Скачать 384.4 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Утверждаю» Проректор по учебной работе ________ Волосникова Л.М. 01.07.2011 г. ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы:___________ Дмитриев А.А. «___3___»____05_______2011г. Рассмотрено на заседании кафедры Дефектологии, (03.05.2011 г., протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 15 стр. Зав. кафедрой _______________/Дмитриев А.А./ «___3___»____05_______ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПиП Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК __________ /Арефьева А.Ф./ «___24__»___мая________2011г. «СОГЛАСОВАНО» Зав.методическим отделом УМУ____________ /Фёдорова С.А./ «__01___»_____07______2011г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИИ ДМИТРИЕВ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2011 Дмитриев Алексей Андреевич. История специального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 15 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История специального образования [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой Дефектологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав.кафедрой дефектологии ИПиП ТюмГУ Дмитриев А.А., д.п.н., профессор.© Тюменский государственный университет, 2011. © Дмитриев А.А., автора, 2011.
1.1. Цели и задачи дисциплины Цель учебной дисциплины: формирование у студентов профессиональных компетенций в области основных исторических этапов развития специального образования, как особого социокультурного и образовательного феномена в истории развития человечества. Основные задачи дисциплины: - формирование целостных представлений о специальном образовании как отдельной особой части общего образования; - определить объект, предмет, цель и задачи истории специального образования; - представить исторический контекст развития различных систем образования в разных странах, разных категорий лиц с проблемами в развитии; - дать представление об особых образовательных способностях человека с нарушениями в развитии; - раскрыть особенности становления систем специального образования и воспитания, представления особых услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья; - создать предпосылки для формирования гуманистически детерминированного профессионального мировоззрения у будущих педагогов и психологов системы специального образования. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «История специального образования» представляет собой дисциплину базовой части профессионального цикла. Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «История специального образования», является образование детей с нарушениями в развитии на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адапатационные и общеобразовательные системы. Профильными для данной дисциплины является коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная, исследовательская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: в области коррекционно-педагогической деятельности: компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с отклонениями в развитии; изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей с нарушениями в развитии как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур , в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей. в области диагностико-консультативной деятельности: психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей детей с нарушениями психофизического развития. в области исследовательской деятельности: планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения. Для.освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплин: «Педагогическая психология»; «Специальная педагогика»; «Педагогика»; «Специальная психология». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Организацию и содержание специальной психологической помощи», «Работа учителя-дефектолога в коррекционном классе», «Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании», «История логопедии», а также дисциплин по выбору студента, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации |