественности, формирование общественного мнения. Типовое агентство по связям с общественностью: понятие, формы работы, сильные и слабые стороны деятельности. Р а з д е л 3 Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью Правовое обеспечение связей с общественностью. Законы и нормативные акты, регулирующие общественную и коммерческую деятельность, законы о СМИ, рекламе, защите авторских прав, прав потребителей. Стандарты PR-качества. Категории оценки уровня PR-услуг. Международный стандарт качества ISO 9000. Лицензирование и PR-сертификация. Общественный комитет по профессиональной сертификации в области связей с общественностью. Основные цели PR-сертификации. Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение. Профессиональная этика паблик рилейшнз: виды кодексов профессионального поведения специалиста (Афинский и Лиссабонский кодексы, кодекс профессиональных стандартов PRSA, декларация профессиональных стандартов РАСО). Р а з д е л 4 Процесс влияния служб связей с общественностью на общественное мнение Понятие общественности. Определение целевой и ключевой аудитории. Виды и категории целевых аудиторий, внешняя и внутренняя аудитория. Определение понятий «лидеры мнений» и «группы интересов». Экономическое, финансовое сообщество, политическая, социокультурная, клерикальная, профессиональная среда. Признаки и функции общественного мнения. Особенности формирования общественного мнения. Управление общественным мнением. Р а з д е л 5 Связи с общественностью в системе управления организации Особенности паблик рилейшнз в микро-, мезо-, макро- и мультисреде организации: объекты воздействия PR-служб, основные задачи, методы и средства воздействия. Корпоративный PR. Формирование корпоративной культуры. Факторы, влияющие на становление и развитие корпоративной культуры. Средства внутрифирменных коммуникаций. Виды документов: информационные, имиджевые корпоративные документы, реклама. Виды коммуникации во взаимоотношениях с персоналом: корпоративная многотиражная газета, журнал, информационный бюллетень, брошюра, доска объявлений, стенгазета, внутреннее телевидение и радио, Интернет, другие формы. Корпоративные издания для внешней аудитории: презентационный буклет, годовой отчет, письмо акционерам, летопись фирмы, биография руководства, слайдовый видеофильм. Специальные корпоративные PR-мероприятия: публичные выступления руководителя, беседы с персоналом, выборы руководства, конкурсы, День рождения компании, акция «горячая линия» для персонала. Корпоративный праздник: разработка идеи и сценария, компоненты, форматы, результаты проведения. Р а з д е л 6 Формирование имиджа организации средствами PR Понятия «корпоративный имидж», «фирменный стиль». Функции PR-имиджа: номинативная, эстетическая, консервативная, адресная. Персональный имидж. Структура имиджа организации. Признаки имиджа организации. Компоненты имиджа: ярлыки, деловые символы. Безусловные преимущества и «официальные недостатки» образа компании. Р а з д е л 7 Управление кризисными ситуациями Понятие кризиса и кризисной ситуации. Типологии кризисов: по сферам общественной жизни, по предсказуемости. Классификация С. Блэка. Симптомы развития кризиса. Работа с целевыми аудиториями в условиях кризиса. Стадии и диагностика кризиса. Действия организации и их результаты на каждой кризисной стадии. Модель антикризисного управления: постановка целей; анализ кризисной ситуации, диагностика причин, исследование общественного мнения; разработка плана; выбор стратегии, форм и методов паблик рилейшнз, разработка тактики; реализация программы; оценка результатов; анализ эффективности; контроль и корректировка. Р а з д е л 8 Стратегия и тактика использования СМИ в связях с общественностью Основные принципы взаимодействия со СМИ. Журналисты как ключевая аудитория. Подготовка материалов для СМИ. Медиа-планирование; медиа-программы; медиа-план; медиа-карта. Правила разработки коммуникационных и информационных кампаний в СМИ. Организация работы корпоративного пресс-центра. Формы взаимодействия со СМИ: пресс-бюро, деловая встреча, «круглый стол». Пресс-секретарь как ключевая фигура пресс-службы. Мероприятия для СМИ. Новостной повод. Виды рабочих мероприятий: пресс-конференция, брифинг, пресс-тур, деловой завтрак, интервью, пресс-клуб, встреча с журналистами без галстуков, клубный вечер, День прессы, конкурсы среди журналистов на лучший материал, совместные конференции и семинары со СМИ. Р а з д е л 9 Разработка программ в связях с общественностью Понятие и типология PR-программ. Причины разработки и реализации PR-программ. Определение проблемы и анализ сложившейся ситуации. Выявление причин возникновения проблемной ситуации. Прогнозирование тенденций развития проблемной ситуации. Анализ прецедентов. Разработка стратегии и тактики. Формулировка специального лозунга. Определение целевых и ключевых аудиторий, целевых СМИ. Каналы выхода на различные аудитории: СМИ, мероприятия и акции, документы. Выбор времени воздействия. Критерии отбора и оценка эффективности воздействия разных каналов. Спонсорство и благотворительность как инструменты паблик рилейшнз. Реализация PR-программ и оценка их эффективности. Р а з д е л 10 Исследования в области связей с общественностью Цели и причины проведения исследований: сбор информации, оценка ситуации, анализ данных. Особенности и виды исследований. Первичные и вторичные, качественные и количественные исследования. Методы сбора информации. Использование статистики, количественный анализ. Контент-анализ; тематические и проблемные обзоры материалов СМИ, медиа-досье, Интернет. Социологические исследования аудитории, общественного мнения. Р а з д е л 11 Организация специальных мероприятий в связях с общественностью Мероприятия: определение и типология. Технология подготовки и проведения мероприятий: возникновение идеи; определение состава участников; оповещение и встреча участников; разработка сценария; техническое обеспечение; культурная программа; подготовка отчета. Презентация: понятие, виды. Особенности и этапы подготовки презентации. Презентационная речь. Место проведения презентации. Использование наглядных материалов. Выставка: понятие, классификация. Причины и способы участия в выставке. Особенности работы на выставке. Оценка результатов. Прием: понятие, цель проведения. Виды приемов: бокал шампанского, бокал вина, завтрак; коктейль, фуршет, обед, обед-буфет, чай, ужин. Р а з д е л 12 Профессиональные объединения специалистов в области связей с общественностью Крупнейшие международные и национальные агентства. Международные PR-агентства: история, достижения, тенденции развития. Характерные особенности крупнейших международных профессиональных объединений в области ПР. Российские PR-агентства: структурные характеристики, история формирования, система информационных агентств (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Вести»). Профессиональные организации PR-специалистов: Международная ассоциация паблик рилейшнз (IPRA); Европейская конфедерация по PR (CERP); Международный комитет ассоциаций PR-консультантов (ICO); Американское общество паблик рилейшнз (PRSA); Мировой альянс по связям с общественностью и коммуникационному менеджменту (GAPRCM); Канадская ассоциация паблик рилейшнз (CPRS); Институт паблик рилейшнз (Великобритания) (IPR); Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Профессиональные издания. Профессиональные журналы «Советник», «Босс», «Publish», «Власть», «Профиль», «Управление персоналом», «Со-общение». Газеты, специализирующиеся по PR-тематике: «Бизнес для всех», «Ваш шанс», «Коммерсантъ», «Менеджер», «Информационные ведомости». Конкурсы по связям с общественностью: «Серебряный лучник», «Хрустальный апельсин», «Proba» и др. Темы лабораторных занятий Лабораторные занятия направлены главным образом на изучение практических аспектов деятельности специалистов по связям с общественностью. Цель занятий – закрепить и расширить полученные теоретические знания, а также представить самостоятельные решения практических ситуаций. Т е м а 1. Возникновение и развитие связей с общественностью 1. Исторические аспекты связей с общественностью 2. Социальные, экономические и политические причины возникновения и развития связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса 3. Развитие связей с общественностью: этапы и тенденции 4. Связи с общественностью в России и за рубежом на современном этапе Литература 1. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. – М: ТАНДЕМ, 1997. 2. Беленков, С. PR в XXI веке: выживание в новом качестве? / С. Беленков / / СО-общение. – 2000. – № 3-4. 3. Блэк, С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. – М.: Новости, 1990. 4. Векслер, А. Ф. История паблик рилейшнз: попытка хронологии / А. Ф. Векслер // Советник. – 1999. – № 1. 5. Доти, Д. Паблисити и паблик рилейшнз / Д. Доти. – М: Филинъ, 1996. 6. Иванченко, Г. В. Реальность паблик рилейшнз / Г. В. Иванченко. – М.: ИНФРА-М, 2000. 7. Варакута, С. А. Связи с общественностью / С.А. Варакута, Ю. Н. Егоров. – М.: ИНФРА-М, 2001. 8. Кочеткова, А. В. Теория и практика связей с общественностью / А. В. Кочеткова, В. Н. Филиппов, Я. Л. Скворцов, А. С. Тарасов. – СПб.: Питер, 2007. 9. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. – М.: Дело, 2008. 10. Школа PR в России существует / / СО-общение. – 2000. – № 2. Т е м а 2. Связи с общественностью как деятельность 1. Основные профессиональные термины и понятия 2. Принципы, классификация услуг и функции специалиста по связям с общественностью 3. Профессиональные требования к PR-специалисту 4. PR и близкая к ним деятельность (пресс-посредничество, продвижение, общественные дела, пропаганда, паблисити, журналистика, реклама, маркетинг) 5. PR в коммуникационных системах (RACE – ROSIE, AIDA – AIDMA, ACCA, DIBABA, DAGMAR) Литература 1. Бочаров, М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука / М. П. Бочаров. – М.: Наука, 2000. 2. Галумов, Э. А. Основы PR / Э. А. Галумов. – М.: Летопись XXI, 2004. 3. Данилов, В. PR-услуги: количество переходит в качество / В. Данилов / / СО-общение. – 2000. – № 2. 4. Доскова, И. С. Public Relations: теория и практика / И. С. Доскова. – М.: Альфа-Пресс, 2007. 5. Лилиенталь, С. Каким будет PR на Земле? / С. Лилиенталь // Советник. – 2000. – № 8. 6. Московченко, Р. Пиар в России – больше чем пиар / Р. Московченко // PR-диалог. – 2001. – № 3-4 (14-15). 7. Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук – 2001. 8. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под ред. В. С. Комаровского. – М.: РАГС, 2001. 9. Баранов, Д. Е. PR: теория и практика / Д. Е. Баранов, Е. В. Демко, М. А. Лукашенко. – М.: Маркет ДС, 2008. 10. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. – М.: Дело, 2008. 11. Масленников, Р. Профессиональный рост в PR бесконечен / Р. Масленников // Советник. – 2009. – № 1. 12. Нургожина, Ш. От журналистики к связям с общественностью / Ш. Нургожина // Советник. – 2009. – № 7. 13. Паринова, Л. Из студентов в специалисты. Через практику / Л. Паринова, И. Беляева // Советник. – 2009. – № 11. 14. Чумикова, С. Пропаганда – вполне приемлемая форма коммуникации / С. Чумикова // Советник. – 2008. – № 12. |
Программа дисциплины «Рынок связей с общественностью в России и за... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама... | Студент должен знать пути и механизмы связей с общественностью как... Цель дисциплины: получение студентами базовых представлений о роли связей с общественностью в современном гражданском обществе и... | ||
Рабочая программа дисциплины «связи с общественностью (public relations pr)» В процессе изучения курса у студентов формируются представления о понятийном аппарате данной дисциплины, принципах и закономерностях... | Рабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | ||
Учебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 (350400) Связи... Целью курса является овладение студентами основными принципами, формами и методами со-деятельности Предметом курса предусматривается... | Учебно-методический комплекс по дисциплине организация и проведение... Цели и задачи дисциплины: ознакомление студентов с основными методами, технологиями и инструментами планирования и организации рекламных... | ||
Связи с общественностью во внешней политике государства (pr in External policy of the state) Основной целью дисциплины является формирование у студентов общего понимания роли и места связей с общественностью во внешней политике... | Программа по дисциплине «Политическая антропология» Составитель: Бурлаков В. А., к полит н., доцент кафедры Политологии и связей с общественностью | ||
Программа итогового государственного экзамена по теории и практике... Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования... | Рабочая программа дисциплины в. 14 «Теория и практика связей с общественностью» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Коммуникативный диссонанс в медиасфере связей с общественностью Опредаление 10 кандидатур педагогов и руководителей для награждения отраслевами наградами | Специалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям Опредаление 10 кандидатур педагогов и руководителей для награждения отраслевами наградами | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные войны» Составитель рабочей программы и умк доцент кафедры связей с общественностью и рекламы Т. А. Носова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема Становление связей с общественностью в мировом коммуникационном пространстве | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Связи с общественностью Курс «Введение в связи с общественностью» профессиональная дисциплина при подготовке специалистов по связям с общественностью | Рабочая программа дисциплины «Методы научного познания» Кореквизиты: Основы социального государства, Правоведение, Основы связей с общественностью |