Концепция воспитательной работы I. Общие положения





Скачать 400.35 Kb.
НазваниеКонцепция воспитательной работы I. Общие положения
страница1/4
Дата публикации27.07.2013
Размер400.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Концепция воспитательной работы
I. Общие положения.
Данная концепция является основным программным документом, разработанным для осуществления воспитательной деятельности классного руководителя 10 – 11 «А» класса МОБУ «Новоладожская средняя общеобразовательная школа № 1» Ильиной Людмилы Валентиновны, из расчёта обучения учащихся в старшем звене школы.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  • Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

  • Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

  • Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

  • Воспитание – это творчество. Дело воспитания – процесс постоянного “сотворения” личности. Это - подвиг времени. Нужно уделять этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с родителями. А главное наших детей нужно очень-очень сильно любить по-настоящему, безусловно. Всю нашу жизнь построить ради этого и этим жить. Только тогда может что-то получиться.

Актуальность

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

Нормативно-правовая база

В организационно-педагогической основе работы классного руководителя нашей школы, безусловно, лежат нормативно-правовые документы. Позволю себе напомнить некоторые их фрагменты. Это поможет более полно понять логику реализуемых мною целей и задач воспитательной работы.

Так, предпочтение в системе образования в настоящее время отдается воспитательному аспекту, который должен быть интегрирован в общий процесс обучения и развития и стать органичной составляющей педагогической деятельности. Подобное предпочтение определено в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации. "Концепция модернизации российского образования", государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001-2005 годы, федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы также помогают мне обозначить стратегию своей деятельности, используя понятийно-категориальный аппарат принятых нормативно-правовых документов.

Минобразования России подготовлены развернутые "Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях" (приложение к письму Минобразования России от 3 февраля 2006 года №21; см. "Вестник образования России", 2006г, №5). В данных рекомендациях четко определены цель и задачи классного руководителя, а также функции классного руководителя, которые я стараюсь выполнять.

Применяемая техника целеполагания

Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса. Я убедилась в том, что система таких исследовательски-педагогических действий помогает выполнять поставленные задачи, которые сформулированы в имеющейся нормативно-правовой базе. Таким образом, мною была определена цель воспитательной работы.

Цель: содействовать формированию и наиболее полному развитию образованной, нравственной личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в социуме.

Задачи:

  • способствовать формированию основ культуры общения;

  • поддерживать и обеспечивать становление индивидуальности детей;

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

  • пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной оценки и чувства самоуважения;

  • способствовать сплочению классного коллектива;

  • способствовать развитию творческих способностей;

  • оказывать помощь и поддержку в профессиональном самоопределении.

Путь к достижению цели моей системы воспитания основан на осознании и принятии таких ценностей, как:

  • свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);

  • оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);

  • требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);

  • любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);

  • человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);

  • веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение);

  • сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)

II. Принципы воспитательной работы

Принцип толерантности.

Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Классному руководителю, на мой взгляд, необходимо чаще вспоминать об этом.

Принцип воспитания успехом.

Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с личностью ребенка, должен стремиться, как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности. Необходимо стараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.

Принцип создания воспитывающей среды.

Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".

Принцип индивидуализации воспитания.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

Создание условий успешного воспитания

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Условия успешности в воспитании, на мой взгляд, заключаются в следующем:

  • принятие ребенка как личности;

  • признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять себя и с уважением относиться к этим проявлениям;

  • ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь и поддержать его.

  • Только при этих условиях ребенка можно считать подлинным субъектом воспитания и ему предоставляются возможности:

  • взглянуть на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими;

  • оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

  • вырабатывать силу воли;

  • учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;

  • удовлетворять свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти над собой, любви, безопасности;

  • учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением.

Именно эти ориентиры стали опорами при разработке и апробации данной системы воспитательной работы.

Приоритеты

  1. Взаимодействие классного руководителя с детьми.

  2. Ребенок – главное действующее лицо процесса воспитания.

  3. Ребенок рассматривается как партнер в условиях сотрудничества.

  4. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и внимательное отношение к его чувствам и эмоциям.

  5. Классный руководитель не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным нормам, а исходит из задачи максимально способствовать возможности их роста.

  6. Формирование культуры познания, деятельно-практического отношения к миру.

  7. Поиск средств и способов интеллектуального развития учащихся.

III. Направления воспитательной работы

Здоровьесберегающее направлениеf:\концепцтя\фото к презентации\x_68a7a3ac.jpg

Девиз: “Здоровый человек – здоровая нация”

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;

  • обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурения.

Формы реализации:

  • лекции и беседы;

  • встречи с работниками здравоохранения;

  • конкурсы плакатов и газет;

  • анкетирование;

  • ведение рубрики «Советы Юного Айболита» в школьной газете;

  • спортивные соревнования.

Нравственно-эстетическое направление

Девиз: “Каждый ученик – источник нравственности”f:\концепцтя\добавить в концепцию\x_1cace87d.jpg

Цель: содействовать формированию у школьников ценностного отношения к себе и другим людям.

Задачи:

  • способствовать развитию осмысленного усвоения подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;

  • способствовать формированию основ культуры общения;

  • способствовать сплочению классного коллектива;

  • создание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности);

  • воспитание эстетического вкуса.

Формы реализации:

  • КТД;

  • праздники;

  • встречи с поэтами города;

  • экскурсии;

  • библиотечные уроки;

  • практикум по культуре общения;

  • трудовой десант;

  • поход.

Гражданско-патриотическое направлениеf:\концепцтя\фото к презентации\x_b70a0f25.jpg

Девиз: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”

Цель: Сформировать потребность в необходимости соблюдения правовых норм общества.

Задачи:

  • воспитывать патриота своей Родины;

  • воспитывать законопослушного гражданина своей страны;

Формы реализации:

  • вечер встречи;

  • экскурсии;

  • КВН;

  • конференции

  • встречи с ветеранами;

  • разговор по душам;

  • походc:\documents and settings\директор\рабочий стол\начальная школа\img_0700.jpg

Профориентационное направление

Девиз: “Все работы хороши – выбирай на вкус”

Цель: помочь учащимся в выборе профессий.

Задачи:

  • познакомить учащихся с различными видами профессий, востребованными на рынке труда;

  • формировать у учащихся культуру понимания выбора профессии.

Формы реализации:

  • лекции;

  • тестирование;

  • экскурсии;

  • проект;

  • анкетирование;

  • день Дублёра

  • «Ярмарка профессий»

Творческое направлениеf:\концепцтя\фото к презентации\x_5aeaf66c.jpg

Девиз: «Талантливый человек талантлив во всём»

Цель: Развитие творческих коммуникационных навыков классного коллектива в процессе планирования, организации и проведения коллективного творческого дела.

Задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся

  • помощь в творческой самореализации учащихся

Формы реализации:

  • КТД;

  • концерт;

  • сотрудничество в школьной газете;

  • творческие конкурсы.

Направление «Семья»

Девиз: “В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей”

Цель: содействовать укреплению связи семьи и школы.

Задачи:

  • изучение семей учащихся;

  • привлечение родителей в различную деятельность классного коллектива;

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Формы реализации:

  • анкетирование;

  • лектории;

  • тематические родительские собрания;

  • индивидуальные консультации;

  • собеседования;

  • классные и школьные праздники;

  • походы и экскурсии.

Интеллектуально-познавательное направление

Девиз: “Ученье - свет, а неученье - тьма”

Цель: способствовать развитию самостоятельности и активности детей в учебном процессе.

Задачи:

  • изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией;

  • на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.

  • изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения;

  • организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.

Особенности планирования работы

Планирование работы осуществляется совместно с детьми и их родителями. Чтобы выяснить требования, пожелания и тревоги родителей за ребенка, я обычно провожу анкетирование. Работая со старшими школьниками, уделяю большое внимание самостоятельному определению детьми основных дел и мероприятий. Они самостоятельно выбирают тематику классных часов, опираясь на свои интересы и потребности. Конечно, проводятся не все запланированные мероприятия, часть из них переносится в новый учебный год, корректируется и изменяется с учетом возрастных особенностей детей. В отношениях с детьми я соблюдаю следующие правила: проявление уважения к личности ребенка; принятие его личных целей, запросов, интересов; проявление понимания и уважения к каждому моменту в жизни ребенка; предоставление ребенку возможности задавать вопросы и получать ответы; ориентир на потенциально возможные успехи ребенка.



Самоуправление учащихся — это детское движение, которое представляет собой особым образом организованную деятельность детей, социально обусловленную, общественно и личностно-значимую, направленную на удовлетворение потребностей ребёнка в самостоятельности, общении, самореализации, изменении своего статуса и ориентированную на реализацию какой-либо цели или идеи.

Структура классного самоуправления

  - лидер класса,

- староста класса,

- учебный сектор,

-  художники-оформители,

-  культмассовый сектор,

-  шефский сектор,

-  трудовой десант,

- спортивный сектор,

- медицинская служба.

Самоуправление должно базироваться на принципах:

- равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

-  откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

-  законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

-  целесообразность — деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

-  гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

-  самодеятельность — творчество, активность, самодеятельность учащихся;

-  ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах.

Цель деятельности классного самоуправления

Основная цель классного самоуправления - воспитание личности с яркими организаторскими качествами, способного принимать решения, ответственного и дисциплинированного, готового самостоятельно сделать выбор, обладающего активной жизненной позицией путем использования интеллектуального и физического потенциала   учащихся в решении практических и хозяйственных проблем школы.

Задачи деятельности классного самоуправления

1.      Всемерное содействие классному руководителю, в организации учебного процесса и воспитательной деятельности;

2.      Организация мероприятий, досуга класса во внеурочное время, для создания дружеской атмосферы в классном коллективе.

3.      Создание условий для самореализации детей, раскрытия их творческих потенциалов путем создания классного самоуправления, где каждый будет задействован в работе;

4.      Утвердить в жизни детей идеи добра и красоты, духовного и физического совершенствования путем организации патриотических, оздоровительных, культурно-массовых мероприятий.




 
IV. Характеристика класса


Мой 11 класс - класс моего становления как классного руководителя. Основу класса составляют ребята, классным руководителем которых я являлась в период обучения с 5 по 9 класс. С ними я пережила все трудности и радости формирования дружного коллектива. В 10 классе в коллектив вошли ребята из параллельного класса, несколько человек из староладожской школы и несколько человек из иссадской школы. При создании нового коллектива, в первую очередь, была проведена работа по сплочению коллектива. Дальнейшая воспитательная работа строится вот уже второй год на принципах, заложенных в период работы с основным составом класса. В итоге с большей частью коллектива мы уже седьмой год, с остальными только второй, но сколько счастливых мгновений пережито вместе. Не счесть. Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что моя профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

В моём классе 27 человек: 9 мальчиков и 18 девочек. Успеваемость в классе хорошая. Одна ученица является претендентом на серебряную медаль, 10 человек учатся на «4 и 5», неуспевающих за период обучения в 10 – 11 классе не было.f:\концепцтя\фото к презентации\x_d20c6db5.jpg

В классе действуют органы самоуправления. Ребята с присущей им уже взрослой ответственностью относятся к своим обязанностям. Помимо классной работы большую помощь оказывают в общешкольных делах и шефскую помощь в организации школьных мероприятий школьников младшего и среднего звена.

Помимо школьной жизни ребята активно занимаются во внеурочное время в различных секциях и кружках школы, города и района. 6 человек занимаются в спортивных секциях по волейболу, баскетболу и мини-футболу, регулярно отстаивая честь класса, школы, города на различного уровня спортивных соревнованиях, Один ребёнок является членом шахматного клуба, он входит в Международный список ФИДЕ. 1 человек занимается в клубе туризма и парусного спорта, 4 человека занимаются в танцевальных кружках, 3 человека посещают театральную студию, также 1 ученица много лет занимается в городской фотостудии «Ладога» и имеет немалое количество наград в конкурсах разного уровня, многие ребята являются корреспондентами школьной газеты,, некоторые пробуют себя на поэтическом поприще, несколько человек с успехом закончили художественную и музыкальную школу. Это вполне сформировавшиеся творческие личности.




САМОстоятельные,САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.

Большинство детей воспитываются в полных семьях, есть несколько неполных семей, семей с потерей кормильца и матерей-одиночек. Надо отметить, что отношения с родителями учеников складываются ровно. Родители проявляют большой интерес к жизни не только класса, но и школы.

Небольшая часть родителей занимает наблюдательную позицию, ограничиваясь только вниманием к своему ребёнку. Общешкольные и классные родительские собрания посещаются достаточно стабильно, кроме этого проводятся беседы, консультации посредством телефона, социальных сетей Интернета и, конечно же, личные беседы. В классе активно действует родительский комитет, председатель классного родительского комитета является членом общешкольного родительского комитета.

V. АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО И ТВОРЧЕСКОГО НАПРАЛЕНИЯ

Исходя из изучения вновь сложившегося коллектива посредством наблюдения, анкетирования, тестирования и учитывая пожелания родителей, в 10 и 11 классе проводится углублённая профориентационная работа.

Для того чтобы помочь ребятам в выборе профессии, профессионального направления, учебного заведения, в котором предстоит продолжить учёбу, большая работа проделана психологами. Они проводили лекции и тренинги, тестирование. Также ребята посещали «Ярмарку профессий», организованную в Волховском районе и Санкт-Петербурге, где имели возможность также пройти тестирование.

Таблица 1. Результаты тестирования учащихся по определению предмета труда.





годы

Человек-человек

Человек-художественный образ

Человек-знаковая система

Человек-техника

1.

2010

10

7

6

5

2.

2011

12

7

5

3


После обработки результатов теста по профориентации Е.А. Климова «На кого пойти учиться» (см. приложение) выяснилось, что из 27 учеников 12 человек имеют склонности к типу профессия «человек – человек» и 7 человек имеют склонности к типу профессий «человек – художественный образ». Кроме того и другие ребята, набравшие больше баллов в других направлениях, имели высокий результат в направлениях, связанных с профессиональной деятельностью в области коммуникации и творчества.

Таким образом, дальнейшая работа с учениками моего класса планировалась с учётом результатов тестирования и большее углубление получило направление, связанное с развитием творческого и коммуникативного потенциала учащихся.

VI. ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Сегодня, в ХХI веке, человечество столкнулось с нарастанием самых различных кризисов – экологического, информационного, культурного, демографического, национального и др., вынуждающих обращаться к упреждающе адаптационным возможностям образования. Решение этих проблем предполагает изменение человеческого менталитета, ценностных ориентаций, способов деятельности, поведения и образа жизни как в индивидуально личностном, так и в общечеловеческом масштабе.

Как научить ребят активизировать свои творческие способности и находить оригинальные решения проблем? Как научиться справляться в учебе и в быту с нестандартными ситуациями? Решение этих вопросов возможно посредством формирования творческого потенциала учащихся в процессе школьного обучения.

Обратимся к исследованию формирования творческого потенциала в старшем школьном возрасте по следующей причине.

Рассматриваемый возраст условно можно разделить на два подпериода. Первый – подростковый возраст (11-15 лет) и второй – юность (16-19 лет). Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но когнитивного развития.

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны – количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает), поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов у детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.

Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуальных различий. Так, если весьма значительная часть индивидуумов, достигших этого возраста, характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует другая часть ребят, которые проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Развитие интеллекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием у них творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Развитие креативности сегодня декларируется как одна из основных задач школьного обучения и воспитания. При этом жесткость и стереотипность традиционных форм обучения не может способствовать ее решению. Излишняя регламентация школьной учебной деятельности, отсутствие индивидуального подхода, стандартность программ, ориентация на среднего ученика губительно воздействуют на психику творчески одаренных детей.

Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным.

Существует мнение, что целенаправленное формирование личности с помощью творчества должно быть направлено на развитие креативности не только одаренных детей, а всех, без исключения.

Развитие креативности личности понимается как развитие личности в ее целостности. Приведем здесь высказывание Л.С. Выготского о том, что «сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать <…> Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью как открытие дифференциального исчисления.

Развитие творческого потенциала личности предполагает ее целостное развитие, прежде всего развитие чувств. Актуализация креативности обуславливает изменение всей личности в ее системной целостности «Процесс повышения креативности имеет системный характер. Изменяя креативные свойства индивида, мы воздействуем на широкую область эмоционально-личностных свойств и ограничить производимый эффект лишь сферой креативности невозможно».

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков – порой от безудержного веселья к унынию и обратно.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

Обратимся непосредственно к формированию личности старших школьников, посредством творчества. На первый план в современных исследованиях выступает единство творчества и культуры.

При переходе от подросткового возраста к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Юность – возраст специфической эмоциональной сенситивности. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т.д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Юность – возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры.

Современные представления о творческом развитии предполагают связь человека с культурой, как результат его творческой деятельности, что способствует личностному развитию и становлению путем формирования разнообразных способов деятельности творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной и художественной деятельности.

Существованием в каждом человеке стремления к творчеству как естественному двигателю культуры, как потребности человека творчески осмысливать действительность М.С. Каган объясняет путь к духовному развитию личности.

Таким образом, обращение образования к культуре – это стремление перейти от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры», которое позволило выявить взаимосвязь образования, культуры, искусства и личности.

Выстраивая личностно значимую систему нравственно-эстетических идеалов, в процессе приобщения к творчеству, старшеклассники значительно обогащают эмоциональный, эстетический и культурный опыт, который впоследствии способен помочь в том, чтобы ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях.

Исследования, проводимые на базе старших классов, показывают, что учащиеся, занимающееся творчеством, демонстрируют значительно более развитые личностные характеристики. Они ближе подходят к идеалу целостной личности.

Прежде всего, это касается мировоззрения. О. С. Сабелева видит положительное влияние обращения к творчеству также в возможности таким образом формировать полноценное мировосприятие, развивать навыки формирования синтетических художественных образов, необходимых в восприятии целостной картины мира. Обращение к творчеству ведет к выходу за пределы себя.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальные значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. В этот период происходит развитие Я-концепции, формирование самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и на развитие личности в целом.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.

Потребность старшего школьника в самоопределении, в творческом самовыражении, в реализации собственной индивидуальности связана с выраженным стремлением к значимости собственной личности в различных ее проявлениях: значимость для других (стремление к престижу, славе, почету, уважению); значимость для себя (стремление к самореализации, к творчеству); значимость в себе (стремление к самосозиданию, самоценности, самосовершенствованию). Возрастающее стремление к личностной значимости, устойчивая система интересов, зрелость целей деятельности и установка на творческие способы их осуществления, интенсивное развитие рефлексии и волевых процессов, повышенная эмоциональность и самостоятельность определяют специфику отношения к творческой активности старших школьников.

Л.В. Ершова указывает на что, именно благодаря творчеству у старшеклассников развивается способность к саморефлексии. Если творческие школьники при реализации собственных возможностей основное внимание уделяют внутреннему самостроительству, стремятся к преобразованию деятельности на основе ее самоанализа (мотивов, целей, ценностей), то обычные старшеклассники в качестве основного выбирают внешний критерий - изменение ситуации, мнение окружающих, для них наиболее характерно самоутверждение для других, в целях удовлетворения стремления «обратить на себя внимание», «получить высокую оценку», завоевать «лидирующие позиции в группе».

Развитие творческих способностей старшеклассников в моём классе ведётся по следующим направлениям:

- журналистика

- литературная деятельность

- фотография

- актёрское мастерство

- изобразительное искусство

- танцевальное направление

- музыкальное направление

Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему построению поведения молодого человека.

Таким образом, творческие старшеклассники характеризуются более сильным стремлением к личностной значимости, которое находит свое выражение в интенсивном процессе самопознания и самореализации; более зрелыми жизненными целями; уверенностью в собственных силах и способностях.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что учащиеся, находящиеся на высоком уровне творческой активности, обладающие сформированной системой ценностей, характеризуются оптимизмом, жизненной целеустремленностью, высокими профессиональными целями, выраженным стремлением к творческим достижениям

ПРИЛОЖЕНИЕ
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Положение о поощрениях и наказаниях студентов, Положение о совете профилактики. Концепция воспитательной деятельности и Программа...
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconПлан воспитательной работы составила: зам директора по вр баринова Н. П
При составлении плана воспитательной работы учитывались требования фгос начальной школы, а также основные положения проектов фгос...
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconПояснительная записка Общие положения Целью настоящей программы является...
Концепция профильного обучения (Приказ Министерства образования и науки РФ №2783 от 18. 07. 2002г.)
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconКонцепция развития исторического краеведения в ивановской области...
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский...
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconПринципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования
Великой Отечественной войны; музей Народного Творчества и Быта; театральная костюмерная
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconКонцепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы Общие положения
Республики Казахстан. Это обеспечило формирование и последовательную реализацию государственной политики в области охраны окружающей...
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconПоложение о расписании учебных занятий Общие положения
Общие положения. Расписание составляется на основании требований санитарных норм, Учебного плана на текущий год, Правил внутреннего...
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconОглавление Введение Общие положения Этапы работы над рефератом
Одной из форм самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов колледжа является написание и защита реферата
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconАнализ воспитательной работы школы за I полугодие 2013 – 2014 учебный год
Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Цель...
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconКонцепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные...
Концепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные отряды» в 2013 – первой половине 2014 года
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconКонцепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года
Общие положения. Цели задачи концепции развития музейной сферы Свердловской области
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconОбщие положения по изучению иностранного языка
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconПлан работы шмо классных руководителей моу мпл №2 на 2011-2012 учебный год
Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы....
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconI. Общие положения
Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан...
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconАнализ состояния и результатов воспитательной работы в школе Анализируя...
Воспитательная работа на начало года планировалась с учетом «Программы воспитательной работы» и «Концептуальных основ воспитательной...
Концепция воспитательной работы I. Общие положения iconОткрытое акционерное общество «федеральная гидрогенерирующая компания-русгидро»...
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002г. №184-фз «О техническом регулировании», а общие положения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск