РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и педагогики Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Т. А. Глухих
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 050100.62
Педагогическое образование
Профиль подготовки «Математическое образование» Тюменский государственный университет
2013 Глухих Т. А. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению 050100.62 Педагогическое образование. Профиль подготовки «Математическое образование». Тюмень, 2013, 20 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: | Зав. кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Гребнева Н.Н., д.б.н., профессор |
© Тюменский государственный университет, 2013.
© Глухих Т. А., 2013. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа предназначена для студентов ТюмГУ и разработана в соответствии с ФГОС, учебным планом института и с учетом компетентностного подхода дисциплины «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» для студентов высшего профессионального образования. При двухуровневой системе подготовки специалистов эта дисциплина изучается на первой ступени высшего образования.
Программа основана на достижениях классической и современной науки, практической деятельности в области медицины и отвечает требованиям профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров по педагогике (изобразительное искусство).
Учебная дисциплина «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» является одной из естественнонаучных дисциплин в ФГОС 2010 г. (3-е поколение ГОС) по направлению педагогическое образование и включена в учебный план в качестве самостоятельного курса в объеме учебных часов.
Предметом дисциплины «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» является формирование здоровья, как необходимого условия активной жизнедеятельности человека, объективная оценка состояния своего здоровья, проведение первичных мероприятий, направленных на повышение вероятности выживания человека и уменьшения риска возникновения осложнений, угрожающих здоровью.
В учебной дисциплине «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» рассматриваются вопросы культуры здоровья, формировании здорового образа жизни как необходимого условия жизнедеятельности человека, причины возникновения заболеваний, способы оказания первой медицинской помощи при различных видах травм и других неотложных состояниях.
Цель и задачи дисциплины.
Цель дисциплины: формирование у студентов знания в области здорового образа жизни и факторах, влияющих на здоровье; развитие умений оценивать текущее состояния здоровья пострадавшего при возникновении различных экстремальных ситуациях и оказания первичной медицинской помощи. Задачи дисциплины:
- сформировать мотивации к здоровому образу жизни;
рассмотреть факторы, влияющие на психическое, физическое и социальное здоровье;
уметь проводить реанимационные мероприятия при острых нарушениях сердечной деятельности и дыхания;
уметь проводить меры профилактики различного рода травм и первую
помощь при них. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Дисциплина «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» относится к естественнонаучному циклу Б. 2. 01.
Требования к знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин обусловлены тем, что дисциплина изучается в 3 семестре, поэтому опирается на общекультурные и общеобразовательные компетенции других дисциплин, таких как «Безопасность жизнедеятельности». Студенты должны иметь представление о безопасности жизнедеятельности, оказания первой медицинской помощи при экстренных ситуациях, угрожающих жизни человека. Кроме того, умение кратко излагать свою мысль, способностью грамотного пересказа услышанного, увиденного или прочитанного, иметь достаточный словарный запас и умение им пользоваться.
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
профессиональными компетенциями (ПК):
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
Требования к уровню усвоения дисциплины В соответствии с ФГОС ВПО в результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- принципы и методы формирования здорового образа жизни;
- факторы, влияющие на состояние здоровья;
- методы оказания первой медицинской помощи.
уметь:
- применять здоровьесберегающие технологии и методы;
- проводить реанимационные мероприятия;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
владеть:
- методами и способами оказания первой медицинской помощи
- методами обеспечения охраны здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе
Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 3-й. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Таблица 1.
Карта компетенций дисциплины
Код компетенции
| Формули-ровка компетен-ции
| Результаты обучения в целом
| Результаты обучения по уровням освоения материала
| Виды занятий
| Оценочные средства
| минимальный
| базовый
| повышенный
|
|
| ОПК-1
| осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Знает:
сущность и проблематику
социальной значимости будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Знает: общие сведения о значимости будущей профессии, обладает минимальной мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Знает: основные элементы и сущность содержания
социальной значимости своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Знает: социальную значимость и сущность содержания
будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| лекции, лабораторные
| опрос, тесты, реферат, презентации
| Умеет:
адекватно
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Умеет:
адекватно оценивать
социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Умеет: оценивать и адекватно корректировать мотивации к осуществлению профессиональной деятельности,
осознавать социальную значимость своей будущей профессии
| Умеет:
адекватно оценивать, корректировать и развивать свои способности,
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| лабораторные
| ситуативные задачи и практические задания, контрольные работы
| Владеет:
социальной значимостью своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Владеет: простыми приемами анализа
социальной значимости своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Владеет: основными способами анализа
социальной значимости своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Владеет:
современными способами интеграции
анализа
социальной значимости будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| лабораторные
| ситуативные задачи и практические задания, контрольные работы
|
ОПК-4
| способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
| Знает: сущность
ответственности за результаты своей профессиональной деятельности
| Знает: общие сведения об ответственности за результаты своей профессиональной деятельности
| Знает: основные положения и сущность об ответственности за результаты своей профессиональной деятельности
| Знает: значимость и основные положения об ответственности за результаты своей профессиональной деятельности
| лекции,
лабораторные
| опрос, тесты, реферат, презентации
|
|
| Умеет:
анализировать и оценивать необходимость нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
| Умеет: использовать отдельные компоненты анализа и оценки ответственности за результаты своей профессиональной деятельности
| Умеет: использовать основные компоненты анализа и оценки ответственности за результаты своей профессиональной деятельности
| Умеет: самостоятельно оценивать основные компоненты анализа и оценки
ответственности за результаты своей профессиональной деятельности
| лабораторные
| ситуативные задачи и практические задания, контрольные работы
|
|
| Владеет:
способами оценки ответственности за результаты своей профессиональной деятельности
| Владеет:
навыками анализа нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
| Владеет:
методами и способами оценки ответственности за результаты своей профессиональной деятельности
| Владеет:
профессиональным анализом, ответственность ю за результатами своей профессиональной деятельностью
| лабораторные
| ситуативные задачи и практические задания, контрольные работы
|
ПК-7
| готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
| Знает: основные методы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
| Знает: общие сведения об основных методах обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
| Знает: основные методы и сущность обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
| Знает: основные методы и значимость обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
| лекции,
лабораторные
| опрос, тесты, реферат, презентации
| Умеет:
анализировать и оценивать необходимость
готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности применения разных методов
| Умеет: использовать отдельные компоненты анализа и оценки применения разных методов обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности применения разных методов
| Умеет: использовать основные компоненты анализа и оценки применения разных методов обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности применения разных методов
| Умеет: использовать в полном объеме возможности анализа и оценки применения разных методов обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности применения разных методов
| лабораторные
| ситуативные задачи и практические задания, контрольные работы
| Владеет:
технологиями применения разных методов обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
| Владеет: отдельными технологиями и начальными навыками применения разных методов обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
| Владеет: основными технологиями и базовыми навыками применения разных методов обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
| Владеет: современными технологиями и адекватными навыками применения разных методов обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
| лабораторные
| ситуативные задачи и практические задания, контрольные работы
|
3. Тематический план изучения дисциплины.
Таблица 2. Тематический план
№
| Тема
| Недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| из них в интерактивной форме, в час.
| Итого часов по теме
| Итого количес-тво баллов
| Лекции*
| Лабораторные занятия*
| Практические занятия*
| Самостоятель-ная работа*
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
| 1
| 2
| 2
|
| 5
|
| 9
| 0- 10
| 2.
| Медико – гигиенические аспекты здорового образа жизни
| 2
| 2
| 2
|
| 4
| 2
| 8
| 0- 10
| 3.
| Здоровьесберегающая функция учебно – воспитательного процесса
| 3
| 2
| 2
|
| 3
| 2
| 7
| 0-10
|
| Всего
|
| 6
| 6
|
| 12
|
| 24
| 0-30
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Комплекс сердечно – легочной реанимации и показания к ее применению
| 4
| 2
| 2
|
| 4
| 2
| 8
| 0-10
| 5.
| Характеристика травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при травмах
| 5
| 2
| 2
|
| 5
| 2
| 9
| 0-10
| 6.
| Меры профилактики инфекционных заболеваний
| 6
| 2
| 2
|
| 3
| 1
| 7
| 0-10
|
| Всего
|
| 6
| 6
|
| 12
|
| 24
| 0-30
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие
| 7
| 2
| 2
|
| 3
|
| 7
| 0-15
| 8.
| Термические повреждения. Острые отравления
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 2
| 8
| 0-10
| 9.
| Диагностика и приемы оказания первичной помощи при неотложных состояниях
| 9
| 2
| 2
|
| 5
| 1
| 9
| 0-15
|
| Всего
|
| 6
| 6
|
| 12
|
| 24
| 0-40
|
| Итого (часов, баллов):
|
| 18
| 18
|
| 36
|
| 72
| 0-100
|
| из них в интерактивной форме
|
| 1
| 4
|
| 7
| 12
|
|
| *- если предусмотрены учебным планом ООП.
Примечание: Количество часов в столбцах 4-7 указывается в соответствии с учебным планом образовательной программы. Значение столбца 9 (Итого количество баллов) определяется как сумма баллов рейтинговой оценки успеваемости студента.
Таблица 3.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Технические формы контроля
| Информаци-онные системы и технологии
| Итого количество баллов
| коллоквиумы
| собеседование
| ответ на семинаре
| лабораторная работа
| контрольная работа
| тест
| реферат
| эссе
| программы компьютерного тестирования
| комплексные ситуационные задания
| электронный практикум
| другие формы
|
| Модуль 1
| 1.
|
| 0-2
|
|
|
| 0-4
|
|
|
|
|
| 0-4
| 0-10
| 2.
|
| 0-2
|
|
|
|
|
|
| 0-4
|
|
| 0-4
| 0-10
| 3.
|
|
|
|
| 0-4
| 0-4
|
|
|
| 0-2
|
|
| 0-10
| Всего
|
| 0-4
|
|
| 0-4
| 0-8
|
|
| 0-4
| 0-2
|
| 0-8
| 0-30
| Модуль 2
| 4.
|
| 0-2
|
|
|
| 0-4
|
|
|
| 0-4
|
|
| 0-10
| 5.
|
|
|
|
| 0-4
| 0-2
|
|
| 0-2
| 0-2
|
|
| 0-10
| 6.
|
|
|
|
|
| 0-4
| 0-4
|
| 0-2
|
|
|
| 0-10
| Всего
|
| 0-2
|
|
| 0-4
| 0-10
| 0-4
|
| 0-4
| 0-6
|
|
| 0-30
| Модуль 3
| 7.
|
| 0-2
|
|
| 0-4
| 0-4
|
|
|
| 0-4
|
| 0-1
| 0-15
| 8.
|
|
|
|
|
| 0-4
|
|
| 0-2
| 0-2
|
|
| 0-10
| 9.
|
|
| 0-4
|
| 0-4
| 0-4
| 0-4
|
| 0-1
|
|
|
| 0-15
| Всего
|
| 0-2
| 0-4
|
| 0-8
| 0-12
| 0-4
|
| 0-3
| 0-6
|
| 0-1
| 0-40
| Итого
|
| 0-8
| 0-4
|
| 0-16
| 0-30
| 0-8
|
| 0-11
| 0-14
|
| 0-9
| 0-100
|
Таблица 4.
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| Дополнитель -ные
| Модуль 1
|
|
|
|
|
| 1.1
| Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
| Подготовка к практическому занятию №1.
| Подготовка сообщения по теме 1.
| 1
| 5
| 0-2
| 1.2
| Медико – гигиенические аспекты здорового образа жизни
| Исследование проблемы
| Подготовка к практическому занятию №2.
| 2
| 4
| 0-4
| 1.3
| Здоровьесберегающая функция учебно – воспитательного процесса
| Подготовка к тестированию
| Подготовка к практическому занятию №3.
| 3
| 3
| 0-5
|
| Всего по модулю 1:
| 12
| 0-11
| Модуль 2
|
|
|
|
|
| 2.1
| Комплекс сердечно – легочной реанимации и показания к ее применению
| Исследование проблемы
| Подготовка по сообщению по теме 1.2
| 4
| 4
| 0-4
| 2.2
| Характеристика травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при травмах
| Подготовка к практическому занятию №4.
| Работа в малых группах по теме 2.2
| 5
| 5
| 0-4
| 2.3
| Меры профилактики инфекционных заболеваний
| Исследование проблемы
| Подготовка к практическому занятию № 5.
| 6
| 3
| 0-6
|
| Всего по модулю 2:
| 12
| 0-14
| Модуль 3
|
|
|
|
|
| 3.1
| Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие
| Подготовка к практическому занятию № 6.
| Подготовка к коллоквиуму
| 7
| 3
| 0-4
| 3.2
| Термические повреждения. Острые отравления
| Подготовка к тестированию
| Подготовка к практическому занятию №8.
| 8
| 4
| 0-8
| 3.3
| Диагностика и приемы оказания первичной помощи при неотложных состояниях
| Исследование проблемы
| Работа в малых группах по теме 3.3
| 9
| 5
| 0-10
|
| Всего по модулю 3:
| 12
| 0-22
|
| ИТОГО:
| 36
| 0-47
| Примечание: общее количество баллов выставляется с учетом баллов, поученных за аудиторную работу на лекциях практических занятиях.
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 5.
Междисциплинарные связи дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1.
| Безопасность жизнедеятельности
|
|
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
| 2.
| Возрастная анатомия, физиология и гигиена
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
5. Содержание дисциплины.
Модуль 1.
Тема 1. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Три категории, включающие в образ жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Составляющие здорового образа жизни. Принципы и методы формирования здорового образа жизни. Культура и здоровье. Формирование потребности в укреплении здоровья. Питание и здоровье. Двигательная активность человека. Движение как средство физического и психического развития. Понятие физическое и социальное здоровье. Факторы физического здоровья: физическая подготовленность, функциональная подготовленность. Внешние и внутренние факторы физического и социального здоровья их взаимосвязь. Социальная структура и здоровье. Понятие психического здоровья. Психологические механизмы здорового поведения.
Тема 2. Медико - гигиенические аспекты здорового образа жизни
Здоровье как состояние и свойство организма. Здоровье физическое, психическое и социальное. Норма и патология. Факторы, влияющие на здоровье человека: генетические, конституциональные особенности. Экология и здоровье. Личная гигиена и здоровье. Отношение к здоровью. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Медико–гигиенические аспекты здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек. Адаптационные резервы организма: структурные резервы, функциональные резервы (биохимические, физиологические, психические). Биоритмы. Влияние биоритмов на функциональное состояние человека.
|