Скачать 234.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Башкирский государственный университет» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ОД.А.03) Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО) по специальности научных работников 10.02.02 – Языки народов РФ /башкирский язык/ Оглавление 2. Цели изучения дисциплины 3 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4 4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 4 5. Содержание дисциплины 4 5.1Содержание лекционных занятий 4 5.2Самостоятельная работа аспиранта 5 6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума 5 7. Образовательные технологии 11 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 11 9. Материально-техническое обеспечение 14 1. Общие положения Настоящая Рабочая программа обязательной дисциплины Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка – модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12. 2. Цели изучения дисциплиныЦелью изучения дисциплины Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка является углубление знаний по ряду теоретических проблем в области фонетики, фонологии и лексикологии башкирского языка, ознакомление с актуальными проблемами, наблюдаемыми в вышеназванных областях современной тюркологии, русистики и общего языкознания. Задачи дисциплины заключаются в изучении:
Аспирант должен: - знать важнейшие вопросы в области фонетики, фонологии и лексикологии башкирского языка; - уметь научно обосновать важнейшие явления и современные проблемы в области фонетики, фонологии и лексикологии башкирского языка; - демонстрировать способность использования в практической деятельности знаний законов фонетики, фонологии, лексикологии; - самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с проблемами фонетики, фонологии, лексикологии башкирского языка и тюркских языков. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов). 4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов
5. Содержание дисциплины
6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимумаТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ
А. Славянским. Б. Германским. В. Тюркским. Г. Финно-угорским.
А. Южный диалект. Б. Восточный диалект. В. Северо-западный диалект. Г. Северо-восточный диалект.
А. Обработанность. Б. Нормализованность. В. Закономерность.
А. Начертательная форма. Б. Письменная форма. В. Устная форма.
А. Слово. Б. Словосочетание. В. Предложение.
А. Семасиология. Б. Омонимия. В. Синонимия. Г. Антонимия. Д. Ономасиология. Е. Этимология.
А. Лексические омонимы. Б. Омоформы. В. Омографы. Г. Омофоны.
А. Прекрасный. Б. Изысканный. В. Красивый. Г. Очаровательный. Д. Стройный. Е. Сногсшибательный.
А. Достаточно. Б. Прилично. В. Много. Г. Солидно.
А. Романо-германские языки. Б. Иранские (персидские) языки. В. Тюркские языки. Г. Монгольские языки.
А. Баишев Т.Г. Б. Саитбатталов Г.Г. В. Максютова Н.Х. Д. Миржанова С.Ф.
А. Чувашский язык. Б. Башкирский язык. В. Калмыцкий язык. Г. Казахский язык.
А. Мордовский. Б. Русский. В. Чувашский. Г. Башкирский.
А. Ономастика. Б. Топонимика. В. Этимология.
А. Исконно башкирские слова общетюркского происхождения. Б. Заимствованные слова. В. Устаревшие слова.
А. Архаизмы. Б. Историзмы. В. Профессионализмы. Г. Неологизмы.
А. Расчленение предложения на фразы. Б. Устойчивые словосочетания. В. Пословицы, поговорки.
А. Диалектологического. Б. Переводного. В. Орфографического. Г. Ономастического. Д. Топонимического. Е. Синонимического. 19. Раздел языкознания, изучающий лингвистические функции звуков речи при коммуникации: А. Акустическая фонетика. Б. Артикуляционная фонетика. В. Функциональная фонетика. 20. В современном башкирском языке сколько гласных фонем: А. 9. Б. 12. В. 6. 21. Дифтонг – это: А. Вид слога. Б. Слог, состоящий из гласного и согласного. В. Сочетание звуков, состоящее из гласного и сонорного согласного [й] или [v]. 22. В башкирском языке сколько согласных фонем: А. 23. Б. 41. В. 29. Г. 30.
А. Губные звуки. Б. Небные звуки.
А. Ҡәләм. Б. Өләсәй. В. Сәйәхәт. 25. В каком пункте приведены слова с неприкрытыми слогами: А. Дәреслек. Б. Аннотация. В. Ауыл. 26. В каком слове наблюдается правильный перенос слов из одной строки в другую: А. А-уылда. Б. Йәй-ен. В. Бе-сәндә. Г. Мәс-ьәлә. 27. В каких фонемах наблюдаются такие позиционные явления, как редукция, протеза, эпентеза, элизия: А. Гласные. Б. Согласные. 28. На основе какой графики построен башкирский алфавит: А. Латинской. Б. Арабской. В. Русской (кириллицы). Г. Греческой.
А. Система гласных. Б. Система согласных. 30. При классификации гласных по вертикальному состоянию языка какой из пунктов лишний: А. Гласные верхнего подъема. Б. Неогубленные гласные. В. Гласные нижнего подъема. Г. Гласные переднего ряда. Д. Гласные среднего подъема. 31. При распределении согласных на звонкие, глухие и сонорные используется какой принцип классификации: А. По способу артикуляции. Б. По месту артикуляции. В. По наличию звука и шума. 32. Какое слово состоит только из открытых слогов: А. Балдаҡ. Б. Ҡарама. В. Сынаяҡ. 33. Какое слово состоит только из закрытых слогов: А. Дәфтәр. Б. Әлифба. В. Уҡыу. 34. Какое слово состоит только из одного слога: А. Танау. Б. Аяҡ. В. Күҙ. Г. Ҡолаҡ. 35. В каком слове наблюдается отклонение от фонетической закономерности, касающейся слогового ударения: А. Кеше. Б. Ләкин. В. Дегет. Г. Парта. 36. Какое из нижеприведенных слов не подчиняется закону сингармонизма: А. Ҡоротто. Б. Өрөктөң. В. Фронттың. Г. Өсөнсөнө. 37. Произношение какого слова не подчиняется орфоэпическим законам: А. [бавай]. Б. [уатан]. В. [з`өл`ф`өйә]. Г. [флак]. Д. [сафхоз]. Е. [парат]. 38. Какой принцип считается основным принципом башкирской орфографии: А. Морфологический. Б. Исторический. В. Фонетический (фонологический). Г. Графический. Д. Дифференциальный. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Ознакомиться со статьей Н.Г. Охаревой “Формантная структура башкирских гласных” // Исследования по грамматике современного башкирского языка. – Уфа, 1979. – С.55-60. 2. Транскрибировать связной текст (по выбору аспиранта). 3. Подготовиться к дискуссии по статье Э.Ф. Ишбердина “Особенности словесного ударения в башкирском языке” // Ядкяр. Вестник гуманитарных наук. 1995. №1. – С.145-149. 4. Написать краткое сообщение об алфавитах языков мира. 5. Привести примеры к каждому орфографическому принципу. 6. Подготовить реферат по орфоэпическим нормам башкирского языка. 7. Ознакомиться с трудом К.З. Ахмерова “Из истории башкирского письма” (Уфа, 1973). 8. Провести обзор на предмет соблюдения закона сингармонизма в башкирских говорах. 9. Привести примеры на преобладание орфографических норм над орфоэпическими. 10. Законспектировать труды Дж.Г. Киекбаева по фонетике и фонологии. Перечень вопросов по дисциплине “Фонетика, фонология, лексикология башкирского языка” к экзаменам кандидатского минимума
7. Образовательные технологииВ процессе обучения применяются следующие образовательные технологии: 1. Сопровождение лекций показом визуального материала. 2. Использование средств мультимедиа. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныУчебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантируют возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей научно-методическую литературу по фонетике, фонологии, лексикологии башкирского языка, а также других тюркских языков, научные журналы и труды научных, научно-практических конференций. 8.1 Основная литература:
8.2 Дополнительная литература
8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
9. Материально-техническое обеспечениеКафедра располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.
|
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя Методические... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы | Рабочая учебная программа постановка проблемы Лексикология наука... Общие вопросы теории слова. Теоретические основы изучения словарного состава языка. Современные методы исследования словарного... | ||
Лексикология немецкого языка Печатается по решению редакционно-издательского cовета Башкирского государственного педагогического университета | Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” Теоретическая и прикладная лексикология. Связь лексикологии с другими разделами языкознания | ||
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов... Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Практическая фонетика первого иностранного... | Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого... Учебная программа по предмету «Лексикология» составлена кандидатом филологических наук, зав кафедрой английского языка и английской... | ||
Программа дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретическая фонетика английского языка» | Название Содержание Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2012-2013 учебный... Охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика... | Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 16. Русский язык с основами... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Раушания Ахмаровна участвовала в муниципальном этапе республиканского конкурса «Учитель года башкирского языка 2013» и была награждена... | Конспект урока «Обобщение изученного по теме «Лексикология» 5 класс... Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мо учителей родных языков и башкирского языков объединило 6-х учителей башкирского и 2-х учителей татарского языка | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины... Программа дисциплины предназначена для студентов 2 курса и представляет собой описание цикла лекций и семинарских занятий |