Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими





Скачать 204.72 Kb.
НазваниеОбщее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими
Дата публикации19.07.2013
Размер204.72 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат


На правах рукописи
ТИТОВ Юрий Михайлович
ОБЩЕЕ ТРЕТЬЕ В СОЧИНИТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ С ОДНОРОДНЫМИ ПОДЛЕЖАЩИМИ


Специальность 10.02.01 – русский язык

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Смоленск – 2007

Работа выполнена на кафедре русского языка

ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук

профессор Е. Ф. Троицкий

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

профессор А. А. Буров

кандидат филологических наук

доцент Е. В. Якубенко
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский

государственный

областной университет»


Защита состоится « » ___________ 2007 г. в 14-00 в зале Учёного совета на заседании диссертационного совета Д 212.254.01 при ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет» по адресу: 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СмолГУ.

Автореферат разослан « »____________2007 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор Н. А. Максимчук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемая диссертационная работа посвящена рассмотрению осо­бенностей общего третьего в сочинительных конструкциях с однородными подлежащими – общего и обобщающего элементов и редко выделяемой для простых предложений общей картины.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием в науке чёткости в решении вопросов: что называть однородными подлежащими, ка­кое место занимают однородные подлежащие в структуре предложения, чем объясняются формы общих членов при однородных подлежащих и т.д. Почти не исследовано общее третье в сочинительной конструкции. Большой интерес представляет формальное выражение отношений однородных под­лежащих и общего сказуемого.

Научная новизна исследования. Научная новизна предлагаемой дис­сертации состоит в том, что применено понятие общей картины для описания строения и функционирования сочинительной конструкции.

Теоретическое значение работы. Рассмотрение общего третьего в со­чинительных конструкциях с однородными подлежащими даёт материал, ко­торый может быть привлечён к анализу конструкций с другими типами рав­ноправных компонентов. Исследуемый материал проанализирован в четырёх аспектах (логическом, семантическом, формальном и коммуникативном).

Практическую значимость имеют рекомендации по употреблению форм обобщающего подлежащего и форм числа общего сказуемого.

Объектом исследования явились 4000 примеров сочинительных кон­струкций с однородными подлежащими.

Предметом исследования послужили взаимоотношения различных типов эксплицитного общего третьего (обобщающее подлежащее, общее ска­зуемое) и общей картины с однородными подлежащими.

Источники исследования. Для анализа привлекались сочинительные конструкции с однородными подлежащими, взятые из произведений художе­ственной и публицистической литературы 19-20 вв.

Цели и задачи работы. Основная цель диссертационного сочинения – показать типы общего третьего и их взаимоотношения с равноправными компонентами. По причине неразработанности этого вопроса не было объяс­нено функционирование общего третьего, в частности, правила употребления форм числа общего сказуемого при однородных подлежащих.

Для достижения этой цели потребовались наблюдения над формами компонентов сочинительной конструкции и, в первую очередь, различных типов общего третьего.

Реализация поставленной цели связано с решением следующих задач:

1. Объяснить употребление формы числа общего сказуемого в сочини­тельных конструкциях с однородными подлежащими, поскольку до сих пор эта проблема не получила окончательного решения. Проследить влияние равноправных компонентов на форму общего сказуемого.

2. Выявить особенности функционирования обобщающего подлежа­щего. Отметить влияние обобщающего подлежащего на форму равноправ­ных компонентов.

3. Доказать возможность существования имплицитных типов общего третьего в сочинительной конструкции с однородными подлежащими. Обос­новать необходимость их выделения.

4. Уточнить парадигматические границы сочинения. Необходимо диф­ференцировать сочинение и пояснение, а также разграничить простые конст­рукции с однородными подлежащими и сложные предложения внутри са­мого сочинения.

5. Использовать в анализе общего третьего четыре аспекта, характери­зующие все языковые явления (логический, семантический, формальный и коммуникативный).

Методы исследования. Основные методы, применяемые при анализе сочинительных конструкций с однородными подлежащими, носят традици­онный характер. Это описательный, статистический и трансформационный методы, дополненные разнообразными частными приёмами исследования. В качестве способа формального представления структуры предложения нами использовалась структура зависимостей.

Апробация исследования. Материалы диссертации изложены в четы­рёх публикациях. Основные положения работы обсуждались на Седьмых Поливановских чтениях (СГПУ 2005), конференциях, посвящённых Дню славянской письменности и культуры (СГПУ 2005, СмолГУ 2006, 2007), на заседаниях кафедры русского языка Смоленского государственного универ­ситета, аспирантских семинарах и проблемной группе по актуальным вопро­сам современной лингвистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Форма общего сказуемого зависит от того, какой тип общей картины выражается однородным рядом.

2. Обобщающий элемент в большинстве случаев диктует форму одно­родных подлежащих (или стержневого слова в равноправных компонентах).

3. Общее третье настолько важно для сочинительной конструкции, что все его типы (а не только общая картина) могут быть не выражены фор­мально. Встречаются имплицитное обобщающее подлежащее и имплицитное общее сказуемое.

4. Четыре стороны языка (логическая, семантическая, формальная и коммуникативная) оказывают влияние на употребление формы единствен­ного ил множественного числа общего сказуемого.

4. Смысловые равноправные компоненты (состав подлежащего) указы­вают на материальную градацию и этим обусловливают форму общего ска­зуемого. Смысловой общий элемент (состав сказуемого) наполняет конкрет­ным содержанием форму единственного числа общего сказуемого при под­лежащих, связанных с помощью утвердительных союзов, и тем самым также участвует в объяснении формы сказуемого.

5. Форма числа общего сказуемого может употребляться как вырази­тельное средство языка для передачи эмоционально-экспрессивных коннота­ций.

Структура работы. Рукопись работы изложена на 148 страницах ком­пьютерного текста и состоит из введения, трёх глав, заключения, библиогра­фии и списка языковых источников. Основной текст составляет 132 стра­ницы. Список литературы включает 152 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновывается новизна и актуальность исследования, характеризуются его предмет и объект, источники, ставятся цели и задачи, излагаются методы и этапы исследования, приводятся сведения по апроба­ции, теоретическому и практическому применению материалов. Здесь же сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе – «Проблема однородных подлежащих в современ­ном русском языке» – даётся обзор существующих в науке точек зрения на сочинительную связь между однородными главными членами.

Существующие положения о слитных предложениях находят косвен­ное подтверждение в современных идеях сочинительного сокращения. Уже Т. П. Ломтев утверждает, что предложение в позиции одного из однородных членов является неполным: «Словесные формы Иван и Пётр в предложении Иван и Пётр писали предполагают две позиции сказуемого, которые, однако, заняты одной словесной формой писали. Это доказывается тем, что одно слитное предложение Иван и Пётр писали соотносительно с двумя неслит­ными: Иван писал и Пётр писал»1. Изучение процессов образования озвучен­ной мысли и отчуждения её слушателю (в работах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, С. Д. Кацнельсона, А. А.Леонтьева, Н. И. Жинкина, Е. В. Падучевой) подтверждают, что каждый раз происходит сочинительное сокращение не­коего целого, развёрнутой структуры в нашем сознании. Сам процесс описы­вается различными авторами по-разному, но неизменно с наличием той еди­ницы промежуточного языка, языка мысли, которую для сочинительной кон­струкции мы именуем общей картиной.

Эти процессы непосредственно недоступны наблюдению и составить впечатление о них мы можем только по косвенным данным, например, по общей картине.

С формальной точки зрения об общей картине в сочинительной конструкции с однородными подлежащими можно судить по сочинитель­ному союзу и сочетанию фрагментов, в которые входит подлежащее с зави­симыми второстепенными членами и сказуемое с зависимыми второстепен­ными членами.

Существуют два понятия: понятие общей картины и общей идеи. Их следует отличать друг от друга.

Так, близкое общей картине понятие общей идеи встречалось у А. М. Пешковского, Н. Н. Холодова, использовалось Е. Н. Ширяевым для объясне­ния бессоюзного сложного предложения2. Для описания же сочинительной конструкции с однородными подлежащими более целесообразно применение понятия общей картины. Вслед за Е. Ф. Троицким3 мы принимаем за общую картину соединение фрагментов из сочетания содержаний равноправных компонентов и формально выраженного общего третьего. Понятие общей картины позволяет раскрыть технику связи общего сказуемого с однород­ными подлежащими. Можно предположить, что исследователь, поставивший перед собой иные цели, например, изучение взаимодействия сочинительной конструкции с другими предложениями в тексте, в сложном синтаксическом целом, вынужден будет найти другой способ описания имплицитного общего третьего.

Различаются три типа общей картины и их разновидности. В исследуе­мом материале обнаружены все три типа.

В первом типе общей картины в предложениях, формируемых с помощью утвердительных союзов (и, да, а, но, то… то…, не только… но и…, насколько… настолько…, не столько… сколько…, да и, или, либо… либо…)4 все фрагменты общей картины в равной мере реальны. Если фраг­менты складываются, обозначая несколько элементов одного множества5, мы вправе ожидать сказуемого во множественном числе: Добрый купец и ста­рушка, мать его, угощали нас как родных... То есть общая картина склады­вается из двух фрагментов, названных в первом предложении Добрый купец угощал нас как родных и во втором Старушка, мать его, угощала нас как родных.6

При втором типе общей картины в примерах с отрицательно-утверди­тельными союзами (не… а…, а не), один фрагмент отвергается как данный7, но не соответствующий действительности:

Всё прошло как в чаду, и не радость освобожденья, а муть, серая без­надежная скверность последовала тотчас за болями; Уже не солнце, а детское невинное сердце заново восходит над миром.

При третьем типе общей картины в конструкциях, оформленных сою­зами незавершённого выбора (не то… не то…, или, либо… либо…), в реаль­ности возможно предположить только один фрагмент из названных, в связи с чем и отдаётся предпочтение форме единственного числа общего сказуе­мого: Шёл не то дождь, не то снег; Яд или огонь в руках трёхлетнего ре­бёнка так же страшен, как в руках тридцатилетнего сумасшедшего.

Во второй главе – «Выражение общего третьего в сочинительной конструкции с однородными подлежащими. Обобщающее подлежащее» – рассматривается соотношение эксплицитного и имплицитного общего третьего в сочинительной конструкции с однородными подлежащими.

Обобщающее подлежащее, общее сказуемое и общая картина в языке выражаются по-разному. Но они объединены единой функцией общего третьего, ролью вершины сочинительного треугольника, с которой соотно­сятся равноправные компоненты.

Общее третье является ключевым понятием для теории однородных членов как равноправных компонентов. Морфологическая, семантическая, логическая, лексическая или синтаксическая однородность могут и не быть определяющими для выявления сочинительного равноправия, в отличие от общего третьего – его обязательного условия. В различных типах общего третьего находит отражение как формирование сочинительной конструкции в процессе мышления, так и особенности выражения результатов речемысли­тельной деятельности в конкретных формах языка (в формах числа общего сказуемого и обобщающего подлежащего). Одной из особенностей общего третьего является то, что это понятие объединяет и конкретные языковые формы, и невербализованные элементы.

План содержания сочинительной конструкции содержится в общей кар­тине. Соединение содержаний каждого из равноправных компонентов с общим элементом не всегда совпадает с содержанием общей картины. Например, в отрицательно-утвердительных конструкциях указанное соединение содержит два фрагмента, а общая картина один. То же несовпадение наблюдается в кон­струкциях с союзами незавершённого выбора. На основе таких несовпадений содержания общей картины с одной стороны и соединения каждого из равно­правных компонентов с общим элементом с другой принято говорить о невер­бализованнном выражении общей картины, иначе говоря, она выражена им­плицитно. Не подлежащей сомнению составляющей плана содержания всей сочинительной конструкции являются значения отдельных фрагментов, скла­дывающихся с учётом отношений равноправных компонентов, опосредован­ных союзом.

Эксплицитно выраженные типы общего третьего (общее сказуемое, обобщающее подлежащее) указывают на компоненты семантики сочинитель­ной конструкции, требующиеся для восстановления общей картины. Без них это было бы затруднительно сделать с точностью, необходимой в целях ком­муникации.

Необходимость общего сказуемого вытекает из участия в выражении двухкомпонентной мысли – обозначения предикативной характеристики субъ­ектов. Структурно-функциональное тождество членов возможно только при наличии общего элемента. Сказуемое выражает, как правило, новое (комму­никативный аспект), и это затрудняет возможность имплицитного выражения общего элемента в сочинительной конструкции с однородными подлежащими. Иногда это всё же случается в неполных предложениях (лексически не выра­женное, нулевое сказуемое) и в предложениях с эллипсисом (структурно не­полные, но семантически полные).

Обобщающий элемент эксплицитно выражен в предложении реже об­щего сказуемого, поскольку обобщение само по себе подразумевается сущест­вованием нескольких субъектов и одной предикативной характеристики. Им­плицитно обобщающий элемент выражается в неполных сочинительных конструкциях, где он пропущен: На столе этом, покрытом тонкой крахма­ленной скатертью с большими вензелями стояли: серебряный кофейник с пахучим кофе, такая же сахарница, сливочник с кипячёными сливками и кор­зина с свежим калачом, сухариками и бисквитами; На их пути попадалисьили бутафорское дерево, или кожуха осветительных установок в верхней ложе, или ажурная холстина падуг и партикаблей.

Кроме имплицитности и эксплицитности общего третьего представляет интерес употребление форм числа обобщающего подлежащего. В исследуе­мом материале (1200 примеров сочинительных конструкций с обобщающим подлежащим) выделяются шесть возможных соотношений форм числа обобщающего элемента и равноправных компонентов.

Соотношение множественного числа обобщающего элемента и равно­правных компонентов в единственном числе является самым распространён­ным (45%). Это объясняется прежде всего тем, что употребление названия множества при назывании элементов этого множества естественно сопровож­дается употреблением множественного числа обобщающего элемента: Шагает Бурыга к старому лохматому пню, там живут его приятели и знакомцыВолосатик и Рогуля.

Соотношение обобщающего элемента в единственном числе и равно­правных компонентов во множественном встречается в 25% примеров, то есть несколько реже: …для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешёвой цене.

Упомянутые два соотношения являются самыми многочисленными. Это связано с тем, что форма числа обобщающего элемента указывает не столько на количество предметов в действительности, сколько на то, чем является обобщающий элемент по отношению к сочинённому ряду. Обобщающий эле­мент во множественном числе требует конкретизации, а обобщающий элемент в единственном числе, как правило, нуждается в разъяснении. Поэтому в пер­вом случае (обобщающий элемент во множественном числе) конкретизация находит отражение в употреблении равноправных компонентов в единствен­ном числе, позволяющем перечислить конкретные предметы, а множественное число равноправных компонентов во втором случае позволяет дать более ши­рокую характеристику обобщающего элемента. Соотношения форм числа обобщающего элемента и равноправных компонентов имеют различия по сфере употребления, по функциям в тексте, по типу выражаемых с их помощью отношений.

Но эти соотношения реализуются не всегда. Причиной этого служит на­личие большой группы слов pluralia и singularia tantum, то есть имеющих ту или иную форму числа вне зависимости от того, сколько присутствует тех или иных субъектов в действительности. Соотношение может соблюдаться не достаточно строго при обобщении по типу род-вид, потому что в отличие от обобщения по типу целое-часть оно более искусственно, связано с дополни­тельным опытом (наличием знаний о родовидовых классификациях предме­тов), более абстрактно и непосредственное указание на реальное количество здесь не так необходимо. Поэтому, кроме рассмотренных выше двух соотно­шений, возможны и другие.

Соотношение обобщающий элемент в единственном числе – равноправ­ные компоненты в единственном (8% примеров) часто является следствием переносного употребления формы единственного числа обобщающего эле­мента (так называемое единственное число дистрибутивное, то есть распреде­лительное): Началась обычная процедура: перечисление присяжных заседа­телей, рассуждение о неявившихся, наложение на них штрафов и решение о тех, которые отпрашивались, и пополнение неявившихся запасными.

Соотношение обобщающий элемент во множественном числе – равно­правные компоненты во множественном (10% примеров) может быть обу­словлено неопределённо-количественным значением обобщающего элемента, близким наречию много: тысячи разнородных предметов дрова, мясо, туры, мука, железо и т. п.

В 7% всех примеров обобщающий элемент во множественном числе – равноправные компоненты в единственном и множественном. В таких слу­чаях обобщающим элементам, обозначающим предельно широкие понятия, соответствуют, как правило, однородные ряды с компонентами обоих чисел: Семёрка, туз, шампанское, жёлтый в середину, мел, серенькие, радужные бумажки, папиросы, продажные женщины – вот мои воспоминания!

В 5% обобщающих конструкций с однородными подлежащими обоб­щающий элемент в единственном числе – равноправные компоненты в един­ственном и множественном. В основном это предложения с обобщающим элементом в виде местоимения всё, никто, ничто и т.д.: И всё было налицо: и восторги, и умиленье, и поэзия; Табор, суматоха, длинные огни ада – всё ос­тавалось позади; С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда-то, ни пожарища Москвы.

Третья глава – «Общий элемент» – посвящена проблеме выбора той или иной формы числа общего сказуемого. Во всех специальных работах от­мечается многообразие факторов, влияющих на выбор формы числа общего сказуемого при однородных подлежащих. Эти факторы нередко сочетаются настолько прихотливо, что возникает сомнение в возможности установить какие-либо закономерности. В. Н. Перетрухин в монографии «Проблемы синтаксиса однородных членов предложения в современном русском языке»8 и другие авторы, обращавшиеся к этой проблеме, склонны считать употреб­ление формы единственного или множественного числа общего сказуемого прихотью языка.

Традиционно форма сказуемого в предложениях с однородными под­лежащими ставилась в зависимость от положения сказуемого по отношению к сочинённому ряду, значения союзов, лексического значения существитель­ных в роли подлежащего. Все многочисленные попытки установить опреде­лённые нормы согласования общего сказуемого наталкивались на препятствие – сочинительные конструкции с однородными подлежащими, связанными при помощи утвердительных союзов. Дело в том, что в боль­шинстве таких предложений общее сказуемое может употребляться как в форме единственного числа, так и в форме множественного. Поиски условий выбора формы числа сказуемого до сих пор не давали желаемого результата. Мы уделяем особенное внимание причине формирования сочинительной конструкции – особенностям ситуации, вызвавшим необходимость употреб­ления однородных подлежащих. Таким поводом для создания сочинительной конструкции является общая картина. Иначе говоря, в диссертации рассмат­ривается семантическая сторона явления и предлагается универсальный кри­терий выбора формы числа общего сказуемого – общая картина. Все случаи согласования сказуемого с однородными подлежащими мы сводим к требо­ваниям определённого типа общей картины9 или её разновидностей. Привле­кая к объяснению общую картину, мы объединяем и учитываем все многочисленные факторы и условия.

При таком подходе колебания в числе являются одним из способов, ис­пользуемых говорящим (пишущим), чтобы донести адекватный смысл пред­ложения. А любое отступление автора от привычных правил, от так называе­мых облигаторных форм, можно рассматривать как авторское средство, за­ставляющее по-новому соотнести однородные подлежащие с общим третьим. Типы общей картины выделены с учётом союзов, оформляющих сочини­тельную конструкцию. Может создаться впечатление, что наше объяснение повторяет широко распространённое мнение, что форма сказуемого употреб­ляется в зависимости от союзов, связывающих однородные подлежащие. В конструкциях с одними и теми же утвердительными союзами общее сказуе­мое может быть употреблено в различных формах: Пришел брат и сестра. Пришли брат и сестра.

В зависимости от союзов выделяются типы общей картины, разновид­ностей же общей картины больше, чем союзов. Поскольку общая картина производится, её разновидностей может быть очень много. Разно­видность общей картины более ёмко характеризует сочинительную конструкцию, чем три типа сочинительных отношений между элементами сочинительной конструкции, и привлечение её к объяснению форм согласо­вания общего сказуемого продуктивно. Разновидности общей картины от­ражают многообразие взаимоотношений между предметами и явлениями в реальном мире, все они отличаются друг от друга.

Сложное взаимодействие союзов, семантических конкретизаторов и лексических значений самих однородных членов обусловливает различие фрагментов общей картины по признаку реальности/нереальности и по сте­пени их значимости в общей картине. На разновидности общей картины мо­гут указывать все элементы конструкции. Например, синтаксически недели­мые сочетания, выступающие в сочинительной конструкции в роли одного из подлежащих, подразумевают участие не всех предметов, обозначенных су­ществительным, а только их части, поэтому сказуемое употребляется в единственном числе: Команда и большая часть офицеров спит.

Та же причина постановки общего сказуемого в форме единственного числа наблюдается во всех случаях, когда из значений самого подлежащего, его зависимых слов видно, что речь идёт о части чего-либо целого (см. от­рывочный): Откуда-то снизу, где находилась общая зала, донеслась музыка и отрывочный плеск нерусской песни…

Следствием неравноценности фрагментов общей картины является форма общего сказуемого в единственном числе.

Утвердительная картина, в отличие от отрицательно-утвердительной и картины незавершённого выбора, допускает существование в своём составе нескольких реальных фрагментов. Поэтому выбор формы числа общего ска­зуемого в конструкциях с утвердительной картиной вызывает трудности, приводит к необходимости выделения разновидностей общей картины.

Логический аспект утвердительных отношений, представляющих все члены ряда как в равной мере реальные, требует от общего элемента формы множественного числа. Однако так происходит не всегда. Иногда общее ска­зуемое употребляется в форме единственного числа. Употребление формы единственного числа становится возможным благодаря частицам, повторам, зависимым членам и всему прочему, что указывает на неравноценность фрагментов.

Это является следствием особой важности функции отражения окру­жающей действительности для сочинительных конструкций с однородными подлежащими. Но семантическая сторона языка не рассматривается отдельно от других. Отмечается взаимодействие различных аспектов, что даёт необхо­димые основания для употребления той или иной формы общего третьего.

Как правило, форма множественного числа сказуемого при утверди­тельной общей картине отражает семантический аспект и логическую конъ­юнкцию. Форма единственного числа связана с коммуникативным аспектом (коммуникативной градацией) и семантическим (материальной градацией).

На основе учёта всех сторон языка были сделаны выводы относительно норм согласования общего сказуемого с однородными подлежащими в числе.

Стилистические возможности синтаксиса описаны не до конца по при­чине их чрезвычайного разнообразия. Нами обращается внимание на недостаточно освещённый ещё потенциал грамматики в передаче экспрес­сивных и стилистических оттенков. Рассматривается употребление с этой целью формы единственного числа общего сказуемого в сочинительных конструкциях с однородными подлежащими.

При описании конструкций с градацией сделано интересное на­блюдение относительно того, что форма единственного числа общего ска­зуемого имеет самостоятельное значение в оформлении градации.

Отмечается использование общего сказуемого в единственном числе при оформлении не только градации, но и сочинительных конструкций, не являющихся риторическими фигурами, а просто употребляющихся в целях экспрессии.

Выводы, сделанные в работе, позволяют утверждать, что употребление формы числа общего сказуемого является одним из средств эмоционального и экспрессивного воздействия языка, наряду с другими общеизвестными, на­пример, повторами.

В «Заключении» подведены итоги работы, сделаны обобщающие вы­воды по анализу теоретического и фактического материала.

Вопрос об однородных главных членах отличается своей сложностью. Выделение в сочинительной конструкции различных элементов, взаимодейст­вующих между собой и даже с имплицитными компонентами, более рельефно передаёт структуру конструкции (в нашем случае с однородными подлежа­щими). Различия типов общего третьего по возможности их эксплицитного представления в сочинительной конструкции выглядят так:

- общий элемент – эксплицитно представлен в 97% рассмотренных при­меров (остальные предложения – контекстуально неполные, в которых сказуе­мое легко восстанавливается с учётом контекста и не употребляется во избе­жание повтора);

  • обобщающий элемент – в 20% примеров;

  • общая картина – 0% (эксплицитно не выражается).

Чем больше отношения однородных подлежащих к невербализованной общей картине опосредованы отношениями к эксплицитно выраженным ти­пам общего третьего, тем более разнообразные выражения получают реаль­ные связи фрагментов общей картины. Эти связи могут отличаться по своей коммуникативной или материальной значимости, а выражаться формами об­щего сказуемого и соотношениями форм числа обобщающего элемента и равноправных компонентов.

Исследование типов общего третьего в сочинительных конструкциях с однородными подлежащими современного русского языка даёт необходимый материал для выводов об имплицитной общей картине, то есть проливает свет на процесс формирования сочинительных конструкций в сознании чело­века. Относительная ясность в этом вопросе позволяет судить нам о том, как та или иная форма обобщающего подлежащего или общего сказуемого соот­ветствует тому или иному содержанию или коммуникативному замыслу го­ворящего.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Публикации в изданиях, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией

1. Титов Ю. М. Стилистические особенности употребления общего ска­зуемого в форме единственного числа в утвердительных конструкциях // Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 9, выпуск 2, ч. 2, 2007. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. – С. 268 – 271.
Статьи, опубликованные в других изданиях

2. Титов Ю. М. Соотношение форм числа обобщающего элемента и равноправных компонентов в сочинительных конструкциях с однородными подлежащими // Седьмые Поливановские чтения. Ч. 2. – Смоленск: Смолен­ский государственный педагогический университет, 2005. – С. 237 – 244.

3. Титов Ю. М. Согласование сказуемого с однородными подлежащими в числе и общая картина // Культура и письменность славянского мира. Т. 6. – Смоленск: Смоленский государственный университет, 2006. – С. 159 – 166.

4. Титов Ю. М. Коммуникативный аспект употребления общего третьего в сочинительной конструкции // Восьмые Поливановские чтения. Ч. 2. – Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 2007. – С. 114 – 118.

5. Титов Ю. М. Влияние смысловых равноправных компонентов и смыслового общего элемента на употребление формы единственного числа общего сказуемого // Культура и письменность славянского мира. Т. 9. – Смоленск: Смоленский государственный университет, 2007. – С. 35 – 39.


1 Ломтев Т. П. Основы синтаксиса современного русского языка. – М.: Учпедгиз, 1958. – С. 137.

2 Ширяев Е. Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке: Дисс…. докт. филол. наук. М., 1983. – С. 37 – 83.

3 Троицкий Е. Ф. Сочинительная конструкция: термины для описания общего третьего // Шестые Поливановские чтения. Ч. 2. – Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 2003.– С. 13.

4 Все типы общих картин выделены в работе: Троицкий Е.Ф. Компоненты сочинительной конструкции и их взаимоотношения: Дисс…. докт. филол. наук. – Смоленск, 1990. – С. 253 – 260.

5 Множество – это набор, совокупность каких-либо объектов, обладающих общим для всех их характеристическим свойством, например, множество зданий города Москвы, множество планет солнечной системы и т.д. См.: Н. И. Кондаков. Логический словарь. М., 1971. – С. 306 – 310.

6 В таких преобразованиях мы следуем за Троицким Е. Ф. См.: Троицкий Е. Ф. Компоненты сочинительной конструкции и их отношения. – Смоленск, 1987.

7 Данный понимается в коммуникативном аспекте. См.: Троицкий Е.Ф. Компоненты сочинительной конструкции и их отношения. – Смоленск, 1987. – С. 41.

8 Перетрухин В. Н. Проблемы синтаксиса однородных членов предложения в современном русском языке. – Воронежский государственный университет, 1979. – 209 с.

9 См. стр. 7 – 8 данного автореферата.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconУрок русского языка в 11 а классе 15. 11. 2011 Тема : Знаки препинания...
Цель: уметь грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями,находить однородные...
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconДоминанты в сочинительной конструкции
Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное,...
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconИзучаемая программа «Предпринимательская деятельность в сфере недвижимости» Код 41 345
Строительные конструкции, несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconУрока музыки в 5 классе по теме «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»
«Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл» с использованием современных педагогических технологий
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование...
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconРабочая программа дисциплины «Архитектурно-строительные конструкции»
Целью данного курса является то, что с помощью данного предмета «Архитектурно-строительные конструкции» формируется у будущего специалиста...
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconРабочая программа Наименование дисциплины: основы конструкции автотранспортных...
Основы конструкции автотранспортных средств: рабочая программа / авт сост. Ю. В. Михалев, спб.: Ивэсэп, 2012. – 15 с
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: сформировать понятие ссп как единства предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры Строительных конструкций по специальности 05. 23. 01 Строительные конструкции,...
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconНа педагогическом совете директор моу сош №96
Законом Краснодарского края «Об образовании» 16 июля 2013 года n 2770-кз (Статья 13. Начальное общее, основное общее и среднее общее...
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими icon«Средняя общеобразовательная школа №45» Публичный доклад директора...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №45» создана в целях реализации...
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconУрока Обучающая
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с однородными членами»
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconУрока Задачи урока
Повторяем правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Упражнения в постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами
Общее третье в сочинительной конструкции с однородными подлежащими icon«Изобразительные возможности предложений с однородными членами»
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск