Скачать 1.56 Mb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» 2007 Воспитательный процесс не мыслим без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь приобрести необходимые навыки, обеспечивающие принятие ответственности за свое поведение. Наряду с огромным вредом для здоровья курение, алкоголь, наркомания существенно влияет на состояние правопорядка. В данной брошюре приводятся выдержки из нормативных документов, направленных на борьбу с курением и алкоголизмом. Даны рекомендации по оформлению стенда социально значимой тематики; предлагается разработка занятия по профилактике алкоголизма как наиболее острой сегодняшней проблемы подрастающего поколения. Для повышения воспитательного воздействия профилактических мероприятий рекомендуется использование наглядных средств (плакатов, листовок, буклетов и т. д.) Данное пособие содержит материал памяток, предназначенные для работы с родителями по профилактике наркомании. Пособие будет полезно всем тем, кто работает с детьми и подростками Содержание.
РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА Эмоциональные и поведенческие проблемы в детстве - явление обычное. В этой связи в практике тех, кто работает с детьми, случаи осложнений психического развития - отнюдь не редкость Большая часть этих осложнений - лишь незначительное отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания. Причины возникновения осложнений развития кроются не только в самом ребенке, сказывается также влияние семьи, школы и социальной среды. В современном обществе приоритет в профилактике различных форм отклоняющегося поведения отводится комплексном) подходу. Это вызвано тем, что каждый ребёнок (любой человек} представляем собой единую систему, имеющую биологический психологический и социальный уровни организации. Когда изменяется одна из частей системы, неизбежно меняется весь комплекс. Основное свойство любой системы – адаптивность, т.е. приспособленность к системе. Недостаточная адаптивность системы в условиях сё напряженного состояния (например, в условиях: конфликта, изменение социальной роли) рассматривается как дезадаптация. Первой линией защиты личности в попытке преодолеть препятствие или избежать столкновения с ним, служит изменение поведения. Поведение - это комплекс адаптивных реакций, направленных на изменение ситуации с целью удовлетворения потребностей личности. Поведение - это сторона, которая всегда обращена к окружающим. Недостаточная гибкость поведенческих способов преодоление жизненных трудностей приводит к следующим вариантам дезадаптации:
Девиантное поведение Девиантное поведение - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям (негативное отклонение от норм поведения). Основная характеристика девиации - негибкость и повторяемость поведения (поэтому учителя и родители часто характеризуют так этих детей: «он постоянно пропускает уроки», «опаздывает», «ссорится», «молчит», «попадает в дурные компании» и т.п.). Девиантное поведение не является медицинским диагнозом. Возникает в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает (состояние стресса, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе, т.п.) Выделяют следующие варианты девиантного поведения: Деструктивные варианты противоречат социальным нормам. К таким относятся: аддиктивное, диссоциальное, суицидальное поведение. Недеструктивные варианты не находятся в резком противоречии с социальными нормами, но нарушают целостность личности, задерживают её развитие, осложняют межличностные отношения. К ним относятся: конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое поведение. Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния. Для этого используется эпизодическое или регулярное употребление: алкоголя, табака, наркотиков, средств бытовой химии, медикаментов, сладостей и т.п. Или постоянная фиксация на одних и тех же видах деятельности: запойное чтение, просмотр видео/телепередач, компьютерные и азартные игры, беспорядочный секс. Таким образом, аддиктивное поведение - это бегство от обыденности, скуки, одиночества, межличностных проблем. Диссоциальное поведение - основная его черта: совершение действий, противоречащих этике, морали, игнорирование законов. Диссоциальное поведение делится на: агрессивное и неагрессивное. Суицидальное поведение выражается в повышенном риске совершить самоубийство, суицидальные попытки у детей встречаются значительно реже, чем у подростков или взрослых Конформистское поведение характеризуется слишком большой зависимостью ребёнка от мнения референтной группы, его малой инициативностью, некритичностью. Нарциссическое поведение - ребёнок постоянно требует от окружающих признания своей исключительности для подтверждения самооценки. Грандиозное чувство значимости, присущее этим детям, является формой защиты от реальности Необходимость чувствовать себя всегда правым, отвержение чужих точек зрения, невозможность принять чужие ошибки, приводят к изоляции от группы, что очень опасно для подростков. Фанатическое поведение - выражается в слепой вере во что-либо, приверженности какой-либо идее, нетерпимости к другим взглядам, точкам зрения, склонности к ритуалам и аскетизму. Постоянное неудовлетворение реальностью приводит к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, в группировках; поклонению какому-либо кумиру, рок-группе, спортивной команде и т.п. Аутистическое поведение характеризуется отгороженностью, оторванностью от социальных контактов, погруженностью в мир фантазий и грёз. Эти дети и подростки не испытывают потребности в дружбе, обычно одиноки, замкнуты, окружающие часто считают их чудаками (« не от мира сего»). Различные виды девиантного поведения имеют свои последствия. Медицинские последствия:
Социальные последствия:
Факторы, способствующие развитию девиантного поведения: 1. биологические 2. психологические 3. социальные Биологические: функциональные и органические, врожденные и приобретенные болезни и нарушения, аномалии и расстройства процессов в организме человека. Психологические: события внутреннего мира, личностные особенности (черты характера, темперамент, направленность личности и др.) Социальные: межличностные, социоролевые и другие внутригрупповые и межгрупповые события, нарушения социальных норм (разрушение социальных связей), дезадаптация личности в социуме. Чаще всего при возникновении девиаций происходит сочетание различных факторов. Принципы профилактики девиантного поведения
Работая в образовательном учреждении, педагог и заместитель директора по профилактике правонарушений осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Лучше понять педагогу причины тех или иных поступков ребенка объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку позволит знание «проблемного поля». Поэтому рекомендуется использовать в работе различные диагностические материалы. Карта развития ребенка. Пояснительная записка. Необходимость введения карты развития ребенка - отработать систему выявления детей «группы риска»,а также фиксирования и оценку динамики развития ребенка. Разработанная и предлагаемая нами карта развития ребенка предлагается в качестве рекомендации, на основании того, что:
Основные разделы карты развития ребёнка. 1. Данные о медико-социальном благополучии ребёнка: - психофизическое здоровье - социально - бытовые характеристики. 2. Индивидуально - психологические особенности ребёнка: - общее состояние личности - поведение. 3. Индивидуальный план коррекционной работы. КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА Ф.И.О. дата и год рождения Школа / класс___
Индивидуально - психологические особенности ребёнка (заполняет психолог)
Индивидуальный план коррекционной работы
Алгоритм изучения семьи Важно изучить:
Выделяют четыре установки ребёнка по отношению к родителям и самому себе: «Я нужен и любим и люблю вас тоже»; «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»; «Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться и вам»; «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое». Можно выделить следующие типы отношений ребёнка к родителям: дорожит семейными отношениями, родители авторитетны, относится безразлично, относится пренебрежительно, остро переживает семейную драму, тяготеет к одному из членов семьи. Семья как фактор риска. Выявление детей «группы риска». Рекомендуется для заполнения классным руководителям. Социальный паспорт семьи 1. Адрес (нас.пункт, улица, дом, телефон) 2. ФИО мужа, дата рождения 3. ФИО жены, дата рождения 4. Имена детей, даты рождения 5. Возрастные категории детей:
6. Категории семей:
7. Число детей в семье:
многодетные:
8.Семья с опекаемым ребёнком (если есть опекаемые дети, то их ФИО и даты рождения) ______________________________________________________________ 9. Семьи беженцев с детьми
12.Специальность:
13. Место работы и должность мужа, место работы и должность жены 14. Трудовой стаж мужа, трудовой стаж жены 15. Доход семьи (нуждается или нет) 16.Наличие приусадебного участка, наличие подсобного хозяйства 17. Наличие жилья (нуждается или нет) 18. Жилищные условия:
19.Состояние здоровья членов семьи:
Социальный паспорт семьи группы риска 1. Общие сведения (фамилии членов семьи, число членов семьи)
2. Дети (сведения заполняются на каждого ребёнка) ФИО, дата рождения, место учёбы, состояние здоровья, характеристика условий в семье (бытовые, материальные, жилищные, санитарные), где состоит на учёте (по чьей инициативе), к какому фактору группы риска относится . Социально-демографический фактор:
Социально-педагогический фактор:
Социально-криминогенный фактор:
3. Экономический прогноз 4. Прожиточный минимум 5. Реальный доход и доход на одного человека 6. Рекомендации:
7. Решение педагогического консилиума _______________________ 8. Классный руководитель 9. Представитель администрации 10 № Образовательного учреждения ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ. Деятельность людей в обществе складывается из разнообразных действий (поступков). Все поступки людей можно подразделить на две основные группы: поступки общественно-полезные (правомерное поведение) и поступки общественно-вредные (неправомерное поведение). Противоправным поведением является нарушение правовых норм и нанесение вреда обществу, вследствие чего это поведение признается правонарушением. Согласно действующему законодательству правонарушением является противоправное поведение лица, посягающее на интересы общества, личности и влекущее применение к лицу, его совершившему, мер общественного воздействия или государственного принуждения. Лицо, совершившее виновное, противоправное деяние, несет юридическую ответственность. Уголовная и административно-правовая ответственность применяются за те правонарушения, которые предусмотрены соответствующими отраслями права. Законодательство исходит из того, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18. Несовершеннолетние этого возраста имеют представления об общественной опасности и уголовной наказуемости соответствующих преступных деяний (ст. 87 УК РФ). Важным обстоятельством, побудившим определить минимальный возраст, с которого наступает уголовная ответственность, является и то, что именно при достижении определенного возраста подросток становится способным правильно воспринимать уголовное наказание. Уголовная ответственность по законодательству наступает с 16 лет, но в исключительных случаях она наступает с 14 лет за совершение особо тяжких преступлений (ст. 20 УК РФ). За убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственное действие сексуального характера; кражу; грабеж; разбой; вымогательство; угон авто-мото транспорта; умышленное уничтожение или повреждение имущества; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство; вандализм; хищение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; хищение или вымогательство наркотических средств; повреждение транспортных средств или путей сообщения ответственность наступает с 14 лет. Помимо уголовной есть еще и административная ответственность. К административной ответственности несовершеннолетние привлекаются с 16 лет. Особую тревогу общества вызывает стремительное нарастание тенденции злоупотребления молодежью алкогольных напитков. Можно выделить два периода в формировании установки на злоупотребление алкоголем – до и после начала приема спиртных напитков. Первичные алкогольные установки формируются в результате усвоения личностью алкогольных обычаев, норм и правил, действующих в социальном окружении, их преломлением через собственную личность и отношением к наблюдаемым явлениям. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель – потребитель алкоголя является для ребенка объектом любви и уважения. Вторичные алкогольные установки устанавливаются в результате пробы алкоголя и формированием собственного отношения к алкогольной проблеме. Среди социальных последствий опьянения на первом месте, вне сомнений, - его криминогенная опасность. Хулиганство можно назвать особым видом преступления, отличающимся от всех прочих невыраженностью мотива поведения, видимой беспричинностью, бессмысленностью действий. Закон определяет хулиганство как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу. (ст. 206 УК РФ) Подавляющее большинство хулиганских действий, преступлений против личности, краж совершается в состоянии опьянения. Юридическими и законодательными документами по борьбе с пьянством и алкоголизмом, предусмотрена ответственность за антиобщественное проявление пьянства. |
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для... Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации | Педагогической и медико социальной помощи Деятельность Центра строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении для... | ||
Министерство общего и профессионального образования свердловской... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) | План работы государственного областного бюджетного образовательного... Ногвородской области и предоставляет квалифицированную комплексную помощь населению – детям, подросткам и их родителям (законным... | ||
Министерство общего и профессионального образования Вам для использования в работе образовательных учреждений области материалы по профилактике суицидов несовершеннолетних, разработанные... | Методические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов... Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... | ||
Страницы Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,... | Отчет о результатах деятельности государственного бюджетного образовательного... Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи | Публичный отчет бюджетного образовательного учреждения для детей,... В 2011 – 2012 учебном году дополнена нормативно-правовая база боу во «Областной центр пмсс», регламентирующая деятельность учреждения,... | ||
Рабочая программа по истории, обществознанию и введению в экономику... Государственное казённое образовательное учреждение Ленинградской области для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико... | Дистанционное обучение иностранному (немецкому) языку Николаевна, г. Курск, Областное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... | ||
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного... Йоффе А. Н., Мишина И. А., Мацияка Е. В., Савченко К. В., Петрова Е. Н., Плотникова А. Ю., Чиндилова О. В., Яковлева С. Г., Обернихина... | Правительство калининградской области Государственного выпускного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого – медико... | ||
Русский язык. Комплект 2 Государственного выпускного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого – медико... | Литература решение сложных заданий Государственного выпускного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого – медико... |