Связей с общественностью





Скачать 392.8 Kb.
НазваниеСвязей с общественностью
страница1/4
Дата публикации01.04.2015
Размер392.8 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Методические указания


Пенза

Издательство

Пензенского государственного

университета

2010
УДК 659.4

ББК 76.0

Т11

Методические указания включают в себя перечень разделов лекционных занятий, план семинарских занятий, тесты для контроля остаточных знаний, перечень вопросов к зачету, список тем докладов и рефератов, литературу. Составлены в соответствии с государственным стандартом по базовому курсу специальности «Связи с общественностью».

Материалы подготовлены на кафедре «Коммуникационный менеджмент» и предназначены для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью».


С о с т а в и т е л ь А.Ю. Питерова
Р е ц е н з е н т В.А. Писачкин, профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой «Методология науки и прикладной социологии» Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
Введение
«Теория и практика связей с общественностью» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент развития дипломированного специалиста по связям с общественностью. Являясь компонентом профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, «Теория и практика связей с общественностью» входит в число федерального компонента дисциплин цикла «Общие профессиональные дисциплины».

Цель изучения дисциплины «Теория и практика связей с общественностью» – привить студентам необходимые знания в области своей профессии и помочь им овладеть практическими навыками в сфере паблик рилейшнз.

Задачи дисциплины:

– дать развернутое представление о связях с общественностью как профессии и отрасли бизнеса;

– ознакомить студентов с регулированием деятельности в сфере связей с общественностью;

– рассмотреть основные организационные структуры связей с общественностью;

– дать представление о стратегии и тактике использования средств массовой информации в связях с общественностью;

– сформировать базовые навыки исследовательской работы;

– ознакомить с технологиями организации и проведения PR-мероприятий.

В результате изучения курса студент должен:

знать:

– причины возникновения и развития связей с общественностью;

– основные профессиональные термины и понятия, профессиональные требования к специалисту;

– кодексы профессионального поведения специалиста по связям с общественностью;

уметь:

– составлять образцы основных PR-документов;

– налаживать взаимодействие со СМИ;

– разрабатывать план специальных PR-мероприятий;

– проводить исследования в области связей с общественностью;

иметь представление:

– о законах и нормативных актах, регулирующих общественную и коммерческую деятельность, законах о СМИ, рекламе, защите авторских прав, прав потребителей;

– об особенностях формирования общественного мнения;

– о профессиональных объединениях специалистов; международных и национальных агентствах; профессиональных изданиях в области связей с общественностью.

Дисциплина «Теория и практика связей с общественностью» включает лекционные и лабораторные занятия в сочетании с самостоятельной работой студентов.

Разделы лекционного курса
и их содержание

Лекционный курс направлен главным образом на изучение сущности, особенностей и технологий связей с общественностью, их роли в современном обществе. В лекционном материале представлена информация о направлениях деятельности PR-специалистов внутри и за пределами организации, формировании общественного мнения, взаимоотношениях со СМИ, проведении исследований.
Р а з д е л 1

Роль связей с общественностью в современном
гражданском обществе и рыночной экономике


Основные подходы к определению PR: альтруистический, компромиссный, прагматический, инструментальный.

Принципы паблик рилейшнз. Функции паблик рилейшнз: аналитико-прогностическая, организационно-технологическая, информационно-комму­никативная, консультативно-методическая, социально-гуманистическая.

Коммуникационные модели паблик рилейшнз: паблисити; информирование общественности; двусторонняя асимметричная; двусторонняя симметричная.
Р а з д е л 2

Основные организационные структуры
связей с общественностью

PR-отдел в структуре учреждения: причины создания, преимущества и недостатки организации отдела. Составные части профессиональной деятельности: информирование общественности, формирование общественного мнения.

Типовое агентство по связям с общественностью: понятие, формы работы, сильные и слабые стороны деятельности.
Р а з д е л 3

Регулирование деятельности
в сфере связей с общественностью


Правовое обеспечение связей с общественностью. Законы и нормативные акты, регулирующие общественную и коммерческую деятельность, законы о СМИ, рекламе, защите авторских прав, прав потребителей.

Стандарты PR-качества. Категории оценки уровня PR-услуг. Международный стандарт качества ISO 9000.

Лицензирование и PR-сертификация. Общественный комитет по профессиональной сертификации в области связей с общественностью. Основные цели PR-сертификации.

Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.

Профессиональная этика паблик рилейшнз: виды кодексов профессионального поведения специалиста (Афинский и Лиссабонский кодексы, кодекс профессиональных стандартов PRSA, декларация профессиональных стандартов РАСО).
Р а з д е л 4

Процесс влияния служб связей с общественностью
на общественное мнение


Понятие общественности. Определение целевой и ключевой аудитории. Виды и категории целевых аудиторий, внешняя и внутренняя аудитория. Определение понятий «лидеры мнений» и «группы интересов». Экономическое, финансовое сообщество, политическая, социокультурная, клерикальная, профессиональная среда.

Признаки и функции общественного мнения. Особенности формирования общественного мнения. Управление общественным мнением.
Р а з д е л 5

Связи с общественностью
в системе управления организации


Особенности паблик рилейшнз в микро-, мезо-, макро- и мультисреде организации: объекты воздействия PR-служб, основные задачи, методы и средства воздействия.

Корпоративный PR. Формирование корпоративной культуры. Факторы, влияющие на становление и развитие корпоративной культуры.

Средства внутрифирменных коммуникаций. Виды документов: информационные, имиджевые корпоративные документы, реклама. Виды коммуникации во взаимоотношениях с персоналом: корпоративная многотиражная газета, журнал, информационный бюллетень, брошюра, доска объявлений, стенгазета, внутреннее телевидение и радио, Интернет, другие формы. Корпоративные издания для внешней аудитории: презентационный буклет, годовой отчет, письмо акционерам, летопись фирмы, биография руководства, слайдовый видеофильм.

Специальные корпоративные PR-мероприятия: публичные выступления руководителя, беседы с персоналом, выборы руководства, конкурсы, День рождения компании, акция «горячая линия» для персонала.

Корпоративный праздник: разработка идеи и сценария, компоненты, форматы, результаты проведения.
Р а з д е л 6

Формирование имиджа организации средствами PR

Понятия «корпоративный имидж», «фирменный стиль». Функции PR-имиджа: номинативная, эстетическая, консервативная, адресная. Персональный имидж. Структура имиджа организации.

Признаки имиджа организации. Компоненты имиджа: ярлыки, деловые символы. Безусловные преимущества и «официальные недостатки» образа компании.
Р а з д е л 7

Управление кризисными ситуациями

Понятие кризиса и кризисной ситуации. Типологии кризисов: по сферам общественной жизни, по предсказуемости. Классификация С. Блэка.

Симптомы развития кризиса. Работа с целевыми аудиториями в условиях кризиса.

Стадии и диагностика кризиса. Действия организации и их результаты на каждой кризисной стадии.

Модель антикризисного управления: постановка целей; анализ кризисной ситуации, диагностика причин, исследование общественного мнения; разработка плана; выбор стратегии, форм и методов паблик рилейшнз, разработка тактики; реализация программы; оценка результатов; анализ эффективности; контроль и корректировка.
Р а з д е л 8

Стратегия и тактика использования СМИ
в связях с общественностью


Основные принципы взаимодействия со СМИ. Журналисты как ключевая аудитория. Подготовка материалов для СМИ.

Медиа-планирование; медиа-программы; медиа-план; медиа-карта. Правила разработки коммуникационных и информационных кампаний в СМИ.

Организация работы корпоративного пресс-центра. Формы взаимодействия со СМИ: пресс-бюро, деловая встреча, «круглый стол». Пресс-секретарь как ключевая фигура пресс-службы.

Мероприятия для СМИ. Новостной повод. Виды рабочих мероприятий: пресс-конференция, брифинг, пресс-тур, деловой завтрак, интервью, пресс-клуб, встреча с журналистами без галстуков, клубный вечер, День прессы, конкурсы среди журналистов на лучший материал, совместные конференции и семинары со СМИ.
Р а з д е л 9

Разработка программ
в связях с общественностью


Понятие и типология PR-программ. Причины разработки и реализации PR-программ.

Определение проблемы и анализ сложившейся ситуации. Выявление причин возникновения проблемной ситуации. Прогнозирование тенденций развития проблемной ситуации. Анализ прецедентов.

Разработка стратегии и тактики. Формулировка специального лозунга. Определение целевых и ключевых аудиторий, целевых СМИ. Каналы выхода на различные аудитории: СМИ, мероприятия и акции, документы. Выбор времени воздействия. Критерии отбора и оценка эффективности воздействия разных каналов. Спонсорство и благотворительность как инструменты паблик рилейшнз.

Реализация PR-программ и оценка их эффективности.
Р а з д е л 10

Исследования в области связей с общественностью

Цели и причины проведения исследований: сбор информации, оценка ситуации, анализ данных.

Особенности и виды исследований. Первичные и вторичные, качественные и количественные исследования.

Методы сбора информации. Использование статистики, количественный анализ. Контент-анализ; тематические и проблемные обзоры материалов СМИ, медиа-досье, Интернет. Социологические исследования аудитории, общественного мнения.
Р а з д е л 11

Организация специальных мероприятий
в связях с общественностью


Мероприятия: определение и типология. Технология подготовки и проведения мероприятий: возникновение идеи; определение состава участников; оповещение и встреча участников; разработка сценария; техническое обеспечение; культурная программа; подготовка отчета.

Презентация: понятие, виды. Особенности и этапы подготовки презентации. Презентационная речь. Место проведения презентации. Использование наглядных материалов.

Выставка: понятие, классификация. Причины и способы участия в выставке. Особенности работы на выставке. Оценка результатов.

Прием: понятие, цель проведения. Виды приемов: бокал шампанского, бокал вина, завтрак; коктейль, фуршет, обед, обед-буфет, чай, ужин.
Р а з д е л 12

Профессиональные объединения специалистов
в области связей с общественностью


Крупнейшие международные и национальные агентства. Международные PR-агентства: история, достижения, тенденции развития. Характерные особенности крупнейших международных профессиональных объединений в области ПР. Российские PR-агентства: структурные характеристики, история формирования, система информационных агентств (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Вести»).

Профессиональные организации PR-специалистов: Международная ассоциация паблик рилейшнз (IPRA); Европейская конфедерация по PR (CERP); Международный комитет ассоциаций PR-консультантов (ICO); Американское общество паблик рилейшнз (PRSA); Мировой альянс по связям с общественностью и коммуникационному менеджменту (GAPRCM); Канадская ассоциация паблик рилейшнз (CPRS); Институт паблик рилейшнз (Великобритания) (IPR); Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО).

Профессиональные издания. Профессиональные журналы «Советник», «Босс», «Publish», «Власть», «Профиль», «Управление персоналом», «Со-общение». Газеты, специализирующиеся по PR-тематике: «Бизнес для всех», «Ваш шанс», «Коммерсантъ», «Менеджер», «Информационные ведомости».

Конкурсы по связям с общественностью: «Серебряный лучник», «Хрустальный апельсин», «Proba» и др.

Темы лабораторных занятий

Лабораторные занятия направлены главным образом на изучение практических аспектов деятельности специалистов по связям с общественностью. Цель занятий – закрепить и расширить полученные теоретические знания, а также представить самостоятельные решения практических ситуаций.

Т е м а 1. Возникновение и развитие связей с общественностью

1. Исторические аспекты связей с общественностью

2. Социальные, экономические и политические причины возникновения и развития связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса

3. Развитие связей с общественностью: этапы и тенденции

4. Связи с общественностью в России и за рубежом на современном этапе

Литература

1. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. – М: ТАНДЕМ, 1997.

2. Беленков, С. PR в XXI веке: выживание в новом качестве? / С. Беленков / / СО-общение. – 2000. – № 3-4.

3. Блэк, С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. – М.: Новости, 1990.

4. Векслер, А. Ф. История паблик рилейшнз: попытка хронологии / А. Ф. Векслер // Советник. – 1999. – № 1.

5. Доти, Д. Паблисити и паблик рилейшнз / Д. Доти. – М: Филинъ, 1996.

6. Иванченко, Г. В. Реальность паблик рилейшнз / Г. В. Иванченко. – М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Варакута, С. А. Связи с общественностью / С.А. Варакута, Ю. Н. Егоров. – М.: ИНФРА-М, 2001.

8. Кочеткова, А. В. Теория и практика связей с общественностью / А. В. Кочеткова, В. Н. Филиппов, Я. Л. Скворцов, А. С. Тарасов. – СПб.: Питер, 2007.

9. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. – М.: Дело, 2008.

10. Школа PR в России существует / / СО-общение. – 2000. – № 2.

Т е м а 2. Связи с общественностью как деятельность

1. Основные профессиональные термины и понятия

2. Принципы, классификация услуг и функции специалиста по связям с общественностью

3. Профессиональные требования к PR-специалисту

4. PR и близкая к ним деятельность (пресс-посредничество, продвижение, общественные дела, пропаганда, паблисити, журналистика, реклама, маркетинг)

5. PR в коммуникационных системах (RACE – ROSIE, AIDA – AIDMA, ACCA, DIBABA, DAGMAR)

Литература

1. Бочаров, М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука / М. П. Бочаров. – М.: Наука, 2000.

2. Галумов, Э. А. Основы PR / Э. А. Галумов. – М.: Летопись XXI, 2004.

3. Данилов, В. PR-услуги: количество переходит в качество / В. Данилов / / СО-общение. – 2000. – № 2.

4. Доскова, И. С. Public Relations: теория и практика / И. С. Доскова. – М.: Альфа-Пресс, 2007.

5. Лилиенталь, С. Каким будет PR на Земле? / С. Лилиенталь // Советник. – 2000. – № 8.

6. Московченко, Р. Пиар в России – больше чем пиар / Р. Московченко // PR-диалог. – 2001. – № 3-4 (14-15).

7. Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук – 2001.

8. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под ред. В. С. Комаровского. – М.: РАГС, 2001.

9. Баранов, Д. Е. PR: теория и практика / Д. Е. Баранов, Е. В. Демко, М. А. Лукашенко. – М.: Маркет ДС, 2008.

10. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. – М.: Дело, 2008.

11. Масленников, Р. Профессиональный рост в PR бесконечен / Р. Масленников // Советник. – 2009. – № 1.

12. Нургожина, Ш. От журналистики к связям с общественностью / Ш. Нургожина // Советник. – 2009. – № 7.

13. Паринова, Л. Из студентов в специалисты. Через практику / Л. Паринова, И. Беляева // Советник. – 2009. – № 11.

14. Чумикова, С. Пропаганда – вполне приемлемая форма коммуникации / С. Чумикова // Советник. – 2008. – № 12.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Связей с общественностью iconПрограмма дисциплины «Рынок связей с общественностью в России и за...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Связей с общественностью iconСтудент должен знать пути и механизмы связей с общественностью как...
Цель дисциплины: получение студентами базовых представлений о роли связей с общественностью в современном гражданском обществе и...
Связей с общественностью iconРабочая программа дисциплины «связи с общественностью (public relations pr)»
В процессе изучения курса у студентов формируются представления о понятийном аппарате данной дисциплины, принципах и закономерностях...
Связей с общественностью iconРабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Связей с общественностью iconУчебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 (350400) Связи...
Целью курса является овладение студентами основными принципами, формами и методами со-деятельности Предметом курса предусматривается...
Связей с общественностью iconУчебно-методический комплекс по дисциплине организация и проведение...
Цели и задачи дисциплины: ознакомление студентов с основными методами, технологиями и инструментами планирования и организации рекламных...
Связей с общественностью iconСвязи с общественностью во внешней политике государства (pr in External policy of the state)
Основной целью дисциплины является формирование у студентов общего понимания роли и места связей с общественностью во внешней политике...
Связей с общественностью iconПрограмма по дисциплине «Политическая антропология»
Составитель: Бурлаков В. А., к полит н., доцент кафедры Политологии и связей с общественностью
Связей с общественностью iconПрограмма итогового государственного экзамена по теории и практике...
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Связей с общественностью iconРабочая программа дисциплины в. 14 «Теория и практика связей с общественностью»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Связей с общественностью iconКоммуникативный диссонанс в медиасфере связей с общественностью
Опредаление 10 кандидатур педагогов и руководителей для награждения отраслевами наградами
Связей с общественностью iconСпециалисты в области связей с общественностью и особенности их адаптации к современным условиям
Опредаление 10 кандидатур педагогов и руководителей для награждения отраслевами наградами
Связей с общественностью iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные войны»
Составитель рабочей программы и умк доцент кафедры связей с общественностью и рекламы Т. А. Носова
Связей с общественностью iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Становление связей с общественностью в мировом коммуникационном пространстве
Связей с общественностью iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Связи с общественностью
Курс «Введение в связи с общественностью» профессиональная дисциплина при подготовке специалистов по связям с общественностью
Связей с общественностью iconРабочая программа дисциплины «Методы научного познания»
Кореквизиты: Основы социального государства, Правоведение, Основы связей с общественностью


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск