Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого)





Скачать 290.79 Kb.
НазваниеОдносоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого)
Дата публикации01.11.2014
Размер290.79 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат


На правах рукописи


Набиуллин Рамиль Робиртович


ОДНОСОСТАВНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВО ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.Н.ТОЛСТОГО)
Специальность 10.02.01 – русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Уфа 2010

Работа выполнена на кафедре русского языка Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Артюшков Игорь Викторович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Сыров Игорь Анатольевич
кандидат филологических наук, доцент

Иванова Гульнара Франгилевна

Ведущая организация: Государственное образовательное

учреждение высшего профессионального

образования «Орловский государственный

университет»

Защита диссертации состоится «21» декабря 2010 года в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.013.02 при ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу: 450074, Уфа, ул.Заки Валиди, 32, ауд.423

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета по адресу: 450074, Уфа, ул.Заки Валиди, 32.
Автореферат разослан «13 » ноября 2010 года

Учёный секретарь

диссертационного совета Ибрагимова В.Л.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Характерной особенностью современной лингвистики является ее антропоцентрический характер, в соответствии с которым в центре лингвистических исследований находится человек.

Познание человека является целью литературного творчества. Главный объект изображения в художественном произведении – человек, и все описываемые события и ситуации выступают как средство его всесторонней характеристики. Наиболее ярко это проявляется в психологической прозе, где в центром внимания оказывается внутренний мир человека.

Одним из важных средств психологического анализа в художественной литературе является внутренняя речь (ВР), назначение которой – изобразить внутренние мысли и чувства персонажа, объективируя субъективную сторону жизни человека.

Внутренняя речь представляет собой сложное, многоплановое явление, связанное с мышлением и языком, и это обусловливает глубокий интерес, проявляемый к ней представителями различных научных сфер: философии (В.С. Библер, Н.Л. Мусхелишвили и др.), психологии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Н.И. Жинкин, А.Н. Соколов, Б.Ф. Баев и др.), психолингвистики (А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова, С.Д. Кацнельсон, И.А. Зимняя, Б.Ю. Норман, А.А. Залевская и др.), литературоведения (М.М. Бахтин, И.В. Страхов, В.Л. Ковалев, Л.Я. Гинзбург, О.Н. Осмоловский, А.И. Чичерин и др.) и лингвистики (В.В. Виноградов, М.Т. Гаибова, В.Л. Кошкаров, Е.В. Сельченок, А.В. Логинов, И.В. Артюшков и др.).

Однако если психологический, психолингвистический и литературоведческий аспекты внутренней речи в научной литературе освещены достаточно широко, то лингвистический аспект на сегодняшний день остаётся исследованным в недостаточной степени. В частности, не изучена специфика синтаксической организации ВР в художественной речи, структурное и семантическое своеобразие отдельных типов и видов предложений, в том числе односоставных. В имеющихся немногочисленных работах представлены общие наблюдения над односоставными глагольными предложениями (И.В. Артюшков), при том что последние отражают существенные особенности психологической (естественной) внутренней речи, являются характерной особенностью синтаксической организации художественно изображённой ВР персонажей в литературном произведении и требуют специального рассмотрения. Названными обстоятельствами определяется актуальность данного исследования.

Цель исследования − дать комплексное структурно-семантическое описание односоставных глагольных предложений в прямой внутренней речи персонажей в произведениях Л.Н. Толстого.

Исходя из общей цели формулируются конкретные задачи исследования:

- выделить и подвергнуть анализу все фрагменты прямой ВР персонажей, содержащие односоставные глагольные предложения;

- установить и описать структурно-грамматические особенности односоставных глагольных предложений в ВР персонажей;

- выявить и рассмотреть функционально-семантические особенности односоставных глагольных предложений в ВР персонажей;

- охарактеризовать роль служебных элементов в односоставных глагольных предложениях в ВР персонажей.

Материалом исследования послужили все законченные повести и романы Л.Н. Толстого (20 произведений), из которых путём сплошной выборки был отобран и проанализирован 4191 фрагмент, содержащий односоставные глагольные предложения в прямой внутренней речи персонажей.

Обращение к произведениям Л.Н. Толстого вполне закономерно, поскольку творчество писателя представляет вершину не только отечественной, но и мировой литературы. Будучи непревзойдённым мастером психологического анализа, Л.Н. Толстой распахнул перед читателями двери во внутренний мир человека, обнажив самые сокровенные тайны его души. Во многом это стало возможно благодаря открытию писателем универсального средства психологизма − внутренней речи, ставшего важнейшей составляющей психологической прозы в целом.

Обращение к повестям и романам обосновано тем, что в отличие от рассказов, в которых возможно описать лишь отдельные фрагменты жизни персонажа или всю его жизнь, но в предельно сжатой форме, вследствие чего ВР в них занимает незначительное место, произведения крупных форм позволяют проследить эволюцию внутреннего мира героя, его становление и развитие, что находит отражение прежде всего во внутренней речи.

Объектом исследования являются односоставные глагольные предложения в прямой внутренней речи в произведениях Л.Н. Толстого, так как прямая внутренняя речь, в отличие от других форм изображения внутренней речи, является наиболее приближенной к естественной ВР и в ней в наименьшей степени отражается авторская позиция.

Предмет исследования – структурные и семантические особенности односоставных глагольных предложений во внутренней речи персонажей.

Методы исследования. В качестве основных в работе использованы следующие методы: описательный, представленный конкретными приёмами наблюдения, сопоставления, обобщения, интерпретации; сравнительный; системного анализа, включающий анализ структурных и семантических особенностей односоставных глагольных предложений в ВР персонажей; статистический, применявшийся при установлении степени частотности отдельных разновидностей односоставных глагольных предложений.

Диссертационное исследование выполнено в рамках структурно-семантического направления, основными принципами которого являются принцип системности и принцип многоаспектности (В.В. Бабайцева).

Методологическую основу работы составили труды крупных учёных: психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Н.И. Жинкина, А.Н. Соколова, Б.Ф. Баева, Т.Н. Ушаковой и др.), психолингвистов (А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой (Ахутиной), С.Д. Канцельсона, И.А. Зимней, Г.М. Кучинского, Б.Ю. Нормана, Е.С. Кубряковой и др.), литературоведов (М.М. Бахтина, И.В. Страхова, В.В. Кожинова, В.Л. Ковалёва, Л.Я. Гинзбург, О.Н. Осмоловского, Л.П. Гроссмана, А.И. Чичерина, А.Г. Бочарова, Е.Г. Эткинда и др.), лингвистов (В.В. Виноградова, А.А. Андриевской, С.Ю. Завадовской, Н.И. Сакварелидзе, М.Т. Гаибовой, Е.В. Кошкарова, А.В. Логинова, Е.В. Сельченок, В.А. Зименковой, Ю.М. Сергеевой, Ю.Н. Караулова, И.В. Артюшкова и др.).

Научная новизна и теоретическое значение исследования. В работе впервые осуществляется комплексный структурно-семантический анализ односоставных глагольных предложений и определяется их роль в синтаксической организации внутренней речи персонажей в художественной прозе Л.Н. Толстого.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания современного русского языка, стилистики, лингвистического анализа художественного текста, а также в спецкурсах и спецсеминарах в вузе.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Односоставные глагольные предложения играют важную роль в синтаксической организации внутренней речи персонажей, поскольку, отличаясь разнообразием структуры и семантики, позволяют изобразить разные стороны внутреннего мира человека и отражают существенные свойства естественной внутренней речи – ее предикативность и наглядно-чувственный характер.

2. Самыми частотными в исследуемых произведениях являются безличные и инфинитивные предложения, которые в наибольшей степени приближены к модальной и эмоциональной сферам как наиболее субъективным в психической жизни человека, обладают широкими возможностями изображения речемыслительного процесса, многообразных психоэмоциональных состояний и особенностей мировосприятия персонажей и в известной мере отражают особенности менталитета русского народа.

3. Характерной особенностью синтаксической организации односоставных глагольных предложений во внутренней речи являются служебные элементы, которые вносят в содержание предложения различные дополнительные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные оттенки, что позволяет дополнить и уточнить картину процесса формирования мыслей персонажа.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка, на заседаниях межкафедрального научно-теоретического семинара аспирантов, на итоговых внутривузовских научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, а также на конференциях: Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (г. Уфа, 2007, 2009), Всероссийской научной конференции с международным участием «Актуальные проблемы общего и регионального языкознания» (г. Уфа, 2008); Международной открытой заочной научно-практической конференции «Язык и литература в поликультурном пространстве» (г. Уфа, 2008). По теме диссертации опубликовано 6 статей, 2 из них − в изданиях из списка ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (170 наименований) и списка литературных источников (20 названий произведений Л.Н.Толстого).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается важность и актуальность, определяются цель и задачи, материал, объект, предмет, методы и методологическая основа исследования, формулируется научная гипотеза, обозначается научная новизна, теоретическое значение и практическая значимость работы, характеризуются выносимые на защиту основные положения, содержатся сведения об апробации результатов исследования, а также о структуре работы.

Первая глава «Внутренняя речь как лингвистический феномен» носит теоретический характер и состоит из пяти параграфов. В ней рассматриваются теоретические вопросы, связанные с проблемой изучения внутренней речи в науке.

ВР является предметом изучения психологии, психолингвистики, литературоведения и лингвистики. В каждой из данных сфер термин “внутренняя речь” обозначает существенно различающиеся между собой понятия, поэтому возникает необходимость их дифференциации, поскольку как отмечал Л.С. Выготский: “нет возможности привести в какую-либо систему наши знания о природе внутренней речи, если раньше не попытаться внести терминологическую ясность в этот вопрос”.

Для современной научной парадигмы характерна дифференциация аспектов исследования ВР, в частности, выделяется четыре аспекта: психологический, психолингвистический, литературоведческий и лингвистический (И.В. Артюшков).

В первом параграфе «Психологический аспект изучения ВР» внутренняя речь рассматривается как особый вид психической деятельности, тесно связанный с языком и мышлением и выступающий как специфическая форма организации субъектом собственной деятельности.

ВР характеризуется значительным структурным и семантическим своеобразием.

К важнейшим о с о б е н н о с т я м с т р у к т у р ы внутренней речи относится сокращённость формы. С синтаксической точки зрения ВР характеризуется как крайне отрывочная, фрагментарная и редуцированная по сравнению с внешней речью. В ней опускается большинство членов предложения, тогда как сказуемые (предикаты) сохраняются, и это определяет предикативный характер внутренней речи.

Важнейшей о с о б е н н о с т ь ю с о д е р ж а н и я внутренней речи является предельная конденсированность смысла. Это выражается в преобладании смысла над значением, слиянии фразы в одно целое для выражения сложного понятия, “вливании” глобального смыслового содержания в единое сложное слово, наглядно-чувственном характере ВР. В результате внутренняя речь предстаёт как образование, содержащее смысловой сгусток текста, а элементы её выступают в виде своеобразных “семантических комплексов”. ВР осуществляется с помощью особого предметно-изобразительного кода или кода образов и схем (Н.И. Жинкин), поэтому она непонятна и непереводима на общий язык.

Во втором параграфе «Психолингвистический аспект изучения ВР» внутренняя речь характеризуется как особая форма речевой деятельности.

Современные психолингвистические модели порождения речи (А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой, С.Д. Кацнельсона, А.Р. Лурия и др.) разрабатываются с учётом универсальной структуры психической деятельности, в них порождение речи предстает как сложный динамический процесс, включающий в себя несколько этапов: 1) мотив, 2) замысел, 3) внутреннее программирование, 4) лексико-семантическое развёртывание, 5) грамматическое структурирование, 6) реализацию во внешней речи.

Возникновение ВР связано с этапом внутреннего программирования, но не совпадает с ним. В представленной выше модели развёртывание внутренней программы во внутреннюю речь происходит на этапе лексико-семантического развёртывания на первой стадии “ословливания”, когда элементы внутренней программы, представляющие собой личностные смыслы, получают условное обозначение с помощью свёрнутых форм слов (“внутренних слов”).

В третьем параграфе «Литературоведческий аспект исследования ВР» внутренняя речь характеризуется как художественная форма воспроизведения душевной жизни персонажей и художественное средство (приём) создания образов персонажей. При этом предметом анализа является, как правило, лишь одна (хотя и основная) её форма – внутренний монолог.

Внутренние монологи в художественной литературе выполняют различные функции: раскрытия внутреннего мира персонажей, познания и самопознания, композиционную, идеологическую, характерологическую, индивидуализации и др. Важнейшими считаются функция раскрытия внутреннего мира человека, в соответствии с которой прямо и непосредственно показывается панорама внутренней жизни персонажей во всей сложности и противоречивости происходящих психических процессов, и композиционная, когда монологи играют значительную роль в развитии сюжета и используются в самые напряжённые и критические моменты жизни героев, в минуты принятия ответственных решений, которые определяют дальнейшую судьбу персонажей.

В четвёртом параграфе «Лингвистический аспект исследования ВР» внутренняя речь характеризуется как одна из форм речи, которая представляет собой немую, беззвучную речь, обращённую говорящим к самому себе. В центре внимания лингвистов оказываются вопросы, связанные с установлением лингвистического статуса и места ВР в системе форм речи, дифференциацией её видов, выявлением способов и форм её передачи, функционированием в ней различных языковых средств.

Внутренняя речь в художественной литературе носит условный характер, является изображённой средствами литературного языка и представляет собой плод творческой фантазии автора, поскольку прямое воспроизведение естественной ВР в ней невозможно. Это связано с тем, что естественная внутренняя речь осуществляется в особом невербальном коде, протекает в скрытой форме, оказывается недоступной для наблюдения и регистрации и потому является непонятной и непереводимой на общий язык.

Пятый параграф «Внутренняя речь и особенности её изображения в художественной литературе» посвящён особенностям изображения ВР в художественной литературе, которое происходит в рамках существующих в языке способов и форм передачи чужой речи.

В работе в основу типологии способов и форм изображения внутренней речи положен субъектный речевой план персонажа (И.В. Артюшков). С учётом уменьшения плана персонажа и соответственно усиления плана автора, выделяются четыре основных способа изображения внутренней речи: 1) прямой, 2) косвенный, 3) тематический, 4) несобственно-прямой, которым соответствуют четыре основные структурно-семантические формы внутренней речи: 1) прямая, 2) косвенная, 3) тематическая, 4) несобственно-прямая.

Во второй – исследовательской – главе «Структура и семантика односоставных глагольных предложений во внутренней речи персонажей» выявляются и описываются структурные и семантические особенности односоставных глагольных предложений в прямой ВР персонажей в произведениях Л.Н. Толстого.

В первом параграфе «Односоставные глагольные предложения и их место в системе простого предложения» рассматриваются теоретические аспекты проблемы односоставных глагольных предложений и показано их место в системе простого предложения. В частности, представлены четыре аспекта изучения синтаксических единиц вообще и односоставных глагольных предложений в частности: логический, структурный, семантический и коммуникативный (В.В. Бабайцева).

Наиболее важным для понимания сущности внутренней речи и функционирования в ней односоставных предложений является логический аспект. В односоставных предложениях выражается логико-психологическое суждение, которое отражает связь чувственной и логической ступеней познания действительности и имеет схему Х – Р, где Х – наглядно-чувственный образ или представление, а Р – логическое понятие. В односоставных глагольных предложениях один компонент суждения – предикат – является вербализованным, т.е. логической категорией, а второй – субъект – словесного выражения не получает, а представлен в виде наглядно-чувственного образа или представления, т.е. психологической категории, и выступает как структурный элемент суждения, отражающий связь чувственной ступени познания действительности с логической (В.В. Бабайцева).

Логический аспект тесно связан со структурным, который предполагает учёт и анализ строения синтаксических единиц. В основе односоставных глагольных предложений лежат структурные схемы, в которых, как правило, представлен только один компонент, заключающий в себе предикативную характеристику предмета речи, обычно представленного в виде наглядно-чувственного образа или представления.

Семантический аспект предполагает взаимодействие компонентов предложения, образующих языковую семантику и речевую семантику, которые вместе создают целостное информативное значение конкретного предложения – высказывания. В информативном значении односоставных предложений отдельные семантические компоненты не получают вербального выражения, поэтому значительное место в нем занимают наглядно-чувственные образы. В односоставных глагольных предложениях для актуализации действия не вербализуется деятель, при этом дополнительные оттенки определенности, неопределенности, обобщенности и безличности возникают в соответствии с замыслом говорящего / размышляющего.

Коммуникативный аспект реализуется в актуальном (тема-рематическом) членении предложения и способах актуализации ремы. Как полагает В.В. Бабайцева, “односоставность синтаксических конструкций обусловлена коммуникативными намерениями говорящего / пишущего, желанием актуализировать рему, ослабить внимание к теме сообщения, к предмету речи / мысли, хотя и он находит выражение в косвенном вербальном указании или в виде наглядно-чувственных образов (восприятий, ощущений и представлений)”.

Названные аспекты в односоставных глагольных предложениях находятся в органической взаимосвязи. Логический аспект определяет логико-синтаксической членимостью выражаемой мысли, с одной стороны, характер структурной схемы, а с другой стороны – компоненты семантической структуры предложения – высказывания. Коммуникативный аспект, являясь “заключительным аккордом” в создании предложения – высказывания, определяет односоставность структуры, акцентирует члены предложения, составляющие его коммуникативный центр.

Второй параграф «Определённо-личные предложения» посвящён описанию структурных и семантических особенностей определённо-личных предложений во внутренней речи персонажей. В исследуемых произведениях они представлены 765 примерами, что составляет 18,3% от общего количества односоставных глагольных предложений.

С учётом функционально-семантических признаков все определённо-личные предложения в исследуемых произведениях представлены двумя группами предложений: 1) повествовательными, 2) побудительными.

Повествовательные предложения являются самой многочисленной группой определенно-личных предложений − 411 примеров. Как правило, это распространённые предложения, содержанием которых является намерение персонажа совершить определённые действия (планируемые или предполагаемые), субъектом которых выступает сам персонаж: “Надо не думать, не думать. Да, да, писать. Напишу маме”, – подумал Светлогуб, сел на табуретку и тотчас же начал писать. (Божеское и человеческое)

В зависимости от особенностей семантики такие предложения делятся на три подгруппы:

а) предложения, содержащие намерение совершить действие, которое осложняется указанием на предполагаемое время его выполнения – точное или приблизительное. В предложениях с указанием на приблизительное время выполнения действия содержатся важные для персонажа вопросы жизни и бытия, которые он хотел бы для себя уяснить. Такие предложения более многочисленны и содержат слова, обозначающие либо время суток (ночью, днём, вечером и др.) либо слова со значением неопределённого будущего (после, когда-нибудь и др.): Он покачал головой и, вздохнув, затворил дверь. “Подожду ещё десять минут”, – сказал он себе, откашливаясь и утирая слёзы. (Анна Каренина); То он говорил себе: “Ну, чёрт с ними, уйду завтра”, то вспоминал Ивана Миронова и опять думал о брюхе мещанина и белой, потной глотке Матрены. (Фальшивый купон);

б) предложения, в которых представлено намерение совершить действие, осложненное указанием на возможное место его выполнения, либо место выступает в качестве конечной цели совершаемого действия. В предложениях на него, как правило, указывает слово или словосочетание со значением места: Барабан пошёл шагом, стала виднее впереди дорога; Ильич снял шапку и ощупал деньги. “Положить их за пазуху? – думал он, – ещё распоясываться надо. Вот дай под изволок заеду, там сойду с телеги, уберусь. Шапка крепко зашита сверху, а вниз из подкладки не выскочит. И сымать шапки до дома не стану”. (Поликушка);

в) предложения, в которых содержится указание на повторяемость предполагаемого действия. Как правило, это желание персонажа совершить действие в очередной либо в последний раз, после чего он, в силу сложившихся обстоятельств, в будущем будет лишён такой возможности. Такими обстоятельствами может служить отъезд персонажа, решение изменить свой образ жизни, а следовательно, и круг общения и др. В лингвистическом плане это находит отражение в употреблении существительного раз с зависимыми словами ещё, последний, очередной: Он остановился у своего вагона, ожидая её выхода. “Ещё раз увижу, – говорил он себе, невольно улыбаясь, – увижу её походку, её лицо; скажет что-нибудь, поворотит голову, взглянет, улыбнётся, может быть”. (Анна Каренина)

Побудительные предложения образуют менее многочисленную группу определённо-личных предложений – 354 примера. Содержанием их является побуждение персонажа, конкретизируемое как пожелание, призыв, просьба, мольба. Такие предложения обычно носят эмоционально окрашенный характер.

В качестве адресата побуждения может выступать:

1. Бог как высшая сила. Обращение к Богу конкретизируется как:

а) просьба о прощении и помощи, когда персонаж лишён собственных сил или понимает, что любые его действия не принесут каких-либо реальных результатов, и видит единственный способ спасения в обращении к высшим силам. Такие предложения отражают религиозные взгляды Л.Н. Толстого, согласно которым путь к спасению лежит через покаяние, следовательно, прежде чем просить о лучшем будущем или о возврате к прошлому, необходимо покаяние в ранее содеянном и признание своей неправоты: Но, глядя на неё, он опять видел, что помочь нельзя, и приходил в ужас и говорил: “Господи, прости и помоги”. (Анна Каренина);

б) просьба об укреплении собственных сил, когда персонажу требуется упрочить свою волю и внутреннюю силу для противостояния соблазнам либо для совершения какого-то важного дела: “Господи, царю небесный, утешителю, душе истины, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, блаже, души наша. Очисти от скверны славы людской, обуревающей меня”, – повторил он и вспомнил, сколько раз он молился об этом и как тщетны были до сих пор в этом отношении его молитвы <…> (Отец Сергий);

в) просьба, перерастающая в требование доказательств существования Бога: Во время таинства Левин молился тоже и делал то, что он, неверующий, тысячу раз делал. Он говорил, обращаясь к богу: “Сделай, если ты существуешь, то, чтоб исцелился этот человек (ведь это самое повторялось много раз), и ты спасёшь его и меня”. (Анна Каренина);

г) просьба во время молитвы о спасении своей или чьей-либо души: После этого, как, бывало, придёшь на верх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: “Спаси, господи, папеньку и маменьку”. (Детство)

2. Воображаемый собеседник, который может быть конкретизирован как конкретное лицо (Вронский, Маслова и др.), группа людей (окружение Наполеона, толпа в воображении Пьера Безухова и др.): “Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть! – думал он. – Да, я подойду…и потом вдруг…Пистолетом или кинжалом? – думал Пьер. – впрочем, всё равно. Не я, а рука провидения казнит тебя, скажу я (думал Пьер слова, которые он произнесёт, убивая Наполеона). Ну что ж, берите, казните меня”, − говорил дальше сам себе Пьер, с грустным, но твёрдым выражением на лице, опуская голову. (Война и мир)

3. Реальный собеседник. Персонажи Л.Н. Толстого, наряду с внешним, вербальным, владеют также скрытым, невербальным каналом передачи информации, к которому прибегают в ответственные моменты своей жизни. В этом случае внутренняя речь может быть одним из показателей близости героев друг к другу, либо она приобретает подтекстный характер и образует скрытый по отношению к внешней речи план содержания: Евгений стоял в это время у постели, и Лиза смотрела на него и одной из влажных рук, лежавших сверх одеяла, поймала его руку и пожала. Переноси её для меня. Ведь она не помешает нам любить другу друга, − говорил её взгляд. (Дьявол)

В третьем параграфе «Неопределённо-личные предложения» представлено описание структурных и семантических особенностей неопределённо-личных предложений, которые представлены 73 примерами, что составляет 1,7%.

С учётом функционально-семантических особенностей все неопределённо-личные предложения делятся на несколько групп.

1. Предложения, в которых действующее лицо неизвестно говорящему, но этот момент не представляется для него важным: И ей вспомнилось, как сын её три месяца тому назад прощался с ней с таинственным и грустным лицом. Потом вспомнила она восьмилетнего мальчика в бархатной курточке, с голыми ножками и длинными вьющимися колечками белокурых волос. “И его, его, этого самого мальчика… сделают с ним это! (Божеское и человеческое)

2. Предложения, в которых деятель либо предполагается, либо известен персонажу лишь в общих чертах и не может быть точно указан: Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул. <…> “И той нет! уж и ей насплетничали”, – подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой. (Война и мир)

3. Предложения, в которых действующее лицо может быть известно говорящему, но не называется в силу разных причин (очевидности, нежелания и т.д.): Он стал вспоминать, не сделал ли он ещё каких-нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе-барабанщике представилось ему. “Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?” – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся. “Спросить бы можно, – думал он, – да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел <…>”. (Война и мир)

4. Предложения, в которых деятель известен из ситуации, но персонаж не считает нужным называть его и выбирает форму неопределённого лица: Мне очень, очень стало жалко матушку, и вместе с тем мысль, что мы точно стали большие, радовала меня. “Ежели мы нынче едем, то, верно, классов не будет; это славно! – думал я. – Однако жалко Карла Иваныча. Его, верно, отпустят, потому что иначе не приготовили бы для него конверта… Уж лучше бы век учиться да не уезжать, не расставаться с матушкой и не обижать бедного Карла Иваныча. Он и так очень несчастлив!” (Юность)

Тремя примерами представлена группа предложений, имеющих форму неопределённо-личного предложения, в которых значение неопределённого деятеля осложняется значением обобщённости. Подобного рода переходные предложения с синкретичной семантикой целесообразно рассматривать как неопределённо-обобщённые (В.В. Бабайцева): “Что это? или я с ума схожу? − сказал он себе. − Может быть. Отчего же и сходят с ума, отчего же и стреляются?” − ответил он сам себе и, открыв глаза, с удивлением увидел подле своей головы шитую подушку работы Вари, жены брата. (Анна Каренина)

Четвёртый параграф «Обобщённо-личные предложения» посвящён описанию структурных и семантических особенностей обобщённо-личных предложений, которые представлены единичными примерами – 12 примеров, что составляет всего 0,3%. Их малочисленность во внутренней речи объясняется психологической природой ВР, которая носит субъективный характер, отражает интимные мысли и чувства человека, осознающего себя как уникальную, неповторимую личность, когда как обобщённо-личные предложения отражают действия, состояния и ситуации, типичные для всех людей, включая самого говорящего (мыслящего).

С учётом функционально-семантических признаков все обобщённо-личные предложения делятся на две группы;

1. Предложения, в которых персонаж формулирует вывод, положение, относящееся ко всем людям безотносительно к месту и времени: “Да, такого человека можно полюбить. Эти глаза. И это простое, благородное и – как он ни бормочи молитвы – и страстное лицо! – думала она. – Нас, женщин, не обманешь <…>”. (Отец Сергий)

2. Предложения, в которых выражаются интимные мысли, чувства, переживания персонажа, которые он считает нужным скрыть под обобщённой формой: Вспоминая улыбку, которою он обменялся с Mariette, Нехлюдов покачал на себя головою. “Не успеешь оглянуться, как втянешься опять в эту жизнь”, – подумал он, испытывая ту раздвоенность и сомнения, которая в нём вызывала необходимость заискивания в людях, которых он не уважал. (Воскресение)

В пятом параграфе «Безличные предложения» представлено описание структурных и семантических особенностей безличных предложений. Безличные предложения составляют наиболее многочисленную разновидность односоставных глагольных предложений во внутренней речи в исследуемых произведениях – 1783 примера, или 42,5%. Это обусловлено разнообразием семантики безличных предложений, позволяющей охарактеризовать разные стороны внутренней жизни человека.

С учётом функционально-семантических признаков все безличные предложения представлены двумя основными группами: 1) с семантикой модальности; 2) с семантикой состояния.

1. Безличные предложения с семантикой модальности являются наиболее многочисленной группой. Они носят ярко выраженный оценочный характер и изображают волевую и эмоциональную сферы как наиболее субъективные в психической жизни человека. Среди них выделяются предложения со значением необходимости, возможности, невозможности, желательности.

Безличные предложения со значением необходимости отражают внутренний мир героев в момент принятия решения о каком-либо действии вследствие возникшей необходимости, потребности и содержат в своём составе такие модальные слова, как надо, необходимо, должно, пора, стоит, нужно, придётся. Необходимость часто может осознаваться персонажем как продиктованная свыше, как неизбежность следования долгу. В таких предложениях отражается менталитет русского человека, когда долг, обязанность стоят выше личного. В исследуемых произведениях безличные предложения со значением необходимости довольно часто отражают философские взгляды Л.Н. Толстого, согласно которым человек не в состоянии противостоять судьбе и должен полностью ей подчиняться: “Разумеется, удивительное и поразительное совпадение! И необходимо сделать всё возможное, чтобы облегчить её участь, и сделать это скорее. Да, надо тут, в суде, узнать, где живёт Фанарин или Микишкин”. (Воскресение)

В безличных предложениях со значением возможности выражается значение возможности, допущения какого-либо действия самого персонажа или другого лица, они содержат в своём составе модальное слово можно. Как правило, такие предложения употребляются во время размышлений персонажа над важными вопросами бытия, борьбы собственных желаний с чувством долга, личных интересов с общественным мнением и т.д., а также планирования своих действий в будущем: – Нет, я и сама не успею, – сказала она и тотчас же подумала: “Стало быть, можно было устроиться так, чтобы сделать, как я хотела”. (Анна Каренина)

Безличные предложения со значением невозможности выражают значение отрицания возможности, допущения какого-либо действия персонажа или другого лица. Они содержат в своём составе модальные слова невозможно, когда невозможность обусловлена субъективными причинами (моральные установки, осознание собственной вины и др.), и нельзя, когда невозможность возникает и осознаётся персонажем как нечто продиктованное свыше либо как общепринятая норма, а потому неизбежное и обязательное:

Нет, это невозможно так оставить”, − проговорил сам с собой Нехлюдов, совершенно забыв своё дурное чувство, и, сам не зная зачем, поспешил в коридор ещё раз взглянуть на неё. (Воскресение)

В безличных предложениях со значением желательности выражается желание персонажа исправить существующее положение дел и используется модальный возвратный глагол хотеться в безличном значении, который обозначает действие как желаемое и выражает ирреальную модальность, иногда с частицей бы. Основную массу составляют предложения, имеющие в своём составе дополнение со значением косвенного субъекта, выраженное личным местоимением в форме дательного падежа. Как правило, это местоимение третьего лица, при помощи которого персонаж косвенно указывает на лицо или круг лиц, для которых выполнение названного действия является желательным: “Вот им хочется этого грязного мороженого. Это они знают, наверное, − думала она, глядя на двух мальчиков, остановивших мороженика, который снимал с головы кадку и утирал концом полотенца розовое лицо. – Всем нам хочется сладкого, вкусного”. (Анна Каренина)

2. Безличные предложения с семантикой состояния включают в себя несколько групп – со значением психического и физического состояния человека; состояния природы и окружающей среды; состояния, вызванного отсутствием кого- или чего-либо.

Среди безличных предложений со значением психического и физического состояния человека преобладают предложения со значением психического состояния, структура которых формируется главным образом за счёт слов категории состояния, выступающих в роли сказуемого. Их многочисленность обусловлена важностью изображения внутреннего мира персонажа, это сближает их с предложениями модальной семантики, которые также отражают психическое состояние человека: “И неужели я виновата, неужели я сделала что-нибудь дурное? Они говорят: кокетство. Я знаю, что я люблю не его; но мне всё-таки весело с ним, и он такой славный. Только зачем он это сказал?..” – думала она. (Анна Каренина)

Безличные предложения со значением состояния природы и окружающей среды являются немногочисленными. Их малочисленность объясняется тем, что в художественном тексте состояние природы и окружающей среды обычно передаётся посредством авторского повествования: “Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали, кричали и дрались”. (Война и мир)

Предложения, обозначающие состояние, вызванное отсутствием кого- или чего-либо, заключают в себе констатацию в сознании персонажа его реакций на события и явления окружающего мира: Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе. “Кончена смерть, − сказал он себе. − Ее нет больше”. (Смерть Ивана Ильича)

Шестой параграф «Инфинитивные предложения» посвящён описанию структурных и семантических особенностей инфинитивных предложений. Инфинитивные предложения после безличных, составляют вторую по численности разновидность односоставных предложений во внутренней речи – 1558 примеров, или 37,2%. Это объясняется тем, что по сравнению с другими разновидностями они, как и безличные, наиболее приближены к модально-волевой сфере героев и отличаются ярко выраженной модальной окраской. В.В. Виноградов отмечает, что модальность инфинитивных предложений формируется “самой природой инфинитива и интонацией, а усиливается и дифференцируется частицами”.

С учётом функционально-семантических признаков инфинитивные предложения делятся на несколько групп: со значением долженствования, необходимости, желания, сомнения, нерешительного предположения; со значением волеизъявления, побуждения; со значением желательности, предпочтительности; со значением представления.

1. Инфинитивные предложения со значением долженствования, необходимости, желания обозначают действие, которое должно (или не должно) быть совершено или осуществление которого желательно (или нежелательно). Это находит отражение в употреблении лексем, указывающих на сроки предполагаемых действий: прежде всего, теперь, потом, поскорее: “Прежде всего, – думал он, – теперь увидать адвоката и узнать его решение, а потом… потом увидать её в тюрьме, вчерашнюю арестантку, и сказать ей всё”. (Воскресение)

Инфинитивные предложения со значением сомнения, нерешительного предположения отражают сложные мыслительные процессы и психоэмоциональные состояния персонажа и представляют собой внутриречевые реакции на предметы, события, явления. Герои Л.Н. Толстого склонны к самоанализу и рефлексии и часто находятся в состоянии необходимости выбора, анализа собственных поступков и взаимоотношений с окружающим миром: “Что же делать? − думала я. − Чем же я виновата, что я счастлива? Но как поделиться счастьем? как и кому отдать всю себя и всё своё счастие?.. (Семейное счастие)

2. Инфинитивные предложения со значением волеизъявления, побуждения представляют собой своеобразный внутренний императив, обращённый персонажем к самому себе, в котором выражается его намерение, решимость осуществить какое-либо действие: “Заснуть! Забыть!” − сказал он себе, со спокойной уверенностью здорового человека, уверенного в том, что если он устал и хочет спать, то сейчас же и заснёт. (Анна Каренина)

3. Инфинитивные предложения со значением желательности, предпочтительности отражают желание персонажа осуществить действие, которое должно изменить существующее положение дел, что усиливается частицей бы: Дворник вышел, я стал торопиться одеваться, боясь взглянуть на стены. “Что за вздор, − подумал я, − чего я боюсь, точно дитя. Привидений я не боюсь. Да, привидений… Лучше бы бояться привидений, чем того, чего я боюсь. − Чего? − Ничего… Себя… Ну вздор”. (Записки сумасшедшего)

4. В ряде случаев инфинитивные предложения используются в качестве формы представления. Цель инфинитива представления − назвать тему последующих размышлений либо обозначить имеющееся в сознании персонажа представление о каком-либо действии, наглядно-чувственный образ представляемой ситуации. При этом последующее предложение содержит рему, которая заключает в себе оценку персонажем действия или ситуации, представленной инфинитивом. Инфинитивы представления во внутренней речи персонажей в произведениях Л.Н. Толстого имеют сложную семантику, основу которой составляет понятийный и психологический компоненты, определяемые словом, причем понятийный компонент является доминирующим. Дополнительными являются вопросительный, эмоциональный, побудительный компоненты и компонент размышления, утверждения, определяемые предложением.

Чаще всего инфинитивы представления отражают ситуацию размышления и по функции, как правило, являются вопросительными. Заключая в себе вопросы персонажа к самому себе, они носят подчеркнуто полемический характер, требуют конкретного ответа, который представлен в последующем тексте, и направлены на осмысление тех или иных сторон бытия. Иногда это бывает цепочка вопросительных именительных представления, которые содержат призыв к совместным с воображаемым собеседником размышлениям и поискам ответа. Наглядно-чувственные образы, скрывающиеся за инфинитивом представления, всегда субъективны и обусловлены личным жизненным опытом персонажа: “Иметь жену? Иметь работу и необходимость работы? Оставить Покровское? Купить землю? Приписаться в общество? Жениться на крестьянке? Как же я сделаю это? − опять спрашивал он себя и не находил ответа. <…>” (Анна Каренина)

Седьмой параграф «Роль служебных элементов в односоставных глагольных предложениях во внутренней речи персонажей» посвящён выявлению роли служебных элементов в односоставных глагольных предложениях в ВР персонажей, среди которых наиболее употребительными являются союзы, частицы, междометия. В исследуемых произведениях они используются в основном для выражения дополнительных модальных значений: необходимости, отрицания необходимости, возможности, невозможности, желательности, сомнения, предположения и т.д., а также в качестве элементов, позволяющих отражать особенности процесса формирования мыслей персонажа:“Неучтиво, но не могу писать. Всё равно увижусь с ней нынче”, – подумал Нехлюдов и пошёл одеваться. (Воскресение); И Лиза, смеясь, с сахарницей вышла из комнаты. “А хотелось бы посмотреть, что это за гусар такой, – думала она, – брюнет или блондин? <…>” (Два гусара); “Ох, потянет назад!” – думал он, почему-то, как по высокой траве, подымая всю ногу и стараясь не стучать лаптями, когда проходил по комнатам. (Поликушка)

В Заключении подводятся основные итоги исследования и делаются общие выводы. Результаты проведённого исследования подтверждают мысль о том, что односоставные глагольные предложения играют важную роль в синтаксической организации внутренней речи персонажей в художественной литературе, отражая такие важнейшие особенности ВР, как предикативный и наглядно-чувственный характер. Среди них самыми частотными являются безличные и инфинитивные предложения, которые обладают большими возможностями для изображения речемыслительных процессов и психоэмоциональных состояний персонажа, поскольку отражают наиболее субъективные сферы жизни человека.
Основные положения диссертации отражены

в следующих публикациях:
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ

  1. Набиуллин, Р.Р. Внутренняя речь как средство раскрытия психологии героя (на материале повести Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича») [Текст] / Р.Р.Набиуллин // Искусство и образование. – М., 2008, №8. – С.127 − 132.

  2. Набиуллин, Р.Р. Внутренняя речь персонажей как средство отражения религиозно-философских взглядов Л.Н.Толстого [Текст] / Р.Р.Набиуллин // Искусство и образование. – М., 2008, №11. – С.124 − 129.

Другие публикации

  1. Набиуллин, Р.Р. Безличные предложения во внутренней речи персонажей (на материале произведений Л.Н. Толстого) [Текст] / Р.Р. Набиуллин // Исследования по семантике и прагматике языковых единиц: Межвуз. сборник науч. трудов. – Уфа, 2007. – С.102-109.

  2. Набиуллин, Р.Р. Определённо-личные предложения во внутренней речи персонажей (на материале произведений Л.Н. Толстого) [Текст] / Р.Р. Набиуллин // Язык и литература в поликультурном пространстве: материалы международной открытой заочной научно-практической конференции ( 15 января−15 марта 2008г.). − Уфа, 2009. – С.124 − 130.

  3. Набиуллин, Р.Р. Отражение религиозно-философских взглядов Л.Н. Толстого во внутренней речи персонажей [Текст] / Р.Р. Набиуллин // Материалы научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании. − Уфа, 2008. – С.143 − 146.

  4. Набиуллин, Р.Р. Роль служебных элементов в синтаксической организации односоставных глагольных предложениях [Текст] / Р.Р. Набиуллин // Материалы научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании». − Уфа, 2007. – С.131 − 137.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconТема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В....
Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: «Односоставные предложения». Будем отличать односоставные предложения от двусоставных предложений...
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Односоставные и неполные предложения», формировать умения находить односоставные и неполные предложения, определять их роль в рекламных...
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconУрок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения»
Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения», закрепить умение работать над рефератом, совершенствовать работу в группах,...
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1...
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепление навык находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи односоставные предложения
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconУрок-проект по русскому языку по теме «Односоставные предложения»
Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторение изученных произведений Л. Н толстого. Чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого»
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н. С. Лескова
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconУрок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской...
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconТема: Развитие образной речи старших дошкольников на основе произведений...
Введение стр. 3
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconИсследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать...
Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconВ литературе русского реализма
Это обусловлено удивительным эмоциональным резонансом между художественной действительностью изучаемых произведений и внутренним...
Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 5 класс
Д. Родари; учить характеризовать персонажей по их поступкам, действиям, речи; выделять главную мысль произведения; сравнивать сказки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск