Скачать 0.62 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет» (ЮЗГУ) Кафедра уголовного процесса и криминалистики УТВЕРЖДАЮ Первый проректор – проректор по учебной работе _____________ Е.А. Кудряшов «_____»____________2012 г. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям, семинарам и коллоквиумам для студентов направления подготовки 030900.68 (030500.68) «Юриспруденция» магистерской программы «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности» Курск 2012 УДК 343.1 Составитель А.А. Козявин Рецензент Кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики ЮЗГУ, заслуженный юрист Российской Федерации Т.К. Рябинина Социальное назначение и функции уголовного судопроизводства: методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям, семинарам и коллоквиумам / Юго-Зап. гос. ун-т.; сост. А.А. Козявин. Курск, 2012. 54 с.: прилож. 2. Библиогр.: с. 20-27. Излагаются методические рекомендации и указания по изучению вопросов, составляющих содержание дисциплины «Социальное назначение и функции уголовного судопроизводства», вопросы, выносимые на коллоквиумы и на экзамен, а также нормативно-правовые материалы и литература, необходимые для выполнения учебной программы. Предназначены для студентов направления подготовки 030900.68 (030500.68) «Юриспруденция» магистерской программы «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности». Текст печатается в авторской редакции. Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Усл. печ.л. 3,1. Уч.-изд.л. 2,8. Тираж 50 экз. Заказ . Бесплатно. Юго-Западный государственный университет. 305040 Курск, ул. 50 лет Октября, 94. Введение Реформа уголовного процесса, предпринятая в России с начала 90-х годов прошлого века, оказалась наиболее сложной, в первую очередь, ввиду специфики реализуемых правовых предписаний, связанных с необходимостью ограничения и в то же время защиты важнейших конституционных прав граждан во имя защиты интересов личности, общества и государства (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). Поэтому не удивительно, что новый УПК РФ 2001 г., являясь достижением демократической мысли, не мог и не смог избежать изъянов, в том числе концептуальных, о чем свидетельствует динамика внесенных и по-прежнему вносимых поправок в новый закон. Процедура уголовного процесса, предложенная законодателем, столкнулась с теоретическим непониманием и даже отторжением некоторых концептуальных положений нового УПК, например таких, как назначение и принципы, и с неготовностью правового сознания правоприменителя воспринять ряд институтов нового УПК РФ и, в первую очередь, демократическую состязательную форму разрешения уголовных дел, предполагающую строгое разделение функций государственных органов, управомоченных вести уголовный процесс. В связи с этим особую теоретическую и практическую ценность представляет рассмотрение в учебном плане сущностных аспектов содержания уголовного судопроизводства как института, зародившегося и развивающегося в рамках общества. С этой целью студентам, обучающимся в магистратуре, следует уточнить социальное назначение и функции уголовного процесса как социальной системы, в рамках которой осуществляется деятельность государства в лице уполномоченных законом органов и должностных лиц, общества в лице его отдельных институтов и личности, включенной в орбиту процессуальных отношений по поводу совершенного преступления, что позволит глубже понять сущность реформы, скорректировать направление изменения и дополнения уголовно-процессуального закона, а также актуализировать процесс формирования правового сознания правоприменителей в духе демократических ценностей и уважения прав личности. Долгое время социальное назначение и функции уголовного судопроизводства, не являясь объектом специального научного исследования, освещались в контексте проблем целей и задач уголовного судопроизводства в общетеоретических работах по уголовному процессу таких авторов, как: А.И. Александров, Н.С. Алексеев, А.С. Барабаш, Я.И. Баршев, Ф.Н. Багаутдинов, В.П. Божьев, А.Д. Бойков, С.И. Викторский, Л.М. Володина, В.Г. Даев, М.В. Духовской, Л.Д. Кокорев, А.М. Ларин, Е.Б. Мизулина, Я.О. Мотовиловкер, С.А. Пашин, И.Л. Петрухин, С.В. Познышев, Н.Н. Полянский, Р.Д. Рахунов, Н.Н. Розин, В.М. Савицкий, В.К. Случевский, М.С. Строгович, Д.С. Тальберг, В.Т. Томин, И.Я. Фойницкий, М.А. Чельцов-Бебутов, В.С. Шадрин, П.С. Элькинд, Ю.К. Якимович, М.Л. Якуб и другие. Лишь в последнее время системный социологический метод завоевывает популярность в исследованиях правовых явлений, что связано с отходом доктрины от жестких методологических принципов советской гуманитарной науки, позволив таким ученым, как профессор И.Б. Михайловская, профессор Л.Н. Масленникова и другим теоретикам охарактеризовать важнейшие аспекты социальной сущности уголовного процесса (его социальное назначение, цели, принципы и функции, публичное и диспозитивное начала), разработать методологию их дальнейшего познания. Поэтому для дальнейшего развития идеи применимости системного метода к анализу уголовно-процессуальных проблем необходимо обратиться, во-первых, к социологическим и философским трудам Аристотеля, А.А. Богданова, Л. Берталанфи, М. Вебера, Г.Ф. Гегеля, Э. Дюркгейма, С.А. Капитонова, К. Маркса, Т. Парсонса, О.М. Роя, М.Н. Руткевича, Э. Энгельса и других. Во-вторых, важное значение для уяснения социальной сущности уголовного процесса имеют труды о типах, видах и формах уголовного процесса, среди которых следует выделить работы К.Б. Калиновского, Ю.В. Мещерякова, В.П. Нажимова, А.В. Смирнова, С.Д. Шестаковой и других авторов. Имеющая социальное значение гносеологическая сторона уголовного судопроизводства в рамках проблем доказательственного права стала объектом специального исследования, кроме названных авторов, А.Р. Белкина, Л.М. Васильева, Л.Е. Владимирова, Н.В. Жогина, Ю.В. Кореневского, Н.П. Кузнецова, П.А. Лупинской, И.Б. Михайловской, Э.М. Мурадьян, И.И. Мухина, Ю.К. Орлова, А.П. Рыжакова, А.И.Трусова, Л.Т Ульяновой, С.А. Шейфера и других процессуалистов. Для исследования социального назначения уголовного процесса отдельный интерес представляют криминологические труды о связи уголовного процесса и уголовной политики А.И. Александрова, С.С. Босхолова, Ф. Листа, К. Сесара, Г. де Тарда, Э. Ферри, Д.А. Шестакова, а также специальные работы о судейской политике и процессуальном усмотрении А. Барака, И.Б. Михайловской, И.Л. Петрухина, Н.А. Колоколова и других авторов. Проблемы нравственных начал уголовного процесса, без которых невозможно уяснение его социальной сути, поднимались в работах И.Н. Букреева, Н.Г. Иванова, А.Ф. Кони, А.С. Кобликова, Л.Д. Кокорева, Д.П. Котова, Т.Н. Москальковой, В.И. Римской, Т.К. Рябининой, М.С. Строговича и других авторов. Решению этих вопросов призвано служить изучение студентами в рамках магистерской подготовки специального курса «Социальное назначение и функции уголовного судопроизводства», представляющего собой систему углубленных уголовно-процессуальных знаний об основных свойствах уголовного судопроизводства как социальной системы в рамках общих принципов структурного социологического анализа на основе системного структурно-функционального социологического метода. Целью настоящего курса является подготовка специалиста, обладающего глубокими знаниями в области теории уголовного судопроизводства, оценки его социальной эффективности и практическими навыками по проведению социологических исследований в сфере отправления правосудия по уголовным делам. Задачами курса являются:
В совокупности указанные задачи способствуют формированию у студентов стойких общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению магистерской подготовки 030900.68 (030500.68) «Юриспруденция» по программе «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности». Общие методические рекомендации Самостоятельная работа студента по подготовке к каждому практическому занятию, семинару и коллоквиуму складывается из нескольких элементов:
Рефераты, доклады, сообщения выполняются студентами в рамках внеаудиторной подготовки и обсуждаются в форме семинара. Коллоквиум представляет собой занятие, проводимое в целях контрольной проверки ранее изученного материала по нескольким темам. Перечень нормативного материала, а также основной и дополнительной учебной и научной литературы дан в отдельном, нижеследующем разделе. После 4-ой и 8-й тем содержатся вопросы, выносимые на коллоквиум, в приложении предлагаются темы для выполнения научных заданий и курсовых работ. Завершается изучение спецкурса экзаменом в форме письменного ответа и устного собеседования по вопросам, предлагаемым в приложении настоящих методических указаний. Нормативный материал Международные акты
Уголовно-процессуальное законодательство России
|
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям,... «Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория | Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и... «Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория | ||
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и... «Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной... | Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)... Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе | ||
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические рекомендации по практическим занятиям для студентов... Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406.... | ||
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям Охватывают внутреннюю структуру | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для... ... | ||
Тема: гражданское право Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям. … Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям 22 Макаров Аркадий Иванович, кандидат экономических наук, доцент кафедры административного, финансового и коммерческого права | Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной... Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии для студентов III iv курсов... | ||
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 Методические указания студентам по организации самостоятельной работы | Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |