Скачать 126.99 Kb.
|
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Как известно, патриотическое воспитание школьников включает в себя идейное и морально-психологическое воспитание молодежи, физическую, военно-техническую и начальную военную подготовку юношей и девушек. Все эти его составные части неразрывно связаны и взаимно переплетаются. Безусловно, можно считать справедливым и то, что патриотическое воспитание органически связано с воспитанием умственным, трудовым и нравственным, с решением всех задач всестороннего гармонического развития личности, и проводить эту работу необходимо только комплексно. Цель патриотического воспитания — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. Осуществляется патриотическое воспитание, прежде всего, в ходе учебного процесса. Действенность патриотического воспитания находится в прямой зависимости от единства учебной и внеучебной работы в школе, от организации разнообразной патриотической деятельности. Внеучебная патриотическая работа в школе позволяет знания, полученные на уроке, превратить в личные убеждения каждого ученика, определить норму его поведения. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Создание системы патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Оно должно строиться на следующих принципах: - открытости для творческого использования педагогами школы; - субъектной позиции обучающихся; - воспитания через социально значимую деятельность; - интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений. Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся. Основной целью работы является создание системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Продолжить создание системы патриотического воспитания; 2. Повышать качество патриотического воспитания подрастающего поколения в школе; 3. Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России. Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий. Основные направления в системе патриотического воспитания. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп обучающихся. Система патриотического воспитания обучающихся школы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе, массовую патриотическую работу, совместную деятельность с другими культурными учреждениями. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе можно определить следующие: гуманистически-нравственное воспитание: развитие условий для самоопределения и самореализации личности на основе принципов взаимопонимания и сотрудничества между людьми, развития чувства достоинства личности, ответственности за Родину, воспитание эмоционально-волевых качеств и интересов гражданско-патриотического характера; гражданско-правовое воспитание: знание основных законов государства, уважения к Конституции, соблюдение законов, четкое осознание своих прав и обязанностей в обществе; социально-политическое воспитание: развитие способностей учащихся разрешать проблемы любого уровня - от повседневно-бытовых, до общественно-государственных, воспитание готовности к ответственному и компетентному выбору на основе демократических ценностей; культурно-историческое воспитание: знакомство с историей своего народа, его обычаями культурными традициями, изучение истории своей семьи, улицы, города, края; военно-историческое воспитание: изучение основных этапов российской военной истории, военных традиций, обращение к судьбам рядовых полководцев и рядовых воинов; культурно-экологическое воспитание: формирование нового образа жизни, мышления и поведения в окружающем мире на основе психологической готовности людей к экологической деятельности, на основе экологической этики добра и милосердия. спортивно-оздоровительное воспитание: развитие физической культуры молодежи, воспитание волевых качеств, подготовка к службе в российской армии; гражданско-правовое воспитание: знакомство с Конституцией и другими нормативно правовыми документами. - духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. - историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. - гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков, оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. - социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. - военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. - героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. - спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Основные направления реализации программы. Совершенствование процесса патриотического воспитания. Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается: - продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию; - определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию; - совершенствование содержания патриотического воспитания; - развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий; - усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин; - воспитание гордости за родной край, его свершения; - увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнявших интернациональный долг в районах боевых действий на территориях других стран; - воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества; - обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления в работе по патриотическому воспитанию. Совершенствование нормативно-правовой базы Системой мер по совершенствованию нормативно-правовой базы предусматривается: - разработка программ по патриотическому воспитанию разных возрастных групп; - разработка и реализация плана мероприятий, посвященных юбилейным датам. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается: - разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота; - разработка форм, методов и средств патриотического воспитания; - изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы; - выпуск газет; конкурс на лучший сценарий, реферат, методические разработки. Информационное обеспечение области патриотического воспитания. Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается: - выступления в газетах по проблемам патриотического воспитания; - создание мультимедийной презентации по деятельности школы; - участие в конкурсах по данной программе. Система мероприятий программы организационные: - разработка плана мероприятий историко-патриотической направленности в рамках подготовки ко Дню Победы; информационно-методические: - разработка классными руководителями методических материалов по проблемам патриотического воспитания; - обобщение опыта педколлектива по патриотическому воспитанию; массовые мероприятия с обучающимися: - проведение уроков Мужества в школе; - проведение в школе массовых мероприятий с обучающимися, посвященных дням воинской славы России; - участие в районном конкурсе патриотической песни, военно-спортивной игре «Зарница»; Формы организации деятельности учащихся: -уроки Мужества, -социально-значимые акции, -деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции обучающихся. -активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.) Предполагаемые результаты реализации системы гражданско-патриотического воспитания: внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания; сохранение и развитие чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе; активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения; формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины; активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества; повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств; расширения участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта; воспитание у школьников уважения к подвигу отцов; формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях; привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников; расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе; повышение роли и авторитета поисковых ученических объединений в школе; оценка эффективности мер по охране здоровья учащихся; оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья учащихся; активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников 1 Мероприятия, посвященные Дню Победы; 2 Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества; 3 Участие в районной игре «Зарница»; 4 Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта; 5 Проведение встреч обучающихся с выпускниками и курсантами высших военных училищ, военных университетов и академий; 6 Создание выставочных экспозиций «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»; 7 Организация встреч обучающихся с бывшими военнослужащими; 8 Проведение фестивалей военной инсценированной песни; 9 Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий в школе; 10 Операция «Забота» оказание помощи ветеранам и пожилым людям, поздравление ветеранов ВОВ и труда, организация концертов; 11 Акция «Подарок солдату» 12 Встречи с участниками ВОВ и героями тыла. Экскурсионно-туристическая деятельность 1 Организация краеведческих экскурсий для обучающихся 1-11 классов Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность 1 Участие в районной спартакиаде допризывной молодежи 2 Проведение игр на местности «Зарница» 3 Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни» 4 Соревнования по баскетболу, волейболу, настольному теннису, стрельбе 5 Обеспечение организационного участия учащихся 10-х классов в учебно-полевых сборах 6 Организация работы спортивных секций, кружка «Спасатель» Краеведение 1 Тематические классные часы «Почётные граждане Санкт–Петербурга и Фрунзенского района; 2 Встречи с интересными людьми; 3 Участие в конференции «Купчинские чтения»; 4 Организация походов; Общественный труд 1 Благоустройство школьной территории; 2 Участие в городских субботниках; 3 Благоустройство микрорайона школы 4 Проведение конкурса классных кабинетов «Уют» 5 Ремонт мебели в классных кабинетах (привлечение родителей); Методическое обеспечение 1 Создание кино-, видео-. CD- фонда для проведения тематических классных часов; 2 Организация подписки на периодические издания; 3 Разработка сценариев традиционных праздников школы: день знаний; день матери; день учителя; день пожилого человека; день защитника Отечества; день Победы; 4 Разработка положений о конкурсах и спортивных соревнованиях 5 Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов 6 Освещение опыта работы школы в СМИ. |
Пояснительная записка защита Отечества является долгом и обязанностью... России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко... | Морально-психологические основы военной службы Защита Отечества, согласно Конституции Российской Федерации, является долгом и обязанностью ее граждан. Она требует от военнослужащих... | ||
Классный час по программе «Я гражданин России» Тема: Защита Отечества наш священный долг Почему наша армия не собирается нападать на другие государства. Какие первостепенные задачи стоят перед нашим государством. Отвечают... | Рабочая карта урока Эпиграф к уроку: «Социальный долг человека-быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это долг личного счастья и ауры доброжелательности... | ||
Армяне на страницах периодической печати рк Катанандова: «В условиях реформирования экономики и социальной сферы государство не только является гарантом реализации конституционных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я и составная часть нравственности – гордость за свое Отечество. Наш педагогический, гражданский долг – сделать все, чтобы молодое... | ||
Школьный реферат и основные требования к его написанию защита реферата Защита реферата – одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником... | Реферат по истории Тема «Михаил Илларионович Кутузов» В чем заслуга Михаила Илларионовича Кутузова перед Отечеством? Почему Михаила Илларионовича Кутузова заслуженно называют спасителем... | ||
Теорема Слишком много инакомыслия, духа ниспровержения и бунтарства присутствовало в его жизни, мировосприятии и творчестве, что на долгие... | Уроку этики Макаровой Галиной Васильевной по теме «Любовь как высшее проявление чувств» Калужском городском фестивале школьных театральных коллективов «Знакомьтесь: юные театралы». Именно там, на фестивале, нас назвали... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великой Отечественной войны. По всей стране 22 июня вспоминают о погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу... | ||
О реабилитации жертв политических репрессий Комитетом национальной безопасности республики и его органами на местах продолжается работа по восстановлению исторической и социальной... | Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана Целью изучения истории отечества является формирование у студентов знаний об обществе, о его структуре, закономерностей развития,... | ||
Доклад Уполномоченного по правам человека в Смоленской области «Реализация... Соблюдение и защита неотъемлемого права каждого человека и гражданина на жизнь, гарантированного статьей 20 Конституции Российской... | 4. Гражданское право (8 ч.) Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс рф, его содержание и особенности |