1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Цели изучения дисциплины:
привитие научно-обоснованных взглядов на причинность преступности, как негативного, исторически изменчивого, социального, массового явления, которое общество и государство должны сдерживать в определенных пределах для нормальных условий жизнедеятельности;
выработка у студентов умения глубоко анализировать проблемные вопросы предупреждения преступности в современных условиях;
подготовка студентов к самостоятельному, квалифицированному и компетентному решению профессиональных задач.
Задачи изучения дисциплины:
овладение студентами знаний об основных проблемах причинности и предупреждения преступности;
формирование у студентов умения и навыков анализа и оценки данных о причинах и условиях преступности, прогнозировании и планировании преступности и механизма индивидуального преступного поведения, организации планирования и осуществления предупредительной деятельности;
воспитание у студентов чувства непримиримости к проявлениям преступности, решимости противостоять ей, отстаивать принципы социальной справедливости и законности.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать: основные причины преступности, меры предупреждение преступности; основные методы криминологических исследований; сущность и основные направления виктимологической профилактики; формы, содержание и результаты международного сотрудничества в части борьбы с преступностью; основную литературу по курсу.
| Студент должен уметь: выражать и обосновывать свою позицию по вопросам причинности преступности и ее предупреждения; полученные знания при оценке текущих событий современной политической жизни страны и в мире применять на практике; работать с научной литературой; вести дискуссию по проблемам изучаемого курса; подготовить научную работу, составить конспект по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников.
| Студент должен иметь представление: о влиянии исторических событий на развитие теории и практики борьбы с преступностью; о роли экономических, социально-политических, нравственных факторов в правовой деятельности; о специфике анализа криминологически значимых процессов с позиций системного подхода.
| У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Объяснительно-иллюстративный метод (монологическое и проблемное изложение материала сопровождается демонстрацией дидактического и наглядного материала)
| О-И
| Интерактивный метод «работа в малых группах»
Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждение полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности. Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы). Смысл работы в малых группах заключается не только в том, чтобы сформулировать решение какой-либо задачи, но и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других групп. Результаты работы групп можно оценивать по выработанной заранее шкале баллов.
| РМГ
| Творческие задания используются для активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Они могут применяться как в индивидуальном порядке, так и при работе в малых группах.
| ТЗ
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
| Очная форма обучения
|
|
|
|
| Лекции
|
|
| 1-2
| 2
| Лекция 1: «Причинность преступности»
Причинность в криминологии. Общая характеристика криминологической теории причинности.
2. Криминологический анализ причинных комплексов.
| М,
Д,
П,
ПБ
| ОК-9,
ПК-17
| 3-4
| 2
| Лекция 2: «Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью»
1. Понятие методики криминологического исследования.
2. Организация криминологических исследований.
3. Понятие и значение прогнозирования преступности.
4. Программирование и планирование предупреждения преступлений.
| М,
П,
Д,
Э
| ОК-9,
ПК-17
| 5-6
| 2
| Лекция 3: «Предупреждение преступности»
1. Понятие и цели предупреждения преступности.
2. История законодательного регулирования, теории и практики предупреждения преступлений в России.
3. Современная зарубежная теория и практика предупреждения преступлений.
4. Проблемы совершенствования деятельности по предупреждению преступности на современном этапе.
| М,
ПБ,
П
| ОК-9,
ПК-17
| 7-8
| 2
| Лекция 4: «Причинность и предупреждение насильственной преступности»
1. Понятие, виды и признаки насильственной преступности.
2. Особенности личности насильственного преступника.
3. Причины и условия насильственной преступности.
4. Основные направления предупреждения насильственной преступности.
| М,
П,
ПБ,
Э
| ОК-9,
ПК-17
| 9-10
| 2
| Лекция 5: «Причинность и предупреждение корыстной преступности»
1. Понятие, виды и признаки корыстной преступности.
2. Лица, совершающие корыстные преступления – особенности их поведения и образа жизни.
3. Причины и условия корыстной преступности.
4. Меры, направленные на предупреждение корыстной преступности.
| М,
П,
Э,
ПБ
| ОК-9,
ПК-17
| 11-12
| 2
| Лекция 6: «Причинность и предупреждение экономической преступности»
1. Понятие и особенности экономической преступности.
2. Характеристика личности экономического преступника.
3. Криминологическая детерминация и причинность экономической преступности.
4. Предупреждение экономической преступности.
| М,
О-И,
П,
Э,
ПБ
| ОК-9,
ПК-17
| 13-14
| 2
| Лекция 7: «Причинность и предупреждение терроризма»
1. Понятие и основные черты терроризма.
2. Современное состояние и тенденции терроризма.
3. Причины и условия преступлений терроризма.
4. Противодействие терроризму.
| М,
О-И,
П,
Э,
ПБ
| ОК-9,
ПК-17
| 15-16
| 2
| Лекция 8: «Причинность и предупреждение коррупционной преступности»
1. Понятие коррупции и коррупционной преступности.
2. Современное состояние коррупционной преступности.
3. Детерминация коррупционной преступности.
4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России.
| М,
О-И,
П,
Э,
ПБ
| ОК-9,
ПК-17
| 17-18
| 2
| Лекция 9: «Причинность и предупреждение преступности несовершеннолетних»
1. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних.
2. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников.
3. Причинность преступности несовершеннолетних.
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
| М,
П,
Э,
ПБ
| ОК-9,
ПК-17
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
| 1
| 2
| Семинар 1: «Причинность преступности»
Причинность в криминологии. Общая характеристика криминологической теории причинности.
2. Социальное противоречие как причина преступного поведения.
3. Социально-психологический уровень причинности.
4. Преступность как социальный механизм массовых причин преступлений.
| Д,
Э,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 2
| 2
| Семинар 2: «Личность преступника»
1. Понятие личности преступника.
2. Соотношение социального и биологического в личности преступника.
3. Структура личности преступника.
4. Типология личности преступника.
| Д,
Э,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 3
| 2
| Семинар 3: «Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью»
1. Понятие методики криминологического исследования.
2. Организация криминологических исследований.
3. Понятие и значение прогнозирования преступности.
4. Программирование и планирование предупреждения преступлений.
| Д,
П,
Э
| ОК-9,
ПК-17
| 4
| 2
| Семинар 4: «Криминологическая виктимология»
1. Понятие и предмет виктимологии.
2. Создание и развитие учения о жертве преступления.
3. Виктимологическая ситуация: понятие и составляющая механизма преступлений.
4. Виктимологическая профилактика преступлений.
| Д,
Э,
П
| ОК-9,
ПК-17
| 5
| 2
| Семинар 5: «Предупреждение преступности»
1. Основные парадигмы к предупреждению преступности.
2. Понятие и цели предупреждения преступности.
3. Перспективы предупреждения преступности.
| Э
Д,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 6
| 2
| Семинар 6: «Причинность и предупреждение насильственной преступности»
1. Понятие, виды и признаки насильственной преступности.
2. Особенности личности насильственного преступника.
3. Причины и условия насильственной преступности.
4. Основные направления предупреждения насильственной преступности.
| Э,
Д,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 7
| 2
| Семинар 7: «Причинность и предупреждение семейной преступности»
1. Семья как предмет криминологического исследования.
2. Личность преступника, совершившего преступление в семейной сфере.
3. Система криминогенных факторов семейной преступности.
4. Меры предупреждение семейного насилия.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 8
| 2
| Семинар 8: «Причинность и предупреждение корыстной преступности»
1. Понятие, виды и признаки корыстной преступности.
2. Лица, совершающие корыстные преступления – особенности их поведения и образа жизни.
3. Причины и условия корыстной преступности.
4. Меры, направленные на предупреждение корыстной преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 9
| 2
| Семинар 9: «Причинность и предупреждение экономической преступности»
1. Понятие и особенности экономической преступности.
2. Характеристика личности экономического преступника.
3. Криминологическая детерминация и причинность экономической преступности.
4. Предупреждение экономической преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 10
| 2
| Семинар 10: «Причинность и предупреждение терроризма»
1. Понятие и основные черты терроризма.
2. Современное состояние и тенденции терроризма.
3. Причины и условия терроризма.
4. Противодействие терроризму.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 11
| 2
| Семинар 11: «Причинность и предупреждение организованной преступности»
1. Понятие организованной преступности.
2. Состояние организованной преступности.
3. Причины и условия организованной преступности.
4. Предупреждение организованной преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 12
| 2
| Семинар 12: «Причинность и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности»
1. Понятие и особенности рецидивной преступности.
2. Обстоятельства, способствующие устойчивости рецидивной преступности и их профилактика.
3. Профессиональная преступность: понятие и характеристика.
4. Факторы криминального профессионализма и меры, направленные на их предупреждение.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 13
| 2
| Семинар 13: «Причинность и предупреждение коррупционной преступности»
1. Понятие коррупции и коррупционной преступности.
2. Современное состояние коррупционной преступности.
3. Детерминация коррупционной преступности.
4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 14
| 2
| Семинар 14: «Причинность и предупреждение неосторожной преступности»
1. Уровень, структура и динамика неосторожной преступности.
2. Особенности личности неосторожных преступников.
3. Причины и условия, способствующие совершению неосторожных преступлений.
4. Предупреждение неосторожных преступлений.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 15
| 2
| Семинар 15: «Причинность и предупреждение преступности несовершеннолетних»
1. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних.
2. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников.
3. Причинность преступности несовершеннолетних.
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 16
| 2
| Семинар 16: «Причинность и предупреждение женской преступности»
1. Характеристика, преступлений, совершаемых женщинами.
2. Личность женщины-преступницы.
3. Особенности причинности преступности женщин.
4. Предупреждение женской преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 17
| 2
| Семинар 17: «Причинность и предупреждение девиантных проявлений»
1. Формы девиантности, связанные с преступностью и их характеристика.
2. Взаимосвязь предупреждения негативных девиаций и преступности.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ОК-9,
ПК-17
| 18
| 2
| Семинар 18: «Причинность и предупреждение преступности за рубежом»
1. Зарубежные криминологические теории причин преступности.
2. Зарубежной опыт предупреждения преступности.
| М,
И,
П
Э,
ПБ
| ОК-9,
ПК-17
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| |