Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36





НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к семинарам 36
страница1/16
Дата публикации24.12.2014
Размер2.34 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




Введение………………………………………………………

4

1.

Организационно-методические указания…………………………..

8

2.

Тематический план…………………………………………………

12

3.

Содержание дисциплины…………………………………………..

26

4.

Список литературы………………………………………………...

28

5.

Электронные издания………………………………………………

33

6.

Ссылки на Интернет-ресурсы……………………………………...

34

7.

Периодические издания……………………………………………

35

8.

Методические рекомендации по подготовке к семинарам

36

9.

Общие методические рекомендации преподавателям и студентам…………………………………………………….

131

9.1.

Методические рекомендации преподавателям…………….

131

9.2.

Методические рекомендации студентам…………………...

132

9.3.

Методические указания студентам по организации самостоятельной работы…………………………………….

133

9.4.

Методические рекомендации по написанию контрольных работ…………………………………………………………..

135

10.

Темы контрольных работ………………………………………….

138

11.

Требования к содержанию и оформлению рефератов…….

140

12.

Темы рефератов…………………………………………………….

144

13.

Вопросы к зачету…………………………………………….

147

14.

Вопросы к экзамену………………………………………….

149

15.

Контрольные тесты по всему курсу………………………...

152

16.

Тезаурус……………………………………………………………

162

17.

Персоналии…………………………………………………………

180




Заключение…………………………………………………………

184
Содержание


Введение
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и программой по специальностям: 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 061100 «Менеджмент организации», 080500»Менеджмент» (бакалавриат), 080100 «Экономика» (бакалавриат), 021100 «Юриспруденция», 030500 «Юриспруденция» (бакалавриат).

Дисциплина « Концепции современного естествознания» входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.

Понятие "концепция" означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования с целью ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания и формирования у них представлений о современной научной картине мира.

К концепциям современного естествознания относятся наиболее фундаментальные, общие закономерности в природе, которые единой нитью проходят не только через естественнонаучное знание, но и через гуманитарную культуру. Цель изучения КСЕ - показать и обосновать целостность всего современного знания о природе недифференцированного на естественнонаучный и гуманитарный сегменты. Задачи - раскрыть содержание, историю становления и логику основных концепций современного естествознания. Исходя из современных достижений естественных наук, нашу планету и окружающее ее пространство необходимо рассматривать как совокупность сложных динамических систем (климатическую, биологическую, геологическую, космическую, социальную), объединенных нелинейными связями. Поведение таких систем в определенных фазах развития непредсказуемо и малые изменения параметров связей могут привести их в режим хаоса. Именно этот сценарий разыгрывается сейчас в планетарном масштабе, когда антропоцентрическая парадигма мышления приводит к непредсказуемым катастрофическим последствиям. Пришло понимание того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности. Возникает необходимость обобщения знаний об эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Выявляется роль науки как важнейшей силы преобразования и эволюции в настоящем и будущем планеты. Необходимо сформировать единое представление об окружающем Мире, о неразрывности и взаимной дополнительности знаний о Природе (естественнонаучная сторона) и знаний о Человеке (гуманитарная сторона).

Главная цель данного курса - ознакомление с со­временной естественнонаучной картиной мира, усвоение, пусть даже в общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естество­знании. Это дает возможность формировать у будущих специали­стов естествен­нонаучный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет лучше овладеть собственной профессией.

Актуальность курса «Концепции современного естествознания» обусловлена еще и тем, что в последнее время в нашей стране получают все большее распространение различного рода ненаучные виды знания, такие, например, как астрология, ма­гия, эзотерические, мистические и т.п. учения. Постепенно, но достаточно определенно, они вытесняют на периферию обще­ственного сознания естественнонаучную картину мира, осно­ванную на рациональных способах его объяснения. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение естественнонаучного знания в обществе. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других есте­ственных наук, получении представлений о важнейших школах, и направлениях в развитии современного естествознания.

Курс дисциплины « Концепции современного естествознания» прежде всего, опираясь на конкретные естественные науки (в первую очередь физику, химию, биологию и астрономию), в то же время не является совокупностью отдельных дисциплин. В отличие от специальных наук оно исследует Природу как единое целое.

Изучение курса «Концепции современного естествознания» предполагает, что студент владеет основами знаний в области естественных наук, которые закладываются при освоении школьной программы по физике, химии, биологии, астрономии, физической географии. Для студентов, поступивших в вуз после окончания средних специальных учебных заведений или по прошествии значительного срока после окончания школы, это может вызывать трудности для понимания, как отдельных вопросов дисциплины, так и основных ее идей. В этой связи ниже приводятся основные понятия по ряду естественных дисциплин, знание которых является необходимой предпосылкой успешного освоения курса, это, прежде всего – физика, химия, биология, астрономия.

По физике это:

Законы Ньютона. Понятия массы, энергии, работы, момента количества движения. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Принцип относительности Эйнштейна. Основные положения релятивистской механики. Закон сохранения механической энергии.

Общий закон сохранения энергии (I Начало термодинамики). Термодинамические циклы. II Начало термодинамики

Основные законы электричества и магнетизма. Понятия электростатического, магнитного, электромагнитного поля. Основные положения электронной теории металлов. Элементарные частицы. Строение атома. Строение атомного ядра.

По химии это:

Физические и химические изменения веществ. Химические элементы. Признак химического элемента. Распределение электрических зарядов в атоме. Заряд ядра. Молекулы. Типы связей в молекуле. Понятие о химической реакции. Прямые и обратные химические реакции. Тепловые эффекты химических реакций. Валентность. Экзо - и эндотермические реакции.

Катализ. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.

Органические соединения. Изомерия органических соединений. Важнейшие классы органических соединений. Углеводы. Роль углеводов в природе. Аминокислоты, их строение и роль в природе. Белки, структура белков. Роль белков в обеспечении жизнедеятельности.

По биологии это:

Основные свойства живого. Строение клетки. Химический состав. Реакции обмена в клетке. Анаболизм и катаболизм. Аэробное и анаэробное дыхание. Фотосинтез.

Формы размножения. Онтогенез. Генетика. Наследственность и изменчивость. Законы Менделя. Генетика пола.

Эволюционное учение. Эволюционная теория Ламарка. Эволюционная теория Дарвина – Уоллеса. Факторы эволюции. Доказательства эволюции органического мира.

Система органического мира. История развития органического мира.

Антропогенез. Ступени эволюции человека. Происхождение рас.

По астрономии это:

История развития астрономических представлений. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Научная деятельность Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно. Законы Кеплера.

Строение Солнечной системы. Солнце, его строение, химический состав, источник энергии. Планеты. Кометы. Метеориты.

Звезды. Звездные величины. Физические характеристики звезд (цвет, спектр, размеры, температура, масса). Годичный параллакс и измерение расстояния до звезд. Звездные системы. Млечный Путь. Галактики. Метагалактика.

1. Организационно- методические указания
Данное учебно-методическое пособие, разработано на основе Государственного стандарта Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, является частью цикла программ общих математических и естественнонаучных дисциплин. В пособие представлены разделы учебного материала, ориентированного на междисциплинарный подход к изучению современных основополагающих идей, понятий, принципов, концепций, моделей, природных и культурных феноменов, систем взглядов на естественнонаучные проблемы, которые формируют естественнонаучную картину мира в условиях конвергенции естественнонаучного и гуманитарного знания.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания».


Дидактические единицы

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности: принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям,...
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям,...
...
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планы семинарских занятий1 и методические рекомендации по подготовке к семинарам, а также экзамену по дисциплине «Римское право»
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и...
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и...
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной...
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по подготовке к экзаменам
Методические рекомендации по подготовке экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по выбору обучающихся,...
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного факультета
Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации...
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по подготовке реферата с. 3 -13 Методические...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития...
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий....
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по выполнению реферата Методические рекомендации...
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconЛитература по мдк содержание самостоятельной работы
Мдк 04. 02. «Основы анализа бухгалтерской отчетности». Методические рекомендации содержат список литературы по программе, практические...
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические рекомендации по подготовке к семинарам 36 icon«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»...
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск