Скачать 355.63 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) Разработала учитель истории и обществознания МКОУ «СВЕТЛОВСКАЯ СОШ ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» ТИТОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА Адрес: 658612 Алтайский край, Завьяловский район село Светлое, улица Центральная дом 7 кв. 2 телефон: 8 (385-62) 28-6-27 е-mail svetloe2008@rambler.ru с.Светлое 2012 год Содержание
1 Демократические выборы и политические партии (10 класс)…… 17 2. Участие граждан в политической жизни (10 класс)……………… 28 3. Политическое поведение (11 класс)……………………………… 32 7.Список литературы……………………………………………………….38 Пояснительная записка Актуальность изучения вопросов избирательного права и избирательного процесса для современной жизни трудно оспорить. Именно юным гражданам России жить и вершить судьбу страны в XXI веке. И от того, какими они вырастут, как будут воспринимать ценности, что сделают своими основными жизненными ориентирами, многое зависит от учителей. Таким образом, перед преподавателями обществознания стоит задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России, воспитать у них активную гражданскую позицию. Данный комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) поможет развить критичность мышления, самостоятельность, инициативность – те качества, без которых невозможно формирование гражданина новой России – носителя великой культуры великого народа. Комплекс разработан на основе Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию, издательство «Просвещение» 2011 год, реализация программы обеспечена комплектом учебников: 1. Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».-7-е издание – М.: Просвещение, 2011. – 351 с 2. Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова ; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». -5-е издание – М.: Просвещение, 2010. – 349 с. Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению, мы наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, а порой пассивное отношение к выборам. Потому одной из главных целей преподавания обществознания является формирование политической культуры учащихся как будущих избирателей. Знакомство с избирательным правом осуществляется в рамках изучения школьного курса обществознания, В комплекте представлены методические разработки уроков по темам избирательного права и избирательного процесса на основе программы и вышеназванных учебников. Уроки построены на принципах соответствия целям, определенным программой старшей школе на базовом уровне:
Задачи:
Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса рассчитан 5 программных учебных часов, 3 темы для изучения, так как некоторые темы рассчитаны на 2 часа. Уроки разработаны с применением технологии критического мышления. К каждому уроку разработаны презентации в программе Microsoft Office PowerPoint 2003. Формирование надпредметных компетенций В процессе изучения вопросов избирательного права и избирательного процесса выдвигаются проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности быть активным в решении государственных вопросов, выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Ключевые надпредметные компетенции, которые учитель может развивать на занятии по избирательному праву и избирательному процессу в зависимости от темы, задач занятия. I. Исследовательские компетенции: 1. Разработка проекта • определение объекта и предмета исследования; • постановка целей, формулирование задач и гипотез; • описание материалов и методов исследования; • выявление и постановка проблемы; • описание планируемого результата. 2. Исследовательский процесс • сбор данных (накопление фактов); • работа с первоисточниками; • работа со словарями, энциклопедиями, справочниками. • использование компьютера для поиска информации; • анализ и синтез информации; • проверка гипотез; • построение обобщений и выводов; • решение задач творческого и поискового характера; • постановка опытов и проведение экспериментов. 3. Защита исследовательского проекта II. Речевые компетенции: • задавать вопросы и отвечать на них; • логично излагать свои мысли; • аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение; • пользоваться официально-деловым стилем речи (писать заявления, доверенности, составлять договоры и т.д.); • пользоваться научным стилем речи (писать рефераты, тезисы, аннотации); • пользоваться художественным стилем (писать сочинения); • вести конспект (книги, лекции); • редактировать текст. III. Мыслительные компетенции: 1. Умение анализировать • выделять главное; • сравнивать; • сопоставлять; • проводить диалектическое исследование (видеть плюсы и минусы). 2. Умение обобщать • определять теоретическое значение; • определять практическое значение; • делать выводы. 3. Умение систематизировать • строить графики и таблицы; • классифицировать. 4. Умение абстрагировать • отвлекаться от частных свойств предметов и явлений; • выделять существенные признаки. 5. Умение синтезировать • исследовать явление в целостности; • исследовать взаимные связи частей. IV. Ценностно-смысловые компетенции • ставить цели; • осознавать свои действия и поступки; • видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях, явлениях; • видеть и понимать окружающий мир; • отвечать за свои решения и действия. V. Общекультурные компетенции • познавать себя и других; • следить за своим здоровьем; • соблюдать этические нормы; • организовать себя на выполнение поставленной задачи; • слушать и слышать; • проявлять толерантность; • прощать и просить прощение; • быть благодарным. Описание педагогической технологии
Вызываю вас … на мысль! Развитие рационального, критического мышления является для данной программы одной из главных образовательных целей. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлениями об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения. В программе уделяется внимание формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обучению мыслительным умениям, процессам познавательного поиска. Так использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом смысле». Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном смысле», не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них. На занятиях формируется такой склад мышления и познавательной деятельности, при котором ученики смогут воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся в мнениях и убеждениях и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как к возможности для познания. Они учатся тому, как учиться у других, даже на их возражениях, расхождениях в восприятии, отличающихся способах мышления. Развивается склонность к критическому мышлению через:
Памятка – алгоритм для развития критического мышления
Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызова, осмысления, размышления или рефлексии. На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приемы, например, составление кластера (пучка, созвездия), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями. На той стадии используется также прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех участников: и слабых, и сильных, у них появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке. Вторая стадия – осмысление – дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая свое понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы, например, чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблицы и др. Третья стадия – размышления, или рефлексия, позволяет учащимся осмыслить все то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.Данная стадия реализуется также с помощью различных приемов, например, групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, составления схемы или подготовки своего законодательного предложения. Эти три стадии не обязательно жестко выделять на уроке, они могут плавно переходить одна в другую. Формируя критичность мышления, активизируется деятельность учащихся, создавая умения:
Методические приемы технологии критического мышления.
Предполагаемые результаты изучения вопросов избирательного процесса и избирательного права Учащиеся старшей школы должны:
К каждому уроку разработаны презентации в программе Microsoft Office PowerPoint 2003. Содержание курса 10 класс Занятие 1. Тема: Демократические выборы и политические партии (2 часа) Программные вопросы для рассмотрения: Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Цели: сформировать правильное понимание демократических выборов и политических партий. Задачи: показать, что выборы – это важный этап в развитии государства; формировать представление о влиянии политических партий на результаты выборов; развить практические навыки участия в процедуре голосования через моделирование хода выборов; повысить уровень правовой компетентности учащихся; способствовать развитию правовой культуры учащихся – будущих граждан России. Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 1 10 класс Занятие 2. Тема: Участие граждан в политической жизни (1час) Программные вопросы для рассмотрения: Политический процесс. Политическое участие. Политическая идеология Цели: Познакомить учащихся с принципами участия в выборах при демократическом режиме, понятиями политическое участие, политическая культура. Задачи: определить, что такое опосредованное и непосредственное участие, познакомить учащихся с формами политического участия граждан; показать, что выборы – это важный этап в развитии государства и что участие в выборах – долг каждого гражданина. Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 2 11 класс Занятие 3. Тема: Политическое поведение (2 часа) Программные вопросы для рассмотрения: свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Многообразие форм политического поведения. Роль СМИ в политической жизни. Цели: создать условия для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции; способствовать заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса в РФ. Задачи: ознакомить учащихся с основами избирательного права в РФ как одной из форм политического поведения; развивать умения работать с нормативно-правовыми актами; формировать гражданское, ответственное отношение к выборам; развивать коммуникативные способности. Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 3 Система оцениванияС учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании посредством элективного курса должны быть следующие компоненты: - правовые знания как основы социальных умений и навыков; - конкретные умения и навыки в сфере избирательного права. Оценить действия учеников можно при помощи слов и жестов. Оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечить информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей. Формы контроля- тестирование; - задания по моделированию жизненных ситуаций; Т.е. определяется не только уровень знаний, но и выявляется поведенческий компонент в правосознании школьника. - написание творческих работ (сообщения, рефераты). - деловые и ролевые игры; - работа в малых группах; - метод «мозгового штурма»; - метод проекта; - творческие работы, дискуссии Учебно – тематический план
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное... | ||
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Всероссийский Конкурс «Школьный кабинет» Образовательное учреждение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение | ||
Утверждена Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 | Утверждена Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 | ||
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бакчарского... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 | 1 Согласовано Утверждено Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 | ||
Согласовано Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа | Согласовано Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа | ||
I исполнение критерия деятельности Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дудинская гимназия» | «Азбука гармонии» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новогромово | ||
Составитель М. Н. Бородин. 6-е изд Муниципальное Казенное Общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Псемен» | Кузнецов С. Л. Делопроизводство на компьютере Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа | ||
Рабочая программа педагога Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа | 9. Модель ученического самоуправления Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Каменностепная средняя общеобразовательная школа |