Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование





Скачать 426.03 Kb.
НазваниеКонституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование
страница1/3
Дата публикации18.11.2014
Размер426.03 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

МАРКАРОВ

Владимир Робертович


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Специальность 12.00.02 – конституционное право;
муниципальное право


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук


Москва – 2012

Диссертация выполнена и рекомендована к защите на кафедре конституционного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель – ЯЦЕНКО Иван Семенович

кандидат юридических наук, профессор

Официальные оппоненты: ШПАКОВСКИЙ Юрий Григорьевич,

доктор юридических наук, профессор,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина», профессор;
ЗАЙКОВ Сергей Юрьевич,

кандидат юридических наук, советник председателя совета «Центральный Союз Потребительских Обществ Российской Федерации».

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный университет», юридический факультет.

Защита состоится «23» мая 2012 года, в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 504.001.10 по юридическим наукам в Федеральном государственном образовательном бюджетом учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр-кт Вернадского, д. 84, ауд. 2086 (2 корпус).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС.
Автореферат разослан «20» апреля 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.Ю. Догадайло

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Сравнительно-правовое исследование конституционного статуса органов прокуратуры в Российской Федерации и зарубежных государствах представляет определенный интерес с исторической точки зрения. Они обладают близкими историческими корнями, общностью целей и задач, которые реализовывались ими в процессе их деятельности. Следует заметить, что например, прокуратуры Республики Беларусь, Республики Молдовы, Российской Федерации и Украины до 1991 г. составляли единую и централизованную систему в рамках Генеральной прокуратуры СССР. Институт прокуратуры в иных государствах Центральной и Восточной Европы развивался самостоятельно, но не мог не испытывать на себе влияние советской государственно-правовой доктрины. Однако более чем 20-тилетний период самостоятельного развития этих государств внес значительные особенности в организацию и деятельность данного органа. Следует также заметить, что в настоящее время на развитие института прокуратуры значительное влияние оказывает западноевропейская доктрина прокурорского надзора, и рекомендации Совета Европы, юридически закрепляющие основные положения данной доктрины.

Необходимость сравнительно-правового исследования института прокуратуры обусловлена также и тем обстоятельством, что прокуратура находится «на острие» государственно-правовых реформ, осуществляемых в России и в государствах Центральной и Восточной Европы в конце ХХ – начале XXI вв., свидетельствует опыт реформирования данного института. Так, например, в России в 1992 г., 1995 г., 1999 г., 2007 г., 2009 г. и 2010 г. функции прокуратуры Российской Федерации, содержание и предмет прокурорского надзора претерпевали значительные изменения. Эти трансформации сопровождались не только преобразованиями организационной структуры института прокуратуры, но и изменением места института прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. Существенные изменения институт прокуратуры претерпел и в других государствах Центральной и Восточной Европы.

Столь существенная трансформация правового статуса рассматриваемого государственного органа нуждается в осмыслении с позиций конституционного права. Однако в российской науке сравнительного конституционного права вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти, а также о ее функциях до настоящего времени не получил однозначного решения.

Следует заметить, что в конце 80-х гг. ХХ в. – начале 90-х ХХI в. институт прокуратуры также претерпевал существенные изменения, обусловленные осуществлением конституционных реформ, направленных на демократизацию государственного политического режима в государствах Центральной и Восточной Европы. Трансформация государственного политического режима сопровождалась изменением структуры высших органов государственной власти, появлением новых, ранее не свойственных данным государствам государственно-правовых институтов, таких как конституционные и административные суды, омбудсманы или уполномоченные по правам человека, иные органы государственной власти, наделенные контрольными полномочиями. Реформы государственного политического режима и системы высших органов государственной власти не могли не затронуть правового статуса «традиционных» государственно-правовых институтов, к которым относится и институт прокуратуры.

Поэтому, вопрос о месте института прокуратуры в системе органов государственной власти по-прежнему остается дискуссионным в науке сравнительного конституционного права. Он также не получил однозначного решения в практике государственного строительства Российской Федерации и зарубежных государств. В частности, по-разному решается вопрос о функциях и полномочиях прокуратуры, в первую очередь, о возможности осуществления надзора за законностью в деятельности органов публичной власти и иных публичных институтов или ограничении полномочий прокуратуры исключительно ее осуществлением уголовного преследования и представлением в суде интересов государства.

В связи с этим весьма интересным, с научной точки зрения, представляется анализ общего и особенного в становлении и развитии конституционного статуса прокуратуры в Российской Федерации и иных государствах Центральной и Восточной Европы. Только такой подход дает возможность эффективно использовать опыт других государств с целью заимствования наиболее удачных и интересных решений.

Степень научной разработанности темы. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации относится к числу предметов, получивших хорошее освещение в науке конституционного права Российской Федерации. Данный вопрос, в частности рассматривался в трудах С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, М.В. Баглая, В.Г. Бессарабова, С.М. Казанцева, К.А. Кашаева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Н.В. Мельникова, Ю.И. Скуратова, А.Я. Сухарева, Б.Н. Топорнина, Т.Я. Хабриевой, Н.Ю. Хаманевой, Ю.Л. Шульженко, Л.М. Энтина и других ученых-конституционалистов.

Вопросы конституционно-правового статуса прокуратуры рассматриваются в трудах зарубежных ученых: В.Н. Бибило, Г.А. Василевича, А.А. Данилевича, Л.М. Давиденко, В.П. Коржа, И.И. Мартиновича (Беларусь), А. Варги (Венгрия), Р. Аболини, М. Лейа (Латвия), В Урмонайты, Л. Чекелени (Литва), Ш. Бенеша, А. Куносика, Д. Никодима, М. Ружички, М. Ханзела, Й. Чентеша (Словакия), Л.Г. Максимова, Г.А. Мурашина, М.А. Потребенько, Н.В. Руденко, А.Б. Скакова (Украина), Я. Зезюловой, Д. Хубовой (Чехия), и др.

Конституционный статус прокуратуры в государствах – членах СНГ был предметом сравнительно-правового исследования, осуществленного А.В. Сидоренко. Вместе с тем, проблемам сравнительного исследования конституционного статуса прокуратуры в Российской Федерации и зарубежных государств в российской юридической науке не уделялось достаточно внимания. Лишь в некоторых учебниках по конституционному праву зарубежных стран, авторами которых являются Н.А. Михалева, Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин, данный вопрос освещается весьма лаконично. Представляется, что конституционно-правовой статус прокуратуры заслуживает более предметного, полного и всестороннего сравнительно-правового исследования.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных правоведов по общей теории права, а также по конституционному праву: С.С. Алексеев, Н.С. Бондарь, Ю.А. Веденеев, В.Т. Кабышев, Д.А. Ковачев, А.И. Ким, Л.В. Лазарев, В.О. Лучин, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Т.Д. Матвеева, Н.И. Матузов, Г.Б. Мирзоев, В.М. Савицкий, М.С. Саликов, М.С. Строгович, М.С. Шалумов, Т.М. Шамба, Б.С. Эбзеев, В.Ф. Яковлев, И.С. Яценко и др.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе учреждения и функционирования прокуратуры как государственно-правового института в Российской Федерации и государствах Центральной и Восточной Европы, а также в сфере организации и осуществления прокурорского надзора в данных государствах.

Предмет исследования составляют нормы конституционного права Российской Федерации и иных государств Центральной и Восточной Европы, закрепляющие организацию и деятельность прокуратуры в системе органов государственной власти соответствующих государств, а также функции и полномочия данного государственно-правового института.

Цель диссертационного исследования состоит в проведении комплексного сравнительно-правового анализа статуса прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации и иных государств Центральной и Восточной Европы, выявления общих и особенных характеристик и тенденций развития конституционно-правового статуса прокуратуры, а также ее функций в контексте мирового опыта организации и деятельности национальных систем органов государственной власти.

Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:

  • исследовать развитие контрольно-надзорной власти в механизме государственной власти современного демократического государства;

  • уточнить место прокуратуры в системе органов государственной власти в Российской Федерации и государств Центральной и Восточной Европы;

  • проанализировать развитие института прокуратуры в Российской Федерации и государствах Центральной и Восточной Европы, выявить общие и особенные факторы, воздействующие на его формирование, а также тенденции развития;

  • исследовать нормативную основу организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации и государствах Центральной и Восточной Европы, а также выявить модели организации данного государственно-правового института;

  • рассмотреть основные функции прокуратуры по осуществлению надзора и защиты прав и свобод человека и гражданина как инструмента реализации конституционно-правового статуса прокуратуры РФ и государств Центральной и Восточной Европы;

  • проанализировать и систематизировать развитие законодательства о прокуратуре в Российской Федерации и зарубежных странах на современном этапе в сравнительном плане.

Методологическая основа диссертационного исследования сформирована, исходя из современных методов познания, апробированных юридической наукой и практикой. При решении поставленных диссертационной работе задач использовались общенаучные (диалектический, системный, анализа и синтеза) и частные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, структурно-функциональный, статистический). Формально-юридический метод использовался, главным образом, при конструировании общетеоретических определений, исследовании их признаков (свойств), содержания и т.п.

Сравнительно-правовой метод в сочетании с комплексным исследованием применялся для сопоставления конституционных, законодательных, институциональных подходов, сложившихся в Российской Федерации и государствах Центральной и Восточной Европы к определению места прокуратуры в системе органов государственной власти, а также функций и моделей организации прокуратуры.

Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.

Нормативную правовую основу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации 1993 г., а также конституционные акты государств Центральной и Восточной Европы (Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Латвии, Литвы, Македонии, Молдовы, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Украины, Хорватии, Чехии, Эстонии); законодательные акты, закрепляющие статус, организацию и порядок функционирования органов прокуратуры в данных государствах – Закон Республики Беларусь 8 мая 2007 г. № 220-З (в ред. от 25 ноября 2011 г.) «О прокуратуре», Закон Республики Болгарии от 24 июля 2007 г. (в ред. от 25 ноября 2011 г.) «Об организации судебной власти», Закон Боснии и Герцеговины № 24/02 (в ред. закона № 61/04) «О прокуратуре», Закон Венгерской Республики CLXIII/2011 «О прокуратуре», Закон Латвийской Республики от 19 мая 1994 г. (в ред. от 21 мая 2009 г.) «О прокуратуре», Закон Литовской Республики от 13 октября 1994 г. № I-599 (в ред. от 27 мая 2010 г.) «О прокуратуре», Закон Республики Македония от 9 июня 2004 г. «О прокуратуре», Закон Республики Молдова от 25 декабря 2008 г. № 294 (в ред. от 3 декабря 2009 г.) «О прокуратуре», Консолидированный закон Польской Республики от 20 июня 1985 г. (в ред. от 1 апреля 2010 г.) «О прокуратуре», Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 21 ноября 2011 г.) «О прокуратуре Российской Федерации», Закон Румынии от 8 апреля 1992 г. № 92 «О внутренней структуре и деятельности судебной власти», Закон Словацкой Республики от 28 апреля 2001 г. № 153/2001 (в ред. от 28 апреля 2010 г.) «О прокуратуре», Закон Республики Словении от 29 сентября 1994 г. № 63/94 (в ред. закона от 1 июня 2011 г.) «О прокуратуре», Закон Украины от 1 октября 1991 г. № 1790-XII (в ред. от 23 августа 2010 г.) «О прокуратуре», Закон Республики Хорватия № 51/01 (в ред. закона № 20/07) «О прокуратуре», Закон Чешской Республики № 283/1993 Coll (в ред. закона № 14/2002) «О прокуратуре», Закон Эстонской Республики от 22 апреля 1998 г. (в ред. от 19 апреля 2006 г.) «О прокуратуре».

При подготовке диссертационного исследования были использованы документы Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского союза как императивного, так и рекомендательного характера (в частности, рекомендация Комитета Министров Совета Европы Rec(2000)19 «Роль прокуратуры в системе уголовного правосудия» и рекомендация ПАСЕ 1602(2003) «О роли прокуратуры в демократическом государстве, основанном на верховенстве закона»), Консультативного совета Европейских прокуроров.

Особое внимание уделялось изучению правовых актов прокурорского надзора, данных статистической отчетности о деятельности прокуратуры Российской Федерации и зарубежных государств за 1993-2010 гг., опубликованных в печатных и электронных средствах массовой информации.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что в нем осуществлено комплексное сравнительно-правовое исследование института прокуратуры в системе государственных органов в Российской Федерации и государствах Центральной и Восточной Европы. В диссертационном исследовании прокуратура рассматривается как государственный орган с особым статусом, обеспечивающего реализацию государственной власти, что обусловлено особыми его функциями – осуществление от имени государства надзора за исполнением конституций и законов с целью обеспечения публичных интересов, а также надзора за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, которые осуществляются, в первую очередь, в сфере производства по уголовным делам, а также в иных сферах деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В диссертационной работе осуществлено исследование развития института прокуратуры в Российской Федерации и государствах Центральной и Восточной Европы в конце ХХ – начале XXI вв., выявлены факторы, воздействующие на данный процесс. Проведенное исследование позволило диссертанту установить общие и особенные тенденции развития института прокуратуры в Российской Федерации и государствах Центральной и Восточной Европы. Диссертантом проанализированы конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры, в результате предложена и обоснована классификация моделей организации института прокуратуры в России и государствах Центральной и Восточной Европы.

В диссертации также осуществлено сравнительно-правовое исследование функций прокуратуры в Российской Федерации и государствах Центральной и Восточной Европы.

В научный оборот впервые вводится ряд нормативных и эмпирических источников.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconСеминар Конституции зарубежных стран. Правовое положение граждан...
Тема институты непосредственной демократии. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса и статуса политических...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование icon«Налоговое право зарубежных стран (сравнительно-правовое исследование)»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconИзбирательная система и формирование институтов представительной...
Диссертация выполнена на кафедре конституционного и муниципального права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconМесто прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей...
Диссертация выполнена на кафедре организации судебной и правоохранительной деятельности Государственного образовательного учреждения...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconПаламарчук А. В., Сеченова Р. Р., Зимин В. П. Деятельность органов...
Деятельность органов прокуратуры России вне уголовно-правовой сферы. – М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013. –...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconРабочая программа учебной дисциплины конституционное право зарубежных стран
Тема институты непосредственной демократии. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса и статуса политических...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине правоведение
Конституция РФ. Конституционный строй РФ. Конституционно-правовой статус личности. Система органов государственной власти. Гражданско-правовые...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconКонституционно правовой статус политических партий: законодательное регулирование и его развитие
...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconДекан Юридического факультета
Дисциплина Гражданско-правовое регулирование недвижимости и институты гражданского права (сравнительно-правовой аспект)
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconПрограмма дисциплины Конституционное право зарубежных стран для специальности...
Тема институты непосредственной демократии. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса и статуса политических...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconПрограмма дисциплины Конституционное право зарубежных стран для специальности...
Тема институты непосредственной демократии. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса и статуса политических...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconКонституционно-правовое регулирование установления и изменения границ...
Владимир Иннокентьевич Коренев начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, заместитель председателя...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconЦели и задачи изучения дисциплины
Дисциплина Гражданско-правовое регулирование недвижимости и институты гражданского права (сравнительно-правовой аспект)
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconМетодические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900...
Конституционно-правовые отношения: виды, содержание. Субъекты конституционно-правовых отношений
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «право» направление 080100 «экономика
Конституция РФ. Конституционный строй РФ. Конституционно-правовой статус личности. Система органов государственной власти. Гражданско-правовые...
Конституционно-правовой статус прокуратуры в российской федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование iconI. Законы, нормативные акты: 18
Сравнительно-правовой анализ государственного финансирования политических партий в Российской Федерации и в Федеративной республике...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск