Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии





НазваниеМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии
страница1/10
Дата публикации28.07.2013
Размер0.86 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


СД.Р, СД.В.1


КОНФЛИКТОЛОГИЯ

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальностям

«040104-Организация работы с молодежью»

««050104 -Безопасность жизнедеятельности»
(код и наименование специальностей)


  1. Утверждено на заседании

  2. кафедры психологии

  3. Психолого-педагогического

  4. института

  5. (протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)



  6. Зав. кафедрой

  7. ____________ (Синкевич И.А.)







  1. 2012



РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины


    1. Автор программы: Недосека О.Н., доцент кафедры психологии




    1. Пояснительная записка


Актуальность курса «Конфликтология» определяется необходимостью развития толерантности как в обществе вообще, так и в государственных структурах и учреждениях, в частности. Современная жизнь, диктуя всем нам, вынужденное ускорение и усложнение общения и деятельности, неизбежно усугубляет всякого рода взаимные несогласия и претензии друг к другу. Осознанный анализ конфликтов и поиск путей их разрешения посредством взаимоприемлемого согласования позиций конфликтующих сторон существенно продвигает человека по пути самопознания и профессионального самосовершенствования.

Цель данного курса состоит в раскрытии общих закономерностей протекания любого вида конфликтов и знакомстве с различными способами их профилактики, предупреждения и разрешения.

Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач:

  • изучить историю развития конфликтологических идей;

  • проанализировать специфику конфликтологических основ ведущих современных концепций;

  • проследить особенности влияния конфликтов на отдельную личность, группу, социальную общность;

  • охарактеризовать основные конфликтологические техники и технологии;

  • определить конфликтологические требования к педагогическому воздействию и взаимодействию;

  • осознать собственные проблемы, приводящие к конфликтному поведению.


В результате освоения курса «Конфликтология» студент должен знать:

  • основные закономерности общения, социально-психологические феномены групп и общества, пути социализации личности;

  • особенности влияния различных условий на формирование конфликтного поведение личности;

  • психологические закономерности взаимодействия субъектов, приводящие к деструктивным конфликтам;

  • психологические особенности педагогической деятельности.

Знание основных разделов курса должно обеспечить студентов овладением следующих умений:

  • владеть способами профессиональной и личностной рефлексии,

  • выявлять факторы, препятствующие созданию оптимального психологического климата в учреждениях и организовывать условия, способствующие грамотному воздействию на личность;

  • давать психологически обоснованные рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между участниками;

  • осуществлять комплексный анализ конфликта

  • осуществлять посредническую функцию в конфликтной ситуации.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.



п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Раздел I. Становление и предмет конфликтологии




Тема 1. Введение в конфликтологию


Подготовка рефератов

Темы для подготовки реферата:

  1. Предпосылки формирования конфликтологических идей.

  2. Отрасли отечественной конфликтологии.

  3. Проблема эволюции конфликта.

  4. Общая характеристика конфликтов в животном мире.

  5. Типичные внутривидовые конфликты у животных.




2

Защита рефератов




Тема 2. История развития конфликтологии. Этапы становления


Перечень тем для составления таблиц:

  1. Этапы становления конфликтологии.

  2. Концептуальные источники формирования общей теории конфликта.

  3. Структура научного познания о конфликте.

  4. Связь конфликтологии с другими науками.




2

Проверка таблиц

Раздел II. Общая теория конфликта




Тема 1. Понятия, содержание и структура конфликтов

Темы для подготовки реферата:

  1. Уровни проявления и типология конфликтов.

  2. Конфликт как тип трудных ситуаций.

  3. Проблема классификации в конфликтологии.

  4. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости.

  5. Поведение человека в трудных ситуациях.

  6. Человек и ситуация.

Перечень тем для составления таблиц:

  1. Структурные элементы конфликта.

  2. Основные признаки и достаточные условия возникновения конфликта.

  3. Основные компоненты психологической структуры конфликта.

  4. Классификация конфликтов.

  5. Соотношение причин конфликта, конфликтной ситуации и конфликта.

2

Защита реферата

Проверка таблиц




Тема 2. Причины, функции и динамика конфликтов

Вспомните одну из конфликтных ситуаций, которая вызвала негативные эмоции и осталась незавершенной. Проведите анализ этой ситуации по следующей схеме:

  1. Место

  2. Время

  3. Участники конфликта

  4. Предмет конфликта

  5. Инцидент

  6. Конфликтные действия

  7. Переживаемые эмоции

  8. Позиции

  9. Мотивы

  10. Возможные способы завершения конфликта

Выявите негативные и позитивные последствия данного конфликта.

Перечень тем для составления таблиц:

      1. Основные этапы конфликта.

      2. Основные фазы конфликта.

      3. Соотношение фаз и этапов конфликта.

      4. Основные этапы и фазы динамики конфликтов.

Модели развития конфликта (по Гришиной Н.В.).

2

Письменный отчет

Проверка таблиц

Раздел III. Внутриличностный конфликт




Тема 1. Понятие и виды, причины и последствия внутриличностных конфликтов


Задание по проведению исследования:

Проведите самообследование для выявления такого качества как уверенность в себе, используя тест Рейдаса.

См.: Конфликтология: Учебник для вузов /В.П. Ратников и др. Под ред проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.463–465.

Подготовка и проведение игры-тренинга.

Цель игры: Показать механизм вовлечение человека в состояние внутриличностного конфликта.

См.: Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С.144–146.


2

Отчет о самообследовании

Проведение игры







Тема 2. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов


Темы для подготовки реферата:

      1. Переживание как основа внутриличностного конфликта.

      2. Последствия внутриличностных конфликтов.

      3. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта.

      4. Рекомендации по психокоррекции суицидального поведения.

      5. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов.

2

Защита реферата




Тема 3. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов


Прочтите фрагмент «Исповеди» Л.Н. Толстого и проанализируйте ситуацию внутриличностного конфликта, ответив на следующие вопросы:

  1. О каком виде внутриличностного конфликта идет речь?

  2. Каким механизмам психологической защиты от внутриличностного конфликта относятся выходы, обнаруженные Л.Н.Толстым?

  3. Дайте оценку тем выходам из конфликта, о которых пишет автор.

  4. Как бы Вы поступили в случае наличия у вас подобного рода внутриличностного конфликта?

См.: Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников и др. Под ред. проф. В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –
С. 465 –467.

2

Письменный анализ работы

Раздел IV. Конфликты на разных уровнях социальной системы и в различных сферах человеческого взаимодействия




Тема 1. Межличностный конфликт


Задание по проведению исследования:

Проведите самообследование для выявления собственного поведения в конфликте, используя анкету конфликтолога (Шкала тактики).

СМ.: Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – С. 47–48.

2

Отчет по самообследованию




Тема 2. Межгрупповой конфликт


Темы для подготовки реферата:

    1. Специфические особенности межгруппового конфликта.

    2. Влияние группы на поведение личности.

    3. Механизм возникновения межгрупповых конфликтов.

    4. Спонтанная межгрупповая враждебность.

    5. Результаты классического эксперимента Музафера Шерифа.

    6. Основные виды межгрупповых конфликтов.

2

Защита реферата




Тема 3. Конфликты в организации


Задание по проведению исследования:

С целью изучения взаимоотношений в рабочем коллективе проведите опрос членов данного коллектива, используя методику Анцупова А.Я (Опросный лист).

См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. –
С. 539–540.


2

Материалы опроса и выводы




Тема 4. Межэтнические и политические конфликты


Темы для подготовки реферата:

    1. Специфика межэтнических конфликтов.

    2. Этно-политическая эволюция.

    3. Этнический парадокс конца ХХ века (В.П. Ратников).

    4. Межгосударственные конфликты и основные направления их предотвращения.

    5. Политические конфликты тоталитарных и демократических систем.

    6. Межгосударственные конфликты и национальные интересы.

2

Защита реферата




Тема 5. Педагогические конфликты


Подготовка и проведение имитационно – моделирующей игры «Урок».

Цель игры – познакомиться с возможными вариантами конфликтов в учебном процессе и предложить возможные способы разрешения их.

СМ.:Темина С. Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). – М.: «МОДЭК», 2002. – С. 119 – 123.

2

Проведение игры




Тема 6. Семейные конфликты



Подготовка и проведение игры-тренинга «Супружеские конфликты».

Цель игры – познакомиться с одним из вариантов супружеских конфликтов и попытаться найти возможные варианты решения такого конфликта.

СМ.: Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.148 -149.


2

Проведение игры

Раздел V. Способы предупреждения и разрешения конфликтов




Тема 1.

Предупреждение и разрешение конфликтов



Вспомните одну из конфликтных ситуаций, которая вызвала негативные эмоции и осталась незавершенной. Предложите варианты предупреждения и разрешения данной конфликтной ситуации.

Темы для подготовки реферата:

      1. Специфика разрешения конфликтов в педагогическом коллективе.

      2. Тактика избегания конфликта.

      3. Основные способы поведения в конфликте.

      4. Особенности разрешения конфликтов с «трудными» людьми.

2

Отчет о собственном конфликте

Защита реферата




Тема 2.

Переговоры как способ разрешения конфликтов


Подготовьте аргументы для проведения переговоров в качестве одной из конфликтующей сторон, выбрав одну из предложенных ситуаций:

Ситуация 1.

На алмазном рынке ведущее положение принадлежит южноафриканской компании «Де Бирс». Однако в 90-е годы ряд стран, ведущих добычу камней, в частности Австралия, Ангола, Конго, отказались продавать свои сырые алмазы по каналам «Де Бирс». Кроме того, ситуацию обострила кампания общественности против торговли контрабандным сырьем из зон военных конфликтов и призыв к бойкоту «кровавых камней». «Де Бирс» же обвиняют в скупке таких алмазов.

Есть ли, на ваш взгляд, перспектива решения проблемы путем переговоров или в данной ситуации предпочтительнее односторонние действия участников алмазного рынка? И почему?

Ситуация 2. Участники супружеского конфликта в итоге обсуждения выработали два варианта решения вопроса о том, с кем после развода будет проживать ребенок: или с матерью, или с отцом.

Какие объективные критерии для оценки и выбора окончательного решения проблемы вы могли бы предложить? И в чем конкретно они заключаются?


2

Проведение игры




Тема 3. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Медиация


Проанализируйте работу посредников в предложенных ситуациях: качестве медиаторов

Ситуация 1. Жил-был пастух, и было у него три сына. Не желая, чтобы сыновья спорили из-за наследства, он составил завещание, по которому старший сын должен получить половину всех овец, средний – одну треть, а младший – одну шестую часть. Беда в том, что когда пастух умер, в его стаде было 19 овец. Пытаясь поделить наследство, сыновья поссорились, так девятнадцать не делится поровну ни на два, ни на три, ни на шесть. Тогда они решили обратиться за помощью к одной мудрой старухе. Послушала она. Как спорят между собой братья, а выход найти так и не могут, и сказала: «Я знаю, как решить вашу проблему, но за совет вы должны отдать мне одну овцу». Братья подумали и согласились. В результате у них осталось 18 овец, которых можно было замечательно поделить.

Какая модель посредничества имела место в этой притче? К какому типу можно отнести это решение?

Ситуация 2. В составе делегации фирмы, формируемой для деловой поездки, скажем, в США, есть одно вакантное место. На него претендуют двое, причем ни один из сотрудников не желает уступать. Руководитель, пытаясь разобраться в ситуации, выясняет, что один из участников конфликта стремится попасть в состав делегации потому, что для него это возможность лишний раз встретиться с братом, проживающим в США. Другой же участник рассматривает включение в состав делегации как признание его профессионализма, высокую оценку его деятельности, знак благожелательного отношения руководства фирмы. Выяснив это руководитель предлагает первому – отправиться в США, а второму – повышение по службе. Подумав, оба сотрудника сочли такое решение взаимоприемлемым.

К какому типу можно отнести это решение? В чем, собственно, состояла помощь руководителя в разрешении конфликта? На какую модель завершения конфликта ориентировались первоначально его участники?


2

Анализ предложенных вариантов

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Практическое занятие 1.
ТЕМА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Конфликт в организациях»
Автор программы: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук мггу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Интервью в социологических...
Автор: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Коммуникации в...
Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук мггу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»
Автор программы: Петошина С. И., к ф н., доцент кафедры социальных наук фгбоу впо «мггу»
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 1
Автор программы: Алябьева Нина Владимировна, канд пед наук, доцент кафедры педагогики ппи мггу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом)
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6
Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля)...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании
Автор программы: Алябьева Нина Владимировна, канд пед наук, доцент кафедры педагогики ппи мггу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала 25 список...
Автор: Волкова Т. Г., к пс н., доцент кафедры психологии, Черноусова У. Н. ассистент кафедры психологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор программы: Недосека О. Н., доцент кафедры психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии. Социология»
Автор программы: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук мггу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск