Скачать 31.05 Kb.
|
ОБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА Ж.А. Казанцева ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», Россия zhannetta120@yandex.ru Институт образования – одна из социализаций общества, формирование которой началось с момента зарождения государственности, когда появилась необходимость в интеллектуальной прослойке общества. Социализация призвана удовлетворять определенные потребности общества, связанные с развитием государств, как таковых, и мирового сообщества в целом. В связи с этим педагогические методы в обучении и воспитании претерпевали ряд изменений на протяжении всего периода своего существования. Менялись методы, менялся и язык как способ коммуникации. Социальные реформы повлияли и на педагогический дискурс, что нашло отражение в печатных изданиях по педагогике. На это указывают различные источники, оставленные от предыдущих поколений в виде отдельных трудов и изданий, начиная с античных риторик, наставлений, поучений. БСЭ лексикографическую единицу «Педагогические журналы» определяет как «периодические издания по вопросам воспитания, обучения, образования» [1]. Первые журналы представляли собой издания общей педагогической направленности (Аристотель «Риторика» и другие трактаты, Владимир Мономах «Поучение Владимира Мономаха», а также «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», которое было подготовлено по указанию Петра I). Разграничение на отраслевые, территориальные, возрастные и т.д., которое мы можем наблюдать сегодня, произошло позднее, с развитием педагогики как науки. В России издание первого педагогического журнала связано с именем Н.И. Новикова (конец XVIII начало XIX вв.). Он назывался «Прибавление к Московским ведомостям». В качестве научного педагогического журнала первым был журнал Е. Гугеля, П. Гурьева и А. Ободовского (XIX в.) – «Педагогический журнал». К концу XIX началу ХХ вв. в педагогических изданиях можно выделить следующие направления: общая педагогика («Воспитание и обучение», «Общий педагогический сборник»); гендерная педагогика («Женское образование»); отраслевая педагогика («Техническое образование»). Необходимость исследования педагогического дискурса на примере периодических изданий возникает по ряду объективных причин. Во-первых, институт воспитания – это один из тех социальных институтов, который имеет не только теоретическую базу, но и находит самое активное практическое применение в жизни, пожалуй, на всех ее этапах. Во-вторых, отношения, которые складываются в процессе обучения и воспитания между адресатом и адресантом (т.е. ситуация) отражаются, прежде всего, в языковых средствах, которые применяются сторонами и являются показателями или индикаторами как самих отношений, так и профессионализма одной из сторон Когда мы говорим о последнем, мы имеем в виду педагогический дискурс. Понятие дискурса не имеет однозначного определения, существует достаточно большое количество вариантов, как русской. Так и зарубежной трактовки термина. Так у Т. А. ван Дейка «Дискурс – это существенная составляющая социокультурного взаимодействия, характерные черты которого – интересы, цели и стили. Изменения и ограничения находят свое проявление в дискурсе в виде определенных тематических репертуаров… Это значит, что пользователи языка могут формировать гипотезы относительно того, что будет или может быть сказано, кем и в какой ситуации, по крайней мере, в общем..» [2]. Н.Н. Миронова предлагает такое определение: «Дискурс это речевой поток. Язык в его постоянном движении, вбирающий в себя все многообразие исторической эпохи. Индивидуальных и социальных особенностей как коммуниканта, так и коммуникативной ситуации, в которой происходит общение. В дискурсе отражается менталитет и культура как национальная, так и индивидуальная, частная» [3]. Список использованной литературы
|
Лингво-аргументативные особенности стратегий вежливости в речевом... Работа выполнена в гоувпо «Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского» | Л. Д. Плотников организационная культура педагогического коллектива «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование», форма обучения «очная», «заочная» | ||
Современные теории дискурса мультидисциплинарный анализ Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология»)– Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образование средне-специальное, диплом Бурятского Республиканского педагогического колледжа, по специальности дошкольное образование,... | ||
Программа «Обществоведческое образование» Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное... | ||
Изучение публицистического дискурса для развития речевых способностей студентов Якушкина, З. Н. Изучение публицистического дискурса для развития речевых способностей студентов : учеб пособие для студентов факультетов... | Образование новых земельных участков по общему правилу преобразование... Формирование (образование) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности | ||
Перечень учебников по предметам согласно учебным планам по ступеням... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ооп обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, на формирование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Анализ работы педагогического коллектива по реализации программы «Столичное образование» | Образование противодействие невежеству Елена лесничая, выпускница педагогического колледжа №13 имени С. Я. Маршака в 2005 году, студентка 5-го курса мгпу, учитель начальных... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки... «Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена... | Письма-отречения как характерная черта советского дискурса на материале... Письма-отречения как характерная черта советского дискурса (на материале писем читателей в газеты «Правда» и «Известия» в 20-е гг.... | ||
Московский гуманитарный педагогический институт Программа предназначена для студентов, получающих второе высшее образование по специальности «Иностранный язык» на факультете английской... | Программа дисциплины Программа обучения студентов по дисциплине «syllabus» ... |