В смоленской области





НазваниеВ смоленской области
страница1/5
Дата публикации05.01.2015
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5


БИБЛИОТЕЧКА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


Круглый стол

«Разные возможности – равные права»

г. Смоленск,

20 ноября 2012 г.

Составители:
Петрусева Е.С., - специалист специалиста отдела по защите прав и интересов ребёнка аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области

Загребаева Ю.А., - ведущий специалист отдела по защите прав и интересов ребёнка аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области

Корректор:

Горанова Н.В. - главный специалист специалиста отдела по защите прав и интересов ребёнка аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области


Разные возможности – равные права: Материалы по итогам проведения круглого стола / Сост. Е.С. Петрусева, Ю.А. Загребаева.- Смоленск, 2013.


 Е.С. Петрусева, 2013

 Ю.А. Загребаева, 2013

Материалы Круглого стола
«Разные возможности – равные права»
Список участников


1.

Капустин

Александр Михайлович

Уполномоченный по правам человека в Смоленской области


2.

Михайлова

Наталья Александровна

Начальник отдела по защите прав и интересов ребенка - Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области


3.

Богдаева

Наталья Анатольевна

Руководитель Смоленской областной общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы-Смоленск»


4.

Каган

Галина Семёновна

Руководитель специального педиатрического бюро ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

5.

Нестеров

Евгений Гайфанович


Главный специалист отдела организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения управления организации медицинской помощи населению и реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения Департамента Смоленской области по здравоохранению

6.

Новикова

Светлана Алексеевна

Директор СОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и инвалидов молодого возраста «Вишенки»

7.

Иваниченко

Людмила Борисовна


Начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи

8.

Полторацкая

Нина Леоновна


Директор ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»

9.

Крылова

Наталья Станиславовна


Заместитель директора по УВР СОГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»

10.

Малик

Елизавета Петровна


Заместитель Председателя Общественной палаты Смоленской области


20 ноября - Всемирный день ребенка. Его отмечают 129 стран-членов ООН. В этот день 20 ноября 1959 года была принята Декларация прав ребенка, в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям наилучшие условия жизни. В России Конвенция была ратифицирована в 1994 году. Всемирный день ребенка посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) около 10% населения Земли (или 650 миллионов человек) живут с инвалидностью. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) около 200-т миллионов из этого числа – дети и молодые люди (приблизительно 10% общей численности детского населения мира), которые имеют функциональные нарушения: физические, сенсорные, интеллектуальные или психические. В то время как часть этих взрослых и детей полностью интегрированы в общество, участвуют в его жизни, большинство из них сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции и крайне негативного отношения. Современное общество не могут не волновать вопросы создания для детей с ограниченными возможностями здоровья условий, помогающих им справиться с существующими социальными барьерами, реализовать себя и жить полноценной жизнью, исходя из наилучших интересов ребенка.

Тема «круглого стола» - «Разные возможности – равные права» выбрана с целью более детального рассмотрения положения в Смоленской области особых детей в семье и обществе и разработке конкретных предложений по качественному улучшению жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и семей, воспитывающих таких детей. В настоящий момент возникла необходимость объединения усилий, направленных на комплексное решение вопросов, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями, в том числе в области здравоохранения, образования, социальной реабилитации. Не менее важным является оказание помощи их семьям: правовой, медико-социальной, психолого-педагогической. Поэтому вопросы охраны прав детей-инвалидов, состояние работы по соблюдению их законных интересов требуют системного подхода со стороны всех уровней власти и всего гражданского общества.

На заседание для обсуждения столь важной темы приглашены заинтересованные лица – руководители и представители органов государственной власти федерального и областного уровня, депутатского корпуса Смоленской областной Думы, областной прокуратуры, Общественной палаты Смоленской области, Русской Православной Церкви, руководители учреждений и ведомств, общественных и некоммерческих организаций, СМИ.

Предполагаем, что обсуждение вопросов практической реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать принятию мер, направленных на качественное улучшение их жизни в условиях, которые в полной степени обеспечат достоинство, уверенность в себе, активное участие детей в жизни обществ

А.М.Капустин Уполномоченный по правам человека

в Смоленской области

Михайлова Н.А., Начальник отдела по защите прав и интересов

ребёнка – Уполномоченный по правам ребенка

в Смоленской области

Тема нашего Круглого стола «Разные возможности – равные права» посвящена вопросам соблюдения прав особых детей. Их реализация гарантирована Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и нормативно-правовыми актами РФ.

d:\общая для обмена документами\михайлова н.а\дети-инвалиды\круглый стол по детям-инвалидам 2012\круглый стол\фото\img_5356.jpg
В Смоленской области количество детей-инвалидов составляет более двух тысяч человек. Основной причиной инвалидности является заболевание нервной системы в перинатальном периоде. Данные о числе детей-инвалидов разнятся и не отражают истинную картину детской инвалидности, поскольку далеко не все дети своевременно проходят полное медицинское обследование, что затрудняет выявление заболеваний, своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию.

Необходимо создание в регионе единой системы учета детей-инвалидов. В связи с этим требуется разработать нормативные правовые акты, регулирующие межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им помощи и поддержки; определить орган исполнительной власти, ответственный за межведомственное взаимодействие в данной сфере.

d:\общая для обмена документами\михайлова н.а\дети-инвалиды\круглый стол по детям-инвалидам 2012\круглый стол\фото\img_5348.jpg
В своей жизни дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды постоянно сталкиваются с различными ограничениями. Выйти во двор, побегать со своими сверстниками или пойти с ними в театр, спортивный зал или в кино – для многих из них недостижимая мечта. Отсутствие субтитров в кино и телепередачах, пандусов на улицах и в зданиях, проблемы с общественным транспортом и многое-многое другое… Инвалид живет с этим всю жизнь.

Для реализации цели формирования безбарьерной среды разработана долгосрочная областная целевая программа «Создание беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями, проживающих на территории Смоленской области, к объектам социальной инфраструктуры» на 2010-2012 годы, основной целью которой является повышение доступности объектов социальной инфраструктуры, транспортной доступности и информационных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями. Необходимо продолжить реализацию данной программы, так как на сегодняшний день доступная среда для детей-инвалидов в Смоленской области находится пока на низком уровне.

Особое значение приобретают комплексные меры по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Одним из компонентов долгосрочной областной целевой программы «Дети Смоленщины», реализуемой в Смоленской области с 1995 года, является комплекс мероприятий, направленных на решение этой задачи. Наряду с денежными средствами, выделяемыми из областного бюджета, Администрацией Смоленской области, привлекаются финансы из различных внебюджетных источников.

В 2010 году надежным партнером по выполнению межведомственных задач по преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами; образованию вокруг них новых социальных связей; получению ими социальных навыков стал Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Приоритетным направлением его деятельности является социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Региональная подпрограмма Фонда «В кругу друзей» вошла в число победителей конкурса, проведенного Фондом, и получила финансовую поддержку в размере более 5,5 млн. руб. В её реализации приняли участие Департаменты Смоленской области по социальному развитию, по здравоохранению, по культуре, областные государственные учреждения, а также ряд некоммерческих и общественных организаций.

Важным элементом региональной стратегии социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства остается дальнейшее участие в федеральных программах и проектная деятельность (областная программа «Право быть равным»).

Ведущим звеном в системе учреждений для детей-инвалидов является СОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и инвалидов молодого возраста «Вишенки», который создан 11 ноября 2002 года. Он предоставляет комплексные реабилитационные услуги не только детям с ограниченными возможностями, но и их семьям. За время деятельности Центра «Вишенки» курс реабилитационных мероприятий прошли более шести тысяч детей и подростков с ограниченными возможностями и почти шесть тысяч семей, воспитывающих детей-инвалидов. Зачастую получается так, что рождение больного ребенка становится причиной разрушения семьи. Поэтому большинство семей, воспитывающих ребенка-инвалида, являются неполными и нередко имеют доход ниже прожиточного минимума. Предлагаем рассмотреть возможность дополнительных областных выплат семьям, имеющим детей- инвалидов.

Также важно предпринимать меры к развитию различных форм альтернативного семейного устройства детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это потребует создания по месту их жительства условий для коррекционно-педагогической реабилитации.

Деятельность Центра «Вишенки» в значительной степени способствовала снижению общего числа детей-инвалидов, проживающих в Смоленской области (с 4500 человек в 2003 году до 2794 человек в 2011 году).

В 2011 - 2013 годах в Смоленской области начала реализовываться подпрограмма «Смогу жить самостоятельно», включенная в долгосрочную областную целевую программу «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов» на 2009 - 2013 годы. Её целью является создание условий для максимального развития потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в СОГБУ «Ново-Никольский детский дом-интернат» и подготовки их к самостоятельной жизни. С целью повышения эффективности интеграции и социализации детей, которым областной психолого-медико-педагогической комиссией рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида, необходимо в 2012-2013 учебном году организовать их обучение вне стен детского дома в альтернативном образовательном учреждении. Дети будут ежедневно доставляться в школу, где с ними будут организованы учебные занятия в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Такого понятия как «инклюзивное образование», в федеральном законодательстве в настоящее время не существует. В законодательстве Российской Федерации подробно прописаны правила дифференцированного обучения инвалидов, но нет норм, которые обеспечивали бы интеграцию или «инклюзию» детей с инвалидностью в учебных заведениях. Не предусмотрено участие в процессе образования лиц с особыми образовательными потребностями помощников педагога (тьюторов).

Тем не менее, можно говорить о том, что основные положения Конституции и федерального законодательства, в частности Федерального Закона «Об образовании», Федерального Закона «О социальной защите инвалидов», Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не препятствуют обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Интеграция предполагает адаптацию ребенка к требованиям системы образования, которая при этом остается неизменной. При таком подходе ребенок либо адаптируется к системе образования, либо становится для нее неприемлимым. Когда говорят об инклюзии, предполагают, что система образования подстраивается под каждого ребенка, учитывает все его особенности. Сегодня необходимо развитие инклюзивных подходов в образовании, чтобы максимизировать участие всех «особых» детей в жизни школьного сообщества и взаимодействие сверстников, имеющих различный уровень возможностей.

В Смоленской области на протяжении длительного времени функционирует система специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, в которых имеются интернаты для проживания детей-инвалидов. В них обеспечивается соответствующий уровень образования, работают высококвалифицированные педагоги, но обучение в таких специальных школах зачастую препятствует взаимодействию с обычными сверстниками и развитию навыков жизни в сообществе, а также надолго отрывает ребенка от семьи. В переходный период к инклюзивному образованию специальные школы могут выполнять роль ресурсных центров для развития инклюзии в системе общего образования. Кроме того, в регионе созданы специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах, организовано обучение на дому детей-инвалидов и дистанционное обучение. Центром дистанционного обучения приобретен специальный транспорт для перевозки инвалидов-колясочников для их участия в совместных областных мероприятиях. В системе коррекционного образования реализуется предпрофессиональная подготовка выпускников специальных учреждений, внедряются интеграционные формы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей общеобразовательных классов.

Вместе с тем, в регионе отсутствует мониторинг реальной потребности в количестве специальных (коррекционных) классов для детей с ограниченными возможностями здоровья, классов компенсирующего обучения для детей «группы риска» в общеобразовательных школах. Отсутствует специальное (коррекционное) образовательное учреждение 5 вида (для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией). Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми общеобразовательного класса (интегрированное обучение) развивается медленно.

Муниципальными органами управления образованием уделяется недостаточно внимания раннему выявлению и коррекции развития детей с патологией, слабо осуществляется взаимодействие с органами здравоохранения, не достаточно организована помощь родителям детей-инвалидов раннего возраста.

Остается актуальной проблема обеспечения специальными квалифицированными кадрами как органов управления образованием, так и общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Требует совершенствования нормативно-правовая база организации интегрированного и профессионального образования.

В течение 2012 года в аппарат уполномоченного поступило порядка 20-ти обращений по вопросам защиты прав детей-инвалидов. Проблемы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья озвучит сегодня председатель Смоленской областной общественной организации детей – инвалидов и их родителей «Дети Ангелы-Смоленск» Богдаева Наталья Анатольевна.

Решение этих проблем требует нашего особого внимания.

Надеемся, что по итогам заседания нашего Круглого стола мы сможем совместно определить основной вектор дальнейшего развития в целях качественного улучшения положения особых детей в Смоленской области.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В смоленской области iconРаспоряжение
Смоленской области областным государственным предприятиям (учреждениям), утвержденным постановлением Администрации Смоленской области...
В смоленской области iconХолм жирковского района смоленской области публичный доклад за 2011- 2012
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Стешинская основная общеобразовательная школа» Холм- жирковского района Смоленской...
В смоленской области iconХолм жирковского района смоленской области публичный доклад за 2012- 2013
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Стешинская основная общеобразовательная школа» Холм- жирковского района Смоленской...
В смоленской области iconЕжегодный доклад уполномоченног о поправамчеловек а всмоленскойобласт и з а 2011 г о д
Извлечения из Закона Смоленской области «Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области»
В смоленской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи "Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных...
В смоленской области iconН. д докла д о наркоситуации в Смоленской области в 2012 году
Характеристика Смоленской области, уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня...
В смоленской области iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Смоленской области «Реализация...
Соблюдение и защита неотъемлемого права каждого человека и гражданина на жизнь, гарантированного статьей 20 Конституции Российской...
В смоленской области iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании авторской...
Андрицовой М. Ю. Смоленск, издательство сиуу, 2004г в соответствии с договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной...
В смоленской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уполномоченного по правам человека в Смоленской области на слушаниях – круглом столе по теме: «Проблемы правового просвещения учащейся...
В смоленской области iconСтатья Монастырщинский районный Совет депутатов Смоленской области....
Статья Регламент Монастырщинского районного Совета депутатов Смоленской области
В смоленской области iconОбразовательная программа основного общего образования мбоу «Стешинская...
Мбоу «Стешинская основная общеобразовательная школа»Холм-Жирковского района Смоленской области
В смоленской области iconО реализации Смоленским региональным отделением Общероссийской общественной...
Смоленским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» социально значимой программы...
В смоленской области iconСмоленской области от 13. 05. 2013 №351 Об установлении требований...
Администрации Смоленской области от 13. 05. 2013 №351 «Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам...
В смоленской области iconКоровиной В. Я. и др
Наименование учебного заведения – Муниципальная основная общеобразовательная школа №5 г. Ярцево Смоленской области
В смоленской области iconПротокол педагогического совета
Директор мбоу «Средняя школа №2 им. Е. В. Камышева» г. Гагарина Смоленской области
В смоленской области iconПлан основных мероприятий Отдела по культуре и спорту Администрации...
План основных мероприятий Отдела по культуре и спорту Администрации муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск